СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: «Такая разная страна бумажная»

Нажмите, чтобы узнать подробности

XVI  ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учереждение

Гимназия №73

 

 

 

 

        Исследовательская работа по теме:

«Такая разная страна бумажная»            

 

 

 

 

                               Выполнила: Петрова Анастасия ученица 4”А” класса,

                                                                          “МБОУ” Гимназии №73”

                                                 Руководитель: Чурсина Галина Ермолаевна

                                                                              учитель начальной школы,

                                                                             “МБОУ” Гимназии №73”

 

                                     Новокузнецк 2016

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………

Глава I  Что такое бумага………………………………..

     1.1. Значение слова «бумага».

     1.2   История бумаги.

Глава II   Из чего в наше время изготавливают бумагу……………

Глава III.  Изготовление бумаги в домашних условиях……………………

Заключение. ……………………………………………………………….

Ресурсы, посвященные бумаге………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение.

Однажды я смотрела мультфильм «Бумажки». Он рассказывает о приключениях бумажных героев - лося по имени Аристотель и дятла по имени Тюк-тюк - в Бумажной стране, где все сделано только из бумаги, картона и канцелярских атрибутов (скотч, скрепки и т. д.). Каждая серия является отдельным увлекательным приключением, которое разворачивается вокруг новой поделки из бумаги. Приключение перемежается вставками «для умелых рук» (по одной на серию), из которых зрители узнают как из бумаги и картона при помощи ножниц и клея можно самому сделать бумажную поделку или нового персонажа. Таким образом, зритель вовлекается в своеобразную игру, предполагающую творчество и развитие многих полезных навыков, отвлекающих детей от увлечения компьютером. 

 

С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются.  Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. У нас дома скапливается много различных бумажных отходов.  Можно ли из них самому сделать бумагу? И если можно, то как?

 

 

 

 

 

 

 

Цель работы: узнать о бумаге,  как производят,  можно ли сделать в домашних условиях.

Задачи исследования:

- узнать: что такое бумага, из чего она состоит,

- рассмотреть разновидности бумаги,

- провести практическую работу.

1.     На чем писали люди, когда не было бумаги.

2.     История бумаги.

3.     Как делают бумагу в наше время.

4.     Методы изготовления бумаги в домашних условиях.

5.     Как уберечь лесные массивы

 

Объект исследования: Бумага.

Предмет исследования: Изготовление бумаги в домашних условиях.

Гипотеза:  

Бумагу изготавливают из дерева.

Бумагу можно сделать самим в домашних условиях.

.Если изучить дополнительную информацию, то можно узнать о изготовлении бумаги в домашних условиях.

Методы исследования:  размышления, наблюдения, практические опыты, собственный опыт, чтение  книг, сбор информации, анализ  собранных  результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Что такое бумага

 

1.Значение слова «бумага»

   Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса - чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идёт через столетия. Каждый день в школе благодаря бумаге мы приобщаемся к знаниям. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой.

Так что же такое бумага?

Бумага - многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист.

Бумага - материал для письма, печатания, а также для других целей.

2.История бумаги

   История бумаги началась много столетий назад.   Материалы для письма на протяжении нескольких веков претерпели значительные изменения.

Изначально древние люди  выполняли письмена на  камне. Это объяснялось его доступностью. Однако, определенные трудности в использовании (невозможность быстрой записи, сложность в обработке) привели к вынужденному отказу от него как от материала для письма.

Следующим этапом на пути преобразования письменного материала было использование глины - легкодоступного, повсеместно встречающегося природного материала. Мягкость и податливость глины позволяли использовать в качестве инструмента тонкую заостренную палочку. Высушенная и обожженная на огне плитка становилась твердой, как камень, и хранилась на протяжении длительного времени.

На Руси  самым распространенным материалом для письма была береста –наружная часть берёзовой коры, это был самый дешёвый и доступный материал. 

В Египте материалом для письма был папирус, достоинствами которого были мягкость и гибкость. Для его производства брали стебель одноименного растения (папируса), резали его на тонкие ленты, которые складывались вместе и сушились вместе под прессом. Ленты склеивались между собой в одно полотно, которое затем высушивали на солнце и разглаживали свиным зубом. Его охотно покупали в соседних странах.  Из папирусных свитков создавались целые библиотеки. На папирусных свитках писали заострённой палочкой, обмакивая её в краску.

Во втором веке до н.э. в Малой Азии развилось крупное ремесленное производство нового письменного материала - пергамента. Для изготовления пергамента использовалась кожа с теленка, козленка или барашка. 

