Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Жирновская средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект по литературе на тему «Исторические события и образы исторических людей в произведениях А.С.Пушкина».
Автор проекта:
учащаяся 8-б класса Петрова Анастасия. Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Кардаш Ирина Владимировна.
Цель проекта:
используя энциклопедические словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об изображении исторических событий и образов исторических лиц в произведениях А.С.Пушкина.
Задачи проекта:
1 ) уметь обобщать и систематизировать материал;
2) развивать навыки анализа текста;
3) расширить представление учеников о творчестве А.С.Пушкина, теме истории и исторических деятелях в его произведениях .
Основополагающий вопрос:
что было источником вдохновения А.С.Пушкина при создании произведений на историческую тему?
Этапы работы над проектом.
1. Вступление.
2. Какие исторические события и лица изображенны в произведениях А.С. Пушкина?
3. «Песнь о вещем Олеге».
4. Эпоха Петра Великого в произведениях А.С.Пушкина.
4.1 «Полтава».
4.2 «Медный всадник».
5. « Борис Годунов».
6. «Капитанская дочка».
7. Заключение.
8. Библиографический список.
При выполнении работы выдвигается рабочая гипотеза: историческая тема в произведениях А.С.Пушкина помогает читателю больше узнать об истории государства.
Для достижения цели служит постановка следующих задач:
- -собрать материал о произведениях А.С.Пушкина, связанных с историей государства;
- -изучить и проанализировать собранный материал;
- -рассмотреть исторические события и образы исторических деятелей в произведениях «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Царь- ирод- Борис Годунов», «История Пугачёва», «Капитанская дочка»;
- -доказать или опровергнуть рабочую гипотезу.
В результате работе над проектом обучающаяся овладеет:
• повышенным интересом к литературе;
• умением анализировать, сопоставлять материал;
• умением использовать полученные сведения для
устных публичных выступлений;
• умением находить и работать с дополнительной
информацией;
• необходимыми знаниями для устных выступлений
и написания сочинений по литературе.
Введение.
- А. С. Пушкин на протяжении всей своей жизни интересовался историей России. В ней он хотел найти ответы на вопросы, которые ставила перед обществом современность. Гений Пушкина уникален в мировой истории. И хотя рядом с ним были выдающиеся поэты, никто из них заменить Пушкина, конечно, не мог. Ни Жуковский, ни даже великий Лермонтов, быть может, не уступающий по гениальности Пушкину.
- Пушкин - история русского народа, русской культуры, он ее кульминация, ее главнейшая страница.
«Песнь о вещем Олеге».
Баллада «Песнь о вещем Олеге», написанная в 1822 году, - одно из первых исторических произведений. В основу «Песни…» положен отрывок из русской летописи, включенный Н.М. Карамзиным в «Историю государства Российского». Из него следует, что волхвы предсказали Олегу смерть от любимого коня.
Князь, поверив вещим людям, приказал убрать с его глаз любимца.
- Пушкин, переработав летопись, дает поэтическую версию смерти великого русского князя Олега, который прославился своими удачными военными походами и победами. В данном случае это победа над сильным врагом, над Византией: «Твой щит на вратах Цареграда».
Эпоха Петра Великого в произведениях А.С.Пушкина.
- Богатство исторических познаний А.С.Пушкина отразилось и в освещении поэтом эпохи Петра Великого. Пушкина по праву можно назвать историком Петровской эпохи. На примере произведений «Медный всадник» и «Полтава» мы рассмотрим, как писатель освещает этот период российской истории.
«Полтава».
Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза…
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
- В 1828 году А.С.Пушкин написал произведение «Полтава», в которой перед читателями предстала величественная фигура полководца, царя-патриота. Петр вершил свои дела во имя страны, во благо Отечества. Для него война со Швецией- не личный каприз, не занятное времяпрепровождение, а историческая необходимость. Россия в сердце, Россия в мыслях Петра. Повинуясь этим требованиям, своему государственному долгу и долгу совести, он выполняет титаническую работу .
«Медный всадник»
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию вздернул на дыбы?
- Дальнейшее развитие образ Петра I получил в поэме “Медный всадник”, поэме исторической, социальной и философской. В этом произведении отношение автора к Петру I неоднозначно. Здесь изображены два лика царя. Если во вступлении Петр I - человек и государственный деятель, то в основной части он предстает как памятник самодержавию, памятник первому русскому императору.
- Что же касается Петербурга, то если в начале поэмы это “юный град Петра”, то в дальнейшем он становится уже “омраченным Петроградом”, а уж затем и Петрополем, который “всплывает, как тритон, по пояс в воду погружен”.
«Борис Годунов».
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
- Вершиной исторической темы Пушкина становится драма «Борис Годунов». Главное лицо в трагедии - царь Борис Годунов. Подобно Карамзину, смотрит Пушкин на Бориса, как на преступника, терзаемого угрызениями совести. От Карамзина заимствовал он идею, что подобное преступление не могло остаться безнаказанным, не могло не повлечь за собой тяжких бедствий для всего государства и, конечно, гибели самого преступника.
- А.С.Пушкин понимал, что огромной силой исторического процесса являются народные массы, что вопросы о серьезных политических изменениях в жизни государства не могут решаться без их участия. В трагедии «Борис Годунов» он рассказывает о «судьбе человеческой, судьбе народной» . В этой трагедии поэт показал все социальные силы России XVI-XVII веков: народ, боярство, духовенство, раскрыл политическую борьбу внутри боярства.
«Капитанская дочка»
- Тема народа является главной и в романе «Капитанская дочка», где мысль Пушкина обращается к восстанию Пугачева. В этом произведении нарисована яркая картина стихийного крестьянского бунта. Автор показывает широкий национальный и социальный фон восстания, так как за Пугачёвым идут и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов.
- Обращение Александра Сергеевича к историческим событиям прошлого говорит о его глубоком патриотическом чувстве.
- Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко. Писатель проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов.
- Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат «История Пугачевского бунта» воспринимался современниками Пушкина как научный труд
Заключение.
- Могучим источником творческого вдохновения Александра Сергеевича было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. Поражаешься, как много у него произведений исторического характера. Вся наша история проходит перед читателями поэта: Русь древнейшая, старинная открывается нам в “Песне о вещем Олеге”, в “Борисе Годунове”.
- Восстание Степана Разина - в песнях о нем; великие деяния Петра в “Медном всаднике”, в “Полтаве”. Восстание Пугачева - в “Капитанской дочке”; убийство Павла I, правление Александра I, война 1812 года, история декабризма - в целом ряде стихотворений, эпиграмм.
Я далёк от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчён…, многое мне претит, но клянусь вам моей честью – ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину, или иметь иную историю, чем история наших предков, как её нам дал Бог.
Библиографический список
1. Пушкин А.С. «Песнь о вещем Олеге».
2. Пушкин А.С. «Борис Годунов», М. «Художественная литература», 1986, II том.
3. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», М. «Художественная литература», 1986.
4. Пушкин А.С. «Полтава», «Художественная литература»
- Интернет-ресурсы.
- paranormal-blog.ru • http://ozhegov-online.ru • http://ru.wikipedia.org/ • http://slovari.bibliofond.ru/Ogegov_word/ворон/
Практическая значимость
1. С результатами работы мы выступили перед учениками 8-б класса нашей школы. 2. Выступили на школьной научно-исследовательской конференции 2 февраля 2022года. 3. Материал работы и презентация размещены на сайте нашей школы.