СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: Интернет - зависимость - проблема современного общества

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему " Интернет -зависимость - проблема современного общества"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: Интернет - зависимость - проблема современного общества»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа п. Сахзавод

(МБОУ СОШ п. Сахзавод)








Научно-практическая конференция

«Старт в науку»





Исследовательская работа на тему:

Интернет - зависимость - проблема современного общества









Выполнила:

Ученица 6 «Б» класса

Короткова Софья

Руководитель:

Учитель географии

Короткова Лариса

Викторовна







2017



Содержание:

Стр.

Введение ………………………………………………………………             4-5

  1. Что такое интернет-зависимость ………………………………………             6-8

  2. Влияние интернет-зависимости на здоровье подростков ……………             9-10

  3. Результаты социального опроса ……………………………………….             11

  4. Как побороть зависимость ………………………………………….......           12-13

  5. Заключение ……………………………………………………………...            14

  6. Список литературы …………………………………………………….             15

  7. Приложение ……………………………………………………………. 16-18




































Цели и задачи проекта.



Цель: :

-изучение сведений о компьютерной зависимости учащихся нашей школы,

-причин возникновения и симптомов компьютерной зависимости.

- найти способы профилактики компьютерной зависимости у учащихся


Задачи:

1. ознакомиться с литературой по данной теме;

2. получить целостное представление о компьютерной зависимости

3. составить вопросы анкеты для определения компьютерной зависимости

4. провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости

5. ознакомить учащихся с рекомендациями по профилактике компьютерной зависимости подростков





























Введение



Порой, фантазией реальность заменяя, 
Мы забываем наш прекрасный мир. 
Часами по сети гуляем! 
Да! Интернет - у многих есть кумир. 
Кто ты: ПАУК в нем или МУХА? 
Определись! И ситуацией владей! 
Иначе же в сети сотрется личность, 
Бесследно ты исчезнешь в ней! 


XX – XI века – это время величайших изобретений, без которых мы уже даже не представляем себе жизнь. Телевидение, телефоны, автомобили… Наряду с этим, а может, даже и выше, стоит интернет. Наверняка, именно без него многие люди не могут обойтись и дня. 
В разные времена все люди ценили любой источник знаний и информации. И вот он появился в неограниченном количестве. Чаще всего пользователями интернета являются дети, подростки, молодые люди. Ведь именно в подростковом возрасте привлекают новая информация и новые знакомства. 
В настоящее время выделяют 3 функции интернета: коммуникативная, игровая, познавательная. Можно сказать, что интернет- это некое волшебное место, где слабый может быть сильным, а необщительный и замкнутый – душой компании. 
Безопасен ли компьютер для здоровья людей?

Наше поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Почему интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности? В своей работе я пыталась определить наличие проблемы интернет-зависимости среди учеников нашей школы, основываясь на социологических исследованиях.

Об интернет-зависимости впервые заговорили на Западе еще в середине девяностых годов прошлого века. Под интернет-зависимостью понимают непреодолимую тягу к нахождению во всемирной сети Интернет, характеризующуюся навязчивыми желаниями подключиться, и затем не выходить из нее.

Первыми признаками интернет-зависимости являются многочасовые ”общения” в чатах, ICQ, форумах, ”Одноклассниках” и ”Контактах”, азартные онлайн-игры и бесконечное ”изучение” всевозможных ”познавательных” интернет-сайтов.

Я выбрала эту тему, потому что эта проблема сейчас актуальна среди подростков. Любые виды зависимости у детей появляются очень быстро, в том числе — зависимость от телевидения, Интернета и компьютерных игр.

Все мы в своей жизни от чего-то или от кого-то зависим. Поскольку живем в обществе себе подобных и ежедневно поддерживаем свою жизнедеятельность всякими «внешними» продуктами, эмоциями, смыслами. Чем же нормальное обеспечение себя всякими нужными и полезными вещами — такими, как отношения с людьми, еда, питье, Интернет, — отличается от патологии зависимости?

В своей работе я попытаюсь найти ответы на поставленные вопросы.











































Что такое интернет-зависимость?



Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции.

Слово «зависимость» означает — навязчивую потребность, ощущаемую человеком и подвигающую  его к определенной деятельности; нехимическая зависимость — аддикция, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не психоактивные вещества; психологическая зависимость.

