СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Орфоэпические нормы русского литературного языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе мы исследововали произносительные  нормы русского литературного языка.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Орфоэпические нормы русского литературного языка"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п.Пластун  Исследовательская работа Орфоэпические нормы русского языка Работу выполнил ученик 10 класса: Оськин Вячеслав Научный руководитель: Расулова Елена Григорьевна п.Пластун 2021

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п.Пластун

Исследовательская работа

Орфоэпические нормы русского языка

Работу выполнил ученик 10 класса:

Оськин Вячеслав

Научный руководитель:

Расулова Елена Григорьевна

п.Пластун 2021

 Оглавление 1)Проблема.........................................................1 2)Актуальность....................................................1 3)Цель………………………………………………………………1 4)Задачи…………………………………………………………..1 5)План работы………………………………………………...1 6)Становление орфоэпических норм............2-5 7)Проведение задания……………………………………6 8)Итоги задания..................................................7 9)Вывод……………………………………………………………8 10)Список литературы…………………………………….9  1

Оглавление

1)Проблема.........................................................1

2)Актуальность....................................................1

3)Цель………………………………………………………………1

4)Задачи…………………………………………………………..1

5)План работы………………………………………………...1

6)Становление орфоэпических норм............2-5

7)Проведение задания……………………………………6

8)Итоги задания..................................................7

9)Вывод……………………………………………………………8

10)Список литературы…………………………………….9

1

Проблема: Соблюдение орфоэпических норм в современном обществе Актуальность: Нарушение орфоэпических норм вызывают у слушателя неприятное впечатление о речи говорящего Цель: Узнать орфоэпических нормах русского языка И проанализировать владение нормами среди учащихся Задачи: 1)Узнать, как сложились орфоэпические нормы русского языка 2)Провести задание на выявление знаний орфоэпических норм среди учащихся 3,4,10 классов План работы: 1)Собрать нужную информацию,используя интернет и дополнительную литературу 2)Показать уровень знаний орфоэпических норм среди учащихся 3,4,10 классов 3)Представить работу в виде презентации 4)Используя диаграмму,показать знание орфоэпических норм среди 10 класса 5)Вывод 2

Проблема: Соблюдение орфоэпических норм в современном обществе

Актуальность: Нарушение орфоэпических норм вызывают у слушателя неприятное впечатление о речи говорящего

Цель: Узнать орфоэпических нормах русского языка

И проанализировать владение нормами среди учащихся

Задачи:

1)Узнать, как сложились орфоэпические нормы русского языка

2)Провести задание на выявление знаний орфоэпических норм среди учащихся 3,4,10 классов

План работы:

1)Собрать нужную информацию,используя интернет и дополнительную литературу

2)Показать уровень знаний орфоэпических норм среди учащихся 3,4,10 классов

3)Представить работу в виде презентации

4)Используя диаграмму,показать знание орфоэпических норм среди 10 класса

5)Вывод

2

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия  3

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия

3

Произносительные нормы русского языка сложились исторически. Впервые произносительные нормы русского языка зафиксировал М.В. Ломоносов, неоценимый вклад в теорию русской орфоэпии внес Р.И. Аванесов. Изучая научный материал, мы узнали, что современное русское литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов). Этот процесс начался еще в XVIII в., продолжается и в наши дни .Хотя за последние 70 лет многие из старых произносительных норм по разным причинам подверглись существенным изменениям(В некоторых случаях литературный язык допускает 2 варианта употребления тв0рог и твор0г) 4

Произносительные нормы русского языка сложились исторически. Впервые произносительные нормы русского языка зафиксировал М.В. Ломоносов, неоценимый вклад в теорию русской орфоэпии внес Р.И. Аванесов. Изучая научный материал, мы узнали, что современное русское литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов). Этот процесс начался еще в XVIII в., продолжается и в наши дни .Хотя за последние 70 лет многие из старых произносительных норм по разным причинам подверглись существенным изменениям(В некоторых случаях литературный язык допускает 2 варианта употребления тв0рог и твор0г)

4

Несоблюдение единых правил может привести как к полной невозможности речевой коммуникации, так и к существенному ее затруднению. Существуют нормы произношения согласных и гласных звуков. Выяснили, что для овладения нормами правильного произношения важно учитывать 4 раздела орфоэпии: орфоэпия согласных звуков(Конечно, чтобы, скворечник); орфоэпия гласных звуков(Поляна, женщина); орфоэпия отдельных грамматических норм(Чая и чаю); орфоэпия заимствованных слов(Жалюзи-слово из французского языка). 

Орфоэпия современного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большой степени сохраняет старые, традиционные черты, отражающие пройденный литературным языком исторический путь. Исторической основой русского литературного произношения являются важнейшие черты разговорного языка города Москвы, которые сложились еще в первой половине XVII в. К указанному времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. Приобретая обобщенный характер, московское произношение явилось выражением общенационального. 

