СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа СРАВНЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ ИВАНА КУПАЛЫ И ХЭЛЛОУИНА

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная исследовательская работа знакомит учащихся с историей и традициями празднования народных праздников Великобритании и России

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа СРАВНЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ ИВАНА КУПАЛЫ И ХЭЛЛОУИНА»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Клинцы







Тема «СРАВНЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ ИВАНА КУПАЛЫ И ХЭЛЛОУИНА»

(учебно-исследовательская работа по английскому языку)







Выполнил:

Остроносов Сергей,

Халезова Варвара,

6г класс, средняя общеобразовательная школа № 3

Руководитель:

Остроносова Евгения Михайловна,

учитель английского языка

средняя общеобразовательная школа № 3







г. Клинцы 2018 г.





ТЕЗИСЫ

На протяжении всего существования человечества праздники, обряды и традиции являлись неотъемлемым элементом национальной культуры каждого народа, так как они являлись отражением менталитета нации. Утрата национальных праздников ведет не только к угасанию культуры, но и к потере этнической идентичности и своеобразия.

Около 15 лет назад в нашей стране появился новый праздник, завоевавший большую популярность, несмотря на то, что он абсолютно чужд и православным, и русским народным традициям. Речь идёт о Хэллоуине. В своём отношении к этому празднику российское общество разделилось на его противников и сторонников. Сторонники рассматривают Хэллоуин как еще один повод весело провести время. Противники же считают, что не стоит относиться к Хэллоуину как к празднику, который нужно отмечать в России, так как его сущность является чужеродной для духовных ценностей русского народа. Также актуальным в данной ситуации является поиск возможностей замены зарубежного праздника нашим славянским праздником – Ивана Купалы, чтобы повысить роль русской культуры.

В своей школе мы неоднократно устраивали празднование Хэллоуина, ассоциируя его прежде всего с весёлыми детскими конкурсами и костюмированными праздниками. Ученики в большинстве своём с интересом и удовольствием принимали участие в конкурсах и мероприятиях, однако взрослые, учителя и родители, неоднозначно относятся к этому празднику, порою даже негативно, говоря о том, что он противоречит нашей культуре. Многие взрослые и подростки не знают, что в русской культуре тоже есть похожий праздник Ивана Купалы, который берёт своё начало еще в дохристианской Руси.

Мы решили разобраться, что привлекает молодёжь в праздновании Хэллоуина, почему они мало знают о праздниках своей страны. С этой целью мы решили сравнить два праздника - Ивана Купалы и Хэллоуин, найти их сходства и различия, выяснить их значение и влияние на культуру современной молодежи, а также на формирование духовно-нравственных ценностей подростков.

Изучая данный вопрос, мы работали с различными источниками: энциклопедией, научно-публицистической литературой, художественной литературой, интернет источниками и кинематографией, обращались за консультацией к учителям истории, МХК, литературы.

Теоретическая значимость нашей работы заключается в формировании и повышении интереса к культурным и историческим традициям своей страны, а также формировании уважительного отношения к культуре и культурным традициям других народов. Практическая значимость работы заключается в том, что данные нашей исследовательской работы можно использовать на уроках литературы, истории, МХК, английского языка, формируя уважительное отношение и желание изучать культурное наследие не только своей страны, но и страны изучаемого языка.







Содержание


Введение



Основная часть


1.

Истории праздников


1.1.

Иван Купала


1.2.

Хэллоуин


1.3.

Сравнение истории праздников


2.

Обряды, традиции и обычаи праздников


2.1.

Иван Купала


2.2.

Хэллоуин


2.3.

Сравнение традиций, обычаев и обрядов праздников


3.

Анализ и проведённого исследования. Влияние праздников на формирование духовно-нравственных ценностей подростков.



Заключение



Список литературы



Приложения

































Введение

Национальная культура - это национальная память народа, выделяющая данный народ в ряду других, хранящая человека от обезличивания, позволяющая ему с гордостью заявлять о своей принадлежности к русской нации и культуре.

Наша жизнь не стоит на месте, в эпоху глобализации мы наблюдаем взаимопроникновение культурных традиций, праздников и обычаев разных стран в русскую культуру. В настоящее время современная молодёжь и подростки с радостью перенимают зарубежный стиль жизни, культуру, праздники и ценности, подчас забывая о культуре, традициях и обычаях своей страны, теряя этническую идентичность. Взаимопроникновение традиций и обычаев разных стран оказывает как положительное, так и негативное влияние на формирование духовно-нравственных ценностей подростков, их внутренний мир и культуру.