Интернет-зависимость — психическое расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Игровая зависимость — предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.

Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".



Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков.

1.Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, « тормозить»

2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье

3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг

6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств


Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

  1. Навязчивое желание проверить e-mail.

  2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

  3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

  4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Исследователи отмечают, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Но вот вопрос: чем отличается общение вживую от общения по Интернету? Нет ничего плохого в том, что человек знакомится в Сети, подбирая новых друзей по общим интересам. Точно так же нельзя назвать зависимым человека, сидящего за монитором с приятелем или девушкой, с которыми приятно проводит время и вне компьютера. Даже не каждый геймер, вопреки распространенному мнению, зависим. Если подросток режется в игрушки с друзьями, а потом идет играть с ними же в баскетбол – это вполне здоровый человек. Так что в основе интернет-зависимости почти всегда лежит одиночество, отсутствие других вариантов времяпрепровождения.

Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% зависимых приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% -в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.

Согласно результатам исследований психологов, чаще всего интернет-зависимые проводят время в чатах, форумах и дневниках (37%), режутся в он-лайн игры (28%), участвуют в телеконференциях (15%), проверяют почту (13%). И совсем небольшой процент людей пользуется Сетью по прямому назначению – для выуживания необходимых справок и новостей.

Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети.

Интернет - это уникальный способ преодолеть робость и раскрепоститься, говорить то, что думаешь, и получать обратную связь, сливать накопившийся за день негатив и затушевывать жизненные противоречия. Причем безнаказанно. Это своего рода фантастический плацдарм для любых самых смелых романтических приключений, полетов воображения и виртуальной любви и дружбы.









































Влияние интернет-зависимости  на здоровье подростков


При работе на компьютере человек длительное время находиться без движения. Но если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок играющий на компьютере, проводит несколько часов, а то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка тем более.

Позвоночник и кости взрослого человека уже выработали определенное нормальное состояние – осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку. Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжы, смещение дисков). Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой – плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат – инсульты, инфаркты и одышка.

Также компьютер пагубно влияет не только на здоровье опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, но и на зрительную систему человека, а тем более ребенка.

Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический — нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический — отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени — это опасно.

Молодой растущий организм особенно сильно подвержен негативному воздействию зрительных, а также нервно-эмоциональных нагрузок. Именно поэтому длительное сиденье за компьютером ведет не только к чрезмерному переутомлению детского организма, но в будущем может спровоцировать серьезные заболевания. Если вечером ребенок излишне возбужден, раздражителен и даже агрессивен, если он плохо засыпает и часто просыпается ночью, - это верный признак того, что его общение с компьютером необходимо строго ограничить.

Вообще, специалисты до сих пор однозначно не определились, сколько времени ребенок может проводить за компьютером. Обычно врачи рекомендуют ограничиться 1 часом в день.

Когда  дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными.

Компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. (Кстати, многие из этих угроз связаны не только с компьютерами, но и с видеоиграми). Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска.

Сюда относятся:

проблемы провокации эпилептических приступов;

проблемы, связанные с электромагнитным излучением;

проблемы зрения;

проблемы, связанные с мышцами и суставами.

В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

Установлено, что азартные игры могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую. В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. При этом такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность — зависимость от него самого.

Специалисты в области интернет-зависимости особо выделяют увлечение общением on-line с друзьями по сети. Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым критериям.

.

Признаки компьютерной зависимости

● Значительное улучшение настроения от работы за компьютером

● Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере

● Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам

● Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере

● Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера

● Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера

● При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике

● Падение успеваемости



● Появление проблем в общении, частые конфликты

● Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает









Результаты социального опроса.


Среди учащихся 5-9 классов был проведен опрос с целью определения зависимости учеников нашей школы от интернета по следующим вопросам:

  1. Сколько времени в день Вы тратите на посещения сайтов интернета?

  1. До 2ч.

  2. От 2 ч. До 4 ч.

  3. Более  4 ч.

  1. Какой сайт Вы посещаете чаще всего?

  1. Одноклассники

  2. Вконтакте

  3. Майл

  4. Онлайн игры

  5. Свой вариант

  1. С какой целью Вы находитесь на сайте?

