СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Моя семья в истории ВОВ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Моя семья в истории ВОВ"»




Министерство Просвещения Приднестровской Молдавской Республики

МУ «УНО г. Бендеры»

МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №2»









Исследовательская работа

Секция: «История стран СНГ (Россия).

Тема: «Моя семья в годы Великой

Отечественной Войны»



Автор работы:

Белоус Анастасия Павловна,

ученица 11-А класса,

МОУ «БСОШ №2»

Научный руководитель:

Белоус Татьяна Васильевна

Учитель математики, 2-я категория





Бендеры,2018г.



Оглавление

Введение ……………………………………………………..…………….3

Глава I

  1. Мои родственники на фронтах Великой Отечественно Войны…7

    1. Прапрадед - Данилушкин Илья Яковлевич ……………………... 8

    2. Прадед - Данилушкин Николай Ильич……………………………9

    3. Прадед - Данилушкин Иван Ильич………………………………..10

    4. Прадед - Данилушкин Матвей Ильич …………………………….11

    5. Прадед - Подуст Василий Никитович …………………………….12

    6. Прапрабабушка - Данилушкина Татьяна Васильевна ……………13

Глава II

Анкетирование учащихся школы ………………..……………………….15

Заключение ……………………………………………..…………………17

Литература ………………………………………..……………………...19

Приложение















Введение

Дочь обратилась однажды ко мне:

-Папа, скажи, мне кто был на войне?

-Дедушка Лёня - военный пилот

-в небе водил боевой самолёт

Дедушка Женя десантником был.

Он вспоминать о войне не любил.

-Очень тяжёлые были бои

Прадед Аркадий погиб на войне.


Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей

Легче ответить, кто не был на ней!

( А.Смирнов)



Война … какое ужасное слово. Страшных 4 года шла война. Не щадила никого, ни женщин, ни детей, ни стариков, ни взрослых. Сколько за эти годы могло…

  • Родиться детей?

  • Быть сыграно свадеб?

  • Построено домов?

  • Собрано хлеба?

  • Выросло бы цветущих садов?

Никто не знает ответов на эти риторические вопросы. Всему виной - война. 73 года назад закончилась война. Но память о ней жива. Она живёт, пока мы будем об этом говорить и писать. Будем помнить обо всех погибших в годы войны. Наша исследовательская работа позволит мне глубже осмыслить величие нашей Победы, помнить и чтить своих предков, которые не жалея себя и своей жизни защищали родную страну, родной дом. В актуальности нет сомнений, это подтверждают события, развивающиеся в братской Украине, в которой фашисты во власти. Воспитывающая энергия моей работы никого не должна оставить равнодушным.

Великая Отечественная война вошла в каждую семью. В каждый дом.

Мужчины ушли на фронт, а женщины и дети остались в тылу.

Мои родственники не остались в стороне. Дедушки и прадедушка ушли на фронт, а бабушка и прабабушка остались их ждать. Вязали на фронт носки и варежки, работали в поле в совхозе. Все они приближали Победу своими подвигами (приложение 1) .

Изучая историю своей семьи, мне стало интересно, какую роль сыграли мои предки в Великой Отечественной Войне. Ведь из таких отдельных, маленьких историй составляется большая история.

Материал для своей работы взят из семейных документов, семейных фотографий, из устных воспоминаний родственников. В работе мне очень помогли интернет ресурсы (сайты, посвящённые ВОВ), книги по истории ХХ века и литература по истории ВОВ.

Мною были определены:

Объективная область исследования- Великая Отечественная война.

Объект исследования: члены моей семьи, проживавшие в годы войны.

Цель, которую мы поставили перед собой: как можно больше узнать о боевом прошлом моей семьи.

Для достижения данной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

  1. Собрать и проанализировать воспоминания, документы, сохранившиеся в семье и имеющиеся в архивах на вопрос участия представителей моей семьи в войну, узнать о своих родных из интернета, встретиться с живыми ветеранами войны и послушать их воспоминания о тех давно минувших днях.

  2. Изучить необходимую литературу по данной теме.

  3. Систематизировать каталогизировать собранный материал с целью восстановления судьбы моих предков в эти трудные годы.

