СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Моя малая Родина"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа выполнена группой учащихся 7 класса на областной конкурс "Юный архивист"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Моя малая Родина"»

Московский областной конкурс

юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист»









История моей малой Родины











Авторы: Гучкова Мария, Курятникова Даша

Черемина Жанна – учащиеся 7 класса

МОУ Подъячевская СОШ

Дмитровкого района Московской области



Руководитель: Шмарковская Надежда Юрьевна

учитель географии


тел. 89032178074







С. Подъячево

2018 год

Оглавление

I. Введение ………………………………………………………… 3,4

II. Методика и результаты исследования

2. 1.Для чего нужно знать историю своего села? ……………... 5

2.2. История нашего села………………………………………………...6-12

2.3 Что значит любить свою Родину? ……...……………………………13

2.4. Анкетирование среди одноклассников, с целью выяснения знаний

о своём селе…………………………………………………………… 14

2.5 Роль школьного краеведческого музея ………………………… 15

III. Заключение ……………………………………………………… 16

IV. Список источников и литературы…………………………….. 17,18

V. Фото………………………………………………………………… 19-25

V. Приложение 1. …………………………………………..………….. 26

VI. Приложение 2. …………………………………………..………27-29

VII. Приложение 3……………………………………………………30















I. Введение

Это очень важно – не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина-это не огромная страна? А если Родина - это небольшое село, да просто улица? Разве это - не Родина? И это - тоже Родина. Только - малая. Но от этого она не становится менее любимой.


Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.


Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.


Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём

Владимир Степанов


Прочитав стихотворение Владимира Степанова о родине, мы задумались, с чего начинается Родина?

Цель работы. Собрать и изучить информацию об истории родного села, о примечательных местах нашего села .

В ходе работы решались следующие задачи:

1. Для чего нужно знать историю своего села?

2.Что значит любить свою Родину?

3. Провести анкетирование среди учащихся, с целью выяснения знаний о своём селе.

4. Рассказать о результатах исследования ученикам нашего класса.

Методы исследования:

  1. Изучение летописи села Подъячево, литературы, документов сельского и районного архивов. – Гучкова Маша, Курятникова Даша, Черемина Жанна.

  2. Экскурсия по окраинам села. – Гучкова Маша.

  3. Встреча со старожилами села. - Курятникова Даша

  4. Опрос учащихся своего класса - Черемина Жанна.

План работы:

1. Историческая справка о развитии села и его достопримечательностях.

2. Ответить на вопрос, что значит любить свою Родину .

3. Анкетирование среди одноклассников.

Гипотеза. Если каждый житель села Подьячего с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.

Актуальность этой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания.









    1. Для чего нужно знать историю своего села?

Пейзажные картины родной природы: широкие поля и цветущие луга, леса и перелески– все это формируют чувство к родному краю, а традиции народа, чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем глубже будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем лучше скажутся они на формировании интереса и любви к малой Родине, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.

Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.

















2.2. История нашего села

В 40 км от г. Дмитрова раскинулось наше родное село Подъячево.

Какова же история нашего села?

Из архивных документов следует:

Никольское-Обольяниново (Никольское-Горушки) - дворянская усадьба конца XVIII-начала XIX веков, расположенная в селе Подъячево Дмитровского района. Основана капитаном Семёновского полка Петром Михайловичем Власовым в 1760-е годы.

При Власовых в Никольском-Горушках существовали "дом господский об одном этаже, и при нём сад регулярный с плодовитыми деревьями", с большими прудами.

В 1783 г. была заложена каменная церковь Николая Чудотворца с приделом Петра и Павла. Придел освятили в 1789г., основной престол - в 1791г.

В 1802 году село Горушки вместе с усадьбой приобрёл Пётр Хрисанфович Обольянинов (1753-1841) – любимец императора Павла I, бывший начальник Тайной канцелярии и генерал-прокурор. После убийства Павла I заговорщиками, Обольянинов был сразу отправлен в отставку. Спустя время он долгие годы избирался Московским губернским предводителем дворянства.

