СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на уроках чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности , способствовать развитию интереса к экспериментированию , создавать условия для исследовательской деятельности- одна из задач , которые ставит перед собой учитель.   

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на уроках чтения»



















Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности , способствовать развитию интереса к экспериментированию , создавать условия для исследовательской деятельности- одна из задач , которые ставит перед собой учитель.

Одна из форм исследовательской работы это проектная деятельность.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем многие исследователи относят его к педагогическим технологиям 21 века. Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Имея сумму знаний по теме, учащиеся через проектную работу показывают их практическое применение. Этот метод ориентирован самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течении определённого времени. Наиболее активно метод использовался в образовательной области технология, но с введением Федерального государственного образовательного стандарта метод используется во всех предметных линиях.

Проэктная деятельность способствует развитию таких качеств как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Чтобы заинтересовать учеников учитель объясняет, что школьники будут проводить самостоятельные исследования и выполнять работу , которую делают учёные. Чтобы подготовить свою работу нужно придерживаться плана исследования. Сначала нужно найти материал на заданную тему, дальше обсуждается- где его можно взять, где можно получить информацию, как зафиксировать её, затем проанализировать и обобщить.

В 1 классе по УМК «Школа России» учащимся предлагается выполнить проэкт «Азбука загадок»,где дети должны найти или сочинить не просто загадки , а загадки на заданные темы. Например - животные, растения, времена года или другие темы, найти изображение отгадок или нарисовать отгадки.

Проэкт «Город букв» предполагает повторение и дополнение изученного материала. Учащиеся повторяют изученный материал, находят самую интересную букву, а затем придумывают – из чего её можно сделать, как описать её характер. Получается новая детская азбука.

При изучении темы «Устное народное творчество» детям можно дать исследовательские работы « Сказки наших бабушек», «Русские народные песни», а к теме «Пословицы и поговорки» найти и объяснить смысл пословиц по темам например –о труде, о учении, о дружбе, о Родине, а также можно дать задание отобразить смысл пословиц рисунком.

В период обучения грамоте можно предложить детям проэкт «Азбука вежливости».Учащиеся должны найти , придумать на каждую букву алфавита вежливые слова, объяснить смысл этих слов, а к отдельным словам выполнить иллюстрации. Такого вида работа помогает детям стать более культурными и воспитанными.

В реализации многих проэктов участвуют родители.

Считается, что ученики начальных классов воспринимают в основном внешнюю сторону событий литературного произведения. Сложность в том, что объяснить своё восприятие , осознать его ребёнок часто не способен самостоятельно, но учитель может ему помочь , используя продуманную систему вопросов, направленную на активизацию работы души и ума, осмысление своих чувств. Система этих вопросов должна органично вырастать из текста , анализ которого идёт последовательно на от первой страницы к последней.

Один из видов работ –исследовательское чтение. Оно возможно, если задания для строить в соответствии с читательскими запросами учащихся.Для этого надо вырабатывать умения ставить перед собой вопросы по ходу чтения для обдумывания текста. Исследовательское чтение возможно там., где учащиеся замечают, что им интересно читать это произведение, что они сочувствуют героям , чему то учатся у них. Учитель так строит урок, что есть причина перечитать текст, так как произойдёт открытие нового . Какие умения нужны читателю- исследователю? В 1, 2 классе учащиеся овладевают умениями: обращать внимание на заглавие, размышлять над ним , устанавливать где и когда это происходит, что делали герои, устанавливать последовательность событий, умение ставить вопросы по прочитанному, в 3, 4 классе наступает этап закрепления читательских умений, вопросы уже приобретают творческий характер , становятся оригинальными.

Следующий вид работы - поисковое чтение .

