СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иследовательская работа Краски в нашей жизни - это изучение  и сравнение красок, используемых в повседневной жизни, получение некоторых из них. В  работе мы будем использовать акварель, пищевую краску и краску из сока овощей: свёклы и моркови.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стерлибашевская коррекционная школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья




Исследовательская работа

КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ





Автор: Абдурахимова Аделина

ученица 3 класса

Руководитель:

Мансурова Светлана Федаиловна

учитель начальных классов


с. Стерлибашево

2017 год

Оглавление


Введение ……………………………………………………………………… 2 - 3

1. Основная часть…………………………………………………………………4

1.1. Значение красок, способы их получения…………...…….………...4 - 5

1.2. Характеристика красок…………………………………..…………...6 - 8

2. Практическая часть……………………………………………………………9

2.1. Анкетирование………………………………………………………9 - 10

2.2. Эксперименты………………………………………………………11 - 12

3. Заключение……………………………………………………………………13

4. Источники……………………………………………………………………..14
















Введение

Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

Я люблю рисовать, и чаще всего я рисую фломастерами и акварельными красками, потому что ими легко рисовать. Яркие и сочные цвета поднимают настроение. Это очень увлекательно!

Однажды, я заметила, что мама красила для праздника яйца шелухой лука и соком свёклы. Это меня сильно заинтересовало. Оказалось, что можно раскрашивать предметы разными красителями. Поэтому, мне захотелось узнать о свойствах разных красок. Мама рассказала, что рисовать можно не только фломастерами и акварелью, но и другими красками. Дома можно красить предметы пищевыми красителями и соком овощей и фруктов.

Так я решила выяснить, есть ли краски в овощах и фруктах? Чем хороши пищевые краски? Можно ли полученными красками рисовать?

Перед началом работы и в ходе была изучена литература, кроме этого с мамой посетила сайты Интернета, которые помогли мне познакомиться с данной темой. Затем провела анкетирование в 3 - 4 классах с целью выявления знаний и интереса учащихся о разнообразии красящих веществ. В анкетировании приняли участие 9 человек. По результатам анкетирования, сделала вывод: что ребята любят рисовать и хорошо разбираются в красках, но не знают многих свойств этих красок.

Я решила проверить данные результаты и выполнить исследовательскую работу.

Целью моей работы стало: изучение и сравнение красок, используемых в повседневной жизни, получение некоторых из них. В своей работе мы будем использовать акварель, пищевую краску и краску из сока овощей: свёклы и моркови.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Выяснить значение красок, способы их получения. 
2. Провести анкетирование среди учащихся 3-4 классов. 
3. Обратиться за ответами на вопросы к учителю ИЗО. 
4. Сравнить свойства разных красителей, приготовить некоторые из них в домашних условиях.
5. Применить полученные краски для окрашивания бумаги, яичной скорлупы и ткани.

В работе мне помогут опыты и эксперименты:
1. Получение красок из сока свёклы, моркови.
Окрашивание ими бумаги, яичной скорлупы и ткани. 

2. Получение красок из пищевых красителей.
Окрашивание ими бумаги, яичной скорлупы и ткани. 

3. Окрашивание акварелью бумаги, яичной скорлупы и ткани. 
4. Опыт: Радуга из конфет «Скитлс».

Для работы я выбрала методы исследования:

1. изучение литературы;

2. анкетирование;

3. экспериментирование;

4. сравнение.














Основная часть.

    1. Значение красок, способы их получения



Исторически человек начинал изучать цвета с красок, которые он видел в природе. Позже он начал использовать красящие пигменты для украшения своего жилища и привлечения противоположного пола. Сегодня краски используются практически во всех сферах жизни человека и выполняют множество различных функций – от эстетической, например, в живописи, до бытовой – покраска стен в гостиной.

Краски представляют собой особую группу красящих веществ, которые широко применяются в повседневной жизни человека. Многих интересует вопрос о том, как получают краски. Основой для краски могут служить особые химические растворы, например, на основе водной дисперсии полимеров получают всем известную водоэмульсионную краску, на основе олифы – масляную, водного раствора органических полимеров – клеевую. Лаковая основа нужна для изготовления эмалевых красок, а главным элементом в составе силикатных красок является жидкое стекло.

Чтобы получить краску определенного цвета, добавляются различные красящие пигменты. Их особенность заключается в том, что они способны отражать не все лучи света, которые на них попадают. Принято различать три основных цвета – синий, красный и жёлтый. Именно благодаря смешиванию этих основных цветов в различных пропорциях можно получить все остальные цвета.

