СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему "Знаки препинания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что лучше смайл или знак препинания?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Знаки препинания"»







СЕКЦИЯ «Русский язык, культура речи»




Знаки препинания










Выполнил:



Научный руководитель:








Новокузнецкий городской округ

2021














СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I

1.1 Определение понятия «зна́ки препина́ния» 4

1.2 История знаков препинания. 4

Глава I I

1.1 Опрос 5

1.2 Результаты опроса 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ

































ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования и актуальность

21в-это век цифровой. Мы читаем текст с экранов смартфона, ищем ответы через поисковые системы. Отправляем мгновенные сообщения. Я заметил, что в чатах для общения мы активно используем смайлы и эможи вместо знаков препинания. Может они и не нужны?

Так мы вышли на проблему нашей работы. Чтобы понять зачем нужны запятые? Мы изучили роль и важность знаков препинания.



Цель исследования: изучение значения знаков препинания .



Задачи исследования:

  1. Познакомиться с определением.

  2. Изучить историю знаков препинания.

  3. Провести опрос в классе.

  4. Изучить результаты опроса.

  5. Сделать выводы.

Гипотеза исследования: предположим, что на письме без знаков препинания обойтись можно.

Объект исследования: знаки препинания.

Предмет исследования: значение знаков препинания в письменной речи.

Методы исследования: опрос, анализ и синтез, определение понятий.





















Глава I

1.Определение понятия «зна́ки препина́ния»

Зна́ки препина́ния — (элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).



2. История знаков препинания.

История возникновения и развития знаков препинания очень интересна. А ведь раньше знаки совсем не использовались. Именно с их появлением появилась и грамотность, и ясность мыслей и рассуждений.

Древние тексты представляли собой просто непрерывный поток букв. Строки были без правил переноса, пробелов, пунктуации, делений на абзацы. Представляете, насколько тяжёлым был такой текст для чтения? Я думаю, что причина была в дороговизне доступных писчих материалов и в трудоёмкости письма, которое выполнялось вручную специально обученными каллиграфами. Поэтому, книги в то время предназначались лишь для узкого круга специально обученных их читать людей. Только где-то в XIV в. стало появляться разделение текста на слова. Поначалу это делали небольшой точкой в центре

ДАМА • СДАВАЛА • В • БАГАЖ • ДИВАН • ЧЕМОДАН • САКВОЯЖ • КАРТИНУ • КОРЗИНУ • КАРТОНКУ • И • МАЛЕНЬКУЮ • СОБАЧОНКУ

Потом точку перестали писать, оставляя лишь свободное пространство - пробел:

ДАМА СДАВАЛА В БАГАЖ ДИВАН ЧЕМОДАН САКВОЯЖ КАРТИНУ КОРЗИНУ КАРТОНКУ И МАЛЕНЬКУЮ СОБАЧОНКУ

Первые пробелы были очень узкими и едва заметными, вероятно это было связано всё с той же экономией бумаги. Появилось и разделение на строчные и заглавные буквы, с помощью которых стали обозначать начало предложений.

В 15 веке появились запятые:

ДАМА СДАВАЛА В БАГАЖ ДИВАН, ЧЕМОДАН, САКВОЯЖ, КАРТИНУ, КОРЗИНУ,

Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (15-16 вв.). В середине XV века итальянские типографы изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор. В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появилось в 16-18 веках. Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.

3. Опрос

Мы провели опрос в классе. На вопросы ответило 23 человека. В ходе проведения опроса были заданы следующие вопросы:

-Что такое знаки препинания?

-Важны ли знаки препинания в интернет переписке?

-Как часто используете?

Приложение..



4. Результаты опроса

Результаты показали, что большинство учащихся склоняются к такому мнению, что знаки препинания не очень нужны в языке. Почему получается так, что знаки при письме ребятам не нужны?! Может, просто для выражения своих чувств и эмоций нужны совсем другие символы? Давайте разберёмся!

Что происходит со знаками препинания в интернет-переписке? При анализе нашего чата я убедился, в том, что действительно, в этих текстах очень мало знаков препинания. Ребята стремятся общаться быстро, используя смайлик или эмоджи, а знаки препинания чаще встречаются в текстах, созданных взрослыми людьми.

На сайте Lingvoforum мы прочитали обсуждение вопроса: "Считать ли смайлик знаком препинания?" Ряд пользователей ответил утвердительно: «Считать ли смайлик знаком препинания? -Да. В конце предложения уже не хочется ставить точку. Да и не смотрится она. Естественно, что речь идет не о современном русском литературном языке, а об интернет-варианте языка с использованием различных смайлов.»

Что ждет знаки препинания? Ещё в 1969 году Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций: "Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос".

Точно установить, кто придумал смайл, самый веселый символ интернета, вряд ли возможно. С этимологической точки зрения все ясно: "smile" по-английски "улыбка». «Смайлик - схематическое изображение человеческого лица, используемое в электронных письмах для выражения эмоций. Смайлики конструируются из имеющихся на клавиатуре символов без применения графических редакторов. Значит смайлик не является знаком препинания. Он состоит из них.











































Заключение

Знак препинания – это возможность выразить смысл предложения, оформить правильно мысли, сделать речь чёткой, ясной и понятной. С помощью знаков препинания можно выстроить логическую цепочку рассуждений. От одного знака может поменяться смысл всего предложения.

Возьмём всем известный пример: КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ или КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ. Всего лишь одна запятая в корне не только может поменять смысл всего предложения, но и решить судьбу человека.

В своей работе я узнал:

- знаки — препинания-это графические средства. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

- отсутствие знаков препинания в некоторых случаях затрудняет понимание текста, поэтому расстановка знаков на письме необходима.

-смайлики не являются - знаками препинания!

-знаки препинания используются в интернет-языке с разной степенью интенсивности: в детских текстах их меньше, чем в переписке людей старшего поколения.

-без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно себе представить жизнь сегодня.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале моего исследования, что на письме без знаков препинания обойтись можно. Ложна.

На письме без знаков препинания обойтись нельзя!























Список литературы

1.Википедия.

2.Граник Г.Г. Секреты пунктуации, М., «Просвещение»,1987

3.Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990

4. Энциклопедический словарь юного филолога М. В. Панов, М., 1984

5.Интернет сайт Lingvoforum

6. nsportal.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!