СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа учащегося 10 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы к исследовательской работе учащегося

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащегося 10 класса»

Свобода и необходимость в деятельности человека на примере белых офицеров после Октября 1917 года

Таланцев Евгений Андреевич

10 «А» класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Мирного Архангельской области.


учитель истории и обществознания Муниципального казённого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 города Мирного Архангельской области Полищук Людмила Витальевна.

Актуальность. В учебнике по обществознанию за 10 класс есть тема «Свобода и необходимость в деятельности человека». Авторы предлагают подумать над разными взглядами философов и ответить на вопрос: Что оказывает большее влияние на поведение людей - объективный, независимый от человека ход развития событий, или внутренняя мотивация, на которую не влияют события извне, и человек совершенно свободен в своей внутренней жизни?

Сложность выбора на себе испытали и мои предки. Они также оказывались в очень непростых ситуациях, где их судьба зависела от сделанного выбора. Вскоре и мне предстоит выбрать свой дальнейший жизненный путь.

Изучение на уроках истории темы: «Гражданская война в России» и приближающаяся круглая дата, заставили меня задуматься над судьбами участников Белого движения. На примере этих людей я захотел рассмотреть тему выбора жизненного пути. Если история победителей достаточно хорошо освещена, то история проигравших - людей выдающихся, прошедших не одну войну, блестяще образованных, талантливых, интересных, для меня и моих сверстников, осталась в тени.

Цель: осветить отдельные вопросы о судьбе солдат и офицеров Белого движения по итогам Гражданской войны 1918-1922 г.

Объект исследования: Биографии руководителей Белого движения.

Предмет исследования: жизненный путь белых офицеров после событий 1917 года в России и за рубежом.

Задачи:

- Изучить и обобщить данные о командующих белыми армия в ходе Гражданской войны и эмиграции;

- Систематизировать полученные биографические сведения;

- Проанализировать результаты анкетирования учащихся 10-11 классов о судьбе белых офицеров по отдельным направлениям.

Методы:

- Изучение литературы и свободных источников в сети интернет

- Систематизация и анализ полученных биографических сведений

- Составление таблиц и диаграмм

Основная часть

1. Потери В ходе войны из 18 основателей очагов белого движения погибло – 6, что составило 33% от общего числа, остальные 66% - убыли в эмиграцию.

2. Командующие белыми армиями В ходе войны из 30 командующего белыми армиями погибло –7, что составило 23% от общего числа, остальные 77% - убыли в эмиграцию.

3. Структура потерь белых армий

Таким образом сравнивая таблицу 1 и таблицу 3 мы можем видеть, что гибель генералов белого движения, явившимися основателями очагов движения, была на уровне гибели простых офицеров (32-33%). А вот число погибших командующих армиями белого движения значительно ниже – 23%.

Из 400 тысяч погибших в красной армии всего 10 тысяч погибших офицеров (2,5%). В белых же армиях из 200 тысяч погибших 50-55 тысяч погибших офицеров (25-27%). Эти факты объясняется тем, что в начале формирования очага белого движения, их отряды и армии состояли преимущественно из добровольцев, подавляющее большинство которых были офицерами. В белых армиях, особенно в начале, встречались целые полки, состоявшие из одних офицеров. Это же и с основателями очагов белого движения – на первых порах им приходилось лично руководить боевыми действиями, и соответственно погибали они также часто, как и простые офицеры.

4. Страны выбранные для эмиграции большее предпочтение, бывшие командующие и основатели, отдали Франции. Это происходило из-за некоторых факторов:

Франция являлась страной бывшей «Антанты», что вносило статус доверенности от лица эмигрантов.

Стране для восстановления своей экономики были необходимы рабочие силы, которые предоставляли эмигранты.

Некоторые высокопоставленные офицеры владели французским языком.

Если в начале 1921 года лидером по количеству эмигрирующих была Польша, то к концу того же года лидирующей стала Германия, а к концу 20-х годов на первое место выходит Франция.

5. Заключение:

В ходе своей работы я, в целом, подтвердил гипотезу о продолжение агитации, пропаганды, военных действий против большевизма в России белыми генералами, находящимися в эмиграции. Однако, выбирая между силами, способными уничтожить Россию (например, нацистская Германия) и смирением с нахождением России под властью большевиков, большинство генералов и офицеров отказались воевать на стороне антисоветских сил. Цель работы достигнута, был собран и проанализирован библиографический материал более 35 человек.

6. Выяснены:

1. Наиболее популярная страна для белой эмиграции.

2. Род деятельности бывших царских офицеров за рубежом.

3. Политический и гражданский выбор во время Второй мировой войны.

Изучая биографии участников Белого движения я на конкретных примерах понял, что ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Она возникает и на уровне общества в целом. На выбор и проявление свободы в действиях наибольшее влияние для героев моего исследования оказали объективные. Особенно остро вопрос свободы и необходимости проявляется в переходные эпохи, в которой и находилась наша страна 100 лет назад. Не могу полностью согласиться с христианским богословом Титом Флавием в том, что «Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и сопротивляться и если порок непроизволен», т.к. именно внешние обстоятельства во многом повлияли на выбор, сделанный большинством офицеров Белого движения. Времена проверяют людей, ставят их перед выбором, заставляют проявить свои лучшие или худшие качества. Обстоятельства времени лишили участников Белого движения своей родины, но мне, школьнику, живущему в России через сто лет после тех событий, приятно и тепло на душе от тех строк, которые посвящали эмигранты своей России.