СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа ученика по краеведению

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование по краеведению ученика 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученика по краеведению»

Научно-практическая конференция
















Тема: «Библиотека в моём городе»


Автор: ученица МБОУ

«СОШ № 1 г. Порхова

5 В класса Дмитриева Мария

Руководитель: Соловьёва

Наталья Петровна













2015 – 2016 уч. год


Содержание:

  1. Введение: актуальность темы, обоснование выбора темы, цели, задачи.

  2. Основная часть:

  1. История библиотеки в Порхове:

        • Первые библиотеки

        • Библиотека после 1917 г.

        • Библиотека во время Великой Отечественной войны

        • Библиотека после войны

        • Библиотека в наши дни

        • Порховская газета «Порховский вестник» о библиотеке.

  1. Заключение: выводы

  2. Приложения: интервью, фото.


















I.Введение.

Библиотека – госучреждение, которое осуществляет хранение поступающих в нее печатных произведений и старинных экземпляров письменности с целью дальнейщего их предоставления в кратковременное общественное пользование. Библиотеки являются как научно-информационными, так и культурно-просветительскими учреждениями.

Памятники письменности начали собирать и хранить в глубоко древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки появились во II тысячелетии до н.э. Первая публичная библиотека функционировала уже в V веке до н.э. в Афинах. Широкое развитие библиотеки получили при монастырях в раннее Средневековье, а в XV веке, после изобретения книгопечатания, поднялись на качественно новый уровень. В XIX веке публичные библиотеки становятся массовым явлением. В России монастырские библиотеки появились в XI-XII веках, а первые светские – в XVIII веке во время правления Петра I, при Академии наук и Московском университете.

Почему же библиотеки были нужны людям в разные эпохи? И как сегодня изменилось отношение к этим учреждениям? Задумавшись над этими вопросами, я решила выяснить, как обстоит дело с посещением библиотеки в моём городе. Тем более, что в этом году ей исполнилось 110 лет и этой знаменательной дате я и решила посвятить свою работу.

Я считаю, что люди тянулись к библиотекам в разные эпохи за духовной пищей. Человек - существо, которое не может довольствоваться удовлетворением физиологических потребностей, ему необходимо стремиться к развитию своего внутреннего мира. И библиотеки были тем сосредоточением духовного богатