СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему занимательная продуктивная деятельность как средство развития творческой активности детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач на сегодня является создание такой общественной системы образования, и воспитания, в основе которого лежит формирования творческого типа мышления. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Переход от ФГТ к ФГОС  в дошкольном образовании требует от от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему занимательная продуктивная деятельность как средство развития творческой активности детей»

Введение

«Не следует забывать, что основной закон детского

творчества заключается в том, что ценность его следует

видеть не в результате, не в продукте творчества,

важно то, что они создают, творят, упражняются в

творческом воображении и его воплощении»

Л.С.Выготский

Одной из важнейших задач на сегодня является создание такой общественной системы образования, и воспитания, в основе которого лежит формирования творческого типа мышления. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. В наше время переход от ФГТ к ФГОС в дошкольном образовании требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие). Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта. У дошкольника под умелым руководством взрослого, складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира, элементы творчества.

Объект исследования: творческая активность детей дошкольного возраста

Предмет исследования: занимательная продуктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей пятого года жизни.

Цель исследования: экспериментально доказать, что занимательная продуктивная деятельность является средством развития творческих навыков детей пятого года жизни.

Задачи: проанализировать различные точки зрения педагогов психологов о своеобразии детского творчества, дать характеристику формам работы занимательной продуктивной деятельности, экспериментально доказать целесообразность применения различных форм занимательной продуктивной деятельности, с целью формирования творческой активности дошкольников пятого года жизни.

Гипотеза: творчество дошкольников будет активно развиваться при условии: - если будет использоваться различный изобразительный материал, ребёнку будет предоставляться право выбора,

- различные формы работы: непосредственная образовательная деятельность, игровые упражнения, изобразительные задачки.

- новизна в приёмах руководства: вариативность заданий, техник изображения, преобразование уже знакомых упражнений

- тесное сотрудничество с родителями

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников и интернет ресурсов; экспериментальная работа: констатирующий эксперимент (диагностика, изучение продукта детской деятельности, наблюдение за работой детей, беседы с педагогами); формирующий эксперимент (планирование, проведение, анализ педагогической деятельности, результатов работы, анализ целесообразности применения выбранных форм работы), контрольный эксперимент: диагностическая работа, сравнительный анализ.

  1. Понятие «творчество» и «творческая активность»

Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество" "творческая деятельность".

Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. При внимательном рассмотрении поведения человека, его деятельности в любой области, можно выделить два основных вида деятельности: воспроизводящая или репродуктивная. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде, творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности. Утверждение о том, что способность к творчеству, творческой деятельности присуща человеку от природы, не должно рассматриваться буквально. Оно имеет известный философский смысл. В процессе развития личности ее филогенетическая программа отнюдь не всегда может развернуться. Важнейшей предпосылкой к этому является как раз деятельность.

Творческая деятельность — это не только путь к познанию внутреннего мира человека, креативности, но и результат понимания и проявления этого внутреннего мира. Поэтому любое творчество естественно связано с личными проявлениями и креативными особенностями человека.

2. Педагоги и психологи о детском творчестве

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.

А.В. Запорожец утверждает, что «детское творчество существует», но обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка.

Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознанного зрелого творчества, поскольку в его истоках, в «зернышке» (Е.А.Флерина), зародыше заложено и, может быть ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Обучение может «засушить» детское творчество [20].

Известный психолог Г.Г.Кривцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка

Л.С.Выготский, Б.М.Теплов также признавали своеобразие детского творчества. Стояли на позиции признания субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя [5].

Н.А. Ветлугина считала, что открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности [6].

Н.П.Сакулина доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой стороны помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Именно поэтому Н.П.Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматриваются как непрерывные составные творчества

  1. Характеристика детей 4 – 5 лет

Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

Ребенок может по собственной инициативе выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что ему более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале.

На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Это позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, обговаривать свои действия словами, делиться своими впечатлениями, переживаниями, задает вопросы, рассуждает, фантазирует

Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения, его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает окружающий мир по-своему и открывает в нем свое собственное решение насущных жизненных проблем.

В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книги, предметы окружающей действительности. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах.

Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются

Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Они заранее придумывают сюжет. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию, пользуясь разнообразными вещами. Невозможно предугадать детскую фантазию.



4. Методика работы по развитию творческой активности детей пятого года жизни через изобразительную деятельность

4.1 Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности

Так, как уже отмечалось выше, детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер, за основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей: отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве; способы творческих действий; качество детской продукции [6].

В первую группу входят: - искренность, правдивость, непосредственность переживаний; - развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность "вхождения" в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации; - увлеченность, захваченность деятельностью,- специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух); - видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству.

Вторая группа выявляет качество способов творческих действий. В нее входят: - дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных старых элементов, применение известного в новых ситуациях; - самостоятельные поиски наилучшего решения задания; - нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий; - быстрота реакций, находчивость в действиях.

Третья группа - показатели качества продукции детского художественного творчества:- нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа: - индивидуальный "почерк" детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения; - соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности.

4.2 Условия развития детского творчества в условиях

образовательного учреждения

Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

В условиях работы дошкольного учреждения можно выделить следующие условия развития творческой личности дошкольника:

- широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни)

-организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье;

-единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними

-общение с искусством

-учет индивидуальных особенностей ребенка

-создание атмосферы творчества

-комплексное и системное использование методов и приемов

-мотивация задания

-бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

 Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учрежде­ниях и по возможности в семье.

4.3 Приёмы руководства изобразительной деятельность с целью развития творческой активности

Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Становление компетентности ребенка в различных сферах художественной деятельности осуществляется в семье, при поддержке родителей и в педагогическом процессе детского сада.

Одной из главных задач детской педагогики и психологии является воспитание ребенка творческой и активной личностью. В данном возрасте начинает формироваться познавательная и творческая активность. Активность - это практическая предметно-чувственная деятельность, направленная не только на преобразование окружающего мира, но и на преобразование самой личности.

В программе Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в разделе - приобщение к искусству - стоят задачи: учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук). И создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности. В разделе изобразительная деятельность - продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности [23].

Педагог должен строить обучение как организованный процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, важное условие творческой активности ребенка.

Применительно к деятельности, организованной педагогом, Б.М.Теплов писал: «Возникает большая педагогическая проблема - нахождение таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять» [6].

Педагог создает условия, благоприятную атмосферу, каждый момент, который побуждает ребенка удивляться чему-то новому, необычному. Взрослый должен стимулировать такое состояние у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.

Развитию творческих возможностей детей способствует комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу. И отсутствие готовых средств для разрешения таких ситуаций, что стимулирует поисковую деятельность.

В этом возрасте игровые моменты усиливают творческое состояние детей[8]. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Поэтому воспитатели, придумывая их, должны ориентироваться на содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения человека при этом. Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требуют порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы. Такая легкость и свобода воспитателя в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не только изобразительные задачи, но развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным. Игровая методика, придуманная педагогом, должна быть обязательно с учетом знаний детей об окружающем и их интересов. От этого зависят содержание, количество, разнообразие, логика игровых задач и действий. Если это условие не учитывается, то ребенок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно. В работе с детьми важно учитывать все: и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа [15].

Ребенок очень любознателен, не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

Чаще привлекать ребенка к практической деятельности, вместе с ним делать самые разнообразные дела. Выполнять их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Вышеизложенные приемы используются в различных сочетаниях и определяют своеобразие детской изобразительной деятельности. Они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. Развитие творческой активности и индивидуальности детей будет наиболее успешным лишь в той деятельности, которая требует творческого отношения к себе, является доступной и значимой в данном возрасте на определенном этапе индивидуального развития личности. Работу следует строить в тесном сотрудничестве педагога с родителями: родительские собрания, мастер-классы, консультации, пошаговые инструкции – все должно оказывать помощь родителям, как интересно, ненавязчиво и педагогически грамотно развивать творческую активность дошкольника пятого года жизни. Схема система работы.

