СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа ученика по краеведению

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа была представлена на научно-практической конференции секция краеведения

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученика по краеведению»

Научно – практическая конференция по историческому краеведению












Тема: «Жизнь детей во время войны»



Выполнила: ученица 6 В класса

Соловьёва Екатерина Сергеевна

Руководитель: учитель истории

Соловьёва Наталья Петровна
















2015 г.

План работы:

  1. Введение: обоснование выбора темы

  2. Основная часть:

а) Жизнь детей на оккупированной территории

б) Голод

в) Жизнь детей в изгнании

г) Отголоски войны

3. Заключение: выводы; дальнейшие планы по исследованию



Цели исследования:

  • Узнать о том, как жили мои ровесники в страшные годы Великой Отечественной войны.

  • Познакомиться с живыми свидетелями войны.

  • Способствовать сохранению памяти и исторической правды о войне 1941-1945 гг.

  • Приурочить мою работу к 70-летию Великой Победы.



Задачи исследования:

  • Найти людей, переживших войну в своём детстве.

  • Провести с ними беседы, записать их рассказы.

  • Привлечь к моей работе учащихся нашей школы, чтобы они тоже прониклись этой темой.

  • Посетить краеведческий музей и добыть информацию из его фондов.

  • Систематизировать полученный материал и создать презентацию.


Методы исследования:

  • Опрос в устной и письменной форме.

  • Работа в фондах музея.

  • Изучение печатных источников (книг, статей).



Вопросы для исследования:

  • Жизнь детей на оккупированной территории.

  • Можем ли мы понять, что такое детский голод?

  • Жизнь детей в изгнании.

  • Отголоски войны.









I. Введение.

Уже вторую свою исследовательскую работу я посвящаю детям – своим сверстникам. Почему в этом году я решила изучить жизнь детей во время войны 1941-1945 гг.? В 2015 году вся наша страна, весь наш народ отмечает 70-летие Великой Победы над фашизмом. Не все страны в мире осознают всю важность этой Победы. Некоторые даже пытаются изменить интерпретацию истории. Но мы все вместе не должны допустить, чтобы нашу Победу кто-то поставил под сомнение. Мы можем внести свой вклад в сохранение памяти о той страшной трагедии, собирая свидетельства, записывая их, передавая последующим поколениям.

Каждый год становится всё меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Поэтому я решила собрать и записать воспоминания тех маленьких свидетелей войны, которые ещё живы, или их родственников, которым они это рассказывали.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедии – невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Им пришлось раньше повзрослеть, чем следовало по природе.

Гипотеза: Дети в период войны оказались лишёнными детства. Им пришлось пережить весь ужас войны наравне со взрослыми.


Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу.


II. Основная часть

1. Жизнь детей на оккупированной территории.

22 июня 1941 г. порховичи, как и вся страна, были потрясены сообщением о начале войны с Германией. 10 июля 3-я моторизованная дивизия противника прорвалась у станции Подсевы и устремилась к Порхову, до которого оставалось 25 км. В 12-м часу ночи немецкие солдаты ступили на улицы древнего русского города. С первых дней пребывания в Порхове оккупационные власти ввели в нём жестокий режим, призванный устрашить его жителей, подавить волю к сопротивлению. По официальным немецким данным только за первые дни недели хозяйничанья в городе фашисты повесили и расстреляли 250 человек. Сколько среди них было детей, неизвестно. Отдельную статистику никто не вёл, то есть их приравнивали к взрослым. За 2 года 7, 5 месяцев оккупации фашисты расстреляли, повесили, сожгли заживо 11 тысяч жителей Порховского района, а 10,5 тысяч угнали в германское рабство.

Обратимся к рассказам тех, кто тогда был ребёнком. Рассказывает дедушка Ивановой Кристины ученицы 11 А класса.

«Мне тогда было всего три года и сам я помню немногое, больше знаю по рассказам мамы. Жили мы в землянках – все дома были сожжены немцами, а землянки эти все называли «окопами»».