Давно ушло то время, когда мы отмечали только праздники своей страны и гордились этим. В современном обществе мы отмечаем столько праздников, что подчас забываем об их происхождении, видя только повод хорошо провести время, отдохнуть и повеселиться. Одним из таких праздников, который прочно вошёл в молодёжную среду, является Хэллоуин. Дети, подростки и молодёжь с удовольствием принимают участие в праздновании Хэллоуина, привлеченные его мистичностью, атрибутами, таинственностью, пришедшего ещё с дохристианских времён. Взрослые же люди видят в нём угрозу для духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Но в нашей стране также есть славянский праздник Ивана Купалы, который пришёл из языческих времён, и современная молодёжь практически ничего не знает о нём. Перед нами встал вопрос, а можно ли заменить праздник Хэллоуин исконно славянским праздником Ивана Купалы, можно ли найти их сходства и различия, выяснить их значение и влияние на культуру современной молодежи, а также на формирование духовно-нравственных ценностей подростков.

Объект исследования: праздники Хэллоуин и Ивана Купалы.

Предмет исследования: история, традиции и обычаи празднования праздников Ивана Купалы и Хэллоуина.

Цель работы: изучить и сравнить историю и традиции и обычаи данных праздников, а также их влияние на формирование духовно-нравственных ценностей подростков.

Задачи работы:
1. Изучить историю появления праздников Ивана Купалы и Хэллоуина;
2. Сравнить традиции и обычаи обоих праздников их влияние на культуру России;
3. Выявить, какое влияние оказывают праздники на формирование духовно-нравственных ценностей подростков.

4. Провести анкетирование разных возрастов населения и проанализировать результаты.

Методы исследования:
• Изучение научной и художественной литературы, интернет источников и видеоматериалов;
• Анкетирование учащихся и взрослых;
• Анализ полученных данных;
• Обобщение найденного материала и сравнение.

Гипотеза: возможно история, обряды и традиции празднования Ивана Купалы во многом похожи на Хэллоуин.

Изучая данный вопрос, мы работали с различными источниками: энциклопедией, научно-публицистической литературой, художественной литературой, интернет источниками и кинематографией.

Актуальность работы: возрождение истории и традиций празднования Ивана Купалы, как одного из древнейших праздников на Руси, формирование духовно-нравственных ценностей подростков.







































1. История возникновения праздников

1.1. Иван Купала

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, традиция требовала активного включения каждого во все обряды. Иванов день издревле считался большим праздником не только на Руси, но и у многих европейских народов. На Руси его называли День Ивана Купалы, или Ивана Травника.

История праздника Ивана Купалы довольно длинна. Возник он ещё до распространения христианства в Европе и приходился изначально на макушку лета, на дни летнего солнцестояния. Природа в это время достигала наивысшего расцвета, начиналось созревание плодов, для земледельцев наступал самый важный момент их производственной деятельности — жатва. Это означало конец посадочных работ. В те времена язычники поклонялись многим богам, среди них был бог плодородия - Купало. Слово «Купало» означает существо сердитое, гневное, горячее и служит эпитетом солнца.

А что означает слово «Иван» в названии этого праздника? Мы выяснили, что существует несколько версий появления имени Иван в названии языческого праздника.

Согласно первой версии, слово «Иван» никакого отношения к Купальскому празднику не имело. Иван – это каноническое еврейское имя, которое никак не было связано с древним славянским богом очищения Купалой. После того, как язычничество было вытеснено православием, в истории праздника Ивана Купалы произошли перемены. Его связали с именем Святого Иоанна Предтечи или Иоанна Крестителя, и приурочили ко дню его рождения. Сначала он отмечался 24 июня, а после перехода на новый календарный стиль стал праздноваться 7 июля. Христианские миссионеры, искоренявшие язычество на территории средневековой Руси не могли «справиться» со многими «языческими» праздниками, которые имели основополагающее, жизнеутверждающее значение. Христианские священники ввели своего святого в «языческую» традиционную канву святого с образом славянского бога. Русский народ в своём языческом календаре создал праздник, соединив имя святого и обряд купания, от чего и получился день «Ивана Купалы». Он отмечался в день летнего солнцеворота и совпадал с языческим праздником Купалы — великим днём очищения водой и огнём. Слово «Купало» созвучно слову «купать» — погружать в воду.

Согласно другой версии, название «Иван Купала» имеет христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как «купатель, погружатель» (греч. βαπτιστής-Баптисиос). Выбор именно глагола купать для перевода эпитета «креститель» был обусловлен и собственно славянскими представлениями: kоpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах

Ночь накануне Иванова дня называлась «ночью под Ивана Купала». Небесное светило в этот день достигает наивысшей точки и силы своего свечения, напоминая о том, что время движется к зиме, и вскоре ночи будут становиться длиннее. Темные силы несказанно радовались такому раскладу. Славяне, будучи ярыми солнцепоклонниками, не могли смириться с таким ходом событий, поэтому и возникла традиция разжигать огромные кострища. Таким образом, солнце подпитывалось новыми силами, чтобы тьма не сумела одержать победу.

