СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: "Собираем макулатуру - спасаем легкие планеты!"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значимость  работы состоит в том, чтобы научиться  бережно относиться к природным ресурсам, расширить знания об  использовании макулатуры.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: "Собираем макулатуру - спасаем легкие планеты!"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черемшанский лицей» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан










Исследовательская работа


Собирая макулатуру, спасаем легкие планеты!

(Изучение экологических проблем родного края)





Автор: Садреева Айзиля Айратовна

7Б класс МБОУ «Черемшанский лицей»

Руководитель: учитель географии

Яруллина Альбина Аликовна


















Черемшан, 2022 год


Содержание

Введение ……………………………………………………………….........2 стр.

Глава I. Теоретическая часть

1.1 Что такое макулатура и откуда она берется?……………...………….4 стр.

1.2 Виды и категории, сорта по ГОСТу...................................... …………4 стр.

1.3 Различия в процессе изготовления и переработки...............................6 стр.

1.4 А все ли можно считать макулатурой?. ................................................9 стр.

Выводы ..........................................................................................................9стр.

Глава II. Практическая часть

2.1 Анализ и результаты анкет…………………………………………...10 стр.

2.2 Подсчеты сдачи макулатуры по МБОУ «Черемшанский лицей» и Черемшанскому району в целом…………………………………………11 стр.

Выводы и рекомендации……………………………………………….... 11 стр.

Использованные источники ……………………………………………..13 стр.

Приложения ………………………………………………………………14 стр.



















Я учусь в 7 классе МБОУ «Черемшанский лицей» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан. В нашей школе есть очень хорошая традиция: собирать макулатуру. Таким вот образом наша школа зарабатывает деньги, которые потом используют для покупки новых книг для школьной библиотеки, покупку инвентаря, музыкальной аппаратуры и много всего другого. Мы практически каждый день наблюдаем, как ученики и их родители мешками приносят ненужные книги, картон и другую ненужную бумажную продукцию. Вся бумага изготавливается из древесины. Это значит вырубленные леса, и как результат плохая экология! А ведь уже с начальных классов нам твердят, что «Леса – это легкие планеты». И мне всегда было интересно, как много собирается, таким вот образом, бумаги, которую в дальнейшем перерабатывают, и, сколько же деревьев мы спасли уже и еще можем спасти. Ведь очень часто можно услышать от взрослых: «Сдай макулатуру – спаси дерево!». Я задумалась и решила более подробно изучить эту тему.

Леса - источник воздуха, насыщенного кислородом. В результате своей жизнедеятельности деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. И еще немного фактов, после которых мне очень захотелось внести свой вклад в сбережения лесов нашей планеты. Ведь каждый из нас может сделать нашу планету чище.

  1. Российская тайга является самым крупным лесным массивом на Земле.

  2. За последние 10 тыс. лет было уничтожено более 65% всех лесов Евразийского континента.

  3. 82% всех вырубаемых в мире лесов восстанавливаются естественным путём или при участии человека. Тем не менее, каждый год планета безвозвратно теряет 95 миллионов деревьев.

  4. Если разделить количество всех произрастающих на Земле деревьев на количество живущих на планете людей, то на каждого из нас придётся не более 60 деревьев.

  5. Одно дерево в год в среднем производит от 100 до 700 килограмм кислорода (в зависимости от вида), нейтрализует 80 килограмм вредных веществ и фильтрует около ста тысяч кубометров воздуха.

  6. Только для производства бумаги в мире ежегодно вырубается более 125 миллионов деревьев [1].

  7. 100 килограмм макулатуры  – это одно спасенное дерево.

  8. Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией.

  9. Среднестатистический россиянин нуждается в 25 килограммах бумаги в год, соответственно одна семья при желании может сберечь 1 дерево в год.

Над этим очень серьезно стоит задуматься. Что же может предложить человечество для сохранения деревьев? Один из оптимальных способов сохранения лесов является сбор макулатуры. Я решила провести свое исследование, чтобы выяснить так ли это на самом деле и какой вклад в этот процесс нашей школы и нашего района в целом.

Тема исследования: Собирая макулатуру, спасаем легкие планеты!

