СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа " Речевая агрессия младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Речевая агрессия младших школьников"»


Оглавление




Введение………………………………………………………………………..

3-4

Глава 1.

Речевая агрессия младших школьников…………………………..

5

1.1.

История появления некоторых слов……………………………..

5

1.2.

Тайны слов……………………………………………………….....

6-7

Глава 2.

Обидные слова глазами взрослых и детей……………………......

8

2.1.

Мифы и факты об обидных словах………………………………..

9

2.2.

Анализ причин использования ругательных слов у детей...10-11


Заключение ……………………………………………………………………..

12

Список использованных источников и литературы………………………….

13

Приложения















Введение

Почему разговорная речь богата на обидные слова? Как поступить, если тебя называют «идиотом», «лохом» или «дураком»? Такие обращения становятся нормой. Они не только оскорбляют, но и вызывают агрессию. Мы задумались: почему люди говорят друг другу обидные слова и можно ли исправить ситуацию?

Интерес к данной теме был вызван следующими факторами:

-все слова имеют значение и несут дополнительный смысл;

-есть слова, которые нам приятно слышать, на другие мы реагируем с обидой;

-взрослые и дети употребляют очень много обидных слов, не задумываются об их значении, а многие добрые слова в речи не используют.

Дети c раннего детства растут на примерах нравственного поведения и на ярких контрастах, что такое плохо, а что хорошо.

Актуальность работы заключается в том, что мы попытаемся изучить происхождению обидных слов и обогатить нашу речь красивыми, звучными словами и выражениями. Таких слов часто бывает достаточно, чтобы успокоить человека, убедить его, пробудить благородные чувства.

Целью исследования доказать, что обидные слова несут дополнительный смысл и отрицательно влияет на человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить литературу по теме;

-познакомиться с историей появления некоторых обидных слов;

-выявить факторы, которые влияют на речевую культуру школьников;

-провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов;

-выяснить причины употребления обидных слов;

-дать полезные советы и рекомендации по использованию в речи добрых слов;

-привлечь внимание к проблеме сохранения великого русского языка.

Для решения данных задач в исследовании были проведены анкетирование, сравнения, анализы, систематизации, проектирования.

Характер исследования – теоретический. Материалы работы можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, классных часах, внеклассных и кружковых занятиях.

Объект исследования – учащиеся начальных классов и взрослые.  

Предмет исследования – происхождения грубых, обидных слов.

Новизна работы проявляется в самостоятельном создании буклета «Что такое доброта?», составлении полезных советов и рекомендаций, как для детей, так и для родителей.

Гипотеза исследования: предположим, что исследование привлечёт внимание к данной проблеме, и дети будут более бережно обращаться со словами, беречь чувства других.

Методика исследования требует поэтапного рассмотрения общих вопросов:

Первый этап работы - знакомство с теоретическим материалом об истории и тайнах некоторых слов.

Второй этап - практический: проведение наблюдения, анкетирования, выявление возможностей самостоятельного анализа и классификации слов, проведение эксперимента и создание рекомендаций.


Глава 1 Речевая агрессия младших школьников

1.1История появления некоторых слов

В словаре русского языка Ожегова С.И. , слово агрессия означает – насильственное подчинение своей властью.

Обида – несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением. Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение.?

Сколько обидных слов образовалось от фамилий, названий животных, от внешнего вида, от характера человека. Но есть слова, которые изначально несли совсем иной смысл и не были обидными.

1.2.Тайны слов

Рассмотрим особенности наиболее часто встречающихся в речи обидных слов.

Из огромного списка этих слов мы выбрали слова, которые часто приходиться слышать в школе, на улице: «негодяй», «дурак», «идиот», «лох», и решили рассмотреть их происхождение.

Почему «Негодяй» уже не «Негодяй»?

Ввели в России в XIX веке набор в солдаты, если человек в армии не служил, значит, «Негодяй»

В современном языке значение слова «Негодяй» забыто. Хотя само слово активно используется.

У римлян латинское идиота значит только «неуч, невежда», откуда два шага до значения «тупица». В этом значении слово дошло до наших дней.

Сколько лет «дураку»?

Дело в том, что слово «дурак» часто использовалось в качестве второго нецерковного имени. В старые времена было популярно давать ребенку второе имя с целью обмануть злых духов — мол, что с дурака взять?»?