  1. Общения

  2. Знакомства

  3. Игры

  4. Поиска информации

  5. Свой вариант

  1. Как долго Вы можете не заходить на сайт?

  1. Не более 1 дня

  2.  От 2 дней до 7 дней

  3. Более 7 дней

  1. Считаете ли Вы себя зависимым от сайта?

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить

 В итоге проведенных исследований были получены следующие результаты :

                          

                            










Как побороть зависимость.

Вот несколько простых рекомендаций:

Самое очевидное решение - это ограничить количество времени, проводимое за компьютером без перерыва. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 30 минут. Идеальной "разрядкой" между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения - прогулка, игра в мяч на воздухе или поход в магазин.

Некоторые специалисты предлагают упражнения для глаз, помогающие избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах. Чередование работы за компьютером с другими видами деятельности полезно еще и тем, что последние часто включают в себя зрительные движения, являющиеся хорошими упражнениями для глаз.

Если человек лишается возможности пользоваться компьютером и выходом в Интернет, у него возникает подавленное настроение, все остальное в жизни теряет свой смысл. В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры. Самостоятельные попытки избавиться от зависимости чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое проходит, когда больной возвращается к привычному занятию.

Основная проблема избавления от любой зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична, а потому даже при активном желании излечиться закрепить достигнутый результат бывает очень непросто. В психиатрической практике неоднократно встречались случаи, когда избавившиеся от наркотической зависимости люди становились игроманами. По мнению врачей, тяга к игре намного сильнее и избавиться от нее труднее, чем от наркотиков.

В той или иной степени такого рода зависимостью могут страдать все люди. На ее развитие могут повлиять даже изменения политического строя, материального благосостояния. Игровая зависимость характерна для инфантильного общества: надежда на удачу, игра, счастливый случай освобождают от ответственности, от необходимости самостоятельно принимать серьезные решения.

Проблема лечения игровой зависимости, которая признана серьезной угрозой психическому и физическому здоровью населения, вызвала серьезное беспокойство и в нашей стране. 21–22 июня 2010 года в Москве прошла научная конференция с международным участием «Игровая зависимость: мифы и реальность».

Говоря о конкретных мерах по лечению и профилактике игровой и компьютерной зависимости, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского академик Татьяна Дмитриева объявила о создании специальной группы по решению этих проблем.

Планируется также создать сеть центров, в которых будут оказывать помощь всем желающим преодолеть зависимость от азартных игр. Поскольку официальной статистики по игромании в России нет, создаваемые подразделения будут проводить и статистические исследования. В ближайшее время ожидается выход монографии по проблемам игровой зависимости.

Часто за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться психологические проблемы, такие как неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, социальная дезадаптированность.

Как правило, компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, без серьезных увлечений. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психологического состояния.

Мальчиков привлекает реализация их агрессивных тенденций. Ведь практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут спровоцировать незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни».

Не меньшую опасность для неокрепшей психики детей, считают специалисты, таит и, казалось бы, безобидное общение в Интернете. Бывают случаи, когда у некоторых психически неустойчивых подростков, «примеряющих» на себя различные виртуальные образы, возникают проблемы с самоидентификацией — происходит отчуждение «я», начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении.

Но даже если компьютер ребенка не подключен к Интернету, это не означает, что многочасовое сидение полезно для детей. «Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность — то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше», — считает Юрий Шевченко.










Заключение.

Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни.

 Задача взрослых — показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

В заключении можно сказать, что в лечении Интернет-зависимости главное – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать человека из Сети, приобщить к другим интересам – задача вполне разрешимая.

























Список литературы.


  1. Толковый словарь под редакцией доктора филологических наук, профессора Н.Ю.Шведовой; Москва, «Русский язык», 1984г.

  2. Медицинский справочник. Под редакцией В.И.Покровского, выпуск, 1993г.

  3. Меттус Е.В., Турта О.С. Профилактика агрессивного поведения учащихся// Справочник классного руководителя №1.2006 г.

4.Осложнённое поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция// Справочные материалы / Авт.-сост.

Шишковец Т.А.. М. 5 издание, 2006 г.

  1. Михайлина М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Волгоград. Учитель, 2009 г.

6.. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Санкт- Петербург. Речь, 2008 г.

  1. Интернет-ресурсы



































 Приложение

              



  


























22