Цель: доказать необходимость вторичного использования бумаги.

Задачи:

1) выявить экологическую пользу от сбора макулатуры,

2)привлечь внимание учащихся на необходимость сбора использованной бумаги.

3) по результатам анкетирования подготовить рекомендации.

Методы исследования:

  • информационно поисковый;

  • исследовательский;

  • аналитический.

Объект исследования: макулатура как вторичное сырье.

Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.

 Значимость работы состоит в том, чтобы научиться бережно относиться к природным ресурсам, расширить знания об  использовании макулатуры.

Гипотеза: макулатура – это мусор, который может помочь в сбережении леса, воды, электроэнергии и экологии в целом. Слайд 2

1.1 Что такое макулатура и откуда она берется?

Макулату́ра (от лат. maculo -пачкаю) —отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. Макулатура используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги (писчей, типографской и туалетной бумаги), тарного и упаковочного картона, а также кровельных, изоляционных и других строительных материалов. Использование макулатуры существенно экономит древесину 1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины, или 100 кг макулатуры спасают 1 дерево и позволяет уменьшить вырубку лесов. Макулатура может быть переработана не более чем 5—7 раз, прежде чем её волокна станут короткими и непригодными для изготовления бумаги [2].

1.2 Виды и категории, сорта по ГОСТу

Согласно ГОСТ, макулатура имеет три основные категории – А, Б и В.

  • А

Самая качественная и ценная макулатура. К этому классу относятся:

  • белая бумага или отходы ее производства;

  • белая бумага с линовкой;

  • бумага из сульфатной небеленой целлюлозы;

  • мешки бумажные (без пропиток, прослоек и армирования).

  • К этому же классу относятся отходы производства различных изделий из высококачественного бумажного сырья, а это бумага: упаковочная,

  • патронная,

  • мешочная,

  • шпагатная,

  • прочие подобные виды.


Это самая дорогая макулатура. Выручить за килограмм такой бумаги в пункте приема можно 10 и более рублей. Если сдавать крупными партиями, то больше.

  • Б

Макулатура среднего качества. Это:

  • гофрокартон;

  • элементы гофрокартона (флютинг, лайнер), отходы производства этих изделий;

  • картон с печатью или без (исключение – обувной, электроизоляционный и кровельный);

  • книги, журналы, тетради и другая использованная бумажная продукция, изданная на белой бумаге (без корешков и переплетов);

  • архивные бумаги и документы, опять же изданные на белой бумаге.

Этот тип макулатуры самый распространенный. У населения принимается от 2 до 8 рублей за килограмм в зависимости от состояния и количества сырья.

  • В

К группе В, самой низшей по качеству, относятся все бумажные продукты, не попавшие в другие категории.

Это:

  • картон с пропиткой, влагопрочный, битумированный, ламинированный, кровельный;

  • газетная продукция как с черно-белой, так и с цветной печатью;

  • отходы производства газетной продукции;

  • бумажные втулки и гильзы;

  • литая бумажная продукция;

  • картон обложечный;

  • цветной картон и бумага.

За такую низкосортную макулатуру можно выручить менее рубля за килограмм. В редких случаях цена дойдет до 2-х рублей [3]. Слайд 3


Ценность бумаги неоспорима. Если взглянуть на сто лет назад, то даже тогда было понятно, что бумага во многом смогла повлиять на образование, живопись и литературу, изменив жизнь человека к лучшему во многих областях и направлениях. Правда, тогда бумага стоила дорого, поэтому высоко ценилась и использовалась строго по назначению.

Сегодня ценности немного сменились, и к листам бумаги отношение тоже не стало лучше. За последние несколько лет мировое потребление бумаги увеличилось в несколько раз. Появление компьютеров, различных систем электронного документооборота и прочих современных технологий эту тенденцию не изменило. Многие не задумываются, когда переводят один лист за другим, а ведь экологи предупреждают, что ресурс нашей планеты не безграничен. Поэтому рациональное использование бумаги способно не только защитить миллионы деревьев, но и избавить нас в будущем от глобальной катастрофы. Бумажная расточительность медленно, но стремительно губит планету. Юристы, финансисты, бухгалтера, экономисты ежедневно используют большие объемы бумаги. Подсчитано, что один работник «бумажной сферы» за год исписывает целых 17 хвойных деревьев. 10 000 деревьев в год вырубается в Китае для производства открыток к праздникам. 115 млрд. страниц офисной бумаги ежегодно во всём мире превращается в макулатуру из-за копировальных аппаратов и принтеров. И это только единичные факты.