  4. Провести анкетирование учащихся моей школы.

В процессе решения поставленных задач мы опирались на следующую гипотезу: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый будет знать и помнить о войне, и будет передавать свои знания всем своим поколениям по наследству.

Исследование проводилось в течение 2-х лет с января 2017 до октября 2018 и имело 3 этапа.

На первом этапе мы выбирали тему исследования своей работы, подбирали литературу.

На втором этапе я побеседовала с родственниками, собрала документы и фотографии, изучала литературу.

На заключительном этапе материал оформлялся в работу.

Методы, использованные при написании работы: исследовательский метод, анализ документов, сравнение данных, выводы и обобщение.

Практическая значимость результатов исследования-

материал, полученный в ходе исследования можно использовать на уроках истории, на классных часах, при оформлении стендов, посвящённых ВОВ.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке индивидуальных программ для факультативов и секции, для экспозиции музеев.



Глава I

I.1. Мои родственники на фронтах Великой Отечественной Войны

Наступил 1941 год, вместе с этим годом пришла беда в каждую семью.

В нашей семье воевали родственники со стороны бабушки и папы. Так как родственники со стороны дедушки были болгарами - то их на фронт не брали. Они жили под оккупацией немцев, которые выгнали их из домов. Пришлось рыть землянки и жить в них. Было очень страшно, холодно и голодно.

Я расскажу о тех, кого призвали на фронт.

Война приходит в каждый дом,

И даже к тем, кто ищет мира,

Кто не боец и не задира.

Война приходит в каждый дом.

(О. Козырев)

1.1 Прапрадед Данилушкин Илья Яковлевич (приложение 2)

Илья Яковлевич родился в 1893 году. Со слов моей бабушки, он был жестянщиком. Профессия в деревни очень нужная. Он делал вёдра, корыта и всякую домашнюю утварь. Кода началась война, он проживал в родной деревне Максимовка Сафакулевского района. Он был, видно, малограмотным, потому что на сайте «Память народа» я нашла данные, как он сам себя записал - Иля (Илья) Яклевич (Яковлевич). На момент начала войны ему было 48 лет. Призвался он 21 февраля 1942года. Сначала он попал в 12з.с.п. – запасные стрелковые полки. Они входили в состав общевойсковых армий, фронтов и военных округов. В з. с. п. направлялись военнослужащие: вновь призванные лица, ранее в армии не служившие. Срок обучения в тыловых запасных частях устанавливается следующим образом. В приёмнике-распределителе до 15 дней, в строевых подразделениях до 1,5-2 месяцев, в стрелковых - до 5-6 месяцев.

Деревенский мужик, не видавший в жизни даже винтовки, не говоря уже о танках, через месяц с небольшим не мог быть распределён в действующие войска. С 1 марта 1943 он выбыл в Ленинградский фронт. Вернувшись с войны, он прожил ещё 6 лет и от полученных ранений умер 6 ноября 1951. (приложение 3).

Через плечо уставший автомат…

Я с ним за годы долгие сроднился,

Мне мир войны неведомый открылся:

Война – жестокий и ненужный ад.

(И. Мордовина)

1.2 Прадед Данилушкин Николай Ильич (приложение 4).Николай Ильич 1924 года рождения. До войны получил образование бухгалтера. Был призван в июне 1942. В 1943 был удостоен награды Орден Красной Звезды, но награду получил лишь 6 ноября 1947. Так как после ранения в ногу в сентябре 1943 года после лечения попал на службу в интендантскую службу. Интенданты отвечают за обеспечение армии всем необходимым. Ответственность за бесперебойное снабжение армии возлагалось на специальную службу. Он был младшим лейтенантом, интендантской службы (приложение5).

На сайте «Память народа» был описан его подвиг следующим образом:

« Товарищ Данилушкин Николай Ильич, будучи участником Отечественной войны, находясь в составе 2-й автоматной роты, 217главного строевого полка, работая комсоргом в спецподразделении, проявил активность. Увлекая за собой бойцов при освобождении деревни Куземки в Полтавском направлении, тем самым подразделением автоматчиков имел успех в бою против немецко-фашистских захватчиков, и населённый пункт был освобождён. 26 августа 1943без потерь в подразделении автоматчиков, за что товарищ Данилушкин был представлен к присвоению звания сержанта. В боях за населённый пункт Опошня в Полтавском направлении 8-го сентября 1943 года он был тяжело ранен».

