СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Образ зеркала в художественной литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: выявить символический образ зеркала в художественной литературе. Особенности мотива зеркала в русской литературе. Как образ зеркала помогает раскрыть образ главного героя.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Образ зеркала в художественной литературе"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новокрасинская основная общеобразовательная школа»







Исследовательская работа

«Образ зеркала в художественной литературе»







Выполнил ученик 6 класса

Алдамжаров Вадим.

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Полякова А.А.























С. Новокрасное. 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

2. Из истории зеркала

3. Зеркало в мифологии

4. ЗЕРКАЛО в литературных сказках А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена как носитель зла и добра.

5 Страна Зазеркалье.

6. Зеркало как предмет гадания в произведениях русской литературы.

8. Вывод

9.Заключение.



Цель проекта: Выявить символический смысл использования образа зеркала в литературе

Основная цель работы состоит в исследовании отношений человека к образу зеркала в мифах, литературных сказках, в русской литературе ХIX - XX века. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Изучить и выявить символику зеркала и определить особенности мотива зеркала в произведениях русских классиков.

Предмет исследования: образы, мотивы, сюжет произведений, связанных с зеркалами.


Проблемный вопрос

Какова роль образа зеркала в произведениях литературы?

Гипотеза: Образ зеркала в произведениях выполняет различную роль, помогает лучше понимать содержание произведений и их идеи, характер героев.

Предмет изучения: художественные тексты русских и зарубежных писателей.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

- материал, изложенный в ней, может быть использован на уроках литературы; поможет правильно понимать происходящее на сцене в театре или по телевизору.


ВВЕДЕНИЕ

Одно из удивительных свойств литературы – отражать жизнь. И может быть, не случайно литература интересуется зеркалами. Предложенная мне тема для изучения показалась очень интересной , поэтому я с огромным удовольствием взял её для исследования. Мне пришлось найти ответы на многие вопросы, но один из них стал общим для всех произведений, а именно: с какой целью авторы разных литературных жанров используют зеркало в своих произведениях?

Что же такое зеркало? Это граница между мирами: нашими, привычными – и зазеркальными, где всё наоборот. В зеркало жадно смотрятся, от него ждут правды и попадают в самообман. Кривые зеркала смеются над людьми – и люди разбивают их на мелкие кусочки, чтобы никогда не слышать смеха зеркал. Зеркала дают возможность встретиться с собой как с другом. Зеркала знают будущее и всегда живут рядом с человеком. Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека. С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков.

В средневековых текстах зеркало является образом, символом «иного мира». Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас, все, что грядет.

Может быть, поэтому о зеркалах так много пишут, чтобы с их помощью раскрыть тайный смысл?

Из истории зеркала

1.В разных культурах с зеркалом ассоциируются различные мифологические представления. Зеркало может восприниматься как символ солнца, как дверь в потусторонний мир, как всевидящее око, Зеркало как пророческая функция, и зеркало таящего в себе магию и смерти и знания одновременно. Когда  же  появились  первые  зеркала? 

Пожалуй,  точно  сказать  никто  не  может. О них сложены мифы и легенды А вот как гласит легенда о происхождении зеркала:

«В давние времена, когда еще род людской не знал и не видывал о зеркале. Скитался старый монах по пустыне, и вспомнились ему слова из священных писаний: «Просите, и дастся вам». Усомнился он и решил проверить их. Пошел к царю просить руки его дочери, обомлел царь от такой просьбы и решил спросить у дочери. Царевна в свою очередь тоже удивилась, но, подумав, решила просить в замен что-то невозможное и невиданное. Молвила царица: «Если хочешь руки моей, тогда принеси мне в подарок волшебную вещь, в которой я увижу себя». Услышав пожелание, старец отправился на поиски, долго бродил он по лесам, по полям и, уже потеряв надежду найти чудную вещь, дошел до пустыни. Присев отдохнуть, заметил он вдали бочку. Удивившись, подошел он к ней, оглядел со всех сторон. А из бочки вдруг послышался стон. Замученный голос произнес: «Выпусти меня отсюда, старец, я уже долгие годы тут сижу томлюсь, а взамен я тебе дам все что пожелаешь». Обрадовался монах и рассказал про свою историю незнакомцу в бочке, мол, ищет он волшебную вещь по просьбе царевны, в которой она сможет себя увидать. Незнакомец пообещал, что поможет старцу с его проблемой, и выпустил монах на свет самого дьявола. И он сдержал свое обещание, и подарил старцу зеркало. Пошел монах к царю вручать приданое. Но владыка был не честен и, увидав подарок, приказал казнить старца. Так и появилось на свет дьявольское зеркало, которое с первых дней своего существования несло зло и обман.
Поэтому на Руси вплоть до 17-го века зеркало считали «заморским грехом».

