IV Межрегиональный конкурс ученических исследовательских и творческих работ
«Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев»
Номинация: «Свободная литературная форма»
Тематическое направление: «Труд и праздность в литературных произведениях»
«Актуальны ли проблемы, поставленные Гоголем в современном мире»
По произведениям Н.В. Гоголя «Портрет»
Тапвалдиева Мафтунахон Ахмаджоновна
студентка 1 курса
ГБОУ РС (Я) «ЯИПК»
города Якутска
Научный руководитель: Харлампьева Аграфена Александровна,
преподаватель общепрофессиональных дисциплин
«Актуальны ли проблемы, поставленные Гоголем в современном мире»
Как бы мы к деньгам не относились, они играют важную роль в жизни людей. Сами по себе они не несут в себе ни зла, ни добра. Если деньги служат только средством платежа, то тогда они просто исполняют свою функцию. Но, если деньги не средство, а цель, тогда начинаются беды. Деньги очень часто становятся предметом спекуляций, воровства, грабежа и других злодеяний. Именно деньги стали сегодня выражением материальных благ.
Существуют разные определения этого понятия. Если же мы рассмотрим значение финансов с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – не только наличные, используемые в российском обществе особенно часто при оплате покупок в магазинах, но также безналичные (на банковских счетах, в виде ценных бумаг). Для того чтобы правильно их использовать, нужно быть финансово грамотным человеком.
В настоящее время остро стоит вопрос о формировании финансовой грамотности у населения нашей страны. В связи с этим в нашем колледже предлагаются различные спецкурсы и факультативные занятия в рамках внеклассной работы, однако, большой потенциал в этом плане имеют и межпредметные связи различных учебных дисциплин. В занимательной и простой форме мы получаем финансовые знания на уроках. Вся наша жизнь тесно связана с финансами
Что же такое финансовая грамотность? Как можно повысить её уровень?
Финансовая грамотность представляет собой умение распоряжаться собственными средствами, осознавая степень ответственности за принимаемые решения. Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. Экономически грамотная личность способна контролировать доходы-расходы, выгодно распоряжаться финансами, повышать уровень благополучия. Другими словами, это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Есть такое выражение – деньги любят счёт. Это означает, что надо не только считать зарплату или подсчитывать сдачу, но и учитывать все свои затраты и их планировать, можно сказать, планировать свою жизнь, ведь в ней всё продаётся и всё покупается. Успешен не тот, кто зарабатывает много, а тот, кто способен осознанно тратить, вкладывать. Но всему этому нужно учиться. А как мы можем это сделать, если в школе не преподают специальный курс обучения финансовой грамотности. Учиться мы можем на примере литературных героев из разных произведений. Так или иначе многие литературные сюжеты связаны с верным или ошибочным финансовым поведением персонажей. Это становится очевидным уже на примере русских произведений. Я вспоминаю мною прочитанные книги, в которых говорится о деньгах. К примеру, по сказкам «Как мужик коня менял», «Джек и бобовое зернышко», «Соль дороже золота», «Дюймовочка», «Цветик-семицветик», «Вершки и корешки». Но тогда я ещё мало что понимала в этом вопросе. Сейчас, повзрослев, я с осознанием подхожу к рассмотрению данной проблемы.
Недавно прочитала повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Здесь автор ярко и чётко отражает проблему денег и влияние их на человека. Герои гоголевской сатиры – люди, лишённые духовности, не способные ни к какому высокому душевному движению. Они ограничены и примитивны в своих стремлениях. Их интересы почти никогда не выходят за пределы пошлой материальности.
Все герои этого произведения заинтересованы лишь материальным вопросом?
Действие повести происходит в Санкт-Петербурге. Главный герой – молодой, талантливый, но бедный художник Чартков – покупает на последние деньги портрет старика, глаза которого «глядят, как живые». С тех пор его жизнь сильно поменялась. Ночью Чарткову приснилось, будто бы старик с портрета ожил и высунул мешок золота. Наутро художник обнаружил золотые червонцы на раме картины. Он переехал в новую квартиру, сделался молодым художником, начал писать портреты на заказ.
Однажды он увидел работу другого художника, который потратил много времени на практику и не заботился о материальном достатке и, чувствуя, что тот превосходит его в мастерстве, Чартков начал скупать лучшие картины и уничтожать их. Вскоре он сошел с ума и умер в муках. Во время аукциона когда распродаётся имущество Чарткова, один человек заявляет права на портрет старика. Он рассказывает предысторию описание портрета, а также признается, что сам он – сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.
Гоголь рассматривает в повести три пути художника: долгий и упорный труд в постижении искусства (молодой художник), искупление ( автор портера старика) и продажа своего таланта (Чартков).
Чартков начинает рисовать по указке заказчика, растрачивая свой талант ради денег и славы, что приводит его к тщеславию, а позже и к существованию.
В проанализированном мною произведении было выявлено не только поведение героев по отношению к финансам, но и определено, как это повлияло на самого человека, к чему его привело. В основе проступков литературных героев лежит желание обогатиться, алчность. Эта повесть затрагивает вечные проблемы, как проблемы тщеславия и искусства, духовной бедности. Эти проблемы остаются актуальными до сих пор. Изучая повесть Н.В. Гоголя «Портрет» я познакомилась с такими понятиями, как алчность, материальное благо и.т.д. При знакомстве с каждым героем этого произведения я приобретала базовые знания о потребностях, благах, об общих принципах управления доходами и расходами.
В современном мире деньги приобретают главенствующую роль, отодвигая саморазвитие и обогащение души на второй план.
Я считаю, что это неправильно. Деньги очерняют душу, убивают талант. Человек ставящий во главу угла деньги, уязвимы перед завистью и порочностью. В приоритете должен становиться духовный рост, который, в отличие от денег, приводит к хорошему: Душа художника, по мнению Гоголя, тем более должен быть чиста. Личность сильное душой, не поддается такие соблазны как слава и деньги, а продолжает упорно идти к цели.
Единственный правильный путь – духовное совершенствование.
Таким образом, быть финансово грамотным в настоящее время выгодно, престижно и интересно. Если мы научимся выполнять все правила финансовой грамотности – будем удивлены, как же сильно меняется наша жизнь к лучшему. Такое осознание как ничто другое способствует мотивации на дальнейшую работу, на продвижение по пути к успеху.
Финансовая грамотность - одно из основных направлений образования подрастающего поколения, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать ошибок и опасностей в финансовой сфере. Финансовая грамотность способна принести успех и удовлетворение собственной жизнью.