Исследовательская работа на уроках русского языка
(1 класс)
Выполнила Гиль В.В., учитель начальных классов
МОУ СОШ№59 г. Ярославля
Для успешного обучения учащихся русскому языку важен своевременный переход на теоретическую позицию, что бы система родного языка осознавалась ребенком и выступала объектом его сознательной деятельности. Проще говоря, чтобы учащиеся осознанно обозначали орфограммы соответствующими буквами на уроках русского языка, необходима исследовательская работа.
В первый период обучения основным методическим приемом включения школьников в работу может служить игра, т.к. игровая деятельность исключительно привлекательна для вчерашнего дошкольника. Уже на первых уроках обучения грамоте дети делают открытие – главное назначение слов – служить наименованием окружающих нас предметов, иногда один и тот же предмет может быть назван разными словами, а порой, одно и тоже слово служит названием разных предметов.
Для этого детям предлагается поиграть и договариваемся любое слово обозначать . Показывая им заранее подготовленные предметы (например, пенал, тетрадь, иголку с ниткой, ножницы), уложим эти вещи в коробку. А затем, попросим одного из учащихся достать задуманный предмет (ни в коем случае не называя его). Ребенок или растеряется, или начнет вынимать предметы наугад. Тогда задание уточняется, например, рукой воспроизводится движение шьющего человека. А следующий предмет пусть ученик отгадает, посмотрев, что учитель рисует на доске. Оказывается, предмет можно показать жестами, а можно и нарисовать. Но, жестами не всегда можно показать предмет, да и рисунком тоже. Как же можно сообщить о предмете, если нельзя воспользоваться жестами или рисунком? Дети, неизбежно, предложат универсальный способ назвать предмет. Что же помогло узнать предмет? Верно, его название. Чем пришлось воспользоваться, чтобы назвать предмет? Жестом? Рисунком? Словом! Поможем детям сформулировать, для чего нужны слова: слова нужны для того, чтобы называть.
Очень важной является задача – научить детей выделять слова из речевого потока (предложения). Дети открывают способ выделения слов в связном высказывании. Уже сами пытаются сформулировать суть этого способа: между двумя любыми словами в предложении можно вставить еще одно слово. Как создать ситуацию, при которой у учеников возникает настоятельная необходимость найти способ определения «отдельности» слов? Предлагаю детям составить модель предложения Два брата строят плот. Какое первое слово в предложении? Два брата? Есть ли другие мнения? Есть, первое слово – два. Кто же прав? Ученики сами пытаются обосновать свой выбор. Аргументы детей такие:
а) два брата – это одно слово, ведь это братья строят плот, ведь это слово отвечает на вопрос «Кто строит?»;
б) два брата – это два слова, можно ведь отдельно сказать слово два и слово брат.
Так, как мнения разделились, отметим это на модели предложения знаком вопроса. Модель предложения приобретает необычный вид:
?
+

. Предлагаю проверить, можно ли между словом строят и плот (там, где не возникло проблем с определением количества слов) вставить какое-нибудь слово. Оказывается, можно: Два брата строят прочный (большой, из бревен) плот. А можно ли между словами (словом) два брата и словом строят сделать подобную вставку? Два брата быстро (умело) строят плот. Оказывается, между двумя словами предложения можно вставить третье слово. Ученики предлагают проверить этим способом одно или два слова обозначены на модели знаком вопроса. Я уточняю: если вставка третьего слова возможна, следовательно, речь идет о двух разных словах: невозможна – перед нами одно слово. Дети без особых затруднений производят такую вставку: Два родных (моих, взрослых, старших и т.п.) брата строят плот. Теперь ясно, что в модели предложения, на месте вопроса должны появиться два прямоугольника:
Одна из задач для учителя в первом классе – показать слово различительную функцию ударения и сформулировать умение определять ударный слог в слове. После наблюдений исследовательской работы, выслушиваю рассказы детей о том, как, при помощи ударения, из одного слова можно сделать другие и, как правильно определять ударение в слове.