Зеркало можно сравнить с губкой, которая впитывает в себя все, что «видит», - образы, события, явления их же и отражает, это сравнимо с человеческим умом он сначала впитывает в себя, а затем воссоздает это снаружи, то есть, отражая подобно солнцу.

ЗЕРКАЛО в мифологии

В мифологии зеркало выступает как средство спасения от сил, несущих человеку гибель.

Согласно древнегреческому мифу, геспериды дали Персею крылатые сандалии, шлем и волшебную сумку, в которой должен был принести голову горгоны Медузы.
Снаряженный таким образом, Персей полетел на север и достиг земли, где царила вечная тьма и обитали грайи, три ужасных сестры. У них на троих был всего один глаз и один зуб. Они пользовались ими по очереди. Это были единственные живые существа в тех краях, где жила горгона Медуза.
Персей надел свой шлем, невидимым подобрался к пещере и, когда одна из сестер передавала другой глаз, забрал его себе. Убедившись, что они ничего не видят, он пообещал вернуть им глаз, если они расскажут ему, где найти Медузу. Сестры, горя желанием вернуть свое сокровище, сразу же сообщили Персею все, что он хотел знать, и Персей, вернув им глаз, отправился на поиски Медузы.
Наконец он увидел вдали дом горгон и, зная, как опасна Медуза, осторожно приблизился, держа перед собой щит под таким углом, чтобы на его гладкой зеркальной поверхности отражались, все окружающие предметы.
Он нашел Медузу спящей и, подняв меч и глядя в ее отражение на щите, отсек голову и, держа ее за спиной, полетел обратно, опасаясь, как бы ее сестры-горгоны не бросились за ним в погоню и не попытались отомстить за смерть сестры.
Персей быстро летел над морем и сушей, держа ужасный трофей за спиной.

В древнегреческом мифе Персей побеждает страшную Медузу с помощью медного щита: голова Медузы превращается в камень. Медузу Горгону побеждает её же собственное отражение, то есть то зло, которое она творит. Посредством зеркального щита( он был именно медный, а не серебряный) Персей побеждает Медузу Горгону — поэтому греческие и римские щиты имели форму зеркал с ликом Медузы. Доказано, что металлы теплых оттенков: бронза, латунь, золото, и, в первую очередь, медь - поглощают «холодные». Они угнетают энергию и отражают «теплые», «солнечные. Поэтому в древности никогда не делали серебряных зеркал, считалось, что они отрицательно влияют на здоровье и настроение человека

С зеркалом связано не только собственное отражение, но и сближают с ним мотивы луны и солнца, водной поверхности.

Водная поверхность также символизирует зеркало, ведь она способна отражать. Широко известен древнегреческий миф о Нарциссе. «Сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы Нарцисс был необыкновенно красив, но никого не любил – мысли его были заняты самим собой. За это богиня любви Афродита наказала его. Однажды, охотясь, он нагнулся у ручью, чтобы напиться, увидел своё отражение – и уже не смог оторвать от него взгляд. Нарцисс не ел, не пил, не спал – всё глядел и глядел на себя… Так у ручья и умер. Цветок, выросший на его могиле, нарекли именем самовлюблённого юноши – нарциссом… А не зеркалом ли послужил ручей? А что такое отражение в ручье, как не прообраз зеркала? (И ведь недаром зеркало в руках Афродиты – в римской мифологии Венеры – стало олицетворять самовлюблённость)»

Самовлюблённый Нарцисс навсегда застывает перед своим отражением в воде. ( видеофрагмент из сказки «Морозко», где Иван любуется в зеркало своей красотой)

Миф о Нарциссе был придуман в древние времена, как предостережение не видеть свое отражение. Это связывалось с магией потому, что отражение человека воспринималось, как двойник и второе злое Я. По представлениям того времени второе Я чаще всего живет во сне. Скорее всего, цветок нарцисс воспринимался, как своеобразное растительное божество, которое способно умирать и воскрешать себя.