Считается, что в этот день происходит «встреча огня и воды». Они будто становились друзьями. Обряды Иванова дня связаны с водой, огнём и травами.

Наши предки были уверены, что совершенные в день Ивана Купалы обряды имеют чудодейственную силу, способную сделать любого человека здоровым и счастливым.

Люди считали, что накануне праздника ночью вся нечистая сила становится особенно активной, и, если при помощи обрядов, от неё защититься, то человек убережёт себя и своих близких от всевозможных напастей и несчастий в будущем. Люди верили, что в ночь на Ивана Купала расцветает обладающий магической силой цветок папоротника. По поверью, если этот удивительный огненно красный цветок найдут парень и девушка, то их брак будет непременно очень счастливым.

Люди пели песни-молитвы русалкам, устилали пороги и подоконники крапивой, чтобы уберечься от ведьм, собирали и высушивали травы, отпугивающие всякую нечисть и болезни.

Ложиться спать во всей этой круговерти нельзя, можно подвергнуться влиянию нечисти и заполучить множество неприятностей. Поэтому праздник продолжался до утра.

Очищающие костры – главная особенность купальской ночи. Давняя традиция, перепрыгивать через кострища, до сих пор является одной из самых популярных и любимых забав. Парней и девушек, которые в этот день прыгали выше всех, ждали долгие годы счастья. Также считалось, что огонь в этот день может избавить от болезней, поэтому было принято водить между костров скот и сжигать в огне одежду тех, кто страдает тяжелыми недугами.

Остается лишь добавить, что из фактических письменных источников, повествующих об этом празднике, на сегодняшний день сохранился лишь один – это Густынская летопись (XVIII век).

По своей значимости этот праздник является для Земли как рождение человека для семьи. Для славян Иван Купала представлял собой не просто развеселое гулянье, он составлял основу славянского мировоззрения.

День Ивана Купала стал источником вдохновения для многих великих поэтов, писателей, музыкантов. Его традиции и обряды гениально отобразили Н.В.Гоголь в повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», русский драматург и сказочник А.Островский в «Снегурочке» и Римский-Корсаков в одноимённой опере. Одним из самых мистических дней в году его считали и Сергей Есенин и Николай Гумилёв.







1.2. Хэллоуин

Празднование Хэллоуина восходит к традициям и обычаям древних кельтов, населявших Шотландию и Ирландию более 2000 лет назад. Многие учёные связывают появление Хэллоуина с кельтским языческим праздником Самхейн. Самхэйн являлся властелином мёртвых и князем тьмы. Почитаемый древними кельтами бог Солнца, по преданию, в течение каждой зимы находился в плену у Самхейна. Этому празднику кельты придавали большое значение, так как он означал окончание сбора урожая и символизировал конец старого и начало нового года. Празднование приходится на 31 октября – в канун Дня Всех Святых. Этот день традиционно считается днём, когда духи умерших могут вернуться на землю.

Во время празднования Самхэйна стиралась граница между живыми и мёртвыми, призраки вступали в мир людей. Люди верили, что в этот день потревоженные души мёртвых, демоны, гоблины и прочие мистические существа могли с лёгкостью перейти в материальный мир. Дабы не стать жертвой призраков, кельты гасили в своих домах очаги, надевали звериные шкуры, принимали устрашающий вид с целью отпугнуть духов. За дверь выставлялось угощение, для смягчения потусторонних сил. Люди ходили по домам, прося еду для умиротворения нечистой силы. Друиды в эту ночь гадали, предсказывали и приносили в жертву животных. Разжигались костры и после окончания ритуалов, каждый нёс себе в жилище частичку священного огня, для того, чтобы зажженный очаг оберегал и согревал их на протяжении долгой зимы.

Поскольку Самхэйн олицетворял конец года, то он являлся наиболее удобным временем для общения с духами и умершими.

Главным символом праздника является так называемый «Светильник Джека». Традиция вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю. Легенда гласит, что его изобрёл скупой и хитрый ирландский кузнец по имени Джек. Он сумел два раза обмануть Дьявола и получить от него обещание не покушаться на собственную душу. Однако за свою греховную мирскую жизнь ирландец не был допущен и в Рай. Неприкаянный ирландец в ожидании Судного дня был вынужден бродить по земле, освещая себе путь кусочком угля, который ему напоследок бросил Сатана. Джек положил тлеющий огонек в пустую тыкву и пустился в странствование. Отсюда и название фонаря — Jack-o-lantern. Таким образом, традиция изготовления тыкв-светильников пошла от кельтского обычая создавать фонари, помогающие душам найти путь в чистилище. Фонарь представляет собой тыкву, на которой вырезано зловеще усмехающееся лицо; внутрь тыквы помещается зажжѐнная свеча. Кстати, тыква – изобретение американцев. А до этого в Ирландии и Шотландии страшные рожицы, в которые потом вставляли свечки, вырезали из реп и картофелин, а в Англии – из свёклы.