После войны продолжил службу военного в городе Москве. Умер 9мая 1967года. (приложение 6).

Блестят на солнце ордена,

Звенят торжественно медали,

Гордится ими вся страна,

Они свободу отстояли.

Всё меньше остаётся их,

Седых защитников народа,

Что приближали счастья миг,

К победе шли четыре года.

(А.Болутенко)

1.3 Прадед Данилушкин Иван Ильич (приложение 7).

Родился 10 апреля 1921 года в селе Турдаково Кувакинского района Чувашской АССР. До войны он выучился на машиниста. Война его застала на службе в городе Хабаровск. Призван в ряды Советской Армии Алатырским РВК Чувашской АССР 26 октября 1940 года. Окончил Хабаровское пулеметно-минное училище 05.05.1942 года. Член КПСС с 1944 года. Был награждён Орденом Красной Звезды – 2марта 1945 года, Орденом Славы – 16 марта 1945 года (приложение 8,9,10). Был дважды ранен: на северо-западном фронте 27 июля 1943, на Рижском фронте 4 января 1944года под городом Рига. Лежал в госпитале до окончания войны, откуда и был комиссован в звании гвардии старшины пулеметной роты. После осколочного ранения головы он остался без глаза, и о работе машиниста пришлось забыть. Но жизнь продолжалась. После войны окончил Мишкинское педагогическое училище Курганской области. Работал учителем начальных классов. В 1975 он ушёл на пенсию, и потом продолжил работать киномехаником в местном клубе села Бугуй. Его очень любили ученики. Многие и сейчас о нём вспоминают. Умер 9 декабря 1985 года (приложение 11).

1.4 Прадед Данилушкин Матвей Ильич (приложение12).

Родился в 1925 году. Место рождения Чувашская АССР, Порецкий район , деревня Троицкая. Был призван в 2 марта 1943 в Сакафулевском районе. Военно-пересыльный пункт – 54уч. снайперский полк. Погиб 21 ноября 1943 году. Первично захоронен в деревне Судиловичи Оршанского района. В книге памяти даны следующие данные: «Данилушкин Иван Ильич призван в Советскую армию в 1943 году. Младший сержант, командир отделения , 618 стрелковый полк, 215 стрелковая дивизия. Погиб в бою 21 ноября 1943. Похоронен в Беларуси Витебская область Дубровенский район деревня Петрики. Семья не сразу узнала, где погиб Матвей. Была получена похоронка, что он пропал без вести. Но в 80-х годах было найдено захоронение, в котором нашли его медальон. И тогда он был перезахоронен в братской могиле деревни Петрики Беларусь, ему было всего 18 лет…18 лет. Как мне сейчас (приложение13-17).

На братских могилах не ставят крестов

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигают

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы-

Все судьбы в единую слиты.

(В. Высоцкий)

1.5Прадедушка с папиной стороны - Подуст Василий Никитович (приложение18).

Он родился 28 февраля 1925года в селе Плахтеевка Саратского района Одесской области. Когда он уходил на войну, у него была семья. Жена Ксения и сын Прокопий. Он прошёл всю войну и встретил день Победы в Праге. Он не любил рассказывать о войне. Когда вспоминал о ней, то просто плакал. Умер он 26февраля 2015 года (приложение19).

Нас девушки не песней провожали,

А долгим взглядом, от тоски сухим,

Нас жёны крепко к сердцу прижимали,

А мы им обещали: «отстоим!»

Да, отстоим родимые берёзы,

Сады и песни дедовской страны,

Чтоб этот снег, впитавший кровь и слёзы,

Сгорел в лучах невиданной весны.

1.6 Прапрабабушка Данилушкина Татьяна Васильевна (приложение20).

Часто встретишь её при дороге,

Где клубится, вздымается пыль

Не подкошенной болью, тревогой

Ветер гнёт перед нею ковыль.

