СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Мой прадедушка - мой герой."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Мой прадедушка - мой герой" выпонена учеником Дмитриевым Леонидом - Дипломантом  Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Мой прадедушка - мой герой."»

29


Министерство образования и науки Республики Бурятия


МБОУ Российская гимназия №59





Всероссийский фестиваль

творческих открытий и инициатив

«Леонардо»

 





Тема: «Мой прадедушка – мой герой»

 







Автор: Дмитриев Леонид, ученик 3 класса

МБОУ Российская гимназия №59

Руководитель: Семешкова Ирина Степановна

 

 



 



г. Улан-Удэ

2020 г.



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3


Глава 1. Составление жизнеописания моего прадедушки Базарова Эрдыни Базаровича и его участие в Великой Отечественной войне…………………....5

    1. Довоенная биография Базарова Эрдыни Базаровича……………………5

    2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг……………………………..6

    3. Сталинградская битва 17.07.1942 г. – 2.02.1943 г……………………….7

    4. Курская битва 05.07.1943 г. – 23.08.1943 г………………………………9

    5. Освобождение г. Будапешта 23.10.1944 г. – 13.02.1945 г……………...10

    6. Боевые подвиги моего прадедушки Базарова Эрдыни Базаровича……11

    7. Послевоенная биография Базарова Эрдыни Базаровича……………….13


Глава 2. Анкетирование «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.»…..15

    1. Анкетирование «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.» ……...15

    2. Результаты анкетирования «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.» …………………………………………………………………………16



Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованных источников…………………………………….…......21

Приложения ……………………………………………………………………..22









Введение

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. очень тяжелый период в истории нашей Родины.

Прошло более 74 лет с того памятного дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Горькой страницей вошла в нашу историю эта война. Но эта тема продолжает оставаться актуальной и по настоящее время. Война длилась долгих четыре года и отозвалась глубокой болью в сердце нашего народа, она отняла миллионы жизней, опустошила души, осиротила матерей, жён и детей. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда.

Объектом нашего исследования являются собранные материалы о моем прадедушке Базарове Эрдыни Базаровиче.

Предметом исследования следует считать боевой путь, пройденный моим прадедушкой в Великую Отечественную войну.

Цель моей работы заключается в изучении истории моей семьи.

Для достижения этого были поставлены следующие задачи:

  1. изучение материалов о Великой Отечественной войне;

  2. изучение, анализ архивных документов, обобщение литературы и составление жизнеописания моего прадедушки;

  3. проведение анкетирования и определение его результатов.

Теоретическая основа работы представлена научными трудами и разработками ученых и исследователей, внесших значительный вклад в тематику исследования.

Методы исследования: метод изучения и анализа литературы, метод сбора и анализа информации, метод наблюдения, метод эксперимента (анкетирование), метод интервьюирования.

Структура работы обусловлена внутренней логикой изложения проблемы и состоит из введения, двух глав и списка используемой литературы. Первая глаза называется «Составление жизнеописания моего прадедушки Базарова Эрдыни Базаровича и его участие в Великой Отечественной войне» и содержит военный путь, прошедший моим прадедушкой. Вторая глава звучит как «Анкетирование «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.» В данной главе проводится анкетирование среди учащихся 3-4 классов Российской гимназии №59 и делаются выводы на основе этого. В списке литературы перечислены все источники, использованные в данной работе.
























Глава 1. Составление жизнеописания моего прадедушки Базарова Эрдыни Базаровича и его участие в Великой Отечественной войне.


    1. Довоенная биография Базарова Эрдыни Базаровича.

Мой прадедушка Базаров Эрдэни Базарович родился 3 января 1923 года в улусе Олон-Шибирь Мухоршибирского аймака Бурят-Монгольской АССР (приложение 1).

Подростком лишился родителей. Его отец Базаров Базар Бадлаевич был раскулачен, репрессирован в 1937 году. Нажитое имущество было отдано государству. Был расстрелян в г. Чите, в 1937 г. После Великой Отечественной войны был амнистирован [1].

Мой прадедушка стал основным помощником матери. У него было 3 сестры и 2 брата.

Мать умерла рано. Дальнейшее воспитание детей взял дядя по материнской линии.

Поступил в первый класс Хараузской начальной школы Петровск-Забайкальского района Читинской области в 1930 г. После окончания начальной школы продолжил обучение в средней школе г. Петровск-Забайкальский. Получил среднее образование в 1940 г. Продолжил обучение в училище г. Петровск-Забайкальский.











    1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Великая Отечественная война (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года) -война СССР против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии). Важнейшая составная часть Второй мировой войны, завершившаяся победой Красной армии и безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии.