Первый опыт в производстве бумаги принадлежит китайцам. Ручное изготовление бумаги освоили в Китае почти 2000 лет назад. Бумагу изготавливали из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки.

В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности.

От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру.

Бумага собственного производства в России появилась в середине 16 века при Иване Грозном. Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Пётр Первый.  Для поощрения бумажного производства в России он запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу. По указу Петра было построено несколько бумажных предприятий под Москвой и Петербургом.

Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена русскими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 году пущена в работу на Петергофской бумажной фабрике.

 

 

                     Глава 2. Из чего в настоящее время изготавливают бумагу

 

1.Производство бумаги в наше время.    

Бумажные фабрики – это огромнейшие предприятия с современной техникой и оборудованием. Поскольку для производства бумаги требуется древесина и много воды, бумажные фабрики строят обычно на берегах больших рек.

       В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Но дерево растет долго, а бумаги людям нужно много. Кроме того, деревья и другие растения нужны, чтобы очищать воздух, которым мы дышим. Люди стараются беречь леса, поэтому придумали машины, которые изготовляют новую бумагу из использованной (макулатуры).

 

 

Глава 2.Бумага ручной работы

 

 "Рукотворная" бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности — вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.   Производить ее можно из всего, чего угодно, из любой новой и использованной макулатуры. В Тайланде например изготавливают бумагу из слонового помёта. Как известно, слоны съедают около 250 кг пищи в день. Соответственно, около 50 % потребляемой пищи они производят наружу в виде помета. Так как они по натуре травоядные, то отходы, которые они производят, образующиеся в основном сырой клетчатки, являются идеальным материалом для изготовления бумаги. 500 листов тонкой бумаги можно сделать из 15 кг навоза слона.

Слоновий помет сначала  собирают и сушат. Затем они дезинфицируются и промываются водой. Затем кипятят в баке в течение четырех часов, чтобы он стал  чистым и мягким. Смешиваются с водой и красителями, и их кладут в блендер. Для окраски используются водорастворимые красители. Получается очень красивый материал. Затем готовый продукт в виде бумаги, блокнотов, записных книжек и фотоальбомов продают туристам  в качестве экзотического продукта. Можно отметить, несмотря на первичный материал, вся продукция пользуются огромной популярностью среди приезжих и туристов. Также говорят, что на такой бумаге в Таиланде разрешается писать только самому императору.

У многих наверняка возникает вопрос, а для чего всё это нужно? Кому то покажется данная идея смешной или даже глупой. А ответ ведь очевиден - несколько тонн помета спасают от вырубки километры лесов! И стоит задуматься, что на самом деле это совсем не смешно, а очень дальновидно и умно, дабы уметь пользоваться подобными технологиями, чтобы как можно меньше наносить вреда нашей Матушке-природе!

 

 

 

 

Глава3. Изготовление бумаги своими руками.

И так, бумагу производят из древесины, а значит с каждой моей тетрадкой деревьев становится все меньше и меньше. Что же делать? Можно ли как-то самому сделать бумагу, не рубя при этом деревья?

Для ответа на этот вопрос я провел анкетирование среди учеников 4 класса, в котором приняли участие 25 человек.

Они отвечали на следующие вопросы:

Из чего делают бумагу? Можно ли сделать бумагу дома и как? Нужно ли бережно относиться к бумаге и зачем?

Я получил следующие результаты: 23 опрошенных знают, что бумагу делают из дерева; 21 человек сказали, что к бумаге нужно относиться бережно, объясняя это тем, что:

Если тратить много бумаги, могут исчезнуть деревья Бумага хрупкая и если к ней не относиться бережно, она может порваться.

12 человек сказали, что бумагу дома можно сделать, но как, они не знают, а 13 – что бумагу дома сделать нельзя. При этом, хотели бы узнать, как делается бумага 21 человек.

Итак, оказывается, эта тема интересна не только мне, но и моим одноклассникам. Изучив информацию из интернета, я нашел несколько способов изготовления бумаги и опробовал их на практике. Бумага получившаяся у меня, конечно больше напоминает картон, но при этом она получилась достаточно красивой, а делать ее было интересно.

   Есть разные методы изготовления бумаги  ручным способом.

Метод № 1

Вам понадобится: 

Любая ненужная бумага т.е исписанные тетрадки ,миксер, вода, крахмал, кастрюля, поднос, марля, решётка (можно применить решётку от лотка домашних животных)  утюг, полотенца.