5

В то же время и в московском произношении не было полного единства: существовали произносительные варианты, имевшие разную стилистическую окраску. В случаях, когда различия произношения обусловлены исключительно областью фонетики, выделяют два стиля: полный и разговорный (неполный). Полный стиль отличается четким произношением звуков, что достигается медленным темпом речи. Разговорный (неполный) стиль характеризуется более быстрым темпом и, естественно, меньшей тщательностью артикуляции звуков Выделение в литературном языке стилей в области лексики и грамматики проявляется и в области произношения. Имеются две разновидности произносительного стиля: стиль разговорный и стиль публичной (книжной) речи. Разговорный стиль –– это обычная речь, господствующая в бытовом общении Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей. Так складывались особенности произношения, несвойственные московской орфоэпической норме. Наиболее четко выраженными были особенности произношения в Петербурге, культурном центре и столице России XVIII-XIX вв. 

6

Далее, я провёл тестирование среди 3-А,3-В и 10 класса.Цель заключалась в том ,чтобы проверить их знания.Суть задания была проставить правильно ударения в словах.Система оценивая была следующей,те кто получил оценку 3 и выше,справились,а те кто 2 ,нет.В сумме приняло участие 69 человек. (Пример задания,которые писали 3 классы) 7

Далее, я провёл тестирование среди 3-А,3-В и 10 класса.Цель заключалась в том ,чтобы проверить их знания.Суть задания была проставить правильно ударения в словах.Система оценивая была следующей,те кто получил оценку 3 и выше,справились,а те кто 2 ,нет.В сумме приняло участие 69 человек.

(Пример задания,которые писали 3 классы)

7

8

8

Вывод:Если брать в пример 3-й В класс,то они получили следующие оценки 15-двоек,2-четверки,4-тройки.

Результаты оказались довольно низкими,с ребятами из 3-его класса нужно работать над произносительными нормами русского языка.Желательно,чтобы семье родители обращали внимание на грамотность произношения слов,потому что "Ребёнок учится тому,что видит у себя в дому"(Себастьян Брант).Дети ещё с детства как губка ,запоминают как их родители могут произносить слова неправильно(Например,такие слова как квартал,звонит те слова в которых в основном допустили ошибки ребята 3-его класса).Можно отметить что это проблема нашего общества ,даже нашего посёлка.Например,наше население произносит неверно такие слова как свёкла,красивее(и их в этом не переубедишь)говорят неправильно,потому что эта норма вошла в привычку.Поэтому,на примере 3-его класса ,я придумал решение-я создал маленький буклет из маленьких правил.В буклете рифмовки(двустишия),которые помогают легко запомнить орфоэпический минимум. Это является одним из шагов решение проблемы.Но стоит отметить что проблема на сегодняшний день открыта ,не решена и это проблема нашего общества ,и над этим надо работать.Хочется ,чтобы всё больше людей обращало внимание на эту проблему .В экзаменационных заданиях орфоэпического характера.Мы в течении многих лет учёбы выполняли данные задания ,с целью успешно сдать экзамен.Эта одна ступень решения проблемы.

(Себастьян Брант)

9

1)Орфоэпический словарь русского языка(Резниченко И.Л); 2) Учебник русского языка 10-11 классы Гольцова Н.Г,Шашмин И.В,Мищерина М.А 2014; 3) Сборник заданий по ЕГЭ И.П Васильевых,Ю.Н Гостева,Р.А Дощинский,М.С Смирнова; 4) https://www.adme.ru/zhizn-nauka/22-stihotvoreniya-chtob-zapomnit-udareniya-1190710/ 5) https://accentonline.ru/remember.html; 6) https://multiurok.ru/files/dvustishiia-dlia-zapominaniia-udarieniia.html ; 7)https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Двустишия%20для%20запоминания%20ударения&pos=14&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-7.userapi.com%2Fc628222%2Fv628222325%2F39644%2Fjsy1ty4qxbk.jpg&rpt=simage 8)https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Двустишия%20для%20запоминания%20ударения&p=1&pos=76&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcs9.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2017%2F04%2F07%2F0%2Fog_og_149151411227837638.jpg 10

1)Орфоэпический словарь русского языка(Резниченко И.Л);

2) Учебник русского языка 10-11 классы Гольцова Н.Г,Шашмин И.В,Мищерина М.А 2014;

3) Сборник заданий по ЕГЭ И.П Васильевых,Ю.Н Гостева,Р.А Дощинский,М.С Смирнова;

4) https://www.adme.ru/zhizn-nauka/22-stihotvoreniya-chtob-zapomnit-udareniya-1190710/

5) https://accentonline.ru/remember.html;

6) https://multiurok.ru/files/dvustishiia-dlia-zapominaniia-udarieniia.html ;

7)https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Двустишия%20для%20запоминания%20ударения&pos=14&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-7.userapi.com%2Fc628222%2Fv628222325%2F39644%2Fjsy1ty4qxbk.jpg&rpt=simage

8)https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Двустишия%20для%20запоминания%20ударения&p=1&pos=76&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcs9.pikabu.ru%2Fpost_img%2F2017%2F04%2F07%2F0%2Fog_og_149151411227837638.jpg

10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!