СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по развитию певческих навыков

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по развитию певческих навыков»











Исследовательская работа по развитию певческих навыков у учащихся авторской студии вокала под руководством Динары Каиргожы




















Подготовил: Бисенова Динара Каиргожаевна





г.Кокшетау, 2023 год

Хоровое исполнительство, как один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, занимает особое место в системе учебных занятий, так как способствует разностороннему развитию детей, воспитанию художественного вкуса, расширению их кругозора.

Хоровые занятия, наряду с различного вида оркестрами и ансамблями, и в сочетании с групповыми и индивидуальными формами обучения, обеспечивают необходимые условия для всестороннего и гармоничного музыкального развития учащихся детских школ искусств.

В соответствии с учебным планом моих занятий для музыкантов-инструменталистов хоровой класс является одной из обязательных дисциплин, формирующих навыки коллективного музицирования, особенно на начальном этапе обучения, когда их исполнительские возможности ограничены и участие в оркестровых классах некоторых учащихся является невозможным. Для них предмет «хоровой класс» служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на музыкальном инструменте.

Учебный предмет «Хоровой класс» в моей студии, направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие учащихся [11, с. 3].

Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений является важным и сложным направлением в творческом развитии музыканта-инструменталиста, поскольку овладение вокально-хоровой техникой обладает огромными возможностями, способствующими воспитанию разносторонне развитой, самостоятельно мыслящей личности.

Комплексный системный подход к проблеме развития вокально-хоровых навыков требует поиска качественно новых методов и средств обучения. В формировании личности музыканта-инструменталиста развитие вокально-хоровых навыков, безусловно, является одним из эффективных средств, способствующих культурному саморазвитию, самоопределению личности, раскрытию его творческого потенциала.

Именно поэтому проблема развития вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений является особенно актуальной для руководителей хоровых коллективов детских школ искусств.

Основным принципом педагогической деятельности на хоровых занятиях является личностно-ориентированный подход, предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности воспитанников, возможностей, особенностей, идеалов, потребностей, мотивов деятельности, а главное, создание образовательно-воспитательной среды, условий, обеспечивающих это гармоничное развитие.

В исследованиях некоторых авторов освещались различные аспекты вокально-хорового воспитания детей на хоровых занятиях. Анализ проведенного нами исследования показал, что не все учащиеся обладают вокально-хоровыми навыками и умеют реализовывать их в пении. Следовательно, не имея успеха в певческой деятельности, теряют к ней интерес.

Таким образом, целостное научно обоснованное решение проблемы развития вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений, возможно, недостаточно раскрыто. Это обстоятельство позволяет говорить о наличии противоречия между необходимостью раскрытия творческого потенциала учащихся инструментальных отделений посредством формирования вокально-хоровых навыков и недостаточной разработкой комплекса методов и средств их развития, учитывающих специфику работы с музыкантами-инструменталистами и их интересы.

Принципиально важным представляется разработка такой методики вокально-хоровой работы с учащимися инструментальных отделений, которая была бы направлена на развитие вокально-хоровых навыков, способствующих раскрытию способностей каждого ребенка сообразно собственной природе.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Вокально-хоровое обучение всегда находилось в поле зрения отечественных и зарубежных педагогов-практиков. В исследованиях О. А. Апраксиной, В. А. Багадурова, Ю. А. Барсова, И. К. Назаренко достаточно детально рассмотрены вопросы истории становления вокально-хоровой методики. Содержанию вокально-хорового обучения, а также формированию и развитию вокально-хоровых навыков большое внимание уделяется в научных исследованиях и методических работах С. И. Гладкой, Н. Н. Добровольской, Л. Ж. Жаровой, А. П. Зданович, Т. Н. Овчинниковой, Д. Е. Огороднова, В. С. Попова, В. X. Тевлиной, П. В Халабузарь.

Педагоги-практики В. В. Емельянов, А. Г. Менабени, Т. Н. Овчинникова, Д. Е. Огороднов, Г. П. Стулова внесли заметный вклад в обоснование наиболее эффективных путей обучения пению детей и различных методических приемов их певческого развития.

В психологических и педагогических работах Г. С. Абрамовой, Е. И. Алмазова, А. С. Белкина, Л. И. Божович, Р. С. Немова и других авторов рассматриваются особенности протекания психических процессов, а также дается возрастная периодизация психофизиологического развития ребенка. Изучению вопроса физиологического изменения, развития и охраны детского голоса в переходный период посвящены работы ученых-физиологов и педагогов Д. Л. Локшина, Е. М. Малининой, Н. Д. Орловой.

