Конкурс исследовательских работ «Пятое колесо» по техническому и
декоративно - прикладному творчеству, рационализации и изобретательству
Декоративно-прикладное творчество
Номинация: «Творческий проект»
«Бисерное рукоделие»
(Миниатюра «Маки»)
Автор: Коростелёва Ксения Николаевна,
14.09.2000г.
Руководитель: Храмогина Елена Леонидовна
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Рябчевская средняя
общеобразовательная школа
Трубчевского района, Брянской
области, (48352) 9-44-34.
2013г.
Оглавление | Страница |
I. Введение | 2 |
II. Основная часть | 3 |
II.1. Исследования и анализ | 3 - 8 |
II.2. Дизайн и спецификация | 8 - 9 |
II.3. Описание нескольких идей | 9 - 10 |
II.4. Описание лучших идей | 11 |
II.5. Звёздочка обдумывания | 11 |
II.6. Инструменты и материалы | 12 - 13 |
II.7. Технология изготовления | 13 - 14 |
II.8. Себестоимость | 14 |
II.9. Правила безопасного труда | 15 |
III. Заключение | 15 |
IV. Список используемой литературы | 16 |
Введение
Проект позволяет каждому учащемуся
достичь успеха в том, что он знает и умеет
«Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял», - Конфуций.
Так гласит древняя мудрость, которая очень чётко характеризует технологию проектного обучения. Метод работы с творческими проектами является активной формой обучения и развития, которая позволяет в процессе обучения трудовой деятельности самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию в различных сферах деятельности. Одним из видов деятельности является бисероткачество или бисероплетение.
Цель моей работы – изготовить панно - миниатюру «Маки» своими руками.
Для реализации цели я выдвигаю следующие задачи:
1. Исследовать свои способности и возможности по выполнению творческого проекта.
2. Привлечь внимание к такому виду рукоделия, как бисерное плетение.
3. Развивать познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться дополнительной литературой, расширять кругозор.
Объект исследования – плетение бисером.
Предмет исследования – панно - миниатюра «Маки».
Методы исследования – анализ уровня своих творческих способностей, изучение теории, практическая деятельность.
Гипотеза – создание данной работы способствует развитию творческой деятельности.
Актуальность - интерьер дома должен создавать уют и комфорт, поэтому он должен быть продуман до мелочей. Дом, в котором мы живём, необходим человеку, чтобы хорошо отдохнуть, расслабиться после напряжённого трудового дня, зарядиться энергией для других дел. Особенно благотворно воздействуют на психику человека вещи, сделанные своими руками, потому что они содержат всю энергию и любовь человека, создают домашнюю атмосферу.
II. Основная часть
II.1. Исследования и анализ
Из истории бисера
Бисер-материал древний и вечно юный. Когда говорят о бисере, имеют в виду, прежде всего стеклянный, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера. Однако в этих целях находят применение и другие, самые разнообразные материалы: металл, фарфор, всевозможные пластмассы. Известно, что на Крайнем Севере, где бисерное рукоделие традиционно, до появления торгового бисера местные умельцы точили его из мамонтовой кости.
Во многих странах издавна делали металлические бусы и бисер. Например, на Декане (Индия) обнаружены медные бусы III – II тысячелетий до н. э. Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (золота, серебра) в Африке, доколумбовой Америке, Индии. Например, в захоронении на «королевском холме» Мапунгубве (Зимбабве) обнаружены кости, пересыпанные двенадцатью тысячами золотых бусин. В Мексике золотые бусины были не только круглыми, но и фигурными в форме зубов ягуара. В Индии золотые и серебряные бусы и бисер производят до сих пор. В Европе металлический бисер стал популярен в XIX столетии. Он получил название «стальных бриллиантов ». Металлический бисер делали во Франции, Германии. Лучшим считался английский. В России широко использовался тульский.