Военно-политическое руководство Третьего рейха, рассчитывая на стратегию молниеносной войны («блицкриг»), подготовило план агрессии против Советского Союза, получивший кодовое именование «План „Барбаросса“». В войне против СССР ставилась цель ликвидировать советское государство, завладеть его богатствами, физически истребить основную часть населения и «германизировать» территорию страны вплоть до Урала — план «Ост» [2]. Для советского народа Великая Отечественная война стала справедливой войной за свободу и независимость его Родины ради уничтожения нацизма в Европе и во всем мире.


Началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Мой прадедушка был призван в ряды Советской Армии в 1941 г. Длительное время находился в г. Чите и в конце ноября 1942 г. поездом вместе с другими солдатами был направлен на запад.









    1. Сталинградская битва 17.07.1942 г. – 2.02.1943 г.


Сталинградская битва — одно из важнейших сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн между Красной армией и Вермахтом при поддержке армий стран «оси». Происходила на территории современных Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и Республики Калмыкии (приложение 2).

Немецкое наступление продолжалось с 17 июля по 18 ноября 1942 года, его целью был захват большой излучины Дона, волгодонского перешейка и Сталинграда (современный Волгоград).

Осуществление этого плана блокировало бы транспортное сообщение между центральными районами СССР и Кавказом, создало бы плацдарм для дальнейшего наступления с целью захвата кавказских месторождений нефти.

За июль—ноябрь Красной Армии удалось заставить немцев увязнуть в оборонительных боях, за ноябрь-январь окружить группировку немецких войск в результате операции «Уран», отбить деблокирующий немецкий удар «Винтергевиттер» и сжать кольцо окружения к развалинам Сталинграда. Окружённая группировка капитулировала 2 февраля 1943 года, в том числе 24 генерала и фельдмаршал Паулюс.

Эта победа после череды поражений 1941—1942 годов положила начало «коренному перелому» (перехвату советским командованием стратегической инициативы) в войне. По количеству суммарных безвозвратных потерь (убитые, умершие от ран в госпиталях, пропавшие без вести) воевавших сторон, Сталинградская битва стала одной из самых кровавых в истории человечества [3].


По рассказам моего прадедушки: «Полк не доехал до Сталинграда 100 км. Это расстояние шли пешком в темное время суток, чтобы не привлекать внимание врагов». Мой прадедушка участвовал в Сталинградской битве. Служил радистом. Отважно сражался, в одном из боев Сталинградской битвы получил сквозное пулевое ранение в грудь. Был направлен в военный госпиталь.





























    1. Курская битва 05.07.1943 г. – 23.08.1943 г.


Курская битва - совокупность стратегических оборонительно (5—23 июля) наступательных (12 июля — 23 августа) операций Красной армии в Великой Отечественной войне с целью сорвать крупное наступление сил вермахта и разгромить его стратегическую группировку (приложение 3). По своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Самое крупное танковое сражение в истории. В нём участвовали около 2 млн человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолётов; сражение проложило «путь к великим советским наступательным действиям 1944-45 годов» [4].


Мой прадед Базаров Эрдыни Базарович участвовал в Курской битве. В июле 1943 года в одном из кровопролитных боев получил осколочное ранение в голову. Был контужен. Проходил лечение в госпитале, но осколок остался в голове.













    1. Освобождение г. Будапешта 23.10.1944 г. – 13.02.1945 г.


Будапештская операция - стратегическая наступательная операция южного крыла советских войск в ходе Второй мировой войны в 1944—1945 годах. Проводилась силами 2-го и 3-го Украинских фронтов в период с 29 октября 1944 по 13 февраля 1945 года с целью разгрома немецких войск в Венгрии и вывода этой страны из войны [5]. Кроме того, наступление предполагало блокировку вражеских войск на Балканах (приложение 4).


Мой прадедушка Базаров Эрдыни Базарович участвовал в освобождение г. Будапешта в январе – феврале 1945 г. Награжден медалью «За взятие Будапешта».



















    1. Боевые подвиги моего прадедушки Базарова Эрдыни Базаровича.

Мой прадедушка не любил рассказывать о войне, о сражениях, меня же очень интересовали боевые подвиги моего прадедушки Базарова Эрдыни Базаровича, и я пошел в Государственный архив Республики Бурятия. В архиве нашел следующие документы.

Наградной лист от 22.01.1944 г. (приложение 5).

«В боях с немецкими захватчиками с 14 по 20 января 1944 г. в районе Насва - Никитино Эрдыни Базарович под артиллерийским обстрелом противника устранил 35 прорывов телефонной связи между НП командира бригады и КП 471 МП, чем обеспечил управление огнём полка» - краткое изложение личного боевого подвига из наградного листа.