Почему «Лоха» берут голыми руками?

Это весьма популярное ныне словечко два века назад было в ходу только у жителей русского севера, и называли им рыбу. «Лохом» они прозвали мужичка-крестьянина, который приезжал из деревни в город, и которого было легко надуть. Со временем «лохом» стали называть человека, которого легко обмануть. Как оказалось, многие слова раньше были вполне безобидными, а в наше время стали оскорбительными.

Глава 2. Обидные слова глазами взрослых и детей

2.1. Мифы и факты об обидных словах

Да, обидные слова существуют в нашей жизни, и отношение к ним совершенно разное. Агрессия оказывает плохое влияние на ребёнка. Чтобы узнать, что думают родители о речевой агрессии среди детей, мы обратились к родителям одноклассников. Обеспокоенных тем, как говорят их дети – 70% опрошенных. Однако 30% считают, что в нашем жестоком мире по-другому не выжить. Кто же из взрослых прав?

Опираясь на свой небольшой опыт и исследование психологов, захотелось развить некоторые мифы взрослых о данной проблеме. (приложение1)


Сделав анализ данных таблиц, можно сделать вывод: агрессия существует. Она оказывает негативное влияние на ребёнка. Но часть родителей остаётся в стороне от этой проблемы. Можно подтвердить это и своим собственным примером. Нам не раз приходилось слышать в свой адрес разные обидные слова. Мы всегда очень переживали и не знали, как поступить в данной ситуации. Приходиться слышать эти слова и в мультфильмах. (Приложение 2)

2.2. Анализ причин использования детьми ругательных слов


«Почему люди говорят обидные слова?» на этот вопрос нашлось несколько причин: потому что все обзываются, не знают значений этих слов, считают, что так быстрее поймут, показать своё превосходство, чтобы обидеть, им всё позволено, посмеяться над слабым человеком, от жестокости.

Результаты анкетирования показали, что обидеть очень легко, а найти добрые слова сложно. Не зря говорят «Обидеть, что ударить! Приласкать нужно слово искать!» С одноклассниками мы составили для учащихся и родителей памятки. (Приложение 3,4) В литературе нашла стихи, тест «Приятно ли с тобой, общаться?», которые можно использовать в классных часах. (Приложение 5,6)

Мы посетили в школьную библиотеку. В беседе Гузель Рашитовной, выяснили значение многих обидных слов. Они представлены в приложении 8.Заключение

Итак, использование разных ругательных слов ведёт словаря младших школьников и к напряжённым отношениям между людьми.

Выполнив эту работу мы нашли , подтверждение выдвинутую ранее гипотезу – исследование привлекло внимание к данной проблеме, конечно конфликты не исчезли, но их становится меньше. Окружающие стали бережнее относиться к словам.

Самый лучший способ общения – общение по имени. Можно и по фамилии, но это не очень приятно, и уж совсем не следует по прозвищам, особенно если они обидные. Всегда надо помнить: «Не говори таких слов, которые не хочешь услышать сам».

Давайте же очистим наш язык от ненужных, а порой и обидных слов! Давайте будем относиться друг к другу с уважением, и не будем портить наш красивый родной русский язык!

Список использованных источников и литературы

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М: Оникс, 2007. – 640 с.

2. Шаинский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М: Дрофа; 1997, - 368 с.

3. Шаинский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М: Дрофа; 2001, - 400 с.

4. Значение обидных слов. [Электронный ресурс] \\Режим доступа URL: http://lubomarti.ucoz.ru/publ/ehto_interesno/interesnoe/proiskhozhdenie_rugatelnykh_slov/24-1-0-88

5. Почему дети обзываются. [Электронный ресурс] \\Режим доступа URL: http://www.nanya.ru/stati/2008/10/07/48923-ryizhij-ryizhij-konopatyij/ 




Понятно, что добравшись и отнерестившись, лосось теряет последние силы (как говорили «облоховивается») и израненная рыба буквально сносится вниз по течению. А там ее, естественно, ждут хитрые рыбаки и берут, как говорится, голыми