Происхождение стеклянного бисера рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и печальная легенда о драгоценном бисере: где-то в горах есть пещера - жилище дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточает их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер...
Секрет производства стекла приписывают финикийцам. Первым эту легенду записал Гай Плиний Старший, римский историк, живший в I в. н. э.
Согласно ей, финикийские купцы, плывшие из Африки с грузом соды, на ночь пристали к берегу и принялись готовить ужин. Но камней поблизости не оказалось, и пришлось обложить костер кусками соды. Наутро в золе был обнаружен чудесный слиток, чистый и прозрачный, как морская вода, твердый, как камень. Известно, что самое древнее производство стекла существовало в Египте. Египтяне первыми научились варить стекло. Самая древняя бусина диаметром около 9 мм из зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив. К XVI в. до н. э. стеклоделие в Египте достигло расцвета. Цветными фаянсовыми вставками инкрустировали стены, полы, колонны, отделывали мебель и ларцы. Из стекла выполняли красочные мозаики и, конечно, различные украшения, вазы, флаконы, заупокойные статуэтки. В 1924 г. в Амарне нашли стеклянную виноградную гроздь, ягоды которой были сделаны из стеклянных бусин зеленого, синего и коричневого цвета. Ассортимент египетских бус и бисера был весьма разнообразен: от мелких разноцветных до крупных и фигурных. По форме это могли быть цветы, шишечки, листья, стилизованные раковины.
Рис. 1
Очень хороши бусины в виде цветка с сердцевиной другого цвета (например, белая ромашка с красным сердечком). Изготавливали их особым способом: еще
горячую бусину инкрустировали кусочками стекла. Круглые бусины часто украшали белым орнаментом в виде точек, зигзагов, полос.
Рис. 2
В наши дни основную массу бисера везут из Чехии, Тайваня, Индии. Чешский бисер отличается наиболее высоким качеством и разнообразием оттенков.
Технология производства бисера
Технология изготовления бус и бисера в древнем мире была доведена до совершенства. Существовали различные способы и приемы производства всевозможных сортов бусин.
Самые древние египетские бусы из фаянса (непроваренного стекла) формовали на нити, затем глазуровали и обжигали. Во время обжига нить выгорала, а отверстия сохранялись. Они во многих бусинах очень велики. По предположениям ученых, осью для таких бусин служила соломинка. Внутрь ее вставляли металлическую проволоку, чтобы бусины не рассыпались во время обжига. Соломинка не давала бусинам прилипать к проволоке, а при обжиге сгорала. Осью могла служить и сама проволока.
Стеклянные бусы могли изготавливать либо в специальных формах, либо отдельными бусинами (в этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине отдельно), либо непрерывной цепью (для отверстий в форму помещали металлический стержень). Иногда перемычки между бусинами, отлитыми цепью, не рассекались. Стеклярус выполняли из обрезков стеклянной трубочки. Для этого из стекла вытягивали трубочку, а потом ее рассекали. Бусы могли делать, скручивая стеклянную пластинку на оси и смыкая ее края. Существовал и другой способ: на керамическую или металлическую ось навивали длинный стеклянный жгутик (похожий на нить или более широкий, лентообразный), поверхность потом аккуратно заглаживали. Иногда применялось формование бусин из размягченной стеклянной капли. В этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине. Для нанесения орнамента применяли инкрустацию стеклом другого цвета еще по горячему изделию. Гладкие бусины шлифовали с помощью абразива.
Более сложной была технология производства золоченых и посеребренных бусин. Зародился этот способ в Египте в IV в. до н. э. В таких бусинах слой золотой фольги (0,0001 мм) помещался между двумя слоями прозрачного бесцветного или светло-желтого стекла. Он настолько тонок, что не поддается спектральному анализу. Поэтому ученые могут лишь предполагать, что бусины содержат драгоценный металл. Изготовление таких бус требовало почти ювелирной работы. Занимались ею златокузнецы.