Про жизнь в окопах вспоминает и моя бабушка Екимова Александра Ивановна она родилась в 1943 г.: «Узнали, что немец отступает и подходит к деревне, стали все собираться. Была уже зима или поздняя осень, я только родилась. Мама завернула меня в то, что попалось под руку. И только когда в лес прибежали, увидела, что нога голая торчит. Как не отморозила, не знаю. В лесу партизанами были вырыты землянки («окопы»). Там и стали жить.»

Жителям деревень приходилось спасаться в лесах, в окопах. А жителям города негде было укрыться. Приходилось жить в оккупированном городе и видеть, как немцы здесь хозяйничают.

Как же жили в этих окопах? Дедушка Ивановой Кристины вспоминает: «Есть было совсем нечего, все голодали. Ели траву, от того все дети были худые и со вздутыми животами. Мы играли в еду: сорвём, попробуем – не горько -значит, есть можно». Дедушка говорит, что когда он шёл и дул ветер, то он падал. Такой был истощённый.

Как немцы относились к детям? Жестоко. Хотя и не все. Вот рассказ дедушки Ивановой Кристины: «Детей, которые в чём-то провинились, сажали в баню, а потом расстреливали. А чтобы они не убежали, мало что запирали и сторожили, ещё снимали обувь. Однажды, был случай, зимой, один мальчишка выбрался как-то из бани через маленькое окошечко и по снегу босиком бросился бежать через поле. Немец, который сторожил баню с детьми, заметил его, но сделал вид, что не видит и открыл огонь, когда мальчишка был уже очень далеко. Ноги тот мальчик отморозил, но выжил.»

Да были исключения и среди немцев. Но это очень редкие исключения. Как правило, они никого не жалели.

Примером их жестокости служит и рассказ бабушки Ивановой Кристины: «Я родилась в марте 1942 г. и была младшей из трёх сестёр. Моя мать за то, что отказалась работать на немцев – чистить их лошадей, была приговорена к виселице. В нашей деревне немцы не расстреливали людей, а устраивали показательные виселицы в центре деревни. Насильно сгоняли весь народ со всей нашей деревни и с ближайших деревень и на глазах у них вешали. Женщин и детей заставляли на это смотреть.»

Ещё она рассказывает: «Немцы на танках ездили по деревне и давили колодцы. Так что воды не хватало.» Вероятно, это было уже перед освобождением, так как немцы вряд ли стали бы себе вредить. Ведь они тоже находились в этой деревне.

2. Можем ли мы понять, что такое детский голод?

В рассказе Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» есть такие слова: «…Голод – это, когда голодает всё: голова, руки, сердце. Голодает, а потом умирает». Да, я думаю, мы не можем понять, что такое голод. И надеюсь, нам не придётся это пережить, как пришлось пережить людям во время войны. Конечно, все голодали во время войны, но так как голодали ленинградцы, не голодал никто. Среди ленинградцев во время блокады оказался и дедушка Яковлева Александра ученика 11 А кл. Андроненков Леонид Семёнович . Вот что он рассказывал своему правнуку: «Я поехал учиться в Ленинград, и там меня застала война. Мне было только 13 лет. В блокадном городе я оказался совсем один. Я пытался найти своего брата-лётчика, но того уже забрали на фронт. Это были страшные времена. Я выживал, как мог: просил милостыню, воровал, работал. Но всё-таки я совсем истощал и как многие ленинградцы упал на улице.»

Здесь я хотела бы остановиться и привести примеры того, что могло бы быть с этим мальчиком на улице Ленинграда. Эти воспоминания ленинградцев взяты из книги «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда», в которой очень подробно и со ссылкой на дневники ленинградцев рассказано о тех страшных годах голода. А затем я продолжу рассказ нашего земляка.