В настоящее время существует множество видов красок, которые различаются не только по цвету и составу, но и по сфере применения. В искусстве живописи используются краски на водной основе, например, акварель и гуашь. Главной чертой акварельного письма является полупрозрачность цветов и красок, которая создает особый эффект легкости и воздушности изображения. Гуашь использовалась для создания книжных миниатюр, плакатов, вывесок и театральных декораций. Ее особая структура позволяла добиться идеальной матовой поверхности и насыщенных цветов полотна. В монументальной живописи используются темперные краски на основе сухих пигментов. Темпера на деревянной основе с применением натуральных красящих пигментов – основа техники иконописи. Также с помощью темперных красок часто выполнялась настенная роспись. В современной живописи часто используют акриловые краски как альтернативу масляным. Преимущество таких красок в том, что при нанесении на поверхность, даже очень толстым слоем, они не образуют трещин после высыхания. Помимо живописи краски используются в декоре интерьера, оформлении зданий, строительстве. Также существуют краски для тканей, волос и татуировок, и многие другие. Значение цвета Цвет играет в жизни человека очень важную роль. Что такое цвет на самом деле? Цвет имеет огромное влияние на эмоциональное состояние человека. Так, различают цвета, которые возбуждают физическую активность, вызывают аппетит или, наоборот, расслабляют и успокаивают. С этой точки зрения очень важно подходить осознанно к выбору не только цвета краски для стен в спальне, но и цветов одежды и предметов, которые нас окружают.

Краски – это цветные красящие вещества, предназначенные для непосредственного использования в той или иной сфере быта. Краски могут быть органические и минеральные, а так же природные и синтетические.
Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и желтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и желтый краситель или, как говорят художники, пигмент. Черный пигмент дает уголь, белый - мел, лазорево-голубой или зеленый дает малахит и лазурит. Зеленый пигмент дают и окиси металлов.







    1. Характеристика красок.



Рисование – самое распространенное направление творческого развития детей. Для того чтобы научиться рисовать, вовсе не обязательно записываться в специализированный кружок или школу искусств. Для этого ребенку понадобятся альбом, краски и кисти.

В чем достоинства акварельных красок? Акварель — легкая, полупрозрачная краска, которая, судя из самого названия (аква — вода), для нанесения требует разбавления водой. Акварельные краски – одни из наиболее простых в работе. Они идеально подходят для юных художников, создающих свои первые изображения. Рисовать такими красками можно уже с 2-3 летнего возраста. И не беда, что кроха еще не умеет держать кисточку в руках, наносить краску на бумагу можно и ладошкой. Это еще увлекательнее, и доставит юному художнику множество положительных эмоций! Цвета акварельных красок насыщенные, но, в то же время, мягкие, а оттенки при размытии плавно перетекают друг в друга. Акварель придает картине тонкость и нежность. Так, после высыхания, акварельные краски образуют прочный слой, который со временем не растрескивается. А еще они не проступают на противоположную сторону бумаги. Акварельные краски можно наносить как на сухую бумагу, так и влажную. От этого зависит результат.

Краситель пищевой – это простой и доступный способ «раскрасить» пищевые продукты. Практически любой цвет, даже самый экзотический, разнообразные рисунки, орнаменты и фоны можно получить, используя пищевые красители. Из названия становится понятно, что краситель можно употреблять в пищу, поэтому он в обязательном порядке должен быть произведён только из безопасных продуктов или химических соединений. Ведь пищевой краситель может быть только двух видов – натуральный и синтетический.

Натуральные, природные пищевые красители – сырьё, получаемое из растений, животных и микроорганизмов.

Синтетические пищевые красители производят в виде порошка, жидкости (геля), карандашей и фломастеров.

Как правило, в качестве поставщиков цветовой гаммы натурального пищевого красителя выступают известные всем фрукты, овощи и ягоды.  Морковь,  лимон подарят насыщенный жёлтый, вишня, клюква и свёкла – красный и розовый. Для получения зелёного цвета используется шпинат и щавель. Чтобы получить коричневую окраску, берут чай, кофе и какао-порошок. Самую большую сложность вызывает синий цвет, который сложно отыскать в природе. Но и эту проблему решают с помощью «синих» ягод – ежевики и черники. Глубокий сине-чёрный цвет позаимствован у чернил каракатицы.

Синтетические пищевые красители изготовлены по сложным технологиям, имеют увеличенный срок хранения и цветовая палитра таких красителей поистине безгранична. Синтетические красители используются в основном для украшения кондитерских изделий – тортов и пирожных и для изготовления кондитерской мастики. И всё-таки самым известным и распространённым натуральным красителем пищевым является для наших хозяек луковая шелуха, в отваре которой ежегодно перед Пасхой отвариваются яйца, чтобы порадовать всех своим отличным насыщенным цветом и пользой для организма. Стоит помнить, о том, что если у вас есть какая либо пищевая аллергия, то даже натуральные красители могут быть для вас опасны.

Природные красители - органические соединения, которые вырабатываются живыми организмами. Красящими свойствами обладают сотни тысяч растений. Основным источником красок для изготовления нашими предками «крашеной одежды», которая считалась более нарядной и дорогой, чем одежда из некрашеной ткани, были натуральные красители. Для покраски хлопчатобумажной ткани использовала натуральные соки свеклы и моркови. Также сок моркови и свёклы применяют в кулинарии для украшения кондитерских изделий: тортов, пирожных, печенья; при изготовлении конфет, разных напитков. Соком этих овощей можно покрасить яйца. Можно и рисовать на бумаге или ткани.















































Практическая часть.

2.1. Анкетирование.