Практическая часть

5.Экспериментальная работа

5.1 Констатирующий эксперимент

Исследовательская работа проводилась на базе МБДОО ДС комбинированного вида № 24 г Кузнецка, в группе детей 5го года жизни № 11 «Дружная семейка»

Сроки проведения: 2015-2016 учебный год (Фото ДОО)

В МБДОО ДС № 24 функционирует 10 групп общеразвивающей направленности, 2 группы компенсирующей направленности. Общая численность воспитанников – 265 человек.

В детском саду реализуется образовательная программа дошкольного образования «От рождения до года» под редакцией Н.Е. Вераксы

Вся работа строилась в три этапа:

1 этап: констатирующий эксперимент

Время проведения: сентябрь-октябрь 2015 года

Цель: Выявить уровень развития творческих способностей детей через различные формы работы, диагностические методики на начало исследования.

Формы работы: анализ художественно-эстетической среды группы, проведение игровой продуктивной деятельности, анализ детских работ, беседа с детьми, беседа с воспитателем, диагностика развития творческих навыков детей пятого года жизни (Приложение 1).

Анализ проведенной работы показал, художественно-эстетическая среда образовательного учреждения соответствует всем требованиям. В группе созданы все условия для развития творчества и продуктивной деятельности детей, достаточное количество изобразительного материала. В уголке для родителей постоянно меняется информационный материал

Были проведены беседы с воспитателем данной группы о том, какие дети и как часто проявляют самостоятельность в ходе продуктивной деятельности, какие действуют только по образцу, Изучались детские работы, как продукт изобразительной деятельности детей, которые показали, кто из детей данной группы часто не справляется с поставленными задачами. Кто выполняет задание полностью, а кто выходит за рамки поставленного перед ним задания, внося в работу, что - то свое. Велось наблюдение за детьми в ходе продуктивной деятельности, как они выполняют задание, начинают работу сразу, долго не могут начать, обговаривают свои действия словами, придумывают продолжение рисунка, говорят о том, что за приделами изображаемого и т.д. Велись беседы с родителями на тему: часто ли ребенок задает вам вопросы, на какие темы, как часто занимается дома изобразительной деятельностью самостоятельно или по вашей инициативе, какова ваша роль при этом, насколько вы педагогически грамотны в ответах на вопросы и действия вашего ребенка.

В ходе проведённой работы были получены следующие результаты, таблица №1 (Приложение 2):

Всю группу детей разделили на две группы приблизительно равные по уровню общего развития и творческих навыков.

-группа №1 экспериментальная группа, таблица №2 (Приложение 3)

-группа №2 контрольная группа, таблица№3 (Приложение 4)

5.2 Формирующий эксперимент

2 этап работы: формирующий эксперимент

Проводился с ноября по апрель 2016 года

Как показала диагностическая работа, дети данного возраста очень любознательны, эмоциональны, как показал анализ общей характеристики данного возраста, ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Значит это самый благоприятный период активной работы по формированию творческой активности ребенка дошкольника.

Цель: разработать, спланировать и провести различные формы занимательной продуктивной деятельности с целью развития творческой активности детей пятого года жизни.

Формы работы: разработка заданий, планирование различных форм работы:

ООД, игровые упражнения, изобразительные задачи, продуктивная деятельность, выполнение творческих заданий, работа с родителями

В ходе формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы параллельно с планом работы воспитателя, в течение режима дня, задействовав свободное время, проводилась игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми в изоуголке, на прогулке, ООД, таблица №4 (Приложение 5).

Все первые задания давали хорошо знакомые детям, а затем на последующих этапах вносили изменения, усложняли, пополняли изобразительный материал, предоставляя ребенку право выбора изобразительного материала, техник выполнения.

ООД «Дом, в котором ты живешь» Первое занятие было проведено по плану воспитателя, задание на обучение технике рисования здания (части, пропорции, техника закрашивания).

Второе задание по данной теме предполагало включение элементов творчества, каждый ребенок рисовал дом, в котором он живет.

В следующем занятии по данной теме детям предлагалось нарисовать дом, в котором ты бы хотел жить (Приложение 6).

Детям предлагались изобразительные задачки, например, «Что это может быть?»

