СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Роль хвойных деревьев в жизни людей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская  работа  направлена  на  то,  чтобы  выяснить,как  хвойные  деревья  влияют  на  жизнь  людей. Какую  пользу  они  приносят.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Роль хвойных деревьев в жизни людей"»


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Козьмодемьянска»















Исследовательская работа


«Роль хвойных деревьев в жизни

людей»

















Работу выполнила

ученик 2 Г класса

Макаров Дмитрий

(руководитель С.В.Буклаева)





Козьмодемьянск

2020г.


Исследовательская работа

«Мир вокруг»

Тема проекта

«Роль хвойных деревьев в жизни людей»


  1. Выбор темы исследования

В нашем классе проходило тестирование на тему хвойные деревья. Вроде казалось легко, что тут не ответить. Но над ответами на многие вопросы я стал сомневаться и затруднялся ответить. По дороге домой я разглядывал деревья, а так как время года сейчас зима то хвойные деревья бросаются в глаза. Пока я шел, возникло много вопросов. Мне стало интересно, и я решил больше узнать про хвойные деревья. Узнать, произрастают ли хвойные деревья на территории нашего города. И какую роль играют хвойные деревья в жизни человека.


Цель исследования

  1. Узнать информацию о хвойных деревьях,

  2. Узнать их роли в экологии и жизни людей.

  3. Познакомить одноклассников с результатами моего исследования.


  1. Задачи исследования

- Проанализировать литературу и Интернет;

- Выявить виды хвойных деревьев, посаженных в нашем городе.

- Выяснить, какую роль хвойные деревья выполняют в жизни людей .

- Провести анкетирование в классе по данной теме.

- Познакомить одноклассников с результатами исследования


  1. Объект исследования, предмет исследования и база исследования

Объект исследования : деревья.

Предмет исследования : хвойные деревья.

База исследования : деревья города, литература, Интернет


  1. Гипотеза исследования:

Могу предположить, что многие обучающиеся 2 Г класса плохо знают хвойные деревья, растущие в нашем городе и их значение для людей.


  1. Методы исследования:

– Анализ литературы;

- наблюдение;

- анкетирование;

- беседа с общественностью;

- сравнение полученных результатов;

- поиск информации в Интернете.


  1. Результаты исследования

Начало исследования.


В нашем классе проходило тестирование на тему хвойные деревья. Вроде казалось легко, что тут не ответить. Но над ответами на многие вопросы я стал сомневаться и затруднялся ответить. Я решил проверить, что знают мои одноклассники по данному вопросу. Я провёл анкетирование. Задал следующие вопросы:

  1. Назови хвойные деревья.

  2. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

  3. Какое хвойное дерево больше других любит свет?

  4. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?

  5. Какую пользу приносят хвойные растения?

Из этого исследования видно, что в основном учащиеся моего класса знают мало о хвойных растениях и о пользе, которую они приносят людям.


Виды хвойных деревьев.

Хвойные деревья отличаются особенными листьями: они тонкие, длинные и жёсткие, в виде иголок или чешуек. Они никогда не опадают и остаются зелёными и зимой и летом. Такие листья называются « хвоя», отсюда и название этого вида растений. Их листья и хвоинки покрыты плотной блестящей кожицей, которая, как зеркало, отражает солнечный свет и уменьшает испарение. Таким растениям не грозит высыхание в холодное время года.
   Подтверждением того, что это так, служит хвойное растение лиственница. У нее хвоинки мягкие, нежные, они не защищены восковым слоем, и лиственница теряет хвою так же, как береза листья.

К хвойным деревьям относятся: сосны, ели, пихты, лиственницы.

Сосна - дерево светолюбивое. В сосновом бору она старательно тянется вверх к солнцу. Сосну от других хвойных деревьев можно отличить по форме хвоинок .Они на ветках  располагаются попарно и длиннее, чем у других хвойных растений. Сосна – вечнозеленое дерево, хотя хвоинки живут не вечно, а постепенно меняются через 2 -3 года.

. Ель обыкновенная. Крона ее в виде конуса, всегда зеленая и вполне уютно  чувствует себя и без солнышка.  Хвоинки темно-зеленые,  блестящие, в отличие от сосны и пихты колючие. Живут они дольше сосновых – шесть  - семь лет, а иногда и до  десяти лет. Шишки у ели коричневые, вытянутой формы, а у сосны темно-буроватого цвета и округлой формы.

Пихта очень похожа на ель. Прямой ствол покрыт тонкой гладкой корой. Крона густая  от самой земли до острой верхушки. Хвоя мягкая, сверху темно-зеленая, а внизу – светлее. Шишки  не свисают и не опадают, как у ели, а торчат вверх и при созревании рассыпаются, оставляя на ветках лишь стерженьки.