.

ЗЕРКАЛО в литературных сказках А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена как носитель зла и добра.

В «Сказке о мёртвой царевне» А.С. Пушкина зеркало злой мачехи тоже говорит правду, однако здесь трудно решить, является ли оно добрым: ведь по его вине мачеха чуть не погубила свою падчерицу. Так в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Зеркало рассказывало злой мачехе, кто красивее. Зеркало является полноправным персонажем сказки. Оно не хочет льстить, говорит правду и только правду, не собирается идти ни на какие компромиссы со своей хозяйкой. Вроде бы это хорошо: правдивость и неподкупность, но почему-то кажется, что с другим человеком оно вело бы себя немного по-другому. Я согласен, что оно, отображая только одну свою хозяйку, которая разговаривает, проводит много времени с ним, само должно приобрести черты этой злой царицы. Кажется, что они настолько сблизились друг с другом и не могут существовать отдельно. Недаром же, разбив зеркало, царица почти сразу умирает сама... Зеркало льстит тому, кого отражает и любит.
Существуют разные мнения об образе этого зеркала. Кто- то говорит , что это положительный персонаж , т.к. смерть оно приняло за свои справедливые убеждения! Не побоялось злобной царице правду в лицо сказать! ...»Бросив зеркальце под лавку, позвала к себе чернавку»....»Об пол зеркало разбив»-... Основное его достоинство заключается в том, что оно было честным и неподкупным и имело смелость всегда говорить правду : «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее...»

(видеофрагмент мультфильма «Сказка о мертвой царевне», где царица разговаривает с зеркалом)

А.С. Пушкин создал образ такого обаятельного и справедливого зеркала, которое не встречалось раньше. Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление возвысить свою красоту, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:

Свет мой, зеркальце! скажи...

Но с появлением соперницы обращение другое:

Ах ты, мерзкое стекло!

Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы. Царица довольна ответом зеркальца .Глаголы «изображают» движение каждой части тела. Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку.

Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. Через зеркало прослеживается и тема зависти.

Великий  датский  сказочник Г.Х. Андерсен  удивительным  образом  расширяет,  углубляет  возможности  зеркала.    Под  его  пером  зеркало  становится  литературным  приёмом,  позволяющим  приблизить  вроде  бы  истории  для  детей  с  захватывающим  сюжетом  к  серьёзным  проблемам,  таким  как  добро  и  зло,  самопознание  человека. 

Зеркало несёт не  только зло.  Например,  в  сказке  «Гадкий  утёнок»  отражение  помогает  утёнку  осознать  свою  красоту  и  делает  его  счастливым:  «...И  вдруг  в  чистой,  как  зеркало,  воде  он  увидел  свое  собственное  отражение.  И  о,  чудо!  Он  был  уже  не  безобразною  тёмно-серою  птицей,  а  —  лебедем!..». Счастье к несчастному гадкому утенку приходит из зеркала. «...Он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему. «- Убейте меня! - сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное изображение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а -лебедем!»

«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!»

Здесь  Андерсен  использует  зеркало  как  окно  в  мир  добра,  чтобы  открыть  истину  несчастному. Гадкий утёнок из сказки Андерсена, увидев себя в отражении прекрасным лебедем, возрождается к жизни.