Бисерные рукоделия России
Русское искусство работы с бисером тоже имеет давние традиции. Поначалу мастерицы использовали природные материалы, преимущественно жемчуг, который добывался в реках. Жемчугом украшали оклады икон, одежду духовенства и знати, а также народный костюм. Особой роскошью отличалась отделка головных уборов. Часто вся поверхность сплошь зашивалась жемчугом, а сам убор дополнялся жемчужной сеткой (поднизью), прикрывавшей лоб. С течением времени добыча жемчуга в России сократилась, а материалов для отделки требовалось все больше. Поэтому на смену жемчугу пришли бисер и стеклярус. Само слово «бисер» тесно связано с жемчугом - до середины XVII в. так называли оба этих материала. Для длинных стеклянных трубочек существовало иное название - «одекуй», и только с XVIII в. они стали называться стеклярусом.
Рис.3 Рис.4 Рис.5
До XVIII столетия не было особой разницы между народным и светским рукоделием, но с появлением модных заграничных журналов она становится заметной. В народном рукоделии бисером украшали костюм, делали из него ожерелья, гайтаны, пояса и пр.
Рис.6 Рис.7
В так называемом светском рукоделии область применения бисера была гораздо шире), потому что большая часть изделий была выполнена руками крепостных мастериц. Век расцвета бисерного рукоделия (XVIII-XIX вв.) не состоялся бы без достаточного количества бесплатной рабочей силы. Бисером вышивали обои (Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме), картины, обивку мебели. В Качановке, имении графа С. Тарановского, бисерными вышивками был обит гарнитур из красного дерева. Все вышивки выполняли крепостные мастерицы. Обучение их начиналось в 8-10 лет в известной высоким уровнем работ мастерской. Пройдя курс обучения, мастерица могла выполнять сложные работы и обучать других. Много изделий создавали в монастырях, причем они отличались особой аккуратностью. Светские дамы выполняли в основном небольшие изящные вещицы, предназначавшиеся в подарок или для украшения дома, картинки, кошельки, сумочки, чубуки для трубок, подстаканники и пр. (техника вязания) Работали с бисером в разнообразных техниках. Одной из самых распространенных была вышивка. В крестьянских нарядах и для украшения предметов культа чаще всего использовалось саженье, или шитье по «бели». На ткани прокладывали рисунок льняным или хлопчатобумажным шнуром - «белью», к нему пришивали жемчужины, предварительно нанизанные на нить. Каждая жемчужина пришивалась к шнуру поперечными стежками. С появлением в рукоделии бисера и стекляруса вышивальщицы применили старую технику к новым материалам. В светском искусстве распространилось шитье «в прикреп». Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках. Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье «в прикреп» можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывали тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну- две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы. Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно. Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи. В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения. В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. Сохранились работы, выполненные по соломке. С 1830-х гг. использовалась и бумажная канва - тонкий картон с рядами мелких отверстий, невышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.
II.2. Дизайн и спецификация
а) Название изделия – Миниатюра
б) Конечный потребитель – изделие изготовлено как украшение.
в) Потребность – создать красивый и неповторимый интерьер.
г) Функциональное назначение – является эталоном терпения, доброты; должен приносить радость человеческому глазу, для «дум» человека.
д) Допустимые пределы стоимости – до 500р.
е) Количество экземпляров – изготовлено в одном экземпляре.
ж) Человеческий фактор:
- не должно раздражать нервную систему;
- миниатюра должна висеть на стене;
- для удобства – размер может быть любым;
- миниатюра должна служить цветовым акцентом, пятном, оживляющим и освежающим интерьер;
з) свойства материалов:
- легко приобретаемые;
- дешёвые;
- лёгкие в обработке;
- экологически безвредными.
и) способ производства – на уроках технологии, ручной труд.
к) техника безопасности – изделие абсолютно безопасное в использовании и изготовлении.