Раскрывая потенциал музыкальной культуры, как части общей и духовной культуры детей, авторы обосновывают коллективную хоровую форму певческой деятельности, в основном, у учащихся хоровых отделений музыкальных школ и школ искусств и уделяют недостаточно внимания музыкально-певческому развитию учащихся инструментальных отделений.

Анализ проблемы исследования развития вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений показал, что данная проблема, еще не достаточно решена на таких уровнях, как социальный, теоретический и практический. На социальном уровне выявляется неспособность современной системы начального профессионального образования в полной мере использовать возможности хорового искусства при выполнении социального заказа, требующего подготовки творческого, разносторонне развитого, самостоятельно мыслящего человека. Проявляется недостаточность теоретической разработанности проблемы развития вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений в современных, стремительно меняющихся условиях жизни общества. В практическом направлении ощущается необходимость в эффективных методиках по развитию вокально-хоровых навыков, учитывающих специфику работы с учащимися инструментальных отделений и их возрастные особенности.

Объект исследования - хоровые занятия как организационная форма развития вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений.

Предмет исследования - развитие вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений на хоровых занятиях.

Цель исследования – теоретически обосновать особенности развития вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений и выявить комплекс приемов, способствующих усвоению этих навыков.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть развитие вокально-хоровых навыков как основу организации певческой деятельности детей;

  2. определить особенности работы с детьми над развитием вокально-хоровых навыков;

  3. разработать методические рекомендации по развитию вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений;

  4. осуществить экспериментальную проверку результативности использования комплекса приемов и методов, способствующих развитию вокально-хоровых навыков на практике.

Гипотеза. Процесс успешного и эффективного развития вокально-хоровых навыков будет более действенным, если учитывать специфику работы с учащимися инструментальных отделений и подбирать соответствующие данной специфике приемы и методы.

Исследование проходило в три этапа. На первом этапе, поисково-аналитическом, осуществлялся анализ хоровой и современной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. В процессе теоретического и практического осмысления проблемы определялись цель, задачи, рабочая гипотеза исследования, выявление исходного уровня учащихся.

На втором этапе, формирующем, в опытно-экспериментальной работе были разработаны и апробированы методы и приемы вокально-хорового обучения, направленные на развитие вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений. По плану формирующего эксперимента был осуществлен сбор эмпирических данных, проведена их обработка и систематизация.

На третьем этапе, оценочном или контрольном, было осуществлено углубленное теоретическое осмысление результатов, сформулированы выводы опытно-экспериментальной работы, разработаны рекомендации по развитию вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: в работе уточнено понятие «развитие вокально-хоровых навыков» на хоровых занятиях, раскрыта его сложная, динамически функционирующая сущность, определена структура. Теоретически обоснована эффективность комплекса приемов и методов по развитию вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений; разработаны критерии и показатели диагностики уровня развития вокально-хоровых навыков у учащихся. Описаны этапы процесса вокально-хорового обучения, направленного на развитие вокально-хоровых навыков.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования по развитию вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений могут быть использованы в работе преподавателей хоровых дисциплин в авторских студиях и кружках, учителей музыки, а также полезны для студентов средних и высших профильных учебных заведений при изучении дисциплин профессионального цикла. Кроме того, полученные данные могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов по развитию вокально-хоровых навыков.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с младшим хором. В эксперименте участвовали 20 учащихся в возрасте 8-10 лет, поделенные на 2 группы: контрольную и экспериментальную.

На констатирующем этапе эксперимента использовались задания и вопросы, содержание которых позволило диагностировать уровень развития вокально-хоровых навыков детей как экспериментальной, так и контрольной группы.

Для диагностики исходного уровня вокально-хорового обучения младших школьников были выбраны следующие методы: беседа, индивидуальное прослушивание (песня, система заданий, состоящая из различных упражнений и попевок).

Занятия на формирующем этапе состояли из занимательных упражнений на формирование и развитие певческих навыков, таких как певческое дыхание, артикуляция, звукообразование, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности.

Для решения задач эксперимента разработана программа, состоящая из учебно-тематического плана, теоретического и практического блоков, методического обеспечения, планируемого результата. Теоретическая часть включает в себя изучение строения голосового аппарата, творчества композиторов-песенников, жанров вокальной музыки, манер исполнения произведений, истории музыки, знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего и т. д. Практическая часть предусматривает развитие вокально-хоровых навыков с усложнением подбора музыкального материала; обучение приемам вокального исполнения, восприятие и анализ музыкальных произведений.

Это вызвало необходимость разработки и внедрения модели развития вокально-хоровых навыков у младших школьников с учетом выделенных нами педагогических условий (см. схему 1).




