При нём построены главный деревянный усадебный дом, скотный и конюшенный дворы (из кирпича собственного завода), оранжерея, шерстяная фабрика, разбит прекрасный пейзажный парк с каскадом из 3-х прудов (Плотинный, Аннинский и Петровский) на речке Талице, а село стали называть Никольское-Обольяново.

В воспоминаниях Е.П. Яньковой (владелицы соседней с Обольяниновым усадьбы «Горки») рисуется яркий и живой образ Петра Христофоровича: «…был охотник до цветов и, когда купил Горушки, очень занимался своим садом и любил, чтобы было много цветов, и строго запрещал их рвать». Когда же один мальчик, ослушавшись, сорвал букет цветов, свирепый генерал заставил его съесть весь букет «до последнего листика». Супруги Обольяниновы души не чаяли в своих собаках, которых развели великое множество; в доме за ними ходила особая горничная. У приезжих создавалось впечатление, что «в доме хозяева были не они сами, а их собаки; всё им угождало, все их ласкали, и хозяйка всё это внимание принимала на свой счёт».

Несмотря на суровый нрав Петр Хрисанфович, был храбрым и честным человеком, подавшим свой голос в защиту декабриста князя Евгения Петровича Оболенского, сына своего приятеля князя П.А. Оболенского. Детей у П.Х. Обольянинова не было, поэтому село перешло по завещанию к племяннику Михаилу Михайловичу Обольянинову (1790-1856), полковнику в отставке, участнику Бородинского сражения. Он был женат на княжне Елизавете Михайловне Горчаковой (1800-1840), сестре Александра Михайловича Горчакова, будущего канцлера. У них родилась дочь Анна (1835-1899), которая стала наследницей имения. В 1856 г. она вышла замуж за генерал-майора свиты императора Александра II, графа Адама Васильевича Олсуфьева (1833-1901).

Выйдя в отставку, Адам Васильевич с увлечением занимался здесь метеонаблюдениями и лесным хозяйством. При них в усадьбе построено свыше десяти хозяйственных построек, школа для крестьянских детей, образцовая больница в несколько корпусов для обслуживания местного населения, благоустраивается церковь и прилегающая территория.

Сын Михаил Адамович Олсуфьев (1860-1918) оставил свой след в истории Дмитровского края, как земский деятель, занимал должности председателя дмитровской земской управы, был уездным предводителем дворянства.

В 1885-1897 годы частыми гостями усадьбы были Л.Н. Толстой, М.М. Ковалевский, Н.Н. Ге, П.И. Нерадовский и др.

Известно, что Л.Н. Толстой работал в Никольском над повестью «Смерть Ивана Ильича», рассказом «Хозяин и работник» и романом «Воскресение». Олсуфьевых Л.Н. Толстой знал по Москве – их дома в Хамовниках находились по соседству. Уже в первый приезд в 1885 г. писатель заинтересовался богатой усадебной библиотекой.

Приезжая в усадьбу, Л.Н. Толстой жил и на первом, и на втором этажах дома. В январе 1895 г. он сообщал жене:

«Теперь 12-й час... я ушел наверх, куда меня перевели. То я был внизу, и там было холодно».

«Мы здесь наслаждаемся, главное, тишиной... пишу усердно», – сообщал писатель жене 27 февраля 1896 г. «Хожу гулять и все упиваюсь тишиной и свободой от требований людских», – писал он.

Олсуфьевы, принимая в своей усадьбе Л.Н. Толстого, проявляли к нему много внимания и тепла. Живя у них, писатель неизменно находил наилучшие условия для творческой работы.