«Улицы города никогда не были пустыми. Здесь видели людей, безучастных ко всему, и тех, кто стремился выжить любой ценой. Здесь пульс блокадного Ленинграда ощущался сильнее всего. Шли туда, где был хлеб, шли к тем, кто нуждался в помощи, шли, провожая в последний путь, шли по заснеженным улицам, шатаясь и падая, умирая и прося о поддержке, - шли, шли, шли…

И люди на улицах стали другими. Замедленное и монотонное движение толпы, безразличие людей, их неразговорчивость и неповоротливость, мрачность лиц, нежелание уступать дорогу… являлось весьма заметным явлением и потому не могло не отразиться в записях очевидцев… Горожане ходили по улицам, не различая тротуаров и мостовых. На одной из блокадных фотографий мы можем увидеть детей, бредущих посередине Невского проспекта… Обилие сохранившихся свидетельств о том, как проходили мимо лежавших на снегу обессиленных людей. Эти лежавшие на улицах люди, умолявшие прохожих, пытаясь их разжалобить криком и плачем, ползающие по земле, цеплявшиеся за всё, чтобы в одиночку встать на ноги, и бессильно замиравшие, чувствуя свою обречённость, - одна из самых страшных картин осаждённого Ленинграда… Безразличие к упавшим людям отчасти проявлялось и потому, что их видели всюду и смирились с тем, что нельзя помочь каждому… Но и уйти сразу не все могли. Поднимали упавшего, пытались его приободрить и уходили, стараясь не оглядываться, - имелось у людей пусть и маленькая толика сострадания и стыда, понимания того, что есть человеческий долг, которым нельзя пренебречь…».*

Вот и Леониду Семёновичу повезло, мимо не прошёл человек. Его подняли и отправили в больницу. Почему же так повезло мальчику? Ответ на этот вопрос я нашла там же, в книге: «Поднимать упавших стали с марта 1942 г., когда начали расчищать улицы, увеличилось количество патрульных. Милиционеров обязали поднимать всех, кто не мог идти».* Теперь о больнице, как это могло произойти: «Наиболее значимыми формами спасения людей в самые трудные дни блокады считались, прежде всего, стационары, детские дома и больницы…Попасть в больницу и госпиталь в 1941-1942 гг. удавалось далеко не всем заболевшим. Подбрасывать блокадников в больницы пытались любыми путями. «Один управхоз нашёл способ устраивать людей в госпитали: он вытаскивал больных из квартир на улицу, звонил в госпиталь, что на улице найден гражданин в бессознательном состоянии, и бойцы санитарного звена относили его на носилках, - устроил так 15 человек», - записала в дневнике 14 февраля 1942 г. Э. Г. Левина».* Возможно, такой добрый человек или ответственный милиционер и помог Леониду Семёновичу. А потом его даже эвакуировали на поезде в Ярославскую область. Здесь тоже есть доля везения. Вот, что сообщает о процессе эвакуации из блокадного Ленинграда автор книги «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда»: «Перечень лиц, подлежащих эвакуации, регламентировался инструкциями, но нередко допускались и импровизации. Самолёты и поезда всех вместить не могли. Неизбежно надо было делать выбор».* И выбор этот, надо сказать, был не в пользу слабых. Вот, например, как отбирали детей: «Приёмы отбора малолетних детей удивляли тех, кто видел их впервые: воспитатели определяли, сможет ли ребёнок дойти от стены до стены, не упав…»* Так что и здесь Леониду Семёновичу улыбнулась удача. Но это была не последняя случайность.

В поезде Леонид Семёнович лежал без движения и люди подумали, что он умер и, когда его уже хотели снять с поезда как умершего, неожиданно, он подал признаки жизни. Так жизнь прадедушки Яковлева Александра ученика 11 А класса была спасена. Он выжил, доехал до места назначения, и был определён в госпиталь. Но здоровье его было очень плохим. Последствия голода могут быть летальными, даже когда человека уже накормили. Ведь истощено не только тело, истощены все внутренние органы, а их восстановления может и не произойти. Вот в таком положении и оказался Леонид Семёнович. Но однажды он с трудом вышел на улицу и дошёл до рынка. Там он увидел женщину, продающую солёную рыбу. Он сам не мог объяснить, почему он попросил у неё попить рассола из-под рыбы. Она налила ему этого рассола, он выпил и почувствовал себя лучше, а через несколько дней совсем поправился. И Леонид Семёнович даже успел повоевать на Дальнем Востоке с Японией. А потом вернулся на Псковщину. Умер Леонид Семёнович в 2002 г. Но история его военной жизни теперь - кусочек истории страны.