Слово

Лексическое значение

Стилистическая

помета

Дурак

Глупый человек

Разговорное

Стерва

Подлый человек, негодяй

Разговорное

Морда

То же, что и лицо

Разговорное

Оборванец

Босяк, бродяга, человек в изношенной одежде

Разговорное

Бестолочь

Бестолковый человек

Разговорное

Дуралей

Дурачок, дурашка, глупыш

Пренебрежительное, разговорное

Кретин

Человек, страдающий кретинизмом, то же что идиот

Разговорное, бранное

Олух

Глупый, неприметный

Разговорное, бранное

Подонок

Ничтожный, подлый человек

бранное

Гнида

Ничтожный, вызывающий презрение человек

Разговорное, бранное

Недоумок

Глуповатый, плохо соображающий человек

Разговорное, бранное, просторечное

Тупица

То же, что и идиот

Разговорное

Козел

(Козел отпущения)

Человек, на которого сваливают всю ответственность

Разговорное

Приложение 1


Лексическое значение слов, употребляемых в мультфильмах


Приложение 2


Вопросы анкеты:

Употребляете ли вы обидные слова?

Что чувствует человек, когда слышит в свой адрес обидные слова?

Где можно услышать ругательные слова?

Почему люди говорят обидные слова?

Результаты анкетирования:

Таблица 1. Употребляете ли вы обидные слова?

Таблица 2. Что чувствует человек, когда слышит обидные слова?

Таблица 3. Где можно услышать ругательные слова?

Приложение 3


Памятка для родителей по воспитанию детей


Создание благоприятной семейной атмосферы


Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один — чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога — это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков.

Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребенка.

Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим.

Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.


Приложение 4


Памятка

«Чтобы у тебя было много друзей»

Чтобы у тебя всегда было много друзей:

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай им прозвищ.

Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

Не забывай здороваться со всеми своими друзьями, даже с теми из них, кто совсем маленький.

Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их.

Умей выслушивать и услышать.

Цени своих друзей.

Научись прощать.

Приложение 5


Стихотворение Т.Дашкевич «Обидные слова»


Обидное слово! Обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеей ядовитой ужалить готово,

Ужалит - и станет на сердце темно.

И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,

Хотя миновала уж ссоры гроза,

Молчат и не смотрят друг другу в глаза.



Что такое дружба?


Что такое дружба?-

Спросила я у птицы.

Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

-Что такое дружба?

Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:



Дружба – что такое?

Это что – то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!


Приложение 6


Тест. Приятно ли с тобой общаться?


Ситуация 1: Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать?

Выбор действий

Да

Нет

1.Будешь плакать

 

 

2.Ударишь в ответ.

 

 

3.Сделаешь однокласснику замечание.

 

 

4.Пожалуешься кому-нибудь.

 

 

Ситуация 2: один из одноклассников смеется над вашим другом.

Как ты поступишь?

Выбор действий

Да

Нет

1.Не станешь вмешиваться.

 

 

2.Ударишь обидчика.

 

 

3.Сделаешь замечание обидчику в защиту друга.

 

 

4. Пожалуешься кому-нибудь

 

 

Ситуация 3: одноклассник взял твою ручку без разрешения. Как ты поступишь?

Выбор действий

Да

Нет

1.Попытаешься отобрать ручку.

 

 

2.Сделаешь однокласснику замечание.

 

 

3.Будешь кричать на одноклассника.

 

 

4. Пожалуешься кому-нибудь

 

 

Приложение 7

Словарь молодежного сленга

Бабло - деньги

Отпад - красиво

Базарить - говорить

Отстой - плохо

Вау - удивление

Отморозок- бесшабашный чело Отморозок - бесшабашный человек

Внатуре - правда

Панты - хвастовство

Верняк - верно

Прикол - шутка

Вставило - рассмешило

Прикид - одежда

Грабли - руки

Продвинутый - современный

Дрыхнуть - спать

Родоки - родители

Жид - жадина

Салют - привет

Замутить - придумать

Стремно - неудачно

Копыта - ноги

Супер - очень хорошо

Колбаситься - веселиться

Тащюсь - нравится

Круто - хорошо

Тормоз - глупый

Классно,клево - здорово

Угол - нос

Клифт - пиджак

Улет – хорошо

Лох - отсталый человек

Хвальник - рот

Манатки - вещи

Хавать - есть

Наехать - поругать

Чердак - голова

Не гони – не ври

Чики - девушки

Нормуль - всё нормально

Шкет - малыш