МО «Мухоршибирский район»
МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа
Тема: «Бисероплетение»
Выполнил: Платонов Иван,
ученик 2«А» класса
Руководитель: Калашникова Н.М.,
учитель начальных классов
2017 год
Содержание:
-
Введение
-
Основная часть
-
История бисера
-
Способы производства бисера
-
Виды бисера
-
Техника плетения
-
Как я делал игрушку из бисера
-
Заключение
-
Список литературы
-
Приложение
Введение
В этом году я решил заниматься в кружке «Бисероплетение». Этот кружок стал самым любимым кружком в школе. Там мы делаем объёмные изделия, игрушки и украшения из бисера. Мне захотелось узнать больше об этом рукоделие.
Тема: «Бисероплетение»
Актуальность: Распространенное увлечение среди детей и взрослых, использование не только в детских поделках, но и в мире высокой моды.
Гипотеза: Предположим, что искусство бисероплетения популярно и актуально в настоящее время.
Цель исследования: Создать творческую работу в технике бисероплетения.
Задачи:
-
Изучить литературу истории создания бисера;
-
Узнать какой бисер бывает;
-
Изучить технику бисероплетения;
-
Сделать игрушку из бисера.
Объект исследования – изделия из бисера
Предмет исследования – бисер.
Методы: Поисковый, анализ информации, практический.
История бисера
Бисер является важным элементом культуры многих народов. В разные эпохи бусины использовались в качестве денег, талисманов, или амулетов. В то время для изготовления этих удивительных украшений с отверстием посередине использовались зубы и рога животных, раковины моллюсков, минералы, янтарь, дерево и семена. Со временем их заменили драгоценные камни, а с возникновением стекла – бисер. Оказывается, стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда.
Однажды финикийские купцы везли из Африки груз природной соды. На ночлег они остановились на песчаном берегу и стали готовить пищу на костре, обложив его не камнями, а кусками соды. Поутру, разгребая золу, они нашли слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло.
И очень скоро появились стеклянные бусы, которые становились всё мельче и мельче – так появился бисер. Происходит его название от арабского слова «бусра», что означает «фальшивый жемчуг».
Древние египтяне первыми научились изготавливать бисер, низать из него ожерелья, браслеты, бисерные сетки на платья. В тот период египтяне стали все чаще украшать себя и свою одежду различными аксессуарами из бисера. Затем бисер стал очень популярен в странах Востока, а особенно в Византии. В 8 веке византийцы передали свои знания о производстве бисера венецианским мастерам, после чего бисер стал создаваться в Венеции и распространяться по всему миру. В 18 веке центрами создания бисера стали города Париж и Бирмингем.
Что же касается истории бисера в России, то первый отдаленно напоминающий современный бисер появился еще в 9 веке. Крупным производителем российского бисера позже стал город Тула. Затем Ломоносов М. В. создал фабрику около Петербурга, где помимо других изделий создавался бисер. Было это в 1753 году.
Самую большую популярность бисер приобрел в начале 19 века, когда этим рукоделием увлеклись все слои населения – и барышни и крестьянки. Из бисера изготавливалось очень много интересных изделий, им обшивали сумочки, кошельки, кокошники, пояса, одежду, чехлы для личных дневников, тростей. Помимо этого, с помощью бисера украшались предметы интерьера, мебель, оклады икон и т.д. (Приложение1)
Постепенно к концу 19 века интерес к бисеру поутих, его применяли только в народных промыслах. 20 век также не принес никаких существенных изменений в отношении к бисеру.
Но в начале 21 века популярность бисера стала возрождаться. В настоящее время рукодельницы отдают предпочтение созданию необычных украшений из бисера – колье, браслетов, подвесок, бус, а также игрушек, сувениров, картин, икон, декоративных элементов (приложение 2)
Способ производства бисера
Существовало несколько способов производства бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста». Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.
Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.
Виды бисера
Современный бисер бывает стеклянный, металлический, пластмассовый, керамический. Самый распространенный стеклянный. Он бывает прозрачный и непрозрачный (матовый). Его могут красить в однотонные разнообразные цвета, или же внешнюю сторону в один цвет, а внутреннее отверстие – в другой. Стеклянный бисер считается самым прочным. Он не выгорает на солнце, не меняет цвет при стирке, температура на него не влияет.
Стеклянный бывает:
- круглым,
- цилиндрическим - это рубка и стеклярус,
- бисер со смещенным отверстием - каплевидный,
- японский бисер бывает ещё треугольный, кубический и шестиугольный.
Размер бисера (круглого) зависит от его диаметра и маркируется номером (№), чем крупнее бисер, тем ниже его номер. (Приложение3)
Основными крупными изготовителями стеклянного бисера считаются Япония, Чехия и Китай.