«Хорошо прожил у Олсуфьевых», – помечает он в дневнике, вернувшись из Обольянова в январе 1895 г. Но в то же время, принадлежа к верхушке русского барства, они и строем своего мышления и бытовым укладом были весьма далеки писателю. «Мне все здесь хорошо, — писал он жене из Обольянова, — исключая того, что я должен воздерживаться от высказыванья всех своих мыслей». При одном из посещений Обольянова, в январе 1887 г., он даже «просто соскучился от хозяев, добрых самих по себе порознь, но не добрых друг к другу, и от тяжелой, давящей и непривлекательной роскоши жизни».

Владелец Обольянова А. В. Олсуфьев, выросший еще в дни крепостного права, был характерным представителем своей среды. «Большой барин, балованный, любящий наслаждения», «не могущий вместить радикальные нравственные требования», – как отметил в дневнике Толстой, – он интересовал писателя и в литературном плане. В марте 1897 г. Толстой записал:

«Думал об Адаме Васильевиче, как типе для драмы».

В Обольянове Толстой проводил много времени на воздухе, часто гулял, ездил верхом, ходил на лыжах, пилил и колол дрова, беседовал с крестьянами. Пользуясь прекрасной библиотекой Олсуфьевых, он немало времени отдавал чтению и даже подбирал «то, что годится для издания». О большой внутренней работе писателя в Обольянове свидетельствуют его многочисленные записи в дневниках, фиксирующие размышления о социальных вопросах, о лжи и насилии, о проблемах философии и искусства, о высоком писательском долге.

Как одна из самых высоких точек Подмосковья, Обольяново в августе 1887 года было избрано комиссией Русского физико-химического общества для наблюдения солнечного затмения. 4 августа, за три дня до своего знаменитого полета на воздушном шаре, усадьбу посетил Д. И. Менделеев. Ученый провел совещание с членами комиссии для уточнения ряда вопросов по методике наблюдения затмения и его фотографирования.

Олсуфьевы, постоянно проживая на своей усадьбе и видя жизнь и быт крестьян, старались улучшить их положение. Так, в 1860-е годы Олсуфьевы отдают своим крестьянам наделы без выкупа, в 1906 г. Михаил Олсуфьев передаёт крестьянам всё имение, за исключением самой усадьбы и права владения лесом. Елизавета Адамовна Олсуфьева (1857-1898), окончив Высшие женские курсы в Москве, обучала в местной школе крестьянских детей, а также помогала другу семьи доктору И.И. Дуброво лечить больных в Никольской больнице. Навещая заболевшую женщину в селе, заразилась от неё и скоропостижно скончалась.

Михаил Адамович Олсуфьев (1860-1918) в течение 30 лет занимался воспитанием детей из бедных крестьянских детей, готовил их к поступлению в учебные заведения и даже оплачивал их обучение.

После 1917 года в усадебном доме в разное время располагался волостной совет, детский дом, школа, библиотека, которой заведовал писатель-земляк С.П. Подъячев. В 1934г. после его смерти село Никольское - Обольяново переименовали в Подъячево.

В 1994 г. сохранившиеся усадебные постройки были переданы в долгосрочную аренду Благотворительному фонду Кирсана Илюмжинова с целью дальнейшей реконструкции в санаторно-туристический комплекс. Этот план так и не был воплощён в жизнь.

В настоящее время усадебная Никольская церковь усилиями прихожан и меценатов восстановлена, в конце 2016 г. состоялось её великое освящение.

Господский дом заброшен и требует срочной реставрации, парк сильно зарос. Большинство хозяйственных построек разрушены полностью или стоят в руинах.

Архитектура

Усадебный комплекс включает в себя главный дом с флигелем, Никольскую церковь и ряд хозяйственных построек.

Одноэтажный деревянный на каменном цоколе, с антресолями усадебный дом построен в 1800-х годах в стиле классицизм. Украшением этого дома были вестибюль и парадный зал с расписным плафоном и выходом в парк. К настоящему моменту (2016 год) большая часть усадебного интерьера не сохранилась.