л) внешний вид – выполнено из белого, розового, красного, чёрного, коричневого, зелёного, салатового цветов бисера.
м) моральные ценности – абсолютно безопасно для окружающей среды; технология изготовления не наносит вреда обществу; приносит радость, и эстетическое удовлетворение неповторимо украшает интерьер.
II.3. Описание нескольких идей
Миниатюра должна сочетаться с интерьером моей комнаты. Она может быть согласованна по материалам и по тону цвета. Цвет может быть ярким и оживляющим, а размеры по выбору материалов и форме.
Модель №1 миниатюра «Настурции»
Модель №2 миниатюра «Гамаюн»
Модель №3 миниатюра «Маки»
II.4. Описание лучших идей
Критерии | I Модель | II Модель | III Модель |
Собственный интерес | | | + |
Актуальность | | | + |
Низкая себестоимость | | + | |
Пополнение гардероба | | | + |
Большой выбор материалов | | | + |
Достаточное количество опыта для выполнения изделия | | | |
Небольшой срок выполнения | | + | |
Оригинальность | | | + |
II.5. Звёздочка обдумывания
Для того чтобы изготовить миниатюру, следует принять во внимание следующие факторы:
Материалы, Форма Технология инструменты изготовления
Р
азмер
Миниатюра Стоимость
П
отребность
История
Стиль Безопасность
интерьера труда
II.6. Инструменты и материалы
Для низания можно использовать леску, вощеные нитки, проволоку, синтетические нити (капрон, нейлон, полиамид и др.). Проволока подходит для изготовления каркасов брошей и серег. Изделия на леске удобно низать, так как можно работать без иглы, но в носке такие вещи неудобны - они слишком жестки и топорщатся. Хлопчатобумажные и льняные нити для лучшего скольжения вощат. Для вощения растопите на водяной бане воск, поочередно
опустите в него нарезанные по 150-200 см нити. Вынув нити из воска, прогладьте их пальцами, чтобы удалить излишки воска. Очень удобно низать на синтетические нити - они достаточно мягки и прочны, хорошо скользят, поэтому не нуждаются в вощении.
Иглы
Иглы для бисера используют самые тонкие (№ 0-1). Если игла с трудом проходит через бисеринки, ее ушко можно немного подточить наждачной бумагой. Существуют сорта бисера, для которых любая игла оказывается слишком толстой. В этом случае рабочий конец нити на 5-10 см смазывают клеем (подойдет любой универсальный клей - «Момент», БФ, «Феникс» и др.), выравнивают нить пальцами, приглаживая ворсинки и снимая излишки клея, и хорошо просушивают. Таким жестким проклеенным концом можно работать как иглой.
Ножницы
Для работы необходимы хорошие ножницы, в том числе и маникюрные, остро заточенные, с тонкими сходящимися концами.
Бисер
Бисер – мелкие круглые, граненые, вытянутые или сплюснутые бусинки из стекла, металла, фарфора, пластмассы с отверстиями для нити.
Нитковдеватель
Нитковдеватель - специальное приспособление, которое облегчает вдевание нитки в иголку. Для низания нитковдеватель можно использовать вместо иглы в тех случаях, когда игла не проходит через бисеринку. Желательно иметь несколько нитковдевателей различной толщины. Проволочка нитковдевателя часто выпадает в процессе работы, поэтому перед работой закрепите ее, ударив молотком по месту крепления.
II.7. Технология изготовления.
Приступая к работе, приготавливаем простейшие приспособления: рамку или
дощечку с планками на концах.
Рис.8
В шахматном порядке на расстоянии 2-3 мм друг от друга забиваем маленькие гвоздики. На них натягиваем нити основы (не слишком туго, чтобы изделие не стягивалось). Нить с бисеринками помещаем на натянутые нити, отступив от их концов 10-15 см. Распределяем бисеринки в промежутках между нитями и проводим иглу еще раз через отверстия, огибая нити основы снизу. Вместо рамки можно использовать кусок картона с отверстиями. В этом случае удобно под нити основы подложить вязальную спицу или
линейку. Ткачество начинаем, приподняв нити основы спицей и пропустив нить с бисером под нитями основы.