На первом этапе детям предлагались разноцветные полоски, каждый ребенок выбирал себе полоску по желанию, любимый цвет, яркий цвет, цвет одежды, и обговаривались условия работы, дети должны были подумать и нарисовать предмет, овощи, растение, которое бывает такого цвета. Цвет плюс предмет такого цвета получается изображение на листе. Дети обговаривали свои действия, изображали на листе придуманный предмет. У детей в этом задании повторялись цвета, поэтому многие дети не пытались подумать сами, повторяли ответы за другими детьми, копировали рисунок сидящего рядом.

Это же задание на следующем этапе изменялось, а именно детям раздавались разноцветные полоски, но по одной каждого цвета. Выполняя задание, приходилось надеяться только на себя, самостоятельно подумать и определить в каком предмете может встретиться этот цвет, сложить цвет и предмет такого цвета и изобразить на листе. Дети, быстро справившиеся с заданием, могли, нарисовать ни один предмет, а много, выбрать материал, по своему желанию которым будут изображать, карандаши, краски, восковые мелки.

На следующем этапе детям предлагались полоски одного цвета, условие было одно не повторяться в ответах. Дети придумывали изображение, выбирали по желанию изобразительный материал и способы изображения.

Игровое задание «Веселые ладошки»

На первом занятии, детям предлагалось задание «Веселые друзья», дети рисуют на ладошке веселые, грустные, задумчивые лица, это не трудно для детей, нужно только выбрать и изобразить настроение, получаются веселые друзья, семья.

На втором занятии давалось задание «Оживи ладошку». Дети обводили ладошку в середине листа, им давалось время подумать, что можно дорисовать, чтобы ладошка превратилась в кого-либо и рассказала о себе.

На последующих занятиях дети обводили ладошки, дорисовывали увиденные в них предметы, дорисовывали рядом другие дополнительные детали, рассказывали о своих изображениях. Темы таких заданий менялись в зависимости от времени года, от текущих праздников и событий.

Коллективное рисование «Осеннее дерево», детям предлагалась разная техника исполнения осенних листьев (кистью, штампом, пальцевая живопись, рисование ладошкой)

Техника кляксография, простейшие задания, которые так же решили попробовать в этом возрасте. (фото работа детей)

Детям для создания интереса, и чтобы действительно продуктивная деятельность была занимательной, сочинили историю про веселую кляксу, которая любила путешествовать и превращаться во все предметы, которые встречались ей на пути. Такая клякса часто приходила к детям в гости и размещалась у каждого ребенка на своем листе. (фото работа детей)

На первых занятиях дети с трудом узнавали в кляксах, какие либо изображения, с помощью воспитателя дорисовывали необходимые детали.

На последующих занятиях дети в нескольких кляксах, добиваясь того что все – таки находили образ какого – то изображения (Приложение 7-8).

На других занятиях дети, пытались самостоятельно дорисовывать какой либо похожий предмет, который они увидели в своей кляксе. В каждом задании присутствовала интеграция областей, а именно изобразительная деятельность и развитие речи детей. Детей побуждали отвечать на вопросы, рассказывать о выборе содержания обговаривать свои действия, выходить за пределы изображаемого (Приложение 9).

На прогулках, в любое время года внимание детей обращалось на необычную форму кустарника, дерева, сугроба, облака, лужи, след от самолета на небе, восход и закат солнца. «Угадай на что похоже?», «Найди такой же», «Кто больше», «Волшебное превращение» и т.д.

Первые задания проводились по инициативе воспитателя, затем вместе с детьми и в конце учебного года приятно было отмечать, что дети самостоятельно привлекая внимание педагогов, находили интересные образы во всем, что их окружало.

Регулярно все эти задания сопровождались активным участием родителей в данном исследовании. Детские рисунки дети показывали родителям, побуждали детей рассказывать, что они сегодня изображали, как изображали такой предмет, что было первоначально и почему так получилось. Часто проводилась домашняя работа под рубрикой «Давай я тебя научу». Дети с удовольствием дома брали на себя роль педагога и объясняли родителям, как можно в кляксе увидеть какое - то изображение и дорисовать его, помочь родителям в рисовании. С родителями предварительно обговаривалось, чтобы они занимали позицию обучающегося, я не умею, научи меня, покажи, как это сделать. Обвести ладошку и преобразовать ее, принести совместный рисунок в детский сад. Или по дороге домой показать маме, бабушке, брату, на что похожи плывущие по небу облака, сугробы снега и т.д. Таким образом, благодаря тесной работе с родителями дети повторяли задания творческого характера ни один раз, в доступной, интересной для них форме. Родителям раздавались в помощь инструкционные карты, информационные буклеты (Приложение 10).