Процесс изготовления:

1.Старые тетрадки, разорвем их на маленькие кусочки. Положим в кастрюльку и зальем водой.

2. Поставить кастрюлю на огонь, чтобы бумага стала мягче.

3. С помощью миксера измельчить до однородной массы.

4. Добавим крахмал.

5. На решетку положим марлю, можно москитную сетку.

6. Выльем на решётку полученную массу.

7. Бумагу накрываем кухонным полотенцем и проглаживаем горячим утюгом.

8. Затем убираем полотенца и оставляем бумагу до полного высыхания.

 

Метод № 2

Вам понадобится: 

цветные салфетки ,миксер, вода, крахмал, кастрюля, поднос, марля, решётка (можно применить решётку от лотка домашних животных)  утюг,полотенца.

Процесс изготовления:

1. Возьмем цветные салфетки, разорвем их на маленькие кусочки. Положим в кастрюльку и зальем водой.

2. С помощью миксера  до однородной массы.

3. Добавим крахмал.

4. На решетку положим марлю, можно москитную сетку.

5. Выльем на решётку полученную массу.

6. Бумагу накрываем кухонным полотенцем и проглаживаем горячим утюгом.

7. Затем убираем полотенца и оставляем бумагу до полного высыхания.

Из салфеток я получил бумагу более тонкой структуры.

 

 

Метод № 3

Вам понадобится: 

Древесные опилки (наполнитель для домашних животных), миксер, вода, крахмал, кастрюля, поднос, марля, решётка (можно применить решётку от лотка домашних животных),  утюг, полотенца.

Процесс изготовления:

1.Древесные опилки  положим в кастрюльку и зальем водой.

2. Поставить кастрюлю на огонь, чтобы опилки разбухли.

3. С помощью миксера измельчить до однородной массы.

4. Добавим крахмал.

6. Полученную массу прокипятим, дав лишней влаги испарилться.

5. На решетку положим марлю, можно москитную сетку.

6. Из этой смеси сформируем лист бумаги.

7. Бумагу накрываем кухонным полотенцем и проглаживаем горячим утюгом.

8. Затем убираем полотенца и оставляем бумагу до полного высыхания.

 

 

 

Заключение 

 

    Как показали мои опыты - из бытовых отходов можно делать бумагу, не используя  древесину, а значит можно сберечь большую часть леса, которая сделает нашу планету чище.

     При переработке 69 кг макулатуры - сохраняется одно дерево. При получении 1 тонны переработанной бумаги сохраняется 17 деревьев. В бытовом мусоре содержится 34 миллиона тонн бумаги.

     На производство 60кг бумаги уходит одно дерево. Каждый год вырубается  125 миллионов  деревьев. Поневоле задумаешься о том, что же будет дальше с нашей планетой?  И первым делом захочется остановить или хотя бы сократить вырубку лесов! Ведь леса – это еще и «легкие» планеты!

     Потребление бумаги растет, сбором макулатуры, которая используется как вторичное сырье, В России мало кто занимается, поэтому есть реальная необходимость не только обозначить эту проблему, а решать ее незамедлительно.

    Я хочу порекомендовать ученикам нашей школы высадить по дереву, тем самым вернуть природе малую часть того, что она даёт нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: «Такая разная страна бумажная»»

Загадочная и  удивительная Страна бумажная Выполнила: Петрова Анастасия Ученица 4 класса «А» Руководитель: Чурсина Галина Ермолаевна МБОУ «Гимназия №73»

Загадочная и удивительная Страна бумажная

Выполнила: Петрова Анастасия

Ученица 4 класса «А»

Руководитель: Чурсина Галина Ермолаевна

МБОУ «Гимназия №73»

 « Люди желают, чтобы доступ к  информации предоставлялся не только  нескольким нажатием клавиш. Они  ведь желают её ещё и потрогать. Им  нравится прикасаться к страницам, загибать их, делать пометки на полях».

« Люди желают, чтобы доступ к  информации предоставлялся не только  нескольким нажатием клавиш. Они  ведь желают её ещё и потрогать. Им  нравится прикасаться к страницам, загибать их, делать пометки на полях».

Тема проекта : « Загадочная и удивительная Страна бумажная».

Тема проекта : « Загадочная и удивительная Страна бумажная».

 Цель проекта: Выяснить где, когда и как появилась бумага; узнать, можно ли сделать бумагу в домашних условиях.

Цель проекта: Выяснить где, когда и как появилась бумага; узнать, можно ли сделать бумагу в домашних условиях.