Рис.9
Затем спицу сдвигаем вниз, нити основы опускаем и плотно прижимаем бисеринки к картону. После этого проводим иглу через бисеринки поверх нитей основы (рис. 12б). В качестве рисунка годится любой рисунок для вышивки крестом. Возможно искажение рисунка – вытягивание изображения вдоль нитей основы, так как бисеринки не идеально круглые, а немного приплюснуты с боков. Законченную работу можно, не снимая с картона, вставить в рамку. Срезая изделие с рамки, нужно спрятать концы нитей внутрь бисеринок. Если использовалось большое количество нитей основы, то для надежности нужно закрепить дополнительно концы нитей универсальным клеем.
-О чем нужно помнить, приступая качеству:
-нити натягивают не слишком туго, чтобы изделие не стягивалось;
-нитей основы должно быть на одну больше, чем бисеринок в ряду;
-начинают ткать на расстоянии 10-15от концов нитей основы, чтобы после окончания работы их можно было закрепить;
-бисеринки должны быть одинакового размера.
II.8. Себестоимость
Материалы | Стоимость единицы в рублях | Количество используемых материалов | Стоимость на изделие |
Бисер: Белый Розовый Светло-розовый Светло- фиолетовый Красный Зелёный Тёмно-зелёный Салатовый Коричневый Чёрный | 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 | 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 40 20 20 20 20 20 20 20 20 20 |
Белые нитки | 15 | 3 | 45 |
Иглы | 30 | 1 | 30 |
Рамка | 60 | 1 | 60 |
| | | Итого:355 |
II.9. Правила безопасного труда
Очень важно принять правильное положение при плетении, так как неправильная посадка приведёт к быстрой утомляемости, а впоследствии к сутулости, искривлению позвоночника и близорукости. Расстояние от глаз до работы составляет 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку. Во время работы большое значение имеет освещение т.к. бисер это очень кропотливая работа. Ножницы и пинцет сложить в определённое место. Посчитать иголки до начала работы и после.
III. Заключение.
Рассмотрев проблему изготовления панно - миниатюры «Маки» можно сделать вывод, что создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, ощущается прилив энергии, удовлетворение и возникает желание жить «по законам красоты».
Я пришла к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для всех.
Они способствуют активному развитию:
· мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
· сенсорного восприятия;
· глазомера;
· логического мышления;
· воображения;
· волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
· художественных способностей и эстетического вкуса.
Моя гипотеза полностью подтверждается: создание данной работы способствует развитию творческой деятельности.
Я думаю, что сделала идеальный выбор. Сплетённая мной картина украсит интерьер любой комнаты или любую выставку прикладного искусства. Мне кажется, что многие, увидя мою картину, захотят иметь такую же.
IV. Список используемой литературы.
1. Докучаева Н. Украшения из бисера// Наука и жизнь. 1991. №9
2. Дудорева В. Бисер в старинном рукоделии. – М.: Светлана, 1959.
3. Кельман Л. Хроника бисера// Химия и жизнь. 1983. №3.
4. Моран де, Андри. История декоративно- прикладного искусства. – М.: Радуга, 1982.
Интернет - ресурсы
1. biser.info/
2. bicer.ru/technology005.htm
3. natalies-perlen.livejournal.com/54377.html
4. www.liveinternet.ru/tags/бисерное+ткачество/
5.www.youtube.com/watch?v=yTm5Q37oLYI 6. stranamasterov.ru/taxonomy/term/1355
Приложение 1. Готовое изделие.
Миниатюра «Маки»
Приложение 2. Защита творческого проекта
Приложение 3.
14