Лиственница интересна тем, что у нее осенью  желтеет и осыпается хвоя, как у лиственных деревьев. Хвоинки у лиственницы мягкие, светло – зеленые, собраны в пучки по 30-40 штук. Шишки небольшие, круглые, светло-бурые.

На прогулке я сорвал веточку сосны и ели. Провёл исследование.

Для наглядного сравнения составим таблицу


Черты сравнения

Ель

Сосна

Густота кроны

Густая

Редкая

Длина хвоинок

Короткие

Длинные

Количество хвоинок в пучке

1

2

Форма шишек

вытянутые

округлые

Отношение дерева к свету

теневыносливое

Светолюбивое

Где начинаются ветки

Низко от земли

Высоко от земли

Как называется лес

Ельник

Бор

Количество света в лесу

Мало

Много



В нашем городе хвойные деревья произрастают на улицах: Бульвар Космонавтов, Гагарина, Новая. Это – ели, сосны, пихты, лиственницы.

В последнее время я заметил, что в городе вместо лиственных деревьев, особенно которые вызывают аллергию, стали сажать сосны и ели. ( завод «Копир», рынок, около частных домов, около магазинов).

Роль хвойных в жизни человека

Современная жизнь человека , особенно в больших городах, настолько насыщенна , что человеческий организм уже начинает «бить тревогу». Всем известно, что немаловажную роль в решении подобных вопросов играют зеленые насаждения. И особенно это касается городов. Но немногие знают, что намного лучше высаживать именно хвойные породы деревьев. Они гораздо более эффективны с точки зрения экологии.

Деревья – это основной источник  кислорода. Зелёные насаждения улавливают пыль в наиболее загрязненном нижнем слое атмосферы, очищая воздух от пыли, газов именно в той зоне, в которой живет человек. Как источник  здоровья человека,  хвойный лес  представляет большую ценность, чем лиственный.

     Хвойные деревья лучше всех справляются с вредными микробами. По подсчётам учёных, гектар лиственного леса в летний период выделяет около   2 килограммов летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса  - около     5 килограммов, зелёные насаждения благотворно действуют на психику человека, успокаивают нервную систему и зрение, повышают работоспособность.

Но, к большому сожалению, есть минусы. В первую очередь, ежегодная их вырубка на новогодние праздники. А ведь именно вечнозеленые хвойные растения в зимний период являются единственными «производителями» кислорода. Недооценивать роль хвойных растений в жизни современного человека и в решении экологических вопросов нельзя, так как именно от количества и качества хвойных деревьев, особенно в городской черте, зависит здоровье жителей города (в особенности в зимнее время года).

Опыт. Выращивание хвойных деревьев в комнатных условиях.

Я решил провести опыт. Попробовать вырастить хвойные растения в условиях класса.

Шаг 1. Сбор материала для посадки. (Шишки лучше собирать поздней осенью и хранить семена в холодном месте).

Шаг 2. Подготовка семян. (Семена нужно вытрясти из подсушенных шишек).

Шаг 3. Посев семян. Семена лучше сеять в начале марта. Сеять нужно густо, так как большой естественный отбор.

Шаг 4. Семена взошли густо. Стали их пикировать. Некоторые, более слабые, стали отмирать. Осталось 9 штук.

Шаг 5. Полив регулярный. (Зимой умеренный).

Шаг 6. Самые сильные семена выросли за год на 11 – 13 сантиметров.

Вывод: Сделать саженцы в условиях класса возможно. Буду продолжать работу. Если

саженцы вырастут, высадим на территории школы..


Мои исследования

Поставив перед собой данный вопрос, я решила продолжить исследование. Я провела анкетирование среди обучающихся во всех вторых классов. В анкетировании приняли участие 93 человека. Были заданы эти же вопросы.

  1. Назови хвойные деревья.

  2. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

  3. Какое хвойное дерево больше других любит свет?

  4. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?

  5. Какую пользу приносят хвойные растения?

Результаты исследования показали, что в основном учащиеся 2-х классов знают очень мало о хвойных растениях, о том, какую роль играют хвойные растения в жизни человека.. Поэтому можно продолжать работу над этой темой.


Защита исследования

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Свою исследовательскую работу я представлял на школьном конкурсе творческих работ «Мир глазами детей».

































Литература

  1. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. «Изучаем окружающий мир с увлечением». М. – Издательство «5 за знания», 2007.

  2. Лободина Н. В. «Экологическое воспитание в начальной школе». – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Ласкина Л. Д. «Экологическое образование младших школьников». – Волгоград : Учитель, 2010.

  4. Пекпаев А. А. «Мы изучаем природу». – Йошкар – Ола: Марийское книжное издание, 1995.































7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!