СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Ролевая игра как средство повышения мотивации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной исследовательской работе было выявить, возможно ли посредством ролевых игр повысить  мотивацию учащихся к изучению английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Ролевая игра как средство повышения мотивации»»


Исследовательская работа

«Ролевая игра как средство повышения мотивации»


Актуальность.


В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования перед школой ставится ряд приоритетных задач. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. В связи с этим школа ставит перед учителем задачу повышения качества образования, поиск новых инновационных подходов к обучению. Каждый учитель проводит самоанализ результатов собственной педагогической деятельности, анализ качества знаний учащихся, что является показателем эффективности его педагогической деятельности. Таким образом, проведя сравнительный анализ качества знаний учащихся за 2 предыдущих года обучения, я увидела некоторое снижение качества знаний в одном из сильных классов. Так, в 2016-2017 году(7 класс) качество составляло 72% , а в 2017-2018уч. году (8 класс) оно составило 65%. Снижение качества знаний составило 7% . В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной, поэтому можно было предположить, что снижение качества знаний связано со снижением уровня внутренней мотивации изучения предмета. Для того, чтобы убедиться в своем предположении, я провела анкетирование (по Кузовлеву В.П.) с целью выявления ведущих мотивов изучения иностранного языка. Анализ результатов анкетирования показал, что преобладают мотивы изучения иностранного языка по необходимости («изучают, потому что иностранный язык стоит в программе»-58% учащихся; «родители хотят, чтобы я знал иностранный язык»-50% учащихся выбрали данный мотив).

Моя задача заключалась в том, чтобы активизировать учебный

процесс и повысить мотивацию к изучение предмета. Имеющийся опыт работы подсказывал мне, что необходимо включать в учебный процесс активные методы обучения, способствующие не только повышению мотивации учащихся, но и решению коммуникативной задачи обучения иностранному языку. Одним из активных методов обучения является ролевая игра. Но отдельно взятая ролевая игра не поможет решить поставленные задачи.

Таким образом, как показали приведенные выше результаты возникла необходимость в разработке специального подхода к решению данной проблемы. Необходимо было разработать серию ролевых игр, которые бы способствовали повышению мотивации изучения иностранного языка.








Теоретическое обоснование.


Общие вопросы изучения мотивации широко рассматриваются в психолого- педагогической литературе.

В книге Марковой А.К. « Мотивация учения и её воспитание у школьников» отмечено, что мотивационная сфера состоит из нескольких аспектов: потребность, мотив и цель. Дано определение мотива, в общем, и мотива в обучении. Мотив-побуждение к активности в определенном направлении. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.

Выделяется 3 группы мотивов: 1. социальные. 2. познавательные. 3. творческие.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

В области обучения иностранному языку психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др. Авторы говорят о том, что мотивация учения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами. Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). Внутренние мотивы, напротив, связанны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы). Как утверждает Г. В. Рогова и З. Н. Никитенко, интерес к процессу обучения по ИЯ, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учитель ИЯ должен развивать у учащихся внутренние мотивы.

Существенным является тот факт, что в подростковом возрасте (7-8класс), как показывают наблюдения и специальные исследования И.А. Зимней, Г.В. Роговой, В.П.Кузовлева, отмечается снижение мотивации к изучению иностранного языка. В психолого-педагогических исследованиях А.А Леонтьева справедливо отмечается, что « необходимо управлять развитием мотивов учебной деятельности в период, когда эти мотивы становятся особенно важными, а именно в подростковом возрасте». Соответственно, не обеспечив мотивации, невозможно добиться выполнения программных требований. Следовательно, возникает необходимость поиска таких форм и методов обучения, которые в большей степени позволили бы активизировать познавательную деятельность ученика.

Большой вклад в разработку активных методов обучения внесли многие ученые, педагоги, психологи (Анцибор М.М., Вербицкий А.А., Лившиц А.А., Зимняя И.А.), которые выделили основные особенности активных методов обучения: - обеспечение «вынужденной» активизации деятельности обучаемого вне зависимости от его субъективного желания участвовать в процессе обучения ; - обеспечение повышенной степени мотивации и эмоциональности; - обеспечение прямых и обратных связей по взаимодействию при ролевом коллективном обучении.

К числу активных методов обучения относят: проблемная лекция; ролевая игра, программированное обучение; игровое проектирование; деловые игры. М.М. Анцибор предлагает следующие активные формы обучения: урок-диспут, урок-дискуссия, «мозговая атака», «круглый стол». К активным методам обучения он относит актуальное интервью, ролевую игру, пресс-конференцию.

Я предполагаю, что одним из эффективных средств создания мотива к изучению иностранного языка на среднем этапе обучения является ролевая игра. Во-первых, это особый вид деятельности, в которой мотив лежит в самом процессе, в содержании самого действия (А.Н.Леонтьев). Во-вторых, ролевая игра способствует расширению предметного содержания общения, давая школьникам этого возраста, возможность выходить за рамки своего контекста за счет разнообразных социальных и межличностных ролей; позволяет «предвосхищать» свой будущий личный опыт путем проигрывания ролей людей различных профессий, интересов; положительно влияет на учащихся в эмоциональном плане, создавая благоприятный психологический климат на уроке. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. Также ролевая игра обладает другими не менее важными функциями: обучающая, воспитательная, ориентирующая, компенсаторная (Скляренко Н.К, Олейник Т.И.).

Для успешной организации ролевой игры в учебных условиях необходимо четко представить себе структуру ролевой игры. Изучением данного аспекта занимались многие методисты, дидакты, педагоги. Их исследования сходятся в том, что основными структурными компонентами ролевой игры являются: роли, исходная ситуация и ролевые действия.

