СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Тайны воды".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 3 класса на тему "Тайны воды".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Тайны воды".»











Тайны воды



Икаева Милена

Руководитель:

Усламина Л.М.

































CОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение…………………………………………………….……………...3

  2. Общие сведения о воде……………………………………………………5

  3. Практическая работа………………………………………………………6

  1. Тайна №1. «Вода всегда течет вниз»……………………………………… ..6

  2. Тайна № 2. «Вода всегда выливается из перевёрнутого стакана………….8

  1. Заключение…………………………………………………………………..15

  2. Список литературы………………………………………………………….16



































ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.


Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется. Лентой серебристой вьется. На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.



В жизни каждого человека вода имеет огромное и важное значение. Мы уже не можем представить свою жизнь без воды, да и не было бы нашей жизни вовсе, если бы не она. Используя её каждый день, мы мало задумываемся над тем, что представляет собой вода, и не вникаем в её тайны.

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье даёт.

Чтоб нам о воде всё - при всё разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

Что же такое вода? По словарю В.Даля «Вода – стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образующая на земле родники, ручьи, озёра и реки, а вместе с солью – моря».

Вода - это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе. Землю иногда называют «Голубой планетой». Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли.

Я прочитала, что вода была объектом изучения учёных с древности, но и сегодня она остаётся самым неизученным химическим соединением в мире.

Такое важное для человека вещество, как вода, изучают и биологи, и астрономы, и физики, и химики, и географы.

На уроке окружающего мира, мы говорили о воде, проделали несколько опытов, из которых узнали, что вода не имеет запаха, цвета, вкуса, принимает форму того предмета, куда её наливают. После урока нашим учителем было предложено нам из разных источников выяснить, какими ещё свойствами обладает вода. Выполняя это задание, меня заинтересовала тема воды и я решила исследовать её тайны.



Цель моей исследовательской работы: выявить удивительные свойства и тайны воды.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • изучить информацию о свойствах воды, используя научно-популярную литературу, интернет -сайты;

  • провести физические опыты по исследованию свойств воды;

  • сформулировать выводы.

Предмет исследования: свойства воды.

Объект исследования: вода и её твёрдое состояние лёд.

Методы исследования:

  • изучение литературы по данной теме;

  • проведение опытов и исследований;

  • анализ и обобщение информации.

Гипотеза работы состоит из нескольких пунктов: действительно ли:

  1. Вода может «течь» вверх.

  2. Вода может не выливаться из перевёрнутого стакана.

Для подтверждения гипотезы при подготовке работы была изучена различная литература, материалы интернет-сайтов, применены знания, полученные на уроках окружающего мира, и проведен ряд опытов.



















ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОДЕ

Прочитав много статей в книгах и Интернете, я узнала, что вода была еще до появления человека: жизнь возникла в водной среде. Вода – единственное вещество на Земле, которое существует в природе в трёх состояниях – жидком, твёрдом и газообразном.



Тело человека почти на 70 % состоит из воды. Я взвесилась на весах и мой вес оказался 31 кг. Эту массу нужно разделить на 3 и умножить на 2. Получим массу воды в моём организме. 31 000гр. : 3 *2 = 20 666гр

Вывод: во мне 20 литров 666 грамм воды

Представители животного и растительного мира содержат такое же обилие воды в своих организмах.

Почти 70% поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Твёрдой водой: снегом и льдом покрыто 20% суши. Из общего количества воды на Земле большая часть - это солёные воды Мирового океана, и меньшая - пресная вода.

Молекулы воды обнаружены в межзвёздном пространстве. Вода входит в состав комет, большинства планет солнечной системы и их спутников.

Вода обладает уникальными химическими и физическими свойствами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

На уроках окружающего мира мы говорили о воде, проделывали несколько опытов, из которых узнали, что вода не имеет запаха, цвета, вкуса, принимает форму того предмета, куда её наливают. Только у воды есть 3 состояния: жидкое, твёрдое и газообразное. После уроков учительница предложила нам из разных источников выяснить, какими ещё свойствами обладает вода. Выполняя это задание, меня заинтересовала тема воды, и я решила исследовать её тайны.

Оказывается, вода уже в глубокой древности возбуждала ум и воображение человека. Её свойства изучали и биологи, и астрономы, и физики, и химики, и географы. Пожалуй, на Земле нет более распространенного и в то же время более загадочного вещества, чем вода.

Изучать свойства воды и раскрыть её тайны я решила с помощью опытов.

