11
Муниципальное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Прогимназия №13 г. Майского»
IV Республиканский конкурс исследовательских работ
и проектов школьников «Первые шаги в науку»
Город Майский
МОУ «Прогимназия №13 г. Майского»
Класс 3
Направление: «Из чего это сделано?»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «О времени и о часах»
Руководитель исследовательской работы Дутчина Н.Н. ,
учитель высшей квалификационной категории
Участник конкурса Барышникова Ксения
Карпенко Станислав
СОДЕРЖАНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………......4
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ …………………………………..........5
1.1. Социологический опрос.…………………………………………................5
1.2. Изготовление приборов для измерения времени..………….......................5
IV. ВЫВОДЫ ………………....................................................................................8
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….….……….. 9
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ. … …………………………………………….…………….10
ВВЕДЕНИЕ
Нам часто говорят взрослые: «Не тратьте время попусту!», «Береги каждую минутку!». И мы задумалась об этом: «Как время беречь, если его нельзя увидеть и потрогать?»
Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, неумения использовать его правильно. Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объём информации и знаний. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Цель исследования: изготовление приборов для измерения времени.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
выяснить, как измеряли время наши предки;
выявить информированность учащихся школы по теме наших исследований;
изготовить приборы для измерения времени;
создать буклет «Берегите время».
Гипотеза: если время нельзя увидеть, услышать, потрогать, то можно ли им управлять.
Объект исследования: часы, время.
Предмет исследования: исследование способов измерения времени.
Нами были использованы следующие методы:
изучение литературы и обобщение полученной информации;
наблюдение;
социологический опрос (подтверждение гипотезы).
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВНИЯ
Когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко, пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно - надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за море, за горы – пора идти домой. Однажды человек обратил внимание на тень от солнца, которая не стоит на месте. И он придумал часы: воткнул в землю палку, а вокруг палки начертил круг. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Это были первые солнечные часы. Но солнечные часы могли «ходить» только на улице днём в ясную погоду. Тогда люди придумали водяные часы. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Такими часами можно было пользоваться в любое время суток. Но и водяные часы тоже оказались неудобными в использовании, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. В Европе и на Ближнем Востоке в домах использовались часы-свеча. Сгорает свеча до одной полосочки, значит прошёл один час. Но свечи были разные, как по толщине, так и по качеству и поэтому время показывали неточно.
Прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом. Внутрь поставил, пружинку, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесико, вертит его. Второе колесико показывает часы и минуты. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца.
Шли века, жизнь становилась торопливей. Часы стали необходимы каждому человеку. Современный человек пользуется механическими и электронными часами.
Выводы: виды часов, изобретенные человечеством за многовековую историю, поражают своим многообразием. Это солнечные часы, водяные, огневые, песочные, механические, электрические, электронные.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ.
Социологический опрос.
Чтобы узнать, что знают о времени учащиеся, мы провели опрос. В опросе приняли участие учащиеся 1 класса (27 человек) и 4 класса (27 человек).
На вопрос «Что можно сделать за 1 минуту?» 18 первоклассников и 6 четвероклассника ответить затруднились.9 первоклассников и 21 четвероклассник считают, что за 1 минуту можно полить цветы, выписать строчку цифр, расстегнуть пуговицы, умыться, помыть посуду, почистить зубы, забить гол, сплести бусы, проверить технику чтения, написать небольшой текст.
Вывод: пользоваться часами могут многие ребята, и в течение дня они часто смотрят на часы, так как соблюдают режим дня; некоторые ребята затрудняются определить, что можно сделать за одну минуту.
1.2.Изготовление приборов для измерения времени.
Чтобы наглядно убедиться, что время быстротечно и помочь ребятам научиться беречь его, мы решили сконструировать приборы для измерения времени.
Огненные часы. Нам понадобится: две свечи, секундомер.
1.Взять две свечи. Зажигаем свечу, засекам время в 5 мин.
2.Тушим пламя. Сравниваем свечки по длине. На второй свечке делаем метки.
3.Продолжаем до тех пор, пока первая свеча не догорит до конца. Огненные часы готовы.
Водяные часы. Называются они клепсидра.
Нам понадобится: пластиковая бутылка, проволока, полоска бумажки и скотч, емкость, в которую будет вытекать вода.
1
. Отрезаем дно у бутылки. В крышке шилом проделываем небольшое отверстие, через которое будет вытекать вода. Вырезаем полоску бумаги длиной с нашу бутылку, наклеиваем скотчем. Подвешиваем бутылку вниз крышкой. Под бутылкой снизу подставили большую емкость для вытекающей воды.
2
. Закрываем отверстие и заливаем в бутылку воду. Открываем отверстие - вода начинает вытекать небольшой струйкой. Засекаем по секундомеру время и каждую минуту на шкале отмечаем положение уровня воды. Водяные часы готовы.
Солнечные часы.
Нам понадобится: картон, распечатанный на бумаге циферблат, клей, ножницы.
Начертить циферблат по образцу (Приложение 2). Вырезать круг, приклеить циферблат. В центре циферблата установить гномон. Для этого используем прямоугольный треугольник, вырезанный из бумаги. Угол наклона определяется для каждой местности отдельно. Например, для КБР угол будет равен 90 градусов минус 43 градусов (северная широта) = 45 градусов. Солнечные часы готовы. Чтобы часы работали правильно, нужно поставить их на освещённом солнцем месте, определив по компасу север (гномон развернуть к северу).
Вывод: может быть, такие часы помогут нашим друзьям понять, что время течёт как вода, оно невосполнимо как сгоревшая свеча и потраченные попусту минуты, уже никогда не вернуть.
IV. ВЫВОДЫ
В результате проделанной работы мы выяснили:
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Время нельзя повернуть назад, задержать. Оно идет само, независимо от того, хотим мы этого или не хотим.
За 1 минуту можно многое сделать. Можно найти и потерять, построить и разрушить. Главное чувствовать всю ценность тех минут, которые мы имеем. Чувство времени побуждает человека быть собранным, точным.
Мы подтвердили нашу гипотезу - время нельзя увидеть, услышать, потрогать, но управлять им можно. Для этого уже сейчас нам и нашим друзьям нужно научиться беречь каждую минуточку и использовать драгоценное время на интересные и добрые дела.
Результатом данной работы стало изготовление огненных и водяных часов и создание буклета «Берегите время!». Информация, представленная в буклете, поможет ребятам более рационально использовать свое время.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Я познаю мир. История // Энциклопедия для детей. - Москва: ООО «Издательство АСТ ЛТД ». - 2004г.
Большая энциклопедия школьника. OXFORD.-Москва, «Росмэн»,-2009г.
Ресурсы интернет
http://lib.podelise.ru/docs/216/index-944.html
http://www.infoniac.ru/news/10-sposobov-izmerit-vremya.html
http://azbuka-uma.by/prezentaciya_time
http://detyam.com.ua/chem-zanyat-rebenka/poslovicy-i-pogovorki/523-poslovicy-i-pogovorki-o-vremeni.html
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Результаты социологического опроса учащихся 1 класса и 4 класса
В анкетировании приняли участие учащиеся 1 класса (27 человек) и 4 класса (27 человек). Всего 54 человека.
Вопрос | 1 класс | | 4 класс |
| Да | Нет | Д а Нет |
Умеете ли пользоваться часами? | 16 | 11 | 27 | 0 |
Соблюдаете ли вы режим дня? | 12 | 15 | 13 | 14 |
Нужно ли беречь время? | 25 | 2 | 23 | 4 |
Приложение 2
Циферблат солнечных часов.