Как провожу работу на уроке? Дети составляют модели предложений: На клумбе зацвел ирис. Машенька любит фруктовый ирис. (Спрашиваю, видел ли кто-нибудь этот цветок и интересуюсь, кто из детей ел ирис). Теперь сравниваем звуковой состав последних слов обоих предложений: дети определяют количество количество слогов и последовательность звуков в каждом слоге. Затем, слова сравниваются по тому, что они называют. Дети отмечают результат сравнения на моделях:
Если это разные слова, надо узнать, в чем заключается их различие. Сравниваются звуки в обоих словах. Удивительно, все звуки одинаковы:
Слова различаются не звуками, а чем-то другим. Произношу одно слово, пусть дети догадываются, цветок или конфетка названы. Как же удалось узнать слово? Чем различаются эти слова? Выслушиваю мнения детей. Дети сами обращают внимание на то, что слова различаются тем, какой из слогов произносится с большей силой. Когда называем конфетку, выделяем ворой слог – и – рис, а когда цветок – первый – и-рис. Мне осталось сообщить, что произнесение одного из слогов с большей силой – это и есть ударение. Любое слово мы произносим, выделяя один слог сильнее и протяжнее, а остальные слоги, как бы «приклеиваются» к ударному. Без ударения ни одного слова не произнесешь как следует.
Для обозначения ударения существует специальный значок – наклонная палочка. При расстановке ударения в моделях ирис – ирис выясняем, над каким звуком ставится ударение: над гласным или согласным. Далее, использую прием последовательного выделения в качестве ударного каждого гласного в слове, учимся ставить ударение, что бы правильно воссоздавать звуковую форму слова (улитка, улитка, улитка).
Перед формированием действий чтения и письма очень важно, что бы дети поняли, что мы изображаем звуки с помощью букв, только потому, что эти значки понятны всем пишущим и читающим по-русски. Но, сколько же они изобретают различных способов письма! Это и геометрические фигуры, это и разные цвета, изображения животных, птиц, рыб, точки, палочки, хвостики и т.д.. Каждый предложенный способ обсуждали заинтересованно и не торопясь. Дети, на собственном опыте, убеждаются, что любой небуквенный способ возможен, но не рационален и не является общепринятым. (На уроке, в начале, использую игру «Угадайте слово»).
Представление о том, какие и сколько работ бывает у гласных букв, является своеобразным ключиком, открывающим путь к осознанному выбору гласной буквы после шипящих и –ц-. Вот почему для меня столь важен урок – исследование по работе гласных букв.
Языковой материал для урока:
РАМА ДЯДЯ АДРЕС ЯМА
ДОМ ЛЁН ОСЫ ЁЛКА
КУРЫ ЛЮДИ УХО ЮГ
МЭР МЕХ ЭХО ЕЛЬ
ДЫМ МИР ИВА
Эта схема является итогом урока:
А
Я
О Ё
У Ю
Э Е
И Ы
И, зная работу гласных букв, дети самостоятельно приходят к выводу, что в сочетании жи – ши, надо писать - и - . Именно эта буква может выполнять одну работу и больше всего подходит. А, в сочетании ча – ща, чу – щу, пишем –а-у-. Именно они больше всего подходят из букв, выполняющих одну работу.
Когда учащиеся сталкиваются с обозначением буквами звукосочетания (цы), можно провести очень интересную исследовательскую работу. В результате появляется схема:
(
цы) и (цэ)
ци… цы……цы це
М
атериалы для исследования:
М
ОТОЦИКЛ ЦЫПОЧКИ ЦЕРКОВЬ ЦИНГА
Ц
ИРК ЦЫП-ЦЫП ЦЕНТР ЦЫГАН
Ц
ИНК ЦЫЦ ЦЕХ ЦЕНА
МОТОЦИКЛ ЦЫПОЧКИ СКВОРЦЫ
ЦИФРА ЦЫЦ ПЛОВЦЫ
ЦИРКУЛЬ ЦЫПЛЕНОК ПЕВЦЫ
ЦИСТЕРНА ЦЫГАН УЛИЦЫ
Мне очень нравится исследовательская работа на осознание детьми записи слов в алфавитном порядке, необходимости алфавита. В беспорядке пишу слова. Предлагаю детям найти такой способ записи, что бы легко можно было найти любое слово. Предлагаю детям способы такие:
а) сначала слова, называющие зверей, потом птиц, насеомых, рыб,людей;
б) составить из слов рассказ;
в) сначала слова, называющие предметы, потом признаки, потом действия;
г) по буквам (укаждого свой порядок букв).
Все способы обсуждаются, опробываются. Признаются неудачными. Но, оказывается, есть уже порядок букв! Алфавит!. Начинаем писать слова по алфавиту. А если слово начинается на одну букву? (Катя, кот, куры). Дети предлагают, сначала, людей написать. (Все же это человек, да и красивый). А если вторая буква одинаковая? (Мурка, мурзик). Дети считают, что Мурзик должен уступить Мурке.
В заключение, рассказываю детям о специальных книгаз-помощниках – Словарях, где записано множество слов, но любое из них найти не так трудно, если знать порядок расположения букв, т.е. алфавит.