Это вычитывание, составление словаря на тему произведения: прочитали рассказ о весне – ищем в тексте слова , которые можно назвать весенними - капель, ручьи, произведение о войне – составляем военный тематический словарь. Так как слова разбросаны по всему тексту учащиеся просматривают его неоднократно, тренируя наблюдательность, навык чтения. Результатом поискового чтения является выборочное чтение вслух не только отдельных слов, сочетаний, но и ролей , абзацев, частей текста. Перечитывание с заданием самое распространённое упражнение для младших школьников на уроках чтения. Первый ряд найдёт , что говорила лиса, второй- что думала лиса, а третий прочитает как она поступила. Поисковому чтению способствуют такие задания : собери воедино из деталей текста портрет героя, перечитайте, что говорят о событии разные персонажи, а что думаете вы. С помощью учителя –исследователя ученики- читатели формулируют идейный смысл произведения, определяют значение прочитанного для себя.

Пример совместной работы учителя и ученика на уроках чтения мы рассмотрим на уроке чтения в 4 классе .Тема « Добро и зло внутри нас»на примере сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».Целями урока являются:

  • показ особенностей сказок Андерсена,

  • помочь уловить настроение автора , учить ставить проблемные вопросы .

Рассмотрим некоторые этапы урока. После чтения учителем сказки и выяснения общих впечатлений учитель ставит вопросы – понравилась ли сказка, чем понравилась, какие основные чувства вызывает сказка, назовите самые яркие эпизоды..Многие ученики скажут о грусти и жалости, боли, вызванной гибелью главных героев и радости, связанной с с теми чудесами, которые происходят в сказке. Высказывания учеников нужно продолжить, чтобы развить их мысли. Для постановки главной проблемы сказки необходим анализ произведения, ученики способны сами ставить ключевые вопросы почему погибает солдат, почему так сложилась его судьба ?Нужно последовательно в тексте выделять ключевые

Фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи всего произведения. Один из таких фрагментов –внутренний монолог солдата. Поражённый красотой девушки сразу увидевший своё сходство с ней, оловянный солдатик подумал, мне бы такую жену, да она наверное знатного рода, во дворце живёт, а мой дом- простая коробка, да ещё и в неё набилось 25 солдат. Нет, ей там не место, но познакомиться с ней не мешало, но эгоизм и легкомысленная игривость не соответствуют такому образу героя , который создаётся в дальнейшем в тексте сказки .Итогом осмысления внутреннего монолога солдатика, может быть понимание первого нравственного урока сказки. В человеке изначально заложено добро и зло и он сам делает выбор и несёт ответственность за этот выбор. Если он не стремиться преодолеть низкие мысли и чувства, то сам оказывается в их власти и они управляют им. Далее также разбираются все важные фрагменты сказки и выводятся нравственные уроки. Такие ,например, как надо уметь прощать других людей , а самые высокие требования предъявлять самому себе. Дальше в тексте появляются ключевое слово – смысл солдатика, его назначение – быть часовым, защищать красоту. Ещё один вывод- если человек совершил какой-то проступок, то он сам должен покаяться. Вывод- на вопросы главные причины смерти героев сказки даются разные ответы:

1-в своей смерти виновен сам солдат, так как за всё надо платить , это плата за те низкие чувства, которые проявились в его первом внутреннем монологе. Обычно Андерсен строго судит своих героев за их эгоистические чувства.

2-такая плата была слишком жестокой, ведь солдат изменился ,внутренне преобразился, искупил вину. Герои сказки погибают из-за проявления зла в других людях, уличные мальчики, не думая о последствиях, пустили в плавание, другой бросил солдата в огонь. И многие выберут второе объяснение. Теперь можно делать обобщение – в окружающем мире отношение добра и зла, света и тьмы зависит от каждого человека. Сказки Андерсена ставят вечные вопросы о смысле земной жизни и вечных ценностях человеческого бытия, счастье, судьбе, добре и зле.. И читатель вместе с оловянным солдатиком преодолевает в себе низкое, пошлое. Анализ сказки идёт на 2 уроках. С детьми надо говорить просто и ясно. Ясная и простая форма изложения должна передать глубокое содержание .Успех урока зависит от умения учителя вести диалог, слушать и слышать ученика, мгновенно находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов учеников, обобщений, выводов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!