Когда римляне завоевали кельтские территории, то были принесены новые традиции и праздники. Именно в эту ночь с 31 октября на 1 ноября, они почитали Помону – богиню растений. Символом Помоны считалось яблоко, что и дало начало традиции игр с яблоками в праздник Хэллоуина.

Современный Хэллоуин берёт своё начало в IX веке, когда папа Григорий III перенёс празднование Дня Всех Святых с 13 мая на 1 ноября. Тогда этот день посвящали тем святым, у которых не было своего праздника в течение года. И вот приблизительно в 16 веке люди начали выпрашивать сладости в ночь с 31 октября на 1 ноября, надевали самодельные маски и немного шалили. Считается, что Хэллоуин делит год пополам – лето и зима.

С постепенным превращением Самхэйна в День всех святых родилась игра «Угощай или пожалеешь». Она заключается в том, чтобы «откупиться» сладостями от детей, которые настойчиво стучат в дверь. В случае отказа весьма велика вероятность обнаружить ручки дверей полностью вымазанными сажей.

Хэллоуин – веселый праздник, когда ряженые дети ходят по домам, требуя угощений и подарков, угрожая скупым хозяевам местью нечистой силы. В канун праздника фонарь с зажжённой свечой выставляют в окнах для того, чтобы бродящая в округе нечисть не заходила в дом, думая, что он занят кем-то из своих.

На популяризацию этого праздника работает целая индустрия – маскарадные костюмы, маски, вырезанные тыквы – это только часть того, что работает на праздник. В Америке в конце октября бьют рекорды продаж по сладостям.

Современный образ Хэллоуина навязан нам американскими фильмами. Они заложили в сознание людей призрачный стереотип этого праздника: холодная, сырая, туманная ночь, ужасные монстры, ведьмы, привидения, оранжевые тыквы с жуткой насмешливой гримасой и тому подобное. Так и возникло весьма распространенное мнение, что Хэллоуин – праздник исключительно американский. А на самом же деле, это абсолютно не так!

Этот праздник очень популярен. В основном, его празднует молодёжь, потому что он очень примечателен своими атрибутами:
• загадочные костюмы;
• светящиеся тыквенные головы;
• гадания;
• магия, таинственность;
• мистика.



















1.3. Сравнение истории праздников

Изучив историю появления праздников Ивана Купалы и Хэллоуина, мы выявили следующие сходства и различия:

Различия

Хэллоуин

Иван Купала

1. Празднуется осенью – в последний день урожая.

1. Празднуется летом – в день солнцестояния.

2. Символизирует приход зимы.

2. Символизирует день встречи «огня и воды».

3. Хэллоуин зарождался постепенно, путём соединения нескольких праздников и народных традиций в одно целое.

3. Был издревле на Руси, как отдельный праздник, но вскоре в нём смешались несколько празднований.

4. Символизирует конец уборочных работ.

4. Символизирует завершение посадочных работ.

6. Признавался церковью.

6. Запрещался церковью.

Сходства

- День Всех Святых;
- Языческий праздник;
- Связь с нечистой силой;
- Люди пытались обезопасить себя от нечистой силы;
- Означают конец лета (тёплого сезона).

- При зарождении и распространении христианства были приближены к христианским праздникам;

- Зародились в дохристианскую эпоху и были неотъемлемой частью культуры народов, содержащей основные обряды и традиции.























2. Обряды, традиции и обычаи праздников

2.1. Иван Купала

В славянском язычестве Купала был богом земных плодов. Праздник в честь него устраивали в дни жатвы, когда приносили жертвы из трав, зажигали из них костёр и плясали вокруг него, пели песни. Богу Купале приносили жертвы и купанием, обливая друг друга водой. Иванов день полон обрядов, связанных с водой. Первое купанье открывалось торжественно: с песнями, хороводами, играми. Ивана Купалу называли «чистоплотным», от того, что на заре этого дня было принято купаться, и купанию приписывалась целебная сила. Купались в воде и в росе. Считалось, что в этот день вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому можно было купаться, не опасаясь никого и ничего. К тому же славяне верили и верят, что в это время вода наделяется особой магической и целебной силой, помогает очиститься от зла и обрести крепкое здоровье. Те, кто жили или живут далеко от открытых водоемов, вытапливали бани и пользовались вениками вплоть до следующего дня Ивана Купала. Самый распространённый купальский обряд - обливание водой всякого встречного и поперечного. "Деревенские парни, - писал орловский корреспондент в середине прошлого века, - одеваются в старое, грязное бельё и отправляются с вёдрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Кончается дело тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причём, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах".

Травы с Иванова дня, перед тем как засушить, освящали в церкви, а потом окуривали ими больных людей, использовали, как обереги, бросали в растопленную печь во время грозы, чтобы в дом не ударила молния. С днем Ивана Купалы народ связывал свои представления о неимоверных богатствах природы. Люди ждали не только богатого урожая, но и еще большей щедрости - успеха в поисках спрятанных сокровищ. Так рождались многие легенды. Самая распространенная из них повествует о том, что в день Ивана Купалы многие растения приобретают особую целебную силу. Славяне верили, что в этот день растения и даже животные могли говорить между собой.

Ивановская ночь, по народному поверью, считалась страшной ночью. Бабы-яги, колдуны и ведьмы верхом на помеле толпой летели на Лысую гору. В это время не выпускали лошадей в поле. На окна клали жгучую крапиву, которая не пускает нечистую силу в избу. 

На протяжении всего праздника на головах девушек были венки, вечером их пускали на воду, наблюдая, как они плывут. Иногда прикрепляли к ним горящие свечи и гадали. Если венок тонет, значит, милый разлюбил и замуж за него не выйти. Также, в венок в день Ивана Купалы девушки вплетали травы: богородицкой травы и медвежьего уха. В день Ивана Купалы девушки плели венки из трав: иван-да-марьи, лопуха.

Много чудесных явлений, по мнению наших предков, происходило в Иванову ночь с растениями. Существовало поверье, что деревья в эту ночь разговаривают друг с другом и даже переходят с места на место.

Но самое главное волшебство – огненный цветок папоротника. Счастливцу, сумевшему найти этот цветок, откроются все клады, он станет понимать язык животных и птиц. Символом этого праздника считают именно цветок иван-да-марья. Легенда рассказывает о том, что с горя в него превратились повенчавшиеся брат и сестра, не знавшие о своём родстве. Цветок Иван-да-марья мог говорить человеческими голосами и отпугивал воров или незваных гостей.

Главным обрядом купальской ночи было разведение очищающих костров. Вокруг них танцевали, через огонь прогоняли домашний скот, чтобы защитить от мора и болезней, в нем сжигали снятые с больных детей рубашонки. Молодёжь и детвора изо всех сил старались прыгнуть выше. Это означало, что человека ждёт большое счастье. В очаги полагалось приносить «новый огонь», добытый трением. Таким же огнём разжигали костры – земное подобие солнца. Перепрыгивали через них, чтобы очиститься, набраться здоровья и сил. Костры обычно устраивали на высоком месте. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колёса и спускали их с пригорков. В купальских огнях матери сжигали бельё с больных детей, чтобы вместе с ним сгорели и сами болезни. "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, - писал один из этнографов XIX века, - и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина». Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

Гадания были также главными атрибутами праздника. Также было принято в эту волшебную ночь играть в разные игры.

Праздник Ивана Купала был своеобразной демонстрацией мод. Женщины в дивных сарафанах и в расписных кокошниках, мужчины в нарядных косоворотках. Иногда, особенно перед прыжками через костер, праздничная одежда менялась на более простую.
Особый смысл имела женская рубаха-сенокосица.  Она была очень удобна как рабочая одежда во время сенокоса и при этом отличалась удивительно красивой отделкой.
На Ивана Купала рубаха-сенокосица приобретала магические свойства, оберегая хозяйку от темных сил.

Изучая разные источники информации, мы пришли к выводу, что традиционными цветами этого праздника являются красный и белый.

Накануне Ивана Купала девушки гадали по травам. В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

Особенно были в эту ночь уязвимы лошади, за ними ведьмы охотились, для того, чтобы поехать на них на Лысую Гору, но которой лошади уже не возвращались живыми. Люди всегда запирали в Купальскую ночь своих лошадей.









2.2. Хэллоуин

В эту ночь принято одеваться в костюмы нечистой силы и устраивать маскарады. Неотъемлемый символ Хэллоуина — тыквенная голова. 


Тыква символизирует одновременно окончание сбора урожая, злобного духа и огонь, отпугивающий его. В англоязычных странах распространена такая традиция: дети в Хэллоуин ходят по домам и кричат хозяевам «Treat or trick!», что переводится как «Угости, иначе пожалеешь!». Хозяева угощают детей специально приготовленными для этого конфетами, печеньем и другими сладостями. Если вы не принесёте им «жертву» в виде конфет или других сладостей, эти маленькие злые демоны могут жестоко пошутить.

В этот день принято наряжаться и украшать свои дома. И украшения эти весьма специфичные - чем более пугающие образы удастся создать, тем лучше. Англичане верят, что для удачной маскировки среди темных сил, в изобилии появляющихся на улицах 31 октября, необходимо максимально им уподобиться. Любимые персонажи в этот день: черный кот, привидение, пират или злой гений.

У древних кельтов главных обрядом было жертвоприношение. Люди вынуждены были отводить в лес самых лучших представителей скота, птицы, относить плоды и даже готовую пищу. Этим они хотели заполучить защиту от потусторонних высших сил. С другой стороны, так как частью праздника являлся Бог смерти, считалось, что человек в ночь на первое ноября мог узнать свое будущее. Для этого в полночь разжигался костер и каждый из присутствующих клал у огня каштан или небольшой камень. Если к утру чей-то камень или каштан исчезал, в течение года следовало ожидать прихода смерти за этим несчастным.

Девушки в эту ночь занимаются гаданием: они бросают в костер камешки и орешки и смотрят, какой рисунок оставит огонь на их поверхности. По нему и определяют будущее. Так как праздник в большей степени связан с плодородием, то гадают чаще всего на яблоках. Например, если девушка съест ночью яблоко, то в глади воды или зеркале она сможет разглядеть черты своего суженного. Во-первых, кожуру от яблок бросают в костер. Затем по форме, которую принимает кожура, пытаются определить первую букву имени своего суженого. Во-вторых, устраивают состязание: яблоки бросают в воду, а играющие должны попытаться вытащить их зубами. Ведь Хеллоуин называют еще ночью плавающих яблок.

Традиционными цветами являются чёрный и оранжевый.

Традиционно Хэллоуин отмечается вокруг костра, с песнями и танцами, а также со страшными историями и легендами о духах, колдунах, ведьмах и всякой другой нечисти. Люди посещают соседние дома в ночь на Хэллоуин, что символизирует мертвых в поисках еды.

По кельтским обычаям, во дворах домов и на центральных площадях в Хэллоуин зажигались большие костры, люди надевали маски и совершали ритуальные обходы вокруг костров, тем самым очищая себя от влияния негативной энергии. На следующий день после праздника было принято брать в дом остывший уголек из костра и держать его у себя в доме целый год, до следующего праздника.

Чтобы отогнать всех злых духов от своего дома, раньше закапывали кости умерших животных у себя под порогом, а на Хэллоуин выставляли чучело умершего животного возле дома. Вот откуда пошла традиция вывешивать импровизированные скелеты на дверях и окнах домов, правда, почему-то сейчас используются не скелеты животных, а людей.

До захода солнца, перед праздником Хэллоуин, следует три раза пройти с зажженными факелами и в карнавальных костюмах вокруг дома, тогда жилище будет под защитой от проникновения злых духов.

На Хэллоуин строго настрого запрещается оставлять в доме черную кошку, иначе несчастья не заставят себя долго ждать и обрушатся на всю семью.

В этот праздник принято носить всю одежду наизнанку, а в некоторых странах принято на Хэллоуин даже выходить из дома задом наперед, чтобы сбить с толку привидений.

И, наконец, последнее суеверие: если в доме в праздник Хэллоуин хозяин увидит паука, значит, кто-то из умерших родственников следит за обитателями дома и предупреждает об опасности, которая грозит одному из членов семьи.































2.3. Сравнение традиций, обычаев и обрядов праздников

Работая над исследовательской работой, мы пришли к таким выводам:

Сходства заключаются в том, что оба праздника связаны с огнём. Традиционным является освещение мрака в этот день с помощью живого огня. К тому же на обоих праздниках традиционным занятием для девушек является гадание. Самым главным сходством праздников является то, что на них потусторонние силы достигают своего апогея.

На этом сходство праздников заканчиваются.

Мы также выявили различия. Мы отмечали, что наши предки, наблюдая за явлениями природы, связывали с этим свою жизнь, и ни один из праздников не возникал сам по себе. Иван Купала не исключение. Его появление связано с днём солнцестояния, значит со светом. Хэллоуин - с появлением призраков в мире живых людей. Костюмы участников Купалы светлых тонов, открытые, радостные лица людей, вера в хорошее. Хеллоуин одевает людей в пугающие цвета, лица в масках, эти призраки, которые появились на улицах европейских городов, сегодня пугали прохожих. У нас костёр очищающий, у них отпугивающий фонарик. Один и второй связаны с огнём, как средством борьбы с тьмой.

В праздниках Хэллоуин и Ивана Купала много странностей, это противоречивые праздники. Когда дети просят конфеты на Хэллоуин и не получают их, они чаще не приводят в исполнение своих угроз, а получив гостинец, удаляются. Но подростки и взрослая молодежь часто выбивают окна в домах и автомобилях, измазывают несмываемой краской стены домов или забрасывают их сырыми яйцами и гнилыми помидорами.

Праздник Ивана Купала – это шанс стать добрее, освободиться от зла, зависти, застарелых обид и прикоснуться к прекрасному и вечному чуду единения с Природой и Высшими Силами, которые очищают душу, даруя нам умиротворение, покой и бесконечную веру в себя. Люди не делают пакостей друг другу.

На популяризацию Хэллоуина работает целая индустрия – маскарадные костюмы,

маски, вырезанные тыквы – часть того, что работает на праздник. Ежегодно американцы тратят на Хэллоуин 2,5 миллиардов долларов. Один Нью-Йорк собирает доход от праздника 40 миллионов долларов.

Праздник Ивана Купала не требует денежных затрат.













3. Анализ и проведённого исследования. Влияние праздников на формирование духовно-нравственных ценностей подростков.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Известный учёный Д.С. Лихачев в своих работах писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний”.

Для того чтобы выяснить, какое влияние оказывают праздники Ивана Купалы и Хэллоуин на формирование духовно-нравственных ценностей, мы провели анкетирование среди разных возрастных групп населения, чтобы выяснить отношение к данным праздникам и их влияние на общество.

Большая часть взрослых, опрошенных нами, отмечает значимость русского праздника Ивана Купалы и его влияние на формирование духовно-нравственных ценностей подростков, а также популяризации русской культуры в обществе. Если говорить о празднике Хэллоуин, хотелось бы отметить, что почти все опрошенные выразили негативное отношение к этому празднику, как чуждому для русской культуры и менталитета.

Большая часть опрошенных учащихся 8-11 классов хорошо знакома с историей и традициями Хэллоуина, а также с удовольствием принимала участие в проведении этих праздников в школе, ассоциируя Хэллоуин, прежде всего, с весёлыми конкурсами и розыгрышами, нежели с мистикой и зловещей атрибутикой. Если говорить о празднике Ивана Купалы, то хотелось бы отметить, что подростки в большинстве своём не знакомы с историей и традициями празднования Ивана Купалы. После проведённых мероприятий по знакомству с историей и традициями празднования Ивана Купалы, часть опрошенных выразила интерес к этому празднику, желание принять участие в праздновании.

Учащиеся 8-11 классов отмечают, что праздники оказывают большое влияние на формирование духовно-нравственной культуры человека, ассоциируя себя прежде всего с русской культурой и исконно русскими праздниками. Необходимо отметить, что для подростков более притягательным всё равно пока остаётся Хэллоуин, так как пропаганда этого праздника в нашей стране осуществляется намного быстрее и эффективнее чем распространение исконно русских традиций. Это является серьёзной проблемой для нашего общества особенно в условиях глобализации, где мы можем потерять свою национальную идентичность при навязывании американского образа жизни и культуры.

Мы пришли к выводу, что два праздника имеют сходства и отличия, оказывают влияние на формирование духовно-нравственных ценностей и культуры общества, хотя из-за недостаточной популяризации русской культуры в обществе для учащихся 8-11 классов более значимым праздником является Хэллоуин.




Заключение

Необходимость привлечь внимание к национальной культуре заставила множество стран возрождать забытые традиции. В последнее время возрастает интерес к традициям праздника Ивана Купалы. Во многих городах и селах России его начали отмечать с большим размахом. Этому возрождению способствует и появление зарубежного праздника Хэллоуин в нашей стране. Народ окунулся в свою историю и увидел, что в нашей собственной культуре есть не менее колоритный и уникальный праздник.

Важным положительным эффектом пропаганды традиций является повышение культурно-духовного развития населения. Удивительно, что столь древний праздник как Ивана Купала до сих пор не утратил своей актуальности. Многие города отмечают этот день на широкую ногу и устраивают крупные фестивали. Следует добавить, что праздник Ивана Купала известен не только в России и Белоруссии, но и во многих странах мира. К примеру, в Литве он известен как Ладо, в Польше – Соботки, в Латвии – Лиго, в Испании – день Сан Хуана, в Японии – Танабата Мацури. И во многих других уголках мира этот праздник является чем-то мистическим, загадочным и чарующим, наполненным разнообразными яркими ритуалами.