Техника плетения
Существует очень многое количество техник плетения. Можно плести и на леске, мононити с одной или с двумя иглами, на одной проволоке или несколько. Поэтому я расскажу только о тех, которые использовал в своих работах. ( Приложение 4).
Техника параллельного плетения (рис.1). Это самый легкий вариант научиться плести фигурки животных, цветы и другие интересные изделия. Суть параллельного плетения заключается в том, что бисер первого и второго ряда нанизывается на один конец проволоки, а другой ее конец пронизывается навстречу первому уровню через бусины второго. Два ряда плотно притягиваются к середине проволоки или лески, и туго затягиваются. После этого оба конца проволоки выходят с противоположных сторон украшения, а ряды расположены параллельно друг к другу. Таким низанием легко создаются не только плоские изделия, но и объемные. Только при плетении объемных фигур ряды укладываются один под другим, а при создании плоских – укладываются в одной плоскости.
Круговая (французская) техника (рис.2). При круговом плетении в основе любого листика или лепестка находится толстый центральный проволочный стержень, на основание которого нанизывается несколько бусин, а снизу присоединяется более тонкая проволока с бусинами. Две проволоки располагаются параллельно, скрепляясь одним завитком. Так получается одна половинка дуги. С другой стороны стержня крепится еще одна проволока с бисером, закрепляясь к основному стержню снизу. Если сплести еще парочку таких дуг, чередуя закрепление проволоки то снизу, то сверху, то получится уже полноценный листик. Проволока последнего ряда крепится уже с помощью двух витков, а кончик ее обрезается. Одна сторона осевого стержня обрезается так, чтобы оставался небольшой конец проволоки около 0,5 см. Затем его следует загнуть во внутреннюю сторону украшения.
Метод низание петлями (рис.3). Чаще всего используют для изготовления цветов, веточек, деревьев. Изготавливаются такие детали довольно легко: делаете из проволоки с бисером петельку необходимого размера. Затем на одном из концов проволоки делаете еще одну петельку, и так до тех пор, пока не достигнете желаемой пышности детали.
Игольчатая техника (рис.4). Может быть использована для изготовления тычинок, лепестков цветов (таких как хризантема, астра, маргаритка), а также для иголок сосны, ели и др.
Как я делал игрушку из бисера
Для того чтобы сделать Дракона мне понадобилось:
- бисер черного и оранжевого цветов;
- две бисеринки зелёного цвета для глаз;
- немного - сиреневого бисера для рожек и коготков;
- несколько кусков медной проволоки: один длиной 1,2 м. для туловища, два по 15 см. для ушей, четыре по 40 см. для лап, два куска по 70 см. для крыльев.
Метод плетения: параллельное низание. Работа выполняется двумя концами проволоки. На один конец проволоки нанизываем бисеринки для очередного ряда, затем через них пропускаем второй конец проволоки навстречу первому. Начинаем плести дракона с носа, строго по схеме. (Приложение 5)
Заключение
В результате моего исследования гипотеза о том, что в настоящее время стало популярно искусство бисероплетения, подтвердилась.
Выполненные из бисера предметы интерьера – вазочки, рамки для фотографий, различные деревца и многое другое создают в доме уют и приподнятое настроение. Кроме того, плетение и вышивание бисером развивает человека. Улучшается мелкая моторика рук, что благотворно влияет, в свою очередь, на функционирование мозга. Повышаются умственные способности, так как прежде чем сплести что-то, надо, например, разобраться в схеме и способах плетения. Меняется образное мышление; развивается чувство вкуса и стиля; человек начинает лучше понимать и чувствовать сочетания цветов и форм.
Я думаю, что моя работа заинтересует других детей, и они будут неравнодушны к бисероплетению. У них появится желание творить чудесные изделия из такого великолепного материала - бисер.
Литература
Интернет-ресурсы:
http://vip-biju.sumy.ua/способы-производства-стеклянного-би/
http://krasavitca-i-umnitca.ru/istoriya-bisera/
http://sovets.net/3490-pletenie-iz-bisera-dlya-nachinayushchikh.html
http://zvetok.blogspot.ru/2008/07/blog-post.html
http://busina.ru/beadcraft/historical/
http://mbdou59.ucoz.ru/publ/masterim_vmeste/biseropletenie/chto_takoe_biser/45-1-0-359
Животные из бисера – ЗАО «Мир Книги Ритейл», 2012
Приложение 1
Бисерные кошельки.1820-1830 гг. Стакан в бисерном чехле. Середина 19 в.
Икона. Вышивка бисером. 1800 год
Приложение 2
Современные работы
Приложение 3
Круглый Каплеобразный Рубка
Стеклярус Шестигранный Кубический
Приложение 4
(рис.1)
(рис.2)
(рис.3)
(рис.4)
Приложение 5
Мои работы