Награжден правительственной наградой медалью «За отвагу».


Наградной лист от 12.11.1944 г. (приложение 6).

«Товарищ Базаров в бригаде со дня её формирования. Участник боёв в Брянском фронте. Работая телефонистом батареи Управления бригады, оказал высокое мастерство и знание своего дела. Находясь в боевых порядках пехоты проявлял мужество и отвагу, непосредственно под ружейно-пулемётным огнём противника исправлял порывы линии связи, что давало возможность успешно корректировать огнём миномётов.

В период наступательных боёв с 10 июля 1944 г. по 7 ноября 1944 г. по освобождению Калининской области, Латвийской ССР и её столицы г. Рига непрерывно находился на передовом НП командира бригады.

С 25 октября по 7 ноября при прорыве сильно укреплённой обороны немцев и в боях за овладение городами: Бэнэ, Ауце, товарищ Базаров находился на передовом НП Командира 474 МХП, обеспечивая связью НП командира бригады с НП командира полка. Связь работала бесперебойно.

Товарищ Базаров под сильным артиллерийским миномётным и ружейно-пулемётным огнём противника, рискуя жизнью, устранил 33 повреждения телефонной линии связи, тем самым обеспечил управление огнём и способствовал успеху операции.

Несмотря на перелом кости ноги, до последнего дня перед уходом в госпиталь, оставался в строю, выполняя свои обязанности» - краткое изложение личного боевого подвига из наградного листа.

Награжден правительственной наградой ордена «Слава 3 степени».

Я горжусь своим героическим прадедушкой, равняюсь на него, благодарю за мирное небо, счастливую жизнь.






















    1. Послевоенная биография Базарова Эрдыни Базаровича.


9 мая 1945 г. в ознаменование победы Советского Союза над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. указом Президиума Верховного Совета СССР был объявлен Днем Победы. Никогда в стране еще не было такого радостного и одновременно душевного подъема, как в этот день.

День Победы мой прадедушка встретил со своими сослуживцами на фронте. В годы войны вступил в ряды Коммунистической партии. В ноябре 1945 г. вернулся с войны.

В 1947 г. поступил в сельскохозяйственный институт, получил специальность «агроном». Трудовую деятельность начал с бригадира, затем был управляющим совхоза «Эрдэм».

При организации совхоза «Одон» был назначен главным агрономом. В 1953-1954 гг. закончил курсы повышения квалификации партийных руководителей.

Эрдыни Базарович всегда отличался добросовестностью, работоспособностью [6].

Был награждён многочисленными грамотами дирекции и парткома совхоза «Одон», райкома КПСС и исполкома аймачного Совета депутатов трудящихся, Обкома КПСС и Совета Министров Бурятской АССР.

За доблестный и плодотворный труд ему присвоено почётное звание «Заслуженный агроном Бурятской АССР». В архиве я нашел газету «Буряад унэн» от 19.09. 2002 г. со статьей Раднаева Булата «Cэнтэйл даа, ошоhон тэдэ он жэлнууд» о моем прадедушке, его трудовом пути и о награждении (приложение 7).

В 1946 году родился мой дедушка, Базаров Бальжинима Эрдынеевич. Всего в семье Эрдыни Базаровича шестеро детей: трое сыновей и трое дочерей. Все дети получили высшее образование. На сегодня у Эрдыни Базаровича 15 внуков, 30 правнуков.

Мой прадедушка всегда был достойным примером для своих детей, внуков и правнуков, как нужно жить, любить жизнь и ценить мир на Земле.





























Глава 2. Анкетирование «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.»

    1. Анкетирование «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.» и его результаты.

Меня заинтересовал вопрос, что знают о Великой Отечественной войне мои ровесники. Мною было проведено анкетирование среди учеников 3-4 классов нашей гимназии (приложение 8). В опросе принимало участие 54 человека.
























    1. Результаты анкетирования «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.»


Результаты анкетирования представлены следующими диаграммами и выводами.

  1. Когда началась Великая Отечественная война?

98 % детей знают точную дату начала Великой Отечественной войны.


  1. Когда закончилась Великая Отечественная война?


91 % детей знают точную дату окончания Великой Отечественной войны. 5 детей не знают.


  1. Против кого воевали советские солдаты?


Большинство учащихся (91%) имеют представления о том, кто был противником советских солдат в Отечественной войне.

  1. О каких сражениях Великой Отечественной войны ты знаешь?

63% детей, 34 человека смогли назвать сражения Великой Отечественной войны. В основном, называли Сталинградскую битву, Курскую битву, битву за Москву.


  1. Как ты понимаешь, что такое война?




Многие из опрошенных написали, что война – это кровопролитные сражения, это страх, смерть, боль, долгие битвы, сражения.