Схема 1. Модель развития вокально-хоровых навыков младших школьников на основе певческой деятельности


Цели и задачи развития вокально-хоровых навыков

младших школьников на основе певческой деятельности




Этапы





Эмоционально-интеллектуальный




Мотивационный

Познавательно-творческий






Индивидуально-творческий



Личностно-ориентированный





Подходы





Комплексный



Системный



Деятельностный



Синкретизма



Принципы

Целостности






Природосообразности



Оптимистической перспективы



Индивидуализации и дифференциации






Художественности



Креативности





Формы
и виды занятий



Методы музыкальной педагогики



Авторская программа







Синтез искусств

(рисование, пластическое интонирование)







Вокальные, дыхательные, артикуляционные, мимические упражнения








Музыкально-дидактические игры









Рекомендации педагогам и родителям


Диагностические методики









Диагностика сформированности вокально-хоровых навыков





Высокий уровень развития вокально-хоровых навыков






Был отобран хоровой репертуар, играющий самоценную смысловую роль в воспитательном значении, который подбирался в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках хоровой деятельности. Песенный материал включал произведения русской и зарубежной классики, народной музыки, лучшие детские песни российских композиторов и значительно обновленный репертуар современных композиторов-песенников.

С учетом репертуара определены этапы исследовательской деятельности, обеспечивающие динамику развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке, раскрытие творческого потенциала школьников.

Первый этап (мотивационный). «Я хочу учиться петь». На данном этапе занятий дети получали певческие навыки. Для развития каждого из средств вокально-хоровой выразительности: дыхания, артикуляции, звукообразования и других был отобран комплекс упражнений.

Второй этап (эмоционально-интеллектуальный) «Мой голос звучит красиво» направлен на формирование элементарной системы знаний о музыкальных произведениях и средствах их выразительности, согласно учебно-тематическому плану. Данный этап предполагал работу над собственной манерой исполнения, овладение действий по оперированию слуховыми навыками, освоение правил поведения на сцене, закреплением на практике полученных в процессе освоения детьми вокально-хоровых навыков.

Третий этап (познавательно-творческий) «Я певец хора» вовлекал испытуемых в процесс музыкального творчества путем самореализации в концертной деятельности, участия, музыкальных вечерах. Закреплялось умение держаться на сцене, быть раскрепощенным перед слушателями, придумывать музыкальные постановки, уметь вслушиваться в аккордовую партитуру, владеть своим голосом.

Поэтапное развитие вокально-хоровых навыков предполагало обучение правильным техническим приемам пения, которыми дети овладевают от простого к сложному, от известного к неизвестному. Все занятия проводились с постепенным усложнением музыкального материала. Рисование средств музыкальной выразительности, графическая музыка, пластическое интонирование включались в процесс планирования непосредственно в те упражнения, над которыми осуществлялась работа.

Наряду с общепедагогическими методами нами были использованы методы музыкальной педагогики, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства: метод моделирования художественного творчества, метод упражнений (вокальных, дыхательных и т.д.), метод вовлечения в музыкально-творческую деятельность, метод мыслительного внутреннего пения и сравнительного анализа, метод подражания, фонетический метод (звуковой наглядности), объяснительно-иллюстративный, метод подражания.

Внедрялись различные педагогические формы работы (музыкальные конкурсы, праздники, музыкальные вечера и др.). Проведение конкурсов и музыкальных вечеров; музыкальные путешествия и вечера творчества композиторов, выступали важным условием заинтересованности учащихся процессом пения, стремлением повысить свою исполнительскую культуру. Обязательным являлся ежегодный отчетный концерт.

Использовались и привлекательные для детей виды занятий: занятие-путешествие, концерт, занятие-дискуссия, занятие-игра, занятие-размышление, встреча с искусством, интегрированные занятия (музыка-рисование, музыка-ритмика) и т. д.

Для родителей были организованы родительские собрания с концертом.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что на констатирующем этапе исследования большинство детей в экспериментальных и контрольных группах имеют средние показатели развития вокально-хоровых навыков (50%). Высокий уровень характерен для небольшого числа младших школьников: 20%– в экспериментальной, 10 % – в контрольной группе.

Контрольный этап эксперимента показал, что положительная динамика прослеживается в обеих группах, но качественно картина значительно преобразовалась в экспериментальной группе, где уровень развития вокально-хоровых навыков показывает 60%, увеличение составляет 40%. В контрольной группе положительная динамика составляет 20%. Количество детей с низким уровнем развития вокально-хоровых навыков в экспериментальной группе сократилось на 20%, в контрольной группе – на 10%. 

Таблица 1.

Показатели развития вокально-хоровых навыков у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах

исследования в %



Уровни

Констатирующее обследование

Контрольное обследование

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

20

10

60

30

Средний

50

50

30

40

Низкий

30

40

10

30



Сопоставление данных, полученных на констатирующем и формирующем этапах исследования, свидетельствует о том, что процесс развития вокально-хоровых навыков учащихся в экспериментальной группе осуществлялся более интенсивно, качественно и продуктивно, чем в контрольной.