3. Жизнь детей в изгнании.

Многие дети, вместе со взрослыми, оказались изгнанными со своей родной земли. Почему? Вероятно, их хотели использовать в качестве дешёвой рабочей силы на территории Германии и других государств, которые по планам немцев должны быть их территориями. Мне удалось собрать рассказы и о жизни наших земляков во время такого изгнания. Теперь таких людей принято называть «узниками». И это верно, ведь они не по своей воле оказались на чужой территории.

Рассказывает бабушка Иванова Данила ученика 11 А класса Лядина Вера Ивановна: «Мне было три года, когда я попала в концлагерь. А затем меня вместе с братом и мамой сослали в Эстонию, где мы жили на хуторе у местных крестьян. Взрослые работали по хозяйству. А нам детям даже не разрешали играть. Однажды, мы разрыли тропинку, так нам так попало. Мой отец был лейтенантом Красной Армии, и хозяйка всё время попрекала этим нашу семью. В сентябре 1944 г. когда Красная Армия освобождала Эстонию мы бежали с хутора. Хозяйка хутора (из страха) дала нам корову и лошадь с собой и просила, чтобы мы ничего не рассказывали в России о том, как они к нам относились и что говорили. Вскоре мы вернулись в Порхов. Жить было негде. Построили шалаш и в нём стали жить. В один прекрасный день весны мы услышали на улице радостные крики. Это была Победа! Скоро вернулся и мой отец – лейтенант Красной Армии». Вот такой рассказ. Не большой, но можно почувствовать, как людям было тяжело в чужих краях на подневольном положении. Даже детская память этот эпизод жизни сохранила.

4. Отголоски войны.

Что такое отголоски войны? Это когда война напоминает нам о себе даже после своего окончания. Это тяжёлые, хотя уже и не такие страшные, послевоенные годы. Что мне стало известно. Рассказывает моя бабушка: «После войны всем было очень тяжело: голодно. Ходили на поле «пастись»: собирать съедобную траву, чтобы съесть. Обуть, одеть было нечего. Нас детей было четверо, трое девочек и старший брат. Две старшие сестры носили какую-то одежду по очереди. Валенки были одни на всех. Один сегодня идёт в школу, другой – завтра. Мама «ходила» в Ленинград (так говорила она сама, «ходила» - значит как-то добиралась, на чём придётся). Там она обменивала продукты на одежду и обувь, которые конечно были поношенными. Однажды она привезла сапожки женские, но они оказались на одну ногу и старшая моя сестра в них всё равно ходила.». Вот так тяжело жили. А дедушка Ивановой Кристины рассказывает, что у них в деревне после войны подрывались на минах, а дети, иногда, приносили неразорвавшиеся мины домой и случалась страшная трагедия. Мне кажется, что отголоски войны слышны и сегодня. Мы слышим их в том, что у заморённых с рождения наших бабушках плохое здоровье, в том, что нашу страну хотят оклеветать, принизить значение нашей Победы. А мы чувствуем обиду за наших ветеранов, за тех детей, которые столько пережили, а теперь должны в чём-то оправдываться, что-то доказывать. Это не допустимо!

5. Заключение.

Дети и война – на первый взгляд два несовместимых понятия. Но, несмотря ни на что, дети жили и работали наравне со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу. А те, кто в силу возраста не мог этого делать, просто выжил и подарил нам уверенность, что всё можно пережить, даже войну.

В своём исследовании я пришла к выводу: у целого поколения, рождённого с 1928 г. по 1945 г., украли детство. Война искалечила тысячи детских судеб. Они хлебнули горя полной чашей. Но также я сделала и другой вывод: попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию. Я планирую продолжить собирать рассказы очевидцев тех страшных событий.

Мы, современники, должны помнить, какой ценой нам далась Победа! Ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Ценой миллионов судеб, в том числе и детских.






Источники:

  1. С. Яров: «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда»

  2. Рассказы учащихся школы № 1 г. Порхова

  3. Фонды Порховского краеведческого музея

  4. Рассказы моей бабушки.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!