Задачи исследования:  1. Изучить историю возникновения бумаги.  2. Рассмотреть технологию изготовления бумаги в быту.  3. Изготовить опытным путём образец бумаги в домашних условиях.  4. Показать применение полученной бумаги.

Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения бумаги. 2. Рассмотреть технологию изготовления бумаги в быту. 3. Изготовить опытным путём образец бумаги в домашних условиях. 4. Показать применение полученной бумаги.

  Гипотеза:  Доказать, что бумагу можно изготовить в домашних условиях.

Гипотеза: Доказать, что бумагу можно изготовить в домашних условиях.

  Объект исследования: бумага.  Предмет исследования: бумага, сделанная в домашних условиях.

Объект исследования: бумага. Предмет исследования: бумага, сделанная в домашних условиях.

 Методы исследования:  Анализ теоретического материала.  Социологический опрос.  Эксперимент. Проверка способа получения бумаги в домашних условиях.

Методы исследования: Анализ теоретического материала. Социологический опрос. Эксперимент. Проверка способа получения бумаги в домашних условиях.

    Бумага    – это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном  из целлюлозных волокон. Длина растительных волокон 1 – 2 мм, диаметр- около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.

    Бумага    – это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном  из целлюлозных волокон. Длина растительных волокон 1 – 2 мм, диаметр- около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.

Писали на камнях, стенах пещер Писали на пергаменте, на глиняных плитах

Писали на камнях, стенах пещер

Писали на пергаменте, на глиняных плитах

Бумагу изобрёл в 105 году учёный Цай Лунь. Бумажное дерево -Бруссонетия бумажная

Бумагу изобрёл в 105 году учёный Цай Лунь.

Бумажное дерево -Бруссонетия бумажная

В Египте с III тыс. до н.э научились делать почти настоящую бумагу (папирус) из высокого тростника.

В Египте с III тыс. до н.э научились делать почти настоящую бумагу (папирус) из высокого тростника.

На Руси береста служила вместо бумаги

На Руси береста служила вместо бумаги

Бумага собственного производства появилась в России в XVI веке при Иване Грозном

Бумага собственного производства появилась в России в XVI веке при Иване Грозном

Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Пётр Первый.

Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Пётр Первый.

Бумажные фабрики - это огромные предприятия с современной техникой и оборудованием.

Бумажные фабрики - это огромные предприятия с современной техникой и оборудованием.

Листочки порвала на мелкие кусочки и залила водой. Оставила на 8 часов. Миксером взбила до однородной кашицы.

Листочки порвала на мелкие кусочки и залила водой. Оставила на 8 часов. Миксером взбила до однородной кашицы.

Взяла дуршлаг и слила воду. Аккуратно выложила на газеты и разровняла. Скалкой убрала лишнюю воду. Прогладила утюгом.

Взяла дуршлаг и слила воду. Аккуратно выложила на газеты и разровняла. Скалкой убрала лишнюю воду. Прогладила утюгом.

Положила под пресс. Прошло пять дней. Вот что получилось.

Положила под пресс.

Прошло пять дней.

Вот что получилось.

Ребята ответили на следующие вопросы:  На чем писали люди до появления бумаги?  Из чего делают бумагу?  Можно ли сделать бумагу в домашних условиях?  Куда деваются прочитанные газеты и журналы?

Ребята ответили на следующие вопросы: На чем писали люди до появления бумаги? Из чего делают бумагу? Можно ли сделать бумагу в домашних условиях? Куда деваются прочитанные газеты и журналы?

Ребята разделились на четыре группы.

Ребята разделились на четыре группы.

Миксером взбили бумажную кашицу и добавили краску.

Миксером взбили бумажную кашицу и добавили краску.

Скалкой убрали лишнюю воду и аккуратно разровняли.

Скалкой убрали лишнюю воду и аккуратно разровняли.

Прошла неделя. Вот что получилось.

Прошла неделя. Вот что получилось.

Выводы: В результате проведенного исследования, я узнала где, когда и как появилась бумага, а также из чего она состоит, и какими свойствами обладает. Научилась сама получать её в домашних условиях. Я уже поделилась своим опытом с ребятами нашего класса, но хочу чтобы об этом узнали все. Поэтому написала памятку по изготовлению бумаги в домашних условиях.

Выводы:

В результате проведенного исследования, я узнала где, когда и как появилась бумага, а также из чего она состоит, и какими свойствами обладает. Научилась сама получать её в домашних условиях. Я уже поделилась своим опытом с ребятами нашего класса, но хочу чтобы об этом узнали все. Поэтому написала памятку по изготовлению бумаги в домашних условиях.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!