1.3 Различия в процессе изготовления и переработки

Технология производства бумаги – процесс, загрязняющий экологию не только региона, где расположен ЦБК (целлюлозно-бумажный комбинат), но и эхом проносится по всей планете. Газы, выделяющиеся при производстве, имеют парниковый эффект и пагубно сказываются на окружающей среде. А теперь задумайтесь: только в России целлюлозу выпускает около трех десятков предприятий. Производство размещено в 14 регионах, прежде всего в Архангельской, Иркутской, Ленинградской, Калининградской, Пермской областях, республиках Коми и Карелия [4].

И, выбрасывая бумажные отходы на свалку, мы также поддерживаем вырубку лесов и продолжаем загрязнять экологию. Хотя, себестоимость изделия из макулатуры значительно ниже аналогичного из древесины в виду меньшей энергозатратности процесса.

Как производится бумага?

Путь от производства до доставки бумажного пакета, книги или газеты в магазин включает много ступеней: он требует большого количества ресурсов и приводит к большому ущербу для экологии.

На первом этапе деревья маркируются и вырубаются — чаще всего методом сплошной рубки. Следствием этого становится нарушение среды обитания растений, животных и птиц.

Затем лесозаготовительная техника спиливает деревья, очищает ствол от веток и грузит деревья на лесовозы, которые доставляют их в хранилище для просушки. Этот этап приводит к выбросам большого количества углекислого газа, поскольку вся техника работает на ископаемом топливе. Кроме того, вырубка леса даже на небольшой территории оказывает большое влияние на всю экологическую цепь в прилегающих районах.

Спиленные деревья сохнут в течение трех лет: после этого со стволов удаляют кору и распиливают их на квадраты высотой в 2,5 см. Затем древесина подвергается обработке смесью из известняка и соляной кислоты — после нескольких часов варки в этом растворе древесина превращается в целлюлозу.

Получившееся сырье промывают и отбеливают — обе стадии требуют тысяч литров чистой воды. В процессе промывки, отбеливания и окрашивания используется соотношение — 1 часть целлюлозы на 400 частей воды.

Все эти ресурсы требуются только для превращения целлюлозы в бумагу — и не учитывают объем электричества и ископаемого топлива, которое используется для транспортировки сырья, превращения бумаги в пакет или книгу и последующей транспортировки к точке продажи.

Кроме того, производство бумаги приводит к большому экологическому ущербу из-за используемых в процессе химических веществ на основе хлора, серы, сероводорода и диоксида серы.

  • Хлор. Хлор и его соединения используются при отбеливании древесной массы. Это приводит к образованию значительного количества диоксинов, которые входят в наиболее токсичные загрязнители, выделяемые промышленностью.

  • Органические материалы. Техническая вода, которую сбрасывают целлюлозные заводы, богата органическими материалами — лигнином и хлорированной органикой. При попадании в наземные водоемы или грунтовые воды эти вещества приводят к резкому росту легкоокисляющихся органических загрязняющих веществ в воде.

  • Сера. Соединения на основе серы используются в сульфитном процессе для производства древесной массы, из которой затем получают целлюлозу. Диоксид серы опасен и для людей, и для животных, и для растений — он растворяется в воде, а его попадание в воздух становится причиной кислотных дождей.

  • Другие загрязнители. Кроме диоксида серы, в процессе производства бумаги выделяются диоксиды азота и углерода. Первый становится причиной кислотных дождей, а второй является основным парниковым газом, вызывающим изменение климата. Эти токсичные газы способствуют загрязнению воздуха, а твердые вещества, такие как азот и фосфор, в сточных водах способствуют загрязнению воды и почвы.

Как перерабатывается бумага?

Переработка бумаги приводит к меньшему на 35% загрязнению воды и на 74% отравлению воздуха, чем ее первичное производство. С одной стороны, переработка может снизить потребность в первичной целлюлозе и вырубке деревьев. С другой, при переработке тоже используется множество различных химикатов.

Сначала бумагу необходимо подвергнуть повторной варке, для чего обычно требуется химический процесс с участием таких соединений, как перекись водорода, силикат натрия и гидроксид натрия, которые отбеливают и отделяют волокна целлюлозы. Затем волокна очищают и просеивают, чтобы убедиться: на них нет ничего, что могло бы загрязнить процесс изготовления бумаги, — а затем промывают, чтобы удалить остатки чернил, прежде чем прессовать и сворачивать в бумагу, как раньше.

Вместе с тем, переработка тонны газет приводит к сокращению площади свалки на 3 м³. Когда бумага разлагается в земле, она производит метан, который является мощным парниковым газом. В итоге перерабатывать бумагу всё же намного лучше, чем производить ее из свежей целлюлозы [5].

1.4 А все ли можно считать макулатурой?

Бумага, выброшенная на свалку, становится непригодной для дальнейшей переработки. Собирать ее и сдавать в пункты приема запрещено из санитарно-гигиенических соображений. Кроме этого нельзя сдавать: одноразовую посуду;

санитарные виды бумаг (салфетки, туалетная бумага);

больничную макулатуру (карточки, архивы);

яичные лотки;

кассовые чеки;

Но у вас спокойно примут бумагу писчую;

тетради;

газеты;

книги;

документы и архивы;

картон и гофрокартон [6].

Вывод: Рациональнее изготавливать продукцию из вторичной бумаги. И вот основные аргументы:

Сократится вырубка лесов. Чем больше макулатуры уходит на повторное использование, тем меньше гектаров леса придется вырубать.

Сократятся объемы свалок. Более четверти их объема – бумажные отходы. Используя макулатуру по назначению, можно не допустить роста объема свалок, сделав тем самым природу чище.

Сэкономятся ресурсы. На производство товаров из бумажного вторсырья уходит меньше электроэнергии и воды, чем на производство аналогичных товаров из древесины.

Продукция будет дешевле. Древесина стоит дорого, и на ее переработку уходит много ресурсов. Производство товаров из макулатуры удешевляет их и делает более выгодными для конечного потребителя.

Природа станет чище. Меньше будет использоваться химических веществ на основе хлора, серы, сероводорода. Слайд 4

А в наше время утилизация мусора – это еще и очень хорошее дело, которым заниматься не только полезно, но и выгодно. Избавляясь от отходов сейчас, мы заботимся о будущих поколениях, позволяя им жить в мире, который будет немного чище. И, как видно, производить товар из макулатуры – это не только полезно для экологии, но и экономически выгодно для предприятий [7].

2. Практическая часть

2.1 Анализ и результаты анкет

После того, как я заглянула в энциклопедии, пересмотрела достаточно много материала в просторах интернета. Решила провести опрос среди наших ребят и их родителей. Но я решила для себя, что необходимо привлечь инновационные формы и провести анкетирование не с использованием листов бумаги, а при помощи google формы. Мы попросили ответить на наши вопросы родителей и самих учеников.

Всего в анкетировании приняло участие 72 человека: 24 родителя (34,3%) и 48 учеников (66,7%). По результатам анкетирования я составила диаграммы, в которых видно отношение к подобной акции и родителей и учеников (Приложение 1). Слайд 5

Некоторые результаты нас немного удивили:

Например, 1 человек ответил, что правильнее будет макулатуру сжигать. И, как показал анализ, это был родитель. Скорее всего он руководствовался практичностью и у него есть печь (к примеру – в бане), которую надо разжигать. Слайд 6

18 человек не знали, что 100 кг. сданной макулатуры, могут спасти 1 здоровое дерево. Слайд 7

Третий вопрос: Как часто вы сдаете макулатуру? Ответы были ожидаемы. У нас в школе есть попытки сделать этот процесс соревновательным и даже еженедельно подводятся итоги. Но мне кажется, что здесь это уже не работает и нужны новые методы стимулирования. Четвертый вопрос тоже указывает на недостаточную заинтересованность учащихся и их родителей в сборе макулатуры. Слайд 8

В нашем лицее это не однодневная акция, мы собираем макулатуру постоянно, на протяжении нескольких лет. Тем не менее были те, кто ответил, что можно сдавать и яичные лотки и обои. Их у нас просто не принимают. Зато 94% верно указали на то, что одноразовую посуду сдавать нельзя. Слайд 9

2.2 Подсчеты сдачи макулатуры по МБОУ «Черемшанский лицей»

и школам Черемшанского района в целом.

  • В 2020 году (информация на 29.12.2020 года) наша школа

сдала 14294,6 кг. А значит мы спасли от вырубки 143 дерева

По району сдали 80482,06 кг. А значит спасли 805 деревьев

  • В 2021 году (информация на 30.12.2021 года) наша школа

сдала 15959,62 кг. А значит мы спасли от вырубки 160 деревьев

По району сдали 20125 кг. А значит спасли 201 дерево

  • На конец декабря 2022 года: по своим данным мы определили, что только нашей школой к этой дате было собрано 10767 кг. А значит мы уже смогли спасти более 100 деревьев. Слайд 10


Выводы и рекомендации

В ходе исследования я выполнила поставленные задачи: выяснила осведомленность учащихся своей школы в вопросах переработки бумаги, а также выяснила, что на бумагу, сделанную из макулатуры, требуется меньше воды и электроэнергии, а самое главное, что это позволяет сохранить наше зеленое богатство – лес, а значит и легкие нашей замечательной планеты. Таким образом наша гипотеза подтвердилась. Также я узнала, какое количество деревьев спасли ученики нашей школы благодаря активному сбору бумажного сырья.

В качестве рекомендаций по результатам анализа анкет, хотелось бы предложить:

А) 50% от полученных средств за сдачу макулатуры отправлять в бюджет каждого отдельного класса. Тем самым увеличится заинтересованность и детей и их родителей. А средства можно тратить абсолютно по-разному: походы в кино, на подарки именинникам, что-то из необходимого купить в кабинет и т.д.

Б) Провести совместно с советом старшеклассников беседы о пользе и необходимости сбора макулатуры.

В) Предложить учащимся и родителям собирать разные сорта макулатуры отдельно. Тем самым при отправке макулатуры на переработку выручать от этого больше прибыли. Ведь как мы узнали, у использованной бумаги тоже есть сорта и они по-разному оцениваются.



Использованные источники

  1. https://bytdobru.info/novosti/1767-vpervye-otmechaetsya-mezhdunarodnyi-den-lesov-21-marta-2013-g

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Макулатура

  3. https://rcycle.net/makulatura

  4. http://tz-online.ru/index.php/ru/o-pogode-i-ne-tolko/4934-bumaga-i-ekologiya

  5. https://hightech.fm/2019/10/24/paper-recycle

  6. https://rcycle.net/makulatura

  7. https://rcycle.net/makulatura











































Приложение1

  1. Как правильнее использовать макулатуру

Сдавать

71 чел. - 98,6%

Сжигать

1чел. – 1,4%

Выбрасывать

0

  1. Знаете ли вы, что 100 кг. сданной макулатуры, могут спасти 1 здоровое дерево?

Да, я это знаю

53 чел. – 74,6%

Нет

18 чел. – 25,4%

  1. Как часто вы сдаете макулатуру?

По мере накопления

55 чел. – 76,4%

Очень часто

12 чел. – 16,7%

Редко

5чел. – 6,9%

  1. Ваше отношение к сбору макулатуры

Считаю важным

50 чел.- 69,4%

Мне безразлично, я не участвую

4 чел. – 5,6%

Надоело, считаю бесполезным делом

3 чел.-4,2%

Надоело, хотя считаю очень нужным делом

15 чел.-20,8%

  1. Что можно сдавать в качестве макулатуры?

Газеты, книги

57 чел.-79,2%

Яичные лотки

7 чел. – 9,7%

Обои

8 чел.-11,1%

  1. Что нельзя сдавать в качестве макулатуры?

Одноразовую посуду

68 чел. – 94,4%

Тетради

1 чел. – 1,4%

Картон

3 чел. – 4,2%






13