СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Изготовление краски в домашних условиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме "Изготовление краски в домашних условиях" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Изготовление краски в домашних условиях"»

М инистерство образования Республики Беларусь

Отдел образования, спорта и туризма

Новополоцкого городского исполнительного комитета



ГУО «Боровухская средняя

школа №15 г. Новополоцка»




Изготовление краски в домашних условиях






Учащаяся 4 «А» класса

Трусова София



Научный руководитель:

Ксензова Марина Владимировна

учитель высшей категории







Новополоцк 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………..……….….3

1.Теоретическая часть………………………………………………..….…. 4

1.1. История возникновения красок………….................................... 4

1.2 Разновидности красок для рисования ……………………………5

1.3. Процесс приготовления красок …………………………….…….8

2. Изготовление краски в домашних условиях…………………………….10

2.1. Создание акварельной краски…………………………………...10

2.2. Создание масляной краски………………………………………10

2.3. Создание темперной краски……………………………………..11

2.4. Результаты исследования………………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………..12

Список использованных источников………………………………………13

Приложение………………………………………………………………….14












ВВЕДЕНИЕ

Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

Я люблю рисовать, и чаще всего рисую гуашевыми и акварельными красками, фломастерами и карандашами. Все это сейчас можно купить в магазине. 

А чем рисовали художники сотни лет назад? Почему их полотна сохранились до наших дней? Из чего они изготавливали свои краски?

Меня заинтересовал вопрос: откуда же берутся краски?

Как-то раз я рисовала рисунок на тему зимы, и обнаружила, что у меня закончилась белая краска. Было уже довольно поздно и магазины были закрыты. Передо мной встал вопрос - смогу ли я самостоятельно получить краски в домашних условиях, и использовать их по назначению ? Все это оказалось началом моей исследовательской работы.

Гипотеза: Краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Объект  исследования - краски.

Предмет исследования: – процесс их изготовления в домашних условиях.

Цель исследования: узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.

2. Изучить из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления.

3. Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.

4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.

5. Нарисовать рисунки из полученных красок.

 Методы исследования:

- метод эксперимента;

- метод зрительного восприятия информации (работа с литературой, с компьютером, наблюдение);



1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 История возникновения красок

Я выяснила, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! (Кстати, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.) Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.

Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажу.[ 1 с 321]

Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Историю красок изучают еще по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны : псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

Икона, написанная более 600 лет назад Икона, написанная в наше время

Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.

1.2 Разновидности красок для рисования

Каждый человек индивидуален. Один любит яркость и насыщенность, другой - нежность и мягкость, а третьему по душе графика. Краски для рисования отличаются разнообразием видов и предназначений.

Пальчиковые краски. Предназначаются для детей самого младшего возраста. Тем малышам, которые еще не умеют держать кисточку и карандаш, такие краски подойдут наилучшим образом, так как с ними это и не потребуется. Надо просто опустить пальчик в баночку с краской и прикоснуться к бумаге. Состав пальчиковых красок выполнен на водной основе. Естественно, он не только нетоксичен, а еще и «съедобен», благодаря натуральному пищевому красителю. Только вот вкус такой краски ребенку вряд ли понравится, так как производители добавляют туда натуральное вещество с горьким или соленым привкусом. Так что краска не будет использоваться не по назначению.

Рисовать пальчиковыми красками можно на бумаге, картоне, стекле. Краски имеют мягкую консистенцию, благодаря чему легко ложатся на поверхность и не стекают с пальцев. Пальчиковые краски легко смешиваются, что позволяет получать новые оттенки и цвета.

Акварельные краски. С этими красками мы все знакомы с детства. Это экологически чистый вид красок, который имеет более трех десятков цветов и оттенков.
Пользоваться ими может ребенок, который уже научился уверенно держать кисть в руках. Акварельные краски чаще всего используются на уроках рисования в детском саду и школе. Рисунки, выполненные акварелью, получаются прозрачными и легкими. А возможность смешивать цвета акварели и получать новые оттенки всегда радует детей. Выпускаются такие краски в тюбиках и в плитках.

Гуашевые краски - густые, маслянистые краски, которые имеют еще и хорошую кроющую текстуру. Выпускаются в баночках. Имеют широкий цветовой ряд. Цвета сочные, яркие, насыщенные. Гуашь успешно используется как профессиональными художниками, так и теми, кто только начал постигать азы живописи. Гуашевые краски подразделяются на художественные и плакатные. Плакатная гуашь имеет более плотный состав и насыщенные цвета и используется для оформительных работ. Художественная гуашь больше предназначена для живописи.

Масляные краски - густые пасты, в состав которых входит масло. Сохнут достаточно долго. После высыхания образуют пленку. Масляные краски подходят для детей, которые обучаются в художественных школах и которые уже умеют владеть акварелью и гуашью.

