МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Козьмодемьянска»
Исследовательская работа
«Роль хвойных деревьев в жизни
людей»
Работу выполнила
ученик 2 Г класса
Макаров Дмитрий
(руководитель С.В.Буклаева)
Козьмодемьянск
2020г.
Исследовательская работа
«Мир вокруг»
Тема проекта
«Роль хвойных деревьев в жизни людей»
-
Выбор темы исследования
В нашем классе проходило тестирование на тему хвойные деревья. Вроде казалось легко, что тут не ответить. Но над ответами на многие вопросы я стал сомневаться и затруднялся ответить. По дороге домой я разглядывал деревья, а так как время года сейчас зима то хвойные деревья бросаются в глаза. Пока я шел, возникло много вопросов. Мне стало интересно, и я решил больше узнать про хвойные деревья. Узнать, произрастают ли хвойные деревья на территории нашего города. И какую роль играют хвойные деревья в жизни человека.
Цель исследования
-
Узнать информацию о хвойных деревьях,
-
Узнать их роли в экологии и жизни людей.
-
Познакомить одноклассников с результатами моего исследования.
-
Задачи исследования
- Проанализировать литературу и Интернет;
- Выявить виды хвойных деревьев, посаженных в нашем городе.
- Выяснить, какую роль хвойные деревья выполняют в жизни людей .
- Провести анкетирование в классе по данной теме.
- Познакомить одноклассников с результатами исследования
-
Объект исследования, предмет исследования и база исследования
Объект исследования : деревья.
Предмет исследования : хвойные деревья.
База исследования : деревья города, литература, Интернет
-
Гипотеза исследования:
Могу предположить, что многие обучающиеся 2 Г класса плохо знают хвойные деревья, растущие в нашем городе и их значение для людей.
-
Методы исследования:
– Анализ литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- беседа с общественностью;
- сравнение полученных результатов;
- поиск информации в Интернете.
-
Результаты исследования
Начало исследования.
В нашем классе проходило тестирование на тему хвойные деревья. Вроде казалось легко, что тут не ответить. Но над ответами на многие вопросы я стал сомневаться и затруднялся ответить. Я решил проверить, что знают мои одноклассники по данному вопросу. Я провёл анкетирование. Задал следующие вопросы:
-
Назови хвойные деревья.
-
Как правильно назвать лист хвойного дерева?
-
Какое хвойное дерево больше других любит свет?
-
Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?
-
Какую пользу приносят хвойные растения?
Из этого исследования видно, что в основном учащиеся моего класса знают мало о хвойных растениях и о пользе, которую они приносят людям.
Виды хвойных деревьев.
Хвойные деревья отличаются особенными листьями: они тонкие, длинные и жёсткие, в виде иголок или чешуек. Они никогда не опадают и остаются зелёными и зимой и летом. Такие листья называются « хвоя», отсюда и название этого вида растений. Их листья и хвоинки покрыты плотной блестящей кожицей, которая, как зеркало, отражает солнечный свет и уменьшает испарение. Таким растениям не грозит высыхание в холодное время года.
Подтверждением того, что это так, служит хвойное растение лиственница. У нее хвоинки мягкие, нежные, они не защищены восковым слоем, и лиственница теряет хвою так же, как береза листья.
К хвойным деревьям относятся: сосны, ели, пихты, лиственницы.
Сосна - дерево светолюбивое. В сосновом бору она старательно тянется вверх к солнцу. Сосну от других хвойных деревьев можно отличить по форме хвоинок .Они на ветках располагаются попарно и длиннее, чем у других хвойных растений. Сосна – вечнозеленое дерево, хотя хвоинки живут не вечно, а постепенно меняются через 2 -3 года.
. Ель обыкновенная. Крона ее в виде конуса, всегда зеленая и вполне уютно чувствует себя и без солнышка. Хвоинки темно-зеленые, блестящие, в отличие от сосны и пихты колючие. Живут они дольше сосновых – шесть - семь лет, а иногда и до десяти лет. Шишки у ели коричневые, вытянутой формы, а у сосны темно-буроватого цвета и округлой формы.
Пихта очень похожа на ель. Прямой ствол покрыт тонкой гладкой корой. Крона густая от самой земли до острой верхушки. Хвоя мягкая, сверху темно-зеленая, а внизу – светлее. Шишки не свисают и не опадают, как у ели, а торчат вверх и при созревании рассыпаются, оставляя на ветках лишь стерженьки.
Лиственница интересна тем, что у нее осенью желтеет и осыпается хвоя, как у лиственных деревьев. Хвоинки у лиственницы мягкие, светло – зеленые, собраны в пучки по 30-40 штук. Шишки небольшие, круглые, светло-бурые.