Сына мать ожидает как прежде.

Пусть закончится ужас войны

Нет, не сломлена в сердце надежда.

Он вернётся! – твердит: «Только жди!»

(В. Нечунаев)

Хочется несколько строк посвятить моей прапрабабушке. Она проводила на войну четырёх человек – мужа и трёх сыновей. До войны похоронила ещё одного сына, он умер от болезни. Все ушли на фронт, а она осталась с дочерью ждать. Они остались и за мужчин, и за женщин. Сами следили за скотиной, работали на поле, а по вечерам вязали для фронта носки и варежки. На Матвея пришла похоронка, в которой было указано, что он пропал без вести, но она ждала. Всю жизнь ждала. И когда от ранений умер муж, через 6 лет после возвращения с войны, и позже, когда умерла жена сына Ивана, и пришлось поднимать двух малолетних деток. Она была очень доброй, щедрой, ласковой и трудолюбивой. Её горести не сломали. Такая настоящая русская женщина.

Взор её устремлён к горизонту,

В ней растаял родной силуэт.

Пожелтела от лет похоронка,

Только памяти давности нет.

Образ сына пред ней в гимнастёрке,

Голубые, как небо, глаза

С вещмешком да шинелью потёртой,

Так его провожала она.

Смертью храбрых он пал в Беларуси

В свой последний решительный бой,

Чтобы мир был свободным, счастливым.

Неизвестный солдат и герой

Не лежать на могиле букетам,

Не склониться перед ним до земли

Это место известно лишь ветрам,

Да кричат на лету журавли.

Глава II

Проводя свою исследовательскую работу, я задумалась о том, что мои сверстники знают о той войне, что они знают о своих воевавших родственниках. Мне, захотелось, выяснить говорят, ли они в семьях о погибших. Для этого я провела анкетирование среди учащихся 9-11 классов (приложение 21). Всего участвовало 150 человек. После обработки и систематизации данных выяснилась следующая картина.

Хорошо знают о войне-50% всех учащихся(100 учеников)

Как жила их семья в годы ВОВ знают всего 15% (30 учащихся).

И самое обидное, что дома с родителями, бабушками и дедушками говорят о войне всего 10% (20 человек) всех опрашиваемых.

Пройдет еще 20-25 лет, не останется живых ветеранов, и многие совсем ничего не будут знать о подвиге нашего народа.

Радует, что ученики моей школы с удовольствием посещают музеи города. Они интересуются историческим прошлым нашего города и нашей страны. Также мы не забываем наших ветеранов.

Вывод: Надеюсь, что мой труд послужит им примером, и они тоже заинтересуются жизнью своей семьи в годы ВОВ. Полученные мной новые знания об истории моей семьи дали мне глубокое понимание истории моего народа. А также я получила ощущение причастности моей семьи к историческому прошлому моей страны.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте люди, никогда

Про это не забудем.

Тех, кто помнит тот год

сорок пятый …

Но не станет пусть в памяти трещин

Мы гордимся победным парадом!

Чтобы не было в людях бы зверства,

Чтобы солнце нежнее светило,

Каждый должен открыть свое сердце,

Дню Победы сказать «спасибо»!

(Ольга Погудо)



Заключение

В ходе исследования я собрала и систематизировала сохранившиеся воспоминания. Особую помощь оказали материалы, хранившиеся в Центральном архиве Министерства Обороны, такие как приказы по награждению рядового и сержантского состава, наградные листы. Мне удалось выяснить, как война отразилась на моих предках. Оказалось, что у нас в роду два ордена Красной звезды и орден боевой славы. Мне удалось выяснить, где захоронен наш прадед Матвей, и теперь будет возможность поехать на братскую могилу и положить цветы. Я написала письмо в сельсовет села, Петрики и с большим нетерпением жду ответ. Стойкость, мужество и героизм помогли выстоять в той страшной войне и победить врага. По – моему мнению, необходимо знать историю своей семьи, так как наши предки писали историю нашей страны. Подвиг, совершенный советским народом в Великой Отечественной Войне бессмертен, мы будем об этом помнить всегда. И я горжусь своими бесстрашными прадедами. Буду учиться у них любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.