Тайна №1. «Вода всегда течет вниз»

При определенных обстоятельствах вода способна самопроизвольно подниматься вверх. Сама поднимается вода вверх по капиллярным сосудам дерева и помогает растению доставлять растворенные питательные вещества на большую высоту - от корней к листьям и плодам. Способность воды подниматься по капиллярам - один из примеров, так называемых капиллярных явлений, благодаря которым растения способны доставлять воду из почвы к ветвям и листьям. Для выяснения того, как вода может течь вверх, мы провели опыты.



Опыт 1. «Вода течет вверх по салфетке».

Мне понадобились: стакан, вода, бумажная салфетка, фломастер.

Цель опыта: показать, что есть сила заставляющая течь воду снизу вверх.

Этапы эксперимента:

  • Вырезаем из салфетки полоску.

  • Наносим фломастером полоску на салфетке

  • Наливаем в стакан воду.

  • Опускаем полоску из бумажной салфетки в стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.

  • Оставляем все в таком положении на несколько минут.

Наблюдения:

Через некоторое время полоска салфетки начала окрашиваться по направлению вверх.Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх.

Вывод: вода поднимается вверх по капиллярам - это явление называется капиллярностью.

На примере этого опыта, мы убедились, что вода действительно может течь вверх.

Опыт: 2. «Как снежинку из зубочисток можно превратить в звезду».

Для этого опыта я использовала: воду, зубочистки, пипетку.

Цель опыта: показать, в каких еще случаях может проявляться явление капиллярности.

Этапы эксперимента:

1. Ломаем пять зубочисток пополам, но не до конца.

2. Складываем зубочистки сломанными концами друг к другу, получаем импровизированную снежинку.

3. Капаем в центр снежинки воду. Наблюдаем, как зубочистки начинают распрямляться, и снежинка превращается в звезду.

Вывод: причина этого явления - капиллярность, она заключается в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она движется по капиллярам, и дерево набухает, а его уцелевшие волокна начинают расправляться.

Первый пункт гипотезы подтвердился: вода может «течь» (двигаться) вверх.

Тайна № 2. «Вода всегда выливается из перевёрнутого стакана».

Чтобы раскрыть эту тайну, мы провели следующий опыт.

Мы использовали: ткань, стакан с водой, резинка.

Цель опыта: показать, что обычная ткань может вести себя так, как будто она водонепроницаема.

Этапы эксперимента:

  • Наполнили стакан водой.

  • Намочили ткань.

  • Накрыли мокрой тканью стакан.

  • Закрепили её резинкой.

  • Быстрым движением опрокинули стакан.

Наблюдения: вода не выливается из стакана.

А произошло это благодаря силе поверхностного натяжения, которое позволяет и водомерке бегать по воде.

Вывод: когда мы предварительно смочили ткань водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани, и из-за силы поверхностного натяжения возник непроходимый барьер для воды из стакана.

После этого опыта мне стало понятно, почему у меня всегда слипаются мокрые волосы, и как мне удаётся строить из мокрого песка замки, а из сухого нет.

Всё это проделки силы поверхностного натяжения. Это же свойство можно увидеть, если медленно наполнять стакан до краёв, если вода готова перелиться, то её поверхность выпукла. А ещё капельки росы – это тоже поверхностное натяжение. Поверхностное натяжение стремиться воду заключить как бы в мешочек.

Я прочитала, что у воды самое высокое поверхностное натяжение. В этом отношении из жидкостей она уступает только ртути.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенных мною опытов, изучив литературу, мне открылись новые, не изученные мною ранее свойства и тайны воды.

Во-первых, мы доказали, что вода может течь не только вниз, но и самопроизвольно может подниматься вверх, благодаря явлению капиллярности.

Во-вторых, благодаря силе поверхностного натяжения вода не выливается из

Знания, которые я приобрела, работая над исследованием тайн воды, пригодились мне не только на уроках окружающего мира, но и в жизни.

Теперь я смогла объяснить себе, одноклассникам, друзьям, родным и близким те явления, которые раньше для меня были загадкой.

Мне нравится узнавать все таинственное и загадочное, в результате проделанной работы мы убедились, что существуют и другие удивительные свойства воды. А значит наша гипотеза полностью подтвердились.

Спасибо за внимание!































Список литературы



  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, М., ООО «Ди Ви Ди Клуб», DVD, 2007

  2. Герузин Я.Е. Капля. М., Издательство «Наука», 1977.

  3. Мейяни А. Большая книга экспериментов для школьников, М., Издательство «Росмэн», 2005, -262с.

  4. Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. М.: АСТ. Астрель. Полиграф издат. 2010. 

  5. Петрянов-Соколов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире//Химия и жизнь,№1,2007.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!