Важным аспектом в культурном анализе этих праздников в настоящее время является прогнозирование возможных вариантов развития праздничной культуры и формирование культурных отношений будущего английских и русских праздников, формирование уважительного отношения к иноязычной культуре, желании её изучать, а также формирование духовно-нравственных ценностей подростков.

В ходе нашего исследования мы изучили историю появления праздников Ивана Купалы и Хэллоуина, сравнили их традиции и обычаи, провели анкетирование среди разных возрастных групп населения и пришли к выводу, что история, обряды и традиции празднования Ивана Купалы похожи на празднование Хэллоуина. Хотя эти праздники имеют и существенные отличия, они оказывают влияние на формирование духовно-нравственных ценностей подростков. Наша гипотеза подтверждена, задачи решены, цель работы достигнута.
















Литература

  1. Наши новые праздники. Хэллоуин, Рождество, День святого Валентина и другие.-М.:Эксмо, Яуза, 2006-512с.

  2. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды.- М.:Изд-во Эксмо, 2003.-608с., илл.

  3. Громова И. А. Православные и народные праздники,- М.: Дрофа-Плюс, 2005.- 352с.- (Для дома и семьи)

  4. Чекулаева Е. О. 100 великих праздников.- М.: Вече, 2009.-432с. (100 великих)

  5. Третьякова О. В., Тверитинова Н. В. Копилка народных премудростей.- М.: Книжный клуб, 2010.-816 с.:ил.

  6. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки.- М.: Самовар, 2013.-190с.

  7. Островский А. Н. Снегурочка.- М.: Э, 2016.-224с.

Интернет-источники

  1. russian7.ru

  2. http://pro-stranstva.ru/prazdnik-ivan-kupala/

  3. https://schci.ru/Ivan_Kupala.html

  4. knlife.ru/nastoyashhaya-sut-prazdnika-ivana-kupala.html

  5. wonderfulnature.ru/statji/Ivana_Kupaly.php

  6. http://fb.ru/article/342489/prazdnik-ivana-kupala-istoriya-traditsii-i-obyichai-primetyi-na-ivana-kupala

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Купала

  8. http://vortexflowers.net/legendyi-o-tsvetah/ivan-da-marya-legendyi-o-rastenii/

  9. http://mistika.xyz/2015/10/hellouin-istoriya-i-tradicii-prazdnika.html

  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хеллоуин

  11. http://banquettes.ru/calendar/31-oktyabrya/hellouin-istoriya-prazdnika-i-ego-traditsii.html

  12. http://fb.ru/article/221514/hellouin-traditsii-i-obyichai-kostyumyi-maski-istoriya-prazdnika

  13. http://fiestino.ru/publ/vokrug_sveta/prazdniki_mira/khehllouin_istorija_proiskhozhdenie_prazdnika/5-1-0-289

  14. www.wikipedia.ru

  15. proza.ru/2016/08/07/563















Приложения

Анкета - опрос общественного мнения «Сравнение праздников Ивана Купалы и Хэллоуина»

Цель: выяснение общественного мнения по отношению к праздникам Ивана Купалы и Хэллоуина.

Анкета для учащихся

  1. Слышали ли вы когда-либо о празднике Хэллоуина/ Ивана Купалы?

  2. Какие атрибуты праздника Хэллоуина/ Ивана Купалы вы знаете?

  3. Какие ассоциации возникают у вас при упоминании этих праздников?

  4. Следует ли отмечать праздники Хэллоуина/ Ивана Купалы в России? Почему?

  5. Проводились ли в школе мероприятия, посвященные праздникам Хэллоуина/ Ивана Купалы?

  6. Чем эти мероприятия вам понравились/ не понравились?

  7. Отмечаете ли вы эти праздники дома? Почему?

  8. Какой праздник следует отмечать в России? Почему?

Анкета для учителей

  1. Какие ассоциации возникают у Вас при упоминании праздников Ивана Купалы/ Хэллоуина?

  2. Отмечаете ли Вы эти праздники? Почему?

  3. Как Вы считаете, нужно ли отмечать праздники Хэллоуина/ Ивана Купалы в России? Почему?

  4. Оказывают ли праздники Хэллоуина/ Ивана Купалы негативное/ позитивное влияние на формирование нравственных и духовных ценностей детей и подростков в России? Каким образом?


























Результаты анкетирования

Анкета для учащихся

























Иллюстрации

Девушки пускают венки по воде.

Традиционное перепрыгивание через костёр.



Древнее изображение Ивана Купалы



Танцы у костра.



Девушки собирали и сушили травы.

Пускание зажженных колёс.











Празднование Ивана Купалы в произведениях русских художников.



Поклонение огню древних кельтов



Богиня Помона

Празднование Хэллоуина

Украшение дома на Хэллоуин.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!