Рисунок 1. Уровни развития вокально-хоровых навыков в контрольной группе



Рисунок 2. Уровни развития вокально-хоровых навыков в экспериментальной группе

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Эффективности развития всего комплекса вокально-хоровых навыков и качеств, необходимых для эмоционально-осознанного вокального интонирования и раскрытия творческого потенциала, способствует:

- комплекс педагогических условий, включающий накопление музыкально-интонационного опыта вокальной культуры учащихся в форме специальных занимательных упражнений для развития звукообразования, слуховых навыков, артикуляции, певческого дыхания;

- организация музыкально-певческой деятельности, осуществляемой в интегрировании разнообразных форм общения с искусством (пластическое интонирование и рисование средств музыкальной выразительности).

2. Предложенная модель развития вокально-хоровых навыков на основе певческой деятельности выступает как интегрированная научно-теоретическая конструкция, включающая:

- поэтапную деятельность учащихся, способствующую постепенному накоплению вокально-хоровых навыков и проявляющуюся в обогащении музыкальных впечатлений школьника;

- технологию развития вокально-хоровых навыков, построенную на принципах целостности, синкретизма, художественности, индивидуализации и дифференциации, оптимистической перспективы;

- организацию внеклассной работы по музыкальному воспитанию младших школьников на основе авторской программы хорового класса.

При организации занятий хорового класса в условиях инструментальных отделений хормейстеру необходимо руководствоваться вокально-слуховыми возможностями детей, учитывать их психологические и физиологические особенности, специфику работы, важно пробудить у обучающихся интерес к хоровому пению, сформировать необходимые навыки, выработать потребность в систематическом коллективном музицировании.

Для решения задач современного внеклассного музыкального образования необходимо формировать певческие навыки на качественно новом исследовательском уровне. Поэтому, в первую очередь, необходимы современные приемы и методы, которые позволили бы воспитывать в музыкальном отношении всех детей, включая самых слабых, способствовали бы развитию вокально-хоровых навыков.

Проведенное нами исследование является своеобразным продолжением существующих в области музыкальной педагогики поисков, связанных с развитием навыков коллективного пения. Опираясь на современную научно-теоретическую базу, которая включает в себя сведения из области хорового исполнительства, общей и музыкальной психологии, физиологии, педагогики, нам удалось с новых позиций обосновать необходимость формирования у учащихся инструментальных отделений певческих навыков, как эффективного средства их музыкально-певческого развития.

Выявленные методы и приемы вокально-хорового обучения, направленные на развитие вокально-хоровых навыков нашли свое экспериментальное подтверждение в ходе практической части исследования.

Следовательно, результаты теоретической и экспериментальной работы позволили подтвердить гипотезу исследования.

Проведенное исследование и полученные результаты не претендуют на окончательный ответ по всем возникшим в ходе исследования вопросам, вместе с тем дальнейшие исследования по проблеме могут быть продолжены в направлении поиска перспективных приемов и методов по развитию вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений.

Сформированные на материале проведенного исследования методические рекомендации, приемы и формы организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие вокально-хоровых навыков, могут быть использованы в работе не только с учащимися инструментальных отделений, но и на хоровых отделениях ДМШ и ДШИ.


























Список литературы:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип / Г. С. Абрамова. - М. : Издат. центр Академия, 1999.-672 с.

2. Беркман, Т. Л. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пнеию / Т. Л. Беркман, К. С. Грищенко ; отв. ред. Л. В. Занков ; Ин-т. худож. воспитания АПН РСФСР. – М : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 216 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М. : Просвещение, 1968. – 464 с.

4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1967. -415 с.

5. Гладкая, С. И. Исследование формирования певческих навыков у младших школьников (1-2 кл. общеобразовательной школы) : автореф. дис. канд. пед. наук / С. И. Гладкая. – М., 1975. – 20 с.

6. Детский голос. Экспериментальные исследования / под ред. В. Н. Шацкой. – М. : Педагогика, 1970. - 132с.

7. Детский хор : пособие для хормейстера / ред.-сост. В. Г. Соколов. - М., 1981.- Вып. 1. – 112 с.

8. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – М. : Музыка, 2000. – 368 с.

9. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г.Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Академия, 1998. – 240 с.

10. Хоровой класс : дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства; предметная область ПО.01. Музыкальное исполнительство / Программа по учебному предмету ПО. 01. УП. 04., В. 03. УП. 03. («Фортепиано»), ПО. 01. УП. 04., В. 01. УП. 01. («Народные инструменты») хоровой класс. – 2013. – 17 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!