Акриловые краски. Краски, легкие в применении. Имеют насыщенную цветовую палитру. Главное достоинство - быстро сохнут, после чего образуют несмываемую водой текстуру. После высыхания немного поблескивают, а потому не требуют закрепления лаками. Такие краски можно наносить на бумагу, керамику, пластик, картон. При этом акриловую краску можно разбавлять водой, а можно использовать и в пастообразном состоянии. Свежая краска без особого труда удаляется с поверхности.

Темперные краски имеют в своем составе водорастворимую эмульсию. В традиционной иконописи – смесь желтка. В промышленном производстве – казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола). Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но прочнее темперных красок ничего нет. Это — живопись на века.


Как видите, красок для рисования очень много, все они имеют свои особенности.

1.3 Процесс приготовления красок

Я прочитала, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.

Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.

Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Название красок

Масло

Яйцо

Вода

Клей

Акварель



+

+

Гуашь



+

+

Масляная

+



+

Темпера


+



Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след. [2]

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков.

Получившуюся краску можно использовать для рисования.



2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ КРАСКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что смогу сделать некоторые краски сама и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми рисовала очень много раз.

2.1 Создание акварельной краски

Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.

План эксперимента № 1

  1. Я взяла активированный уголь (очищенный уголь).

2. Измельчила уголь в порошок в ступке пестиком.

3. Просеяла порошок.

4. Смешала уголь с клеем ПВА.

Уголь плохо смешивался с водой и на бумаге эту краску почти не видно. Но когда я уголь смешала с клеем, то получила красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели. Также я попробовала активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок.  Цвет получился светлее (серый) и рисунок долго высыхал.

2.2 Создание масляной краски

Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым. Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем.

Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.

План эксперимента 2

1. Я взяла пакетик куркумы.

2. Смешала куркуму с подсолнечным маслом.

Куркума с маслом смешалась однородно, дала желтый цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.

Создать масленую краску ближе к натуральному мне не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления.


2.3 Создание темперной краски

Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно.

План эксперимента 3

  1. Я измельчила мел в порошок.

  2. Смешала мел с яйцом.

Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным.

После этих экспериментов мне захотелось попробовать еще. И я провела еще несколько экспериментов. Каждый вид сырья я смешивала с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.

Результаты каждого опыта я заносила в специальную таблицу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2.4 Результаты исследования

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличаются по качествам и по консистенции:

Уголь с клеем дал краску черного цвета, которая легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге яркий след, быстро высыхала.

Куркума с маслом дала желтую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след, долго высыхала.

Мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.

ВЫВОД:

Преимущество - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.

Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мне удалось в ходе домашних опытов изготовить разные виды красок, то есть моя гипотеза подтвердилась.

Краски окружают человека повсюду. Краски играют важную роль в жизни людей. Это мощная энергия, которая постоянно воздействует на человеческий организм.

Увлечение натуральными красками охватило мир совсем недавно. Вот и я не смогли устоять, и нарисовала несколько рисунков, которые, надеюсь, натолкнут вас на мысль, что мир прекрасен, что есть над, чем задуматься, есть к чему стремиться, и сколько всего интересного ещё можно узнать! (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дитрих А.К., Юрмин Г.А. Почемучка (Детское Справочное Бюро). – М.: Астрель, 2000. – 321с.

2. Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.

3.http://zvezdaltaya.ru/blogi/obshhestvo-i-ljudi/kraska-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-internet-magazin-krasok.html

4.http://nsportal.ru/vuz/khimicheskie-nauki/library/issledovatelskaya-rabota-izuchenie-sostava-krasok-i-prigotovlenie-ih

5. http://shirpotreba.net/vibor.php?r1=kantsRazd&r2=kantsRazd-kraski

6.http://www.ikirov.ru/journal/entsiklopediya-potrebitelya-art-ya-vyibirayu-kraski-dlya-risovaniya.html

7.http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/issledovatelskaya-rabota-na-temu-iz-chego-zhe-iz-chego-zhe-sdelany-eti-kraski

8.http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/osobennosti-vlijanija-cveta-na-psikhiku-i-nastroenie.html

























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Номер эксперимента

Пигмент

Связующее вещество

Цвет

Консистенция

№ 1.


уголь

клей

черный

жидкая

№ 2.


уголь

мед

серый

густая

№ 3.


уголь

яйцо

черный

вязкая

№ 4.

куркума

вода

светло-желтая

жидкая

№ 5.


куркума

масло

желтая

густая

№ 6.


куркума

яйцо

желтая

вязкая

№ 7.


мел

вода

белый

жидкая

№ 8.


мел

масло

белый

густая

№ 9.


мел

яйцо

белый

вязкая

























ПРИЛОЖЕНИЕ 2