Муниципальное казённое образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п.Пластун
Исследовательская работа
Орфоэпические нормы русского языка
Работу выполнил ученик 10 класса:
Оськин Вячеслав
Научный руководитель:
Расулова Елена Григорьевна
п.Пластун 2021
Оглавление
1)Проблема.........................................................1
2)Актуальность....................................................1
3)Цель………………………………………………………………1
4)Задачи…………………………………………………………..1
5)План работы………………………………………………...1
6)Становление орфоэпических норм............2-5
7)Проведение задания……………………………………6
8)Итоги задания..................................................7
9)Вывод……………………………………………………………8
10)Список литературы…………………………………….9
1
Проблема: Соблюдение орфоэпических норм в современном обществе
Актуальность: Нарушение орфоэпических норм вызывают у слушателя неприятное впечатление о речи говорящего
Цель: Узнать орфоэпических нормах русского языка
И проанализировать владение нормами среди учащихся
Задачи:
1)Узнать, как сложились орфоэпические нормы русского языка
2)Провести задание на выявление знаний орфоэпических норм среди учащихся 3,4,10 классов
План работы:
1)Собрать нужную информацию,используя интернет и дополнительную литературу
2)Показать уровень знаний орфоэпических норм среди учащихся 3,4,10 классов
3)Представить работу в виде презентации
4)Используя диаграмму,показать знание орфоэпических норм среди 10 класса
5)Вывод
2
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия
3
Произносительные нормы русского языка сложились исторически. Впервые произносительные нормы русского языка зафиксировал М.В. Ломоносов, неоценимый вклад в теорию русской орфоэпии внес Р.И. Аванесов. Изучая научный материал, мы узнали, что современное русское литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов). Этот процесс начался еще в XVIII в., продолжается и в наши дни .Хотя за последние 70 лет многие из старых произносительных норм по разным причинам подверглись существенным изменениям(В некоторых случаях литературный язык допускает 2 варианта употребления тв0рог и твор0г)
4
Несоблюдение единых правил может привести как к полной невозможности речевой коммуникации, так и к существенному ее затруднению. Существуют нормы произношения согласных и гласных звуков. Выяснили, что для овладения нормами правильного произношения важно учитывать 4 раздела орфоэпии: орфоэпия согласных звуков(Конечно, чтобы, скворечник); орфоэпия гласных звуков(Поляна, женщина); орфоэпия отдельных грамматических норм(Чая и чаю); орфоэпия заимствованных слов(Жалюзи-слово из французского языка).
Орфоэпия современного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большой степени сохраняет старые, традиционные черты, отражающие пройденный литературным языком исторический путь. Исторической основой русского литературного произношения являются важнейшие черты разговорного языка города Москвы, которые сложились еще в первой половине XVII в. К указанному времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. Приобретая обобщенный характер, московское произношение явилось выражением общенационального.
5
В то же время и в московском произношении не было полного единства: существовали произносительные варианты, имевшие разную стилистическую окраску. В случаях, когда различия произношения обусловлены исключительно областью фонетики, выделяют два стиля: полный и разговорный (неполный). Полный стиль отличается четким произношением звуков, что достигается медленным темпом речи. Разговорный (неполный) стиль характеризуется более быстрым темпом и, естественно, меньшей тщательностью артикуляции звуков Выделение в литературном языке стилей в области лексики и грамматики проявляется и в области произношения. Имеются две разновидности произносительного стиля: стиль разговорный и стиль публичной (книжной) речи. Разговорный стиль –– это обычная речь, господствующая в бытовом общении Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей. Так складывались особенности произношения, несвойственные московской орфоэпической норме. Наиболее четко выраженными были особенности произношения в Петербурге, культурном центре и столице России XVIII-XIX вв.
6
Далее, я провёл тестирование среди 3-А,3-В и 10 класса.Цель заключалась в том ,чтобы проверить их знания.Суть задания была проставить правильно ударения в словах.Система оценивая была следующей,те кто получил оценку 3 и выше,справились,а те кто 2 ,нет.В сумме приняло участие 69 человек.
(Пример задания,которые писали 3 классы)
7
8
Вывод:Если брать в пример 3-й В класс,то они получили следующие оценки 15-двоек,2-четверки,4-тройки.
Результаты оказались довольно низкими,с ребятами из 3-его класса нужно работать над произносительными нормами русского языка.Желательно,чтобы семье родители обращали внимание на грамотность произношения слов,потому что "Ребёнок учится тому,что видит у себя в дому"(Себастьян Брант).Дети ещё с детства как губка ,запоминают как их родители могут произносить слова неправильно(Например,такие слова как квартал,звонит те слова в которых в основном допустили ошибки ребята 3-его класса).Можно отметить что это проблема нашего общества ,даже нашего посёлка.Например,наше население произносит неверно такие слова как свёкла,красивее(и их в этом не переубедишь)говорят неправильно,потому что эта норма вошла в привычку.Поэтому,на примере 3-его класса ,я придумал решение-я создал маленький буклет из маленьких правил.В буклете рифмовки(двустишия),которые помогают легко запомнить орфоэпический минимум. Это является одним из шагов решение проблемы.Но стоит отметить что проблема на сегодняшний день открыта ,не решена и это проблема нашего общества ,и над этим надо работать.Хочется ,чтобы всё больше людей обращало внимание на эту проблему .В экзаменационных заданиях орфоэпического характера.Мы в течении многих лет учёбы выполняли данные задания ,с целью успешно сдать экзамен.Эта одна ступень решения проблемы.
(Себастьян Брант)
9
1)Орфоэпический словарь русского языка(Резниченко И.Л);
2) Учебник русского языка 10-11 классы Гольцова Н.Г,Шашмин И.В,Мищерина М.А 2014;
3) Сборник заданий по ЕГЭ И.П Васильевых,Ю.Н Гостева,Р.А Дощинский,М.С Смирнова;
4) https://www.adme.ru/zhizn-nauka/22-stihotvoreniya-chtob-zapomnit-udareniya-1190710/
5) https://accentonline.ru/remember.html;
6) https://multiurok.ru/files/dvustishiia-dlia-zapominaniia-udarieniia.html ;
7)https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Двустишия%20для%20запоминания%20ударения&pos=14&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-7.userapi.com%2Fc628222%2Fv628222325%2F39644%2Fjsy1ty4qxbk.jpg&rpt=simage
8)https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Двустишия%20для%20запоминания%20ударения&p=1&pos=76&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcs9.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2017%2F04%2F07%2F0%2Fog_og_149151411227837638.jpg
10