  1. Какой город почти три года находился в блокаде?

Только 80% ребят дали верные ответы. Встречались такие варианты, как Санкт-Петербург, Москва.


  1. Имена каких героев Великой Отечественной войны тебе известны?

Смогли назвать героев Великой Отечественной войны 50% детей. Называя имена героев Великой Отечественной войны наиболее часто, ребята упоминали Г.К. Жукова, С.Н. Орешкова, В.Б. Борсоева, И.М. Чертенкова, И.А. Вакарина.


  1. Какими орденами и медалями награждали наших воинов?

Лишь 26% учащихся назвали медали и ордена: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны. Остальные либо не ответили, либо дали неверные ответы, такие как: орден Труда, орден Чести.


  1. Кто рассказал тебе о Великой Отечественной войне?

63% детей основным источником информации о войне является семья: бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка, родители. 30 % детей указали учителя, школу. Встречаются учащиеся, которым о войне рассказали в детском саду.


  1. Кто из твоих родных принимал участие в Великой Отечественной войне?

Следующий вопрос непосредственно относится к проблеме семейной памяти: 93% учащихся сумели чётко сказать, кто из родных воевал.

Проведя анкетирование, можно сделать вывод: необходимо больше изучать события времен Великой Отечественной войны: читать книги, беседовать, записывать рассказы людей старшего поколения, ходить в музеи, смотреть фильмы, слушать музыку.

Освоение этих богатств, которые посвящены подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, позволит моим ровесникам сохранить историческую память и передать её.





Заключение


При написании данной исследовательской работы было сделано: изучение материалов о Великой Отечественной войне; изучение, анализ архивных документов, обобщение литературы и составление жизнеописания моего прадедушки Базарова Эрдыни Базаровича, его боевой путь; проведение анкетирования и определение его результатов.

На основании проведенного исследования делаются следующие выводы:

  1. Я больше узнал о своем прадедушке Базарове Эрдэни Базаровиче, мужественном человеке – защитнике Отечества, участнике Великой Отечественной войны. Я горжусь, что в нашей семье был такой герой, как мой прадедушка: мудрый, скромный, добрый и смелый.

  2. Я изучил историю Великой Отечественной войны, основные сражения, даты.

  3. На основе проведенного анкетирования я понял, что нужно больше узнавать о подвиге нашего народа в священной войне 1941-1945 гг.


Мы должны помнить имена героев Великой Отечественной войны и гордиться их подвигом во имя свободы нашей Родины. Ведь забвение — это первый шаг на пути к повторению событий.










Список использованных источников


  1. Интервью с двоюродным дедушкой Базаровым Балдан - Цыреном Эрдынеевичем 16.10.19 г.

  2. Военный энциклопедический словарь, М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», издательство «Рипол классик», 2002, ст. «Великая Отечественная война Советского Союза 1941—1945»

  3. Лубченков Ю. Н. 100 великих сражений Второй мировой. — М.: Вече, 2008.

  4. Гланц Д., Хауз Д. Курская битва. Решающий поворотный пункт Второй мировой войны. М., 2007. -365 с.

  5. Будапештская операция 1944-1945 гг. www.booksite.ru

  6. Раднаев Булат. Cэнтэйл даа, ошоhон тэдэ он жэлнууд //Буряад унэн. 2002. №38. С.20.

  7. Книга Памяти: Возрождение духа /отв.ред. Т.Е. Санжиева. Улан-Удэ: Изд-во «Полипринт», 2015.-376 с.: ил.

  8. Память народа. https://pamyat-naroda.ru

  9. Наша Победа. https://www.nashapobeda.lv













Приложения

Приложение 1


Базаров Эрдыни Базарович























Приложение 2



Карта Сталинградской битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.



















Приложение 3



Карта Курской битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.






Приложение 4



Карта освобождения г. Будапешта в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.















Приложение 5



Наградной лист медали «За отвагу» Базарова Эрдыни Базаровича


Приложение 6


Наградной лист ордена «Слава 3 степени» Базарова Эрдыни Базаровича


Приложение 7









Приложение 8


Анкета «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»

  1. Когда началась Великая Отечественная война?


  1. Когда закончилась Великая Отечественная война?



  1. Против кого воевали советские солдаты?



  1. О каких сражениях Великой Отечественной войны ты знаешь?



  1. Как ты понимаешь, что такое война?



  1. Какой город почти три года находился в блокаде?



  1. Имена каких героев Великой Отечественной войны тебе известны?



  1. Какими орденами и медалями награждали наших воинов?



  1. Кто рассказал тебе о Великой Отечественной войне?



  1. Кто из твоих родных принимал участие в Великой Отечественной войне?