Вся работа, опираясь на новизну и необычность заданий, охватывая несколько направлений, выполняя все условия, постепенно давала положительный результат. Система работы по формированию творческой активности ребенка пятого года жизни (Приложение 11).

5.3 Контрольный эксперимент

3 этап исследования: контрольный эксперимент

Время проведения: апрель 2016 года

Цель этого эксперимента:

Выявить изменения в уровне развития творческих способностей детей через различные формы работы диагностической работы, с целью подтверждения выдвинутой гипотезы. Формы работы: ООД, проведение игровой продуктивной деятельности, анализ детских работ, беседа с детьми, беседа с воспитателем, родителями, повторная диагностика развития творческих навыков детей.

Проведенные формы работы контрольного эксперимента показали следующие результаты, таблицы №5-6 (Приложение 12-15). Работа дала положительный результат. В течение всего учебного года прослеживались изменения в желаниях, действиях и результатах творческой активности детей пятого года жизни.

Если поначалу, все задания предлагались по инициативе педагога, заинтересовывая их сочинением рассказа, разнообразием материала, вариативностью заданий. Давайте поиграем, давайте посмотрим, на что это похоже, давайте придумаем и т.д. Родители поначалу подключались к совместной деятельности с настороженностью, большого желания не проявляли. Постепенно желание у детей возрастало, особенно если у ребенка конечный результат не просто получался, но и был для него интересен, необычен, были случаи, удивлял ребенка. Родители начинали видеть своего ребенка с другой стороны, он не просто задавал вопросы, но и сам старался находить ответы, пытливо выспрашивал у родителей, ну что ты видишь? помогал находить ответ, показывал последовательность действий. Многие родители проявили интерес к совместной работе и спрашивали у педагога, есть ли еще задания для детей, нравилось то, что ребенок занят интересной деятельностью, в общении с родителями, проявляет интерес и инициативу к продуктивной деятельности.

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего экспериментов, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.

Пятый год жизни ребенка дошкольника благоприятен для развития творческой активности. Педагоги детского сада решили не просто включать в план работы задания творческого характера, но и организовать работу кружка «Фантазеры» по продуктивной деятельности дошкольников, именно с младшего дошкольного возраста. Разрабатывается программа кружка, включая разные виды изобразительной деятельности, техники исполнения и многообразие материала.


Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая активность детей дошкольного возраста – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития творческой активности детей дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях. Педагог должен подбирать различные формы работы, сам к каждому заданию подходить творчески, так что даже хорошо знакомое задание кажется ребенку необычным интересным, работая в тесном контакте с родителями, создавать ненавязчиво обучающую ситуацию, в которой ребенку хочется действовать, творить, сочинять. У такого воспитателя дети начинают мыслить неординарно, проявляют, элементы творчества, самостоятельность даже в младшем дошкольном возрасте.






Литература

1. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М.: 2006.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Академия, 2000.

3. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. М.: 2004.

4. Венгер А.А. Педагогика способностей. М.: 2008.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение.

6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Академия, 1999.

7. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. Дошкольное воспитание. 2005.

8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. М.: 2006.

9.Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии М.: Академия, 2008.

10.Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. М.: 2004.

11.Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. М.: 2005.

12.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Т.С. Комарова. М.: 2005.

13.Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: 2004.

14.Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2002.

15.Подьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников Вопросы психологии, № 1, 2000.

16.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: 2006.

17.Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: 2004.

18.Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: Академия, 2012.

19. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра и изобразительное искусство. Ярославль: Академия развития, 2007.

20.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: 2007.

21.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 2000.

22. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение 1985.

23.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

От рождения до школы. Под ред. И.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2014.

24. http://maam.ru/

25. http://pedsovet.ru/

26. http://www.pedagogika.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!