Конфликты в школьной среде
Автор: ученица 6 «б» класса Чибалина Арина
Руководитель: Сальникова Т.В.
ЦЕЛЬ:
Выяснить какие причины влияют на возникновение школьных конфликтов, разработать и изготовить памятку для учащихся «Конфликт - не метод решения проблемы». Задачи Исследования: 1.изучить понятие конфликта и его социальную; 2. Выяснить особенности влияния общения и психологического портрета человека на конфликтную ситуацию; 3. Выяснить, какие из форм конфликтов преобладают в школьной среде; 4.Собрать информацию о значении конфликтов по средствам опроса и проанализировать её; Гипотеза: в школьной среде существуют конфликты, которые в большей степени проявляются как психологические и физические.
Упрямый осёл .
Почему ты так упрям? — спросили осла.
- Это я-то упрям? — удивился осёл.
- — Это человек упрям.
- Сколько я упираюсь, столько он меня бьёт.
- На его месте я давно бы отстал.
Каждый видит мир своими глазами!
(Ю. Степанов)
Конфликт - это отношения, вызванные противоречием целей, интересов и убеждений их участников. Для возникновения конфликта нужен объект конфликта — спорный предмет. Позиции сторон по отношению к объекту конфликта несовместимы.
Основные стратегии в конфликтной ситуации:
1. Приспособление, то есть разрешение противоречий за свой счет, в таких случаях вражду испытывает только пострадавший;
2. Компромисс — это способ выхода из конфликта без погружения в его суть, методом прямого раздела спорного объекта. Если при этом обе стороны удовлетворены, вражда скорее всего не возникнет.
3. Соперничество — прямое противостояние, где побеждает сильнейший, - прямой путь к вражде;
4 . Сотрудничество — самый рациональный способ разрешения конфликта, когда обе стороны ищут наименее болезненный и справедливый выход из ситуации. Вражда вытекает в этом случае крайне редко.
Скажи мне, и я скажу, кто ты...
Послушав, как человек говорит, внимательный собеседник получит массу информации о нем. Речь человека зависит от многих факторов: воспитания, культурного уровня, образования, темперамента и даже от психологического состояния на данный момент.
Стили общения:
1. Первая позиция: «Я — плохой, ты — плохой». Люди с таким общением не доверяют ни себе, ни окружающим. Им трудно будет добиться чего-то в жизни, и сама жизнь будет безрадостной. 2. Вторая позиция: «Я — плохой, ты — хороший». Это стиль общения неудачника, несамостоятельного человека, не способного принимать решения и действовать. От общения с другими он ждет помощи, совета или сочувствия. 3. Третья позиция: «Я — хороший, ты — плохой». Общение с такими людьми часто сводится к конфликтам, они не умеют слушать окружающих, не ценят их мнение, участие, игнорируют их интересы. 4. Четвертая позиция: «Я — хороший, ты — хороший». С такими людьми всегда приятно общаться, они уважают себя и собеседников, доброжелательно относятся к людям и позитивно смотрят на жизнь.
К невербальному общению также относятся ласки, а также шлепки, пинки и даже драка.
Личность — это человек как член общества.
Качества личности: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация (причины поступков), а также идеалы, система ценностей, отношение к окружающим и самооценка.
Темперамент относится к числу личностных качеств, это врожденное и неизменное свойство психики. Биологически обусловленный, темперамент не поддается коррекции. Но так как темперамент — это та основа, на которой выстраиваются все другие личностные качества, особенно характер, то отделить темперамент от личности невозможно.
Характер — это сочетание устойчивых черт, проявляющихся в отношении человека к самому себе, к окружающим людям, к выполняемой работе и к жизненным обстоятельствам.
Проведя, исследование мы пришли к выводу, что основными причинами конфликтов между учащимися являются:
1. расхожие мнения, взгляды, а также различие характеров и темпераментов;
2. предательство и желание подростка немедленно защитить личное достоинство;
3. защита друга, которого оскорбили;
4. борьба за лидерство;
5. самооборона;
6. хулиганские побуждения.
Единые правила для любого школьного конфликта:
1. Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие. 2. Второй момент — анализ ситуации без превратности . 3. Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта . 4. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти. 5. Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.