Вспоминаются слова А.Н.Толстого, которые нужно отнести и к моим родным: « Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».

День Победы навсегда останется символом торжества добра над злом, символом вечной памяти и благодарности.

Всё дальше от нас годы, опалённые войной, в 2019 году наша страна будет отмечать 74-ю годовщину со Дня Победы. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания войны и бессмертное мужество народа.

Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Если за каждого погибшего во время второй мировой войны объявить минуту молчания, мир бы молчал 50 лет. Жизнь человека не заканчивается с его смертью, он продолжает жить, пока его помнят. Нет , не умирают и не забываются герои. Их имена, словно звёзды, будут вечно сиять над нашей землёй. Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива и родная страна!

Каждый год 9 мая мы всей семьёй участвуем в акции « Бессмертный полк», и, приходя к «Вечному огню», отдаём дань уважения всем погибшим в боях за Родину. И с нами на портретах все наши прадедушки. Чувства, которые я испытываю, когда мы несём все портреты не передать словами.

Сколько лет уж прошло, с той поры,

Как горела земля под ногами,

Многих нет ветеранов войны,

Но, мы помним о них, они с нами.

И , листая альбомы в семье,

Вдруг заметит нечаянно кто-то,

Притаилась война в уголке,

В пожелтевшем от времени фото.

С фотографии с улыбкой глядят,

Те, кто жизни своей не щадил,

В тех далёких жестоких боях,

От фашистов страну защитил.





Литература

  1. Аксенова Г.А. и др. «Россия» иллюстрированная энциклопедия Москва 2007г.

  2. Анкетирование учащихся МОУ «БСОШ №2»

  3. Баранов В.В. и др. « История России 20век» школьный словарь-справочник, 9-11классы, Москва 2002 г.

  1. Капица Ф.С. и др. « История Отечества» новейший справочник школьника Москва 2007г.



  1. Семейные фотоальбомы разных лет

  2. Сохранившиеся документы, письма, награды семей Данилушкиных, Подуст , Арабаджи.

7Шубин А.В. и др. « История России 20 век» школьная энциклопедия Москва 2003г.





Интернет-источники:

Сайт « Столетие.ру .», http://www.stoletie.ru

Сайт «Военное образование», http://topwar.ru

Сайт «Память народа», http://pamyat-naroda.ru

Сайт «Победители», http://www.pobediteli.ru

Сайт « Подвиг народа», http://podvignaroda.ru

Сайт министерства обороны Российской Федерации , http://okp.mil.ru

Сайт «Википедия Великая Отечественная война» http://www.ru wikipedia.org/wiki















Приложение 1

№1Таблица родства

Ф.И.О.

родных

Узы родства

Годы жизни

Место рождения

Где были во время войны

Сколько лет было в 1941г.

Данилушкин Илья Яковлевич

прапрадед

1893-1951

Россия.

Призван на фронт 21.02.1942

48 лет

Данилушкин Николай Ильич

прадед

1924-1967

Чувашская АССР.

Призван на фронт

06.1942

17лет

Данилушкин Иван Ильич

прадед

1921-1985

Чувашская АССР Кувакинский район

Призван на фронт

22.06.1941

20 лет

Данилушкин Матвей Ильич

прадед

1925-1943

Чувашская АССР Порецкий р-н дер. Троицкая

Призван на фронт

02.03.1943

16лет

Подуст Василий Никитович

прадед

1925-2015

Украина Одесская обл. Саратский р-н с. Плахтеевка

Призван на фронт

1943

16 лет

Данилушкина Татьяна Васильевна

прапрабабушка

15 февраля 1967 дата смерти

Россия

-

Примерно 40-45лет





Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4





Приложение 5



Приложение 6





Приложение 7



Приложение 8







Приложение 9



Приложение 10



Приложение 11



Приложение 12



Приложение 13



Приложение 14



Приложение 15

БРАТСКАЯ МОГИЛА В СЕЛЕ ПЕТРИКИ.









Приложение 16



Приложение 17







Приложение 18



Приложение 19

Данилушкина Татьяна Васильевна



Приложение 20