С целью выявления знаний и интереса учащихся о разнообразии красящих веществ я провела анкетирование в 3 - 4 классах. В анкетировании приняли участие 9 человек. Ребятам были заданы вопросы.

По результатам анкетирования можно сказать, что многие ребята не знают о существовании способа красить овощами и фруктами. Также не все школьники правильно выбрали свойство яркости и насыщенности красок. Важно отметить тот факт, что многие краски считаются вредными для здоровья детей. Об этом многие не знают. Надеюсь, что после исследований мне получится убедить своих сверстников в правильности выбора красок.



























2.2. Эксперименты.

1. Получение красок из сока свёклы, моркови
Окрашивание ими бумаги, яичной скорлупы и ткани.

Для получения красок из сока свёклы мы взяли кусок марли, тёрку и одну большую свеклу. Почистили, измельчили на терке и через марлю отжали сок. Также приготовили краску из моркови. Этими красками мы сделали рисунок на бумаге, покрасили образцы ткани и яйца. Хотя сок моркови и свёклы был насыщенным, предметы окрасились неодинаково. Цвет получился тусклым, не таким ярким, как сам сок. Лучше всего покрасилась ткань. Из сока свёклы получился розовый цвет, а морковь дала светло-жёлтую окраску. Такая краска безвредная, экологически чистая. После процесса покраски её можно съесть.


  1. Получение красок из пищевых красителей.
    Окрашивание ими бумаги, яичной скорлупы и ткани.

Для получения краски из пищевых красителей нам понадобились стаканчики, тёплая вода и набор красителей из четырех цветов. Из пакетов высыпали цветной порошок в стаканчики и налили воду. Деревянной палочкой размешали жидкость. Краска получилась насыщенной и яркой. Этими красками мы сделали рисунок на бумаге, покрасили образцы ткани и яйца. Лучше всего покрасилась ткань. Цвет яркий, приятный, однородный. Рисунок на бумаге получился нежным и насыщенным, но не совсем ярким.

Хоть и краски предназначены для покраски яиц, я не рекомендую их использовать детям маленького возраста, так как в составе на упаковке написаны непонятные выражения: Е102, Е122, Е142, Е133.


  1. Окрашивание акварелью бумаги, яичной скорлупы и ткани. 

Акварельными красками я покрасила рисунок на бумаге, ткань и яйца. Нам не понадобилось готовить краску, так как акварель легка и удобна в применении. На бумаге краска легла ровно, ярко. Зато яйца окрасились неоднородно. Образцы ткани получились насыщенными, яркими, после высыхания ткань оказалась жесткой, плотной. Безопасность для детей рекомендована изготовителем акварельных красок.


4. Опыт: Радуга из конфет «Скитлс».

Я предлагаю забавный опыт с разноцветными конфетами. Нужно подобрать подходящую тарелку и выложить Skittles по кругу, придерживаясь определённой цветовой схемы — например, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, фиолетовый. Затем в тарелку заливается горячая воды и конфеты начинают таять, образуя в тарелке настоящую радугу. Почему так происходит? Конечно же, потому что Skittles богаты разнообразными красителями. Хоть эти конфеты предназначены детям, я не рекомендую употреблять их в большом количестве, так как они могут вызвать аллергию.
























Заключение

Красочное семейство разнообразно: есть краски акварельные, гуашевые, натуральные, пищевые и т.д. Но мне было интересно получить краски в домашних условиях. Исследовательская работа может быть интересна и полезна ребятам увлекающимися опытами и экспериментами. Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых красителей уменьшает риск возникновения многих кожных заболеваний, различные проявления аллергических реакций, особенно в детском возрасте.

Окраска предметов соком овощей - это хороший способ в домашних условиях создать интересные цвета, добавлять в напитки, крема, применять как косметику. Сок не вызывает аллергии и можно употреблять в пищу. Но для рисования краска не удобна и получается тусклой.

Краски, сделанные на основе пищевых красителей, также можно использовать в быту, но больше всего они применяются для украшения тортов, пирожных, желе, они безопасны в пище. Но детям для творчества их использовать необходимо с осторожностью. Эти краски не совсем удобны в приготовлении.

Использование акварельных красок удобно для творчества, так как все компоненты являются нетоксичными, безопасными, поэтому не вызывают аллергию и абсолютно безвредны для здоровья детей.

Таким образом, мы достигли цели исследования. Я желаю Вам побольше ярких красок в вашей жизни и хорошего настроения!










Источники.

  1. Биология. Детская энциклопедия «Аванта», 1997 г. 

  2. Все обо всем – популярная энциклопедия для детей – М., 1995 г 

  3. Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.

  4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.: Дрофа, 2003.

  5. Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.

  6. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.- М.: Аванта+, 2005. 



Интернет - источники:

  1. http://www.about факты - plants.ru/ Растения – Интересные факты –   Красильные растения.

  2.  http://www.alhimikov.net/Природные красители.

  3. http://priart.narod.ru/ Окраска ткани растениями.

  4. http://mirknig.com/Краски  из растений.

  5. http://www.bestreferat.ru/Пасха. Традиции. Пасхальный стол.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!