Основными структурными компонентами обучающей ролевой игры, согласно теории детской ролевой игры Эльконина Д.Б., являются: 1.игровые цели; 2. Содержание ролевой игры, которое отражает ролевые взаимодействия и базируются на учебном материале одной или нескольких разговорных тем; 3.совокупность социальных ролей- отбор и распределение ролей определяется целями, содержанием, индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их языковой подготовки. 4.коммуникативные и дидактические условия, т.е. учебно-коммуникативная ситуация, создаваемая учениками под руководством учителя. Важна значимость игры для учащихся. 5. реквизит, используемый в игре.

Анализ методической литературы показывает, что существует большое многообразие форм проведения ролевых игр: презентация, заочное путешествие, актуальное интервью, пресс-конференция, « круглый стол», экскурсия, телемост, репортаж. Другой подход к организации ролевых игр – это с опорой на телепередачу: на её содержание; её форму или только персонажей. В методической литературе предлагается много разработок ролевых игр. Вместе с тем, до настоящего времени в литературе не раскрыты учебно-методические аспекты системы использования ролевых игр на завершающем этапе изучения каждого раздела.

3.Сущность.

Изучив психологические основы игры, теоретические основы ролевой игры: её особенности, структуру, виды и формы, я ознакомилась с методической литературой и опытом других педагогов по организации ролевых игр. Проанализировав эти материалы, я отметила для себя много полезной и интересной информации, касающейся проведения ролевых игр по разным темам и на разных этапах обучения.

Цель моей работы заключалась не в проведении отдельной ролевой игры, а в создании серии ролевых игр, отвечающих содержанию и тематике учебного материала в данном классе на предстоящий учебный год. Также необходимо было учесть возрастные особенности подросткового возраста, их интересы и способности. Таким образом, проанализировав содержание программы, учебно-методический комплект, я запланировала серию ролевых игр различных форм и тематики:

- Добро пожаловать в Вашингтон! (Экскурсия);

- Знаете ли вы историю Америки? (ролевая игра с опорой на телепередачу « Умники и умницы»);

- Один день в американской школе ( заочное путешествие);

- Система образования в России и Америке ( телемост).

Сразу с первой четверти я приступила к запланированной деятельности.

Подготовка к ролевой игре требует много времени. Это связано с тем, что прежде чем приступить к проведению ролевой игры необходимо познакомить учащихся с лингвистическим наполнением игры и провести отработку соответствующего материала, а также ввести обучающих в ролевую ситуацию.

На подготовительном этапе мы должны организовать работу по формированию речевых умений и навыков в рамках разговорной речи. Параллельно с этим ведется подготовка к собственно ролевой игре: ввести в ситуацию, ознакомить с проблемой, подобрать и распределить роли, учитывая принцип личностно-ориентированного обучения, интересы, способности; подобрать реквизит. Подготовка охватывает ряд уроков, на которых происходит ознакомление с опорами, их усвоение, отработка лексических и грамматических навыков говорения.

Второй этап это собственно проведение самой игры


Третий этап- подведение итогов игры.


Ролевые игры проводились на завершающем этапе изучения каждого раздела. Во втором полугодии подготовка к ролевой игре занимала уже меньше времени и учащиеся с интересом относились к такой форме организации учебной работы. Они уже привыкли к такой форме организации урока и активно включались в работу.


  1. Результативность.


Критериями результативности разработанного мною подхода могут служить следующие показатели:

1). Динамика значений показателей, характеризующих качество знаний по предмету.

2). Повышение уровня мотивации.

По результатам годовой аттестации качество знаний в классе, где внедрялась система ролевых игр, составило 72% , что выше предыдущего года на 7 % и соответствует уровню, который был в данном классе изначально. Эти данные подтверждают эффективность использования такой системы работы.

Для оценки уровня мотивации в конце учебного года мною было проведено повторное анкетирование по выявлению ведущих мотивов, побуждающих учащихся изучать иностранный язык. Школьникам была предложена та же анкета. Качественный анализ результатов анкетирования показал, что преобладают положительные и личностно-окрашенные мотивы. Хотя мотивация изучения иностранного языка по необходимости и осталась, но её процент значительно ниже ( всего 20%).

Для подтверждения второго показателя результативности работы проведем сравнительный анализ результатов первичного и повторного анкетирования. По результатам анкетирования мы можем наблюдать динамику развития положительной мотивации изучения иностранного языка.

Первичное анкетирование: ведущий мотив- изучение по необходимости:50%

Повторное анкетирование: ведущий мотив – изучение по необходимости 20%.

В положительной мотивации наибольшее количество выборов ребята отдали таким мотивам как: каждый образованный человек должен знать иностранный язык; уроки проводятся по-новому, интересно; иностранный язык необходим для дальнейшей учебы.

Таким образом, нам удалось устранить причину снижения качества знаний за счет повышения мотивации учащихся. Следовательно, мы можем прийти к выводу, что активное применение ролевых игр на уроках иностранного языка является эффективной формой повышения мотивации, а также способствует решению образовательных и коммуникативных задач обучения.


  1. Практическая значимость.

Данный подход к повышению мотивации школьников изучения иностранного языка может быть рекомендован учителям иностранного языка других образовательных учреждений. Элементы этой работы могут быть использованы педагогами дополнительного образования при ведении кружка, студий по изучению иностранного языка. Данный материал может быть интересен студентам педагогических колледжей.

Особый интерес для практиков представляют разработки ролевых игр; материалы для подготовки к игре: речевые карточки, подстановочные таблицы, функциональные схемы речевого поведения.