На прогулке я сорвал веточку сосны и ели. Провёл исследование.
Для наглядного сравнения составим таблицу
Черты сравнения | Ель | Сосна |
Густота кроны | Густая | Редкая |
Длина хвоинок | Короткие | Длинные |
Количество хвоинок в пучке | 1 | 2 |
Форма шишек | вытянутые | округлые |
Отношение дерева к свету | теневыносливое | Светолюбивое |
Где начинаются ветки | Низко от земли | Высоко от земли |
Как называется лес | Ельник | Бор |
Количество света в лесу | Мало | Много |
В нашем городе хвойные деревья произрастают на улицах: Бульвар Космонавтов, Гагарина, Новая. Это – ели, сосны, пихты, лиственницы.
В последнее время я заметил, что в городе вместо лиственных деревьев, особенно которые вызывают аллергию, стали сажать сосны и ели. ( завод «Копир», рынок, около частных домов, около магазинов).
Роль хвойных в жизни человека
Современная жизнь человека , особенно в больших городах, настолько насыщенна , что человеческий организм уже начинает «бить тревогу». Всем известно, что немаловажную роль в решении подобных вопросов играют зеленые насаждения. И особенно это касается городов. Но немногие знают, что намного лучше высаживать именно хвойные породы деревьев. Они гораздо более эффективны с точки зрения экологии.
Деревья – это основной источник кислорода. Зелёные насаждения улавливают пыль в наиболее загрязненном нижнем слое атмосферы, очищая воздух от пыли, газов именно в той зоне, в которой живет человек. Как источник здоровья человека, хвойный лес представляет большую ценность, чем лиственный.
Хвойные деревья лучше всех справляются с вредными микробами. По подсчётам учёных, гектар лиственного леса в летний период выделяет около 2 килограммов летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса - около 5 килограммов, зелёные насаждения благотворно действуют на психику человека, успокаивают нервную систему и зрение, повышают работоспособность.
Но, к большому сожалению, есть минусы. В первую очередь, ежегодная их вырубка на новогодние праздники. А ведь именно вечнозеленые хвойные растения в зимний период являются единственными «производителями» кислорода. Недооценивать роль хвойных растений в жизни современного человека и в решении экологических вопросов нельзя, так как именно от количества и качества хвойных деревьев, особенно в городской черте, зависит здоровье жителей города (в особенности в зимнее время года).
Опыт. Выращивание хвойных деревьев в комнатных условиях.
Я решил провести опыт. Попробовать вырастить хвойные растения в условиях класса.
Шаг 1. Сбор материала для посадки. (Шишки лучше собирать поздней осенью и хранить семена в холодном месте).
Шаг 2. Подготовка семян. (Семена нужно вытрясти из подсушенных шишек).
Шаг 3. Посев семян. Семена лучше сеять в начале марта. Сеять нужно густо, так как большой естественный отбор.
Шаг 4. Семена взошли густо. Стали их пикировать. Некоторые, более слабые, стали отмирать. Осталось 9 штук.
Шаг 5. Полив регулярный. (Зимой умеренный).
Шаг 6. Самые сильные семена выросли за год на 11 – 13 сантиметров.
Вывод: Сделать саженцы в условиях класса возможно. Буду продолжать работу. Если
саженцы вырастут, высадим на территории школы..
Мои исследования
Поставив перед собой данный вопрос, я решила продолжить исследование. Я провела анкетирование среди обучающихся во всех вторых классов. В анкетировании приняли участие 93 человека. Были заданы эти же вопросы.
-
Назови хвойные деревья.
-
Как правильно назвать лист хвойного дерева?
-
Какое хвойное дерево больше других любит свет?
-
Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму?
-
Какую пользу приносят хвойные растения?
Результаты исследования показали, что в основном учащиеся 2-х классов знают очень мало о хвойных растениях, о том, какую роль играют хвойные растения в жизни человека.. Поэтому можно продолжать работу над этой темой.
Защита исследования
В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Свою исследовательскую работу я представлял на школьном конкурсе творческих работ «Мир глазами детей».
Литература
-
Гайдина Л. И., Кочергина А. В. «Изучаем окружающий мир с увлечением». М. – Издательство «5 за знания», 2007.
-
Лободина Н. В. «Экологическое воспитание в начальной школе». – Волгоград: Учитель, 2007.
-
Ласкина Л. Д. «Экологическое образование младших школьников». – Волгоград : Учитель, 2010.
-
Пекпаев А. А. «Мы изучаем природу». – Йошкар – Ола: Марийское книжное издание, 1995.
7