По  Андерсену,  зеркало  ещё  и  можно  использовать  в  злых  целях,  обманывать  людей.  Зеркало Зла, искажающее истину, кривое, смеющееся над красотой и добром, представлено ещё в одной сказке Г.Х. Андерсена – «Снежная королева». Андерсен  наделяет  его  новыми  возможностями,  всё  больше  увеличивая  его  роль  в  произведении.  Теперь  зеркало  выворачивало  наизнанку  добрую  сторону  мира  и  усиливало  зло.  Оно  стало  его  материалом,  его  воплощением,  так  как  и  изобрёл  его  сам  Дьявол. ( видеофрагмент из мультфильма «Снежная королева»)

Также  зеркало  даже  оживает:  «…Чем  выше  поднимались  они,  тем  сильнее  кривлялось  и  корчилось  зеркало  от  гримас…».  Оно  разбивается  на  миллионы  осколков,  которые  тоже,  словно  живые,  разлетаются  на  огромные  расстояния  в  разных  направлениях.  Зеркало  становится  своего  рода  самостоятельным  героем  произведения  и  даже  одним  из  главных  персонажей,  активно  участвуя  в  развитии  сюжета.  Например,  именно  из-за  осколков  Кай  попадает  к  Снежной  королеве. Осколки кривого зеркала в данном случае являются метафорой отрицательных свойств и качеств. Герой пребывает во множестве своих отражений в расколотом на куски мире. Андерсен рисует образ осколков зеркала, посредством которых люди становятся злыми, бессердечными, причастными к царству зла. Зеркало выступает орудием лжи, мир распадается на добро и зло, искажает правду. Дурные чудеса в том и состоят, чтобы вывернуть прекрасные чудеса наизнанку, поставить всё с ног на голову. Сказочник как будто спрашивает: а что если человек попадёт под власть недоброго? Как он посмотрит тогда на мир? К чему приводит воздействие зловредной частички? Кай, внезапно захваченный злом, начинает искать изъяны во всём живом , умирает его душа.

СТРАНА ЗАЗЕРКАЛЬЕ

Зазеркалье - страна, в которую обожали путешествовать сказочники. И, что удивительно, сказочники рисовали за порогом зеркала чудный, волшебный мир - вопреки сложившимся представлениям о жутких вещах, скрывающихся в Зазеркалье. Или само зеркало делали «добрым гением».

Одной из самых популярных книг известного детского писателя Виталия Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал». Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает “побывать по ту сторону зеркала”. С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья. На зеркальности построено все произведение.
Переправа в Зазеркалье происходит мгновенно. Зеркало становится символической дверью. Зеркало выступает как окно в другой мир.
“Королевство кривых зеркал” – не типичная сказка для своего времени. Впервые в русской детской литературе главный герой литературной сказки был отправлен в Зазеркалье.

Выводы. В произведениях фантастического жанра (сказках, мифах) зеркало играет сюжетообразующую роль. Зеркало может выступать как предмет-помощник и как атрибут зла в руках чародеев и колдунов. Авторские сказки А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена продолжают мифологическую линию, представляющую зеркало как магический предмет.

Приём проникновения героев в Зазеркалье используется во многих произведениях фантастического жанра. Миф о Зазеркалье порождён способностью зеркала отражать мир наоборот, искажать изображение, расширять пространство и создавать миражи. Зеркало становится не только героем, но и свидетелем событий.

ЗЕРКАЛО КАК предмет ГАДАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Зеркало как магический предмет представлен в балладе Жуковского «Светлана»

Девушка прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала.

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле
В полночь без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Здесь зеркало - способ связи с потусторонним миром. Гадание на зеркале девушки, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов. Она смотрится в зеркало, зеркало также образ – символ, который имеет свое значение, в зеркале темно и «страх туманит очи», «занялся от страха дух» Тьма в зеркале порождают робость и страх ». Гадание на зеркале тоже выполняет сюжетообразующую роль, однако это не главное. В этой балладе намечается переход автора от романтических представлений к реалистическому взгляду на мир.

Выводы. Эпизод гадания с помощью зеркала встречается во многих произведениях русской литературы, но он лишён мистической подоплёки. В балладе «Светлана» Жуковский отходит от канонов романтизма и вместо ожидаемой трагической развязки преподносит читателю светлый финал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, исследовав произведения, в которых встречается мотив зеркала, мы пришли к нескольким выводам.

Во-первых, в произведениях фантастического жанра зеркало выполняет важную роль. Оно встречается в сказках, мифах, легендах как предмет, приносящий героям пользу, и как атрибут зла в руках волшебников и чародеев.

Во-вторых, зеркало как атрибут гадания встречается во многих произведениях русской литературы