С главным домом двумя крытыми застеклёнными галереями с зимним садом соединялись флигели (из которых сохранился лишь один). Образованный ими парадный двор ограничен с четвёртой стороны двумя корпусами для дворовых людей. За домом расположена Никольская церковь (1794) типа «восьмерик на четверике» в стиле раннего классицизма с чертами барокко. Сохранились несколько хозяйственных построек первой четверти XIX века, находящихся в полуразрушенном состоянии.

Усадебный парк принадлежал, по оценке искусствоведа Е. Н. Подъяпольской, к числу лучших в Подмосковье образцов садово-паркового искусства рубежа XVIII—XIX вв. Он запущен, но сохранил старую планировку и вековые деревья. На территории парка располагаются два пруда — Верхний («Чистый») и Нижний («Грязный»). Сохранились следы парковых беседок.

Парк

В парке произрастает 9 видов местной флоры, образующих основу парка, и 11 экзотических для Подмосковья видов. В большом количестве произрастает липа мелколистная – до наших дней сохранилась живописная липовая аллея. Часто встречается вяз гладкий, несколько реже дуб и ясень. Экзотические деревья представлены гибридом тополя, ясенем пенсильванским, пихтой сибирской, лиственницей сибирской, туей западной. Из кустарников: таволга иволистная и дубровколистная, рябинник рябинолистный.

В годы Великой Отечественной войны, как и всё население Советского Союза, жители села, мужчины – активно участвовали в боевых действиях, женщины – выращивали хлеб, растили детей, собирали посылки с тёплыми вещами и махоркой для отправки на фронт. С фронта не вернулись 215 человек. В центре села воздвигнут обелиск, где на мраморной доске вписаны имена павших в годы Великой Отечественной войны.

Настоящее нашего села неразрывно связано с его прошлым. Щедро наделённое природной красой, село наше воспитало для России много достойных людей – учителей, инженеров, врачей, специалистов сельского хозяйства, работников искусства, военных. И сейчас здесь живут и работают люди, которые любят свое село, гордятся его историей, стараются сделать все, чтобы их детям и внукам жилось хорошо и комфортно на своей малой Родине.

Мы гордимся своим селом и его историей.






















2.4 Что значит любить свою Родину?

Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством и каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. Что такое для человека Родина? Страна, в которой он живет? Дом, где родился и вырос. А может, березка у родного порога? Наверное, это всё вместе взятое и есть Родина, то есть самое родное и дорогое сердцу место, о котором сложено столько стихов и песен.

"У большинства людей чувство Родины, Отчизны дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв", - писал поэт А.Твардовский.

Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.

Родина, родители, дом, семья - это корни каждого человека, это то, без чего невозможно жить на свете. Здесь и вода прозрачней, и небо голубей, и солнце ярче. С малой родиной начинается биография каждого человека.

Мы любим свою родину, потому что мы здесь родились, здесь родились наши родители. Именно здесь дорогие нашему сердцу места, друзья, наша улица.











2.5 Анкетирование среди одноклассников, с целью выяснения знаний о своём селе

В ходе исследовательской работы я провела опрос среди одноклассников.

Предлагались следующие вопросы:

1.Знаете ли Вы, почему наше село названо Подъячево?

2.Знаете ли Вы, в каком году оно было основано?

3.Знаете ли Вы чем примечательно наше село?

Опрошенные

Знаете ли Вы, почему наше село названо Подъячево?

Знаете ли Вы, в каком году оно было основано?

Знаете ли Вы чем примечательно наше село??

В нашем классе 18 учеников: опрошены были все, но точного и уверенного ответа на вопросы дали не все, так как мы очень мало знаем об истории нашего села, своей семьи.

В ходе исследования мы совершили экскурсию по родному селу, и выяснили, что в селе Подъячево есть замечательные места. (Приложение 2.) Это – церковь, которая находится в самом сердце села, там же – обелиск, воздвигнутый павшим на полях сражения во время Великой Отечественной войны, одним из замечательных мест нашего края считаем наш парк, который славится в округе своими прудами. А также большую практическую ценность в привитии интереса к традициям и обычаям своего народа, его культуры и быта несёт в себе наш пришкольный музей, который мы с одноклассниками с удовольствием посещаем и стараемся пополнять его экспонатами быта.

Мы так же изучили материалы районного архива, документы сельской библиотеки, где нашли много интересного.





2.6 Роль школьного краеведческого музея

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь, помогает школьный музей. Музей в нашей школе работает с 1995 года. Краеведение прививает любовь к своему родному краю. Экскурсии и походы развивают у учащихся стремление к познанию законов природы, чтобы их потом использовать на благо общества. Здесь то и начинается развитие и формирование патриотических чувств. В результате кропотливого труда над музеем в кружке мы приобретаем практические навыки и умение работать с архивными материалами и другими литературными источниками, учимся обрабатывать собранные материалы, вести экскурсии по выставленному материалу, оформлять альбомы, стенды, а старшеклассники - писать научно-исследовательские работы.
















III. Заключение

Попытавшись исследовать историческое наследие жителей села Подъячево, традиции, обычаи, мы приходим к выводу, что данная работа станет лишь первым шагом в изучении истории родного края. Мы считаем, если каждый ровесник будет знать историю своего родного края, то он научится беречь и ценить свою Родину.

Будущее – в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди – живо село. И будут они его прославлять не только в песнях, но и делами своими. А они – это мы, во взрослой уже жизни. Но это уже будет другая страница села. Его летописи, которая не прервётся!













IV. Список источников и литературы

1.Церковь Николая чудотворца в селе Никольском // Благовещенский, И.А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии / И.А. Благовещенский. – М.,1874. – С.90.

2. Церковь Николая чудотворца в селе Никольском, Горки тож // Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII вв. / сост. В. Холмогоров, Г. Холмогоров. – М.,1911. – Вып.11. Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины (Московского уезда). – С.264-265.

3. Поливанов, А. М. Л.Н. Толстой у Олсуфьевых. Воспоминания Т.Н. Поливановой / А.М. Поливанов, Р.Ф. Хохлов // Записки отдела рукописей / Государственная ордена Ленина библиотека СССР им. В.И. Ленина. – М., 1987. – С. 209-219.

4. Рассказы бабушки: из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово / авт.-сост. Т.И. Орнатская. – Л.: Наука, 1989. – 472с. – (Литературные памятники).

5. Хохлов, Р.Ф. Толстой и Олсуфьевы. Из истории одной дружбы // Дмитровский край: история, природа, человек…Рассказы, очерки, воспоминания. – Дмитров, 1993. – С.81-84.

6. Усадьба Никольское-Обольяниново. Никольская церковь // Памятники архитектуры Московской области: ил. науч. кат. / Администрация Моск. обл., Ком. по культуре, Министерство культуры РФ, Центр. науч.-реставрац. проек. мастерские; под общ. ред. Е.Н. Подъяпольской. – М.,1998. – Вып.1. – С.200-201.

7.Церковь Святителя Николая в с. Подъячево (Никольское-Горушки) // Храмы Дмитровского района / сост. О. Пэнэжко. – Б.м., 2002. – С. 105.

8. Кудинова, Н. А. Лев Николаевич Толстой и графы Олсуфьевы / Н.А. Кудинова // Подмосковный летописец. – 2009. – № 3. – С.64-72.

9. Еловская, Н.Л. «Я верую в отдельных людей» : [о Илларионе Ивановиче Дуброво (1844-1883), воспитаннике детей Олсуфьевых, докторе, похороненном на кладбище Никольского] / Нина Еловская // Дмитровский вестник. – 2015. – 6,8 авг. – С.7, 5.

10. Олсуфьев, Д.А. Вечный ковер жизни. Семейная хроника / под ред. М.Г. Талалая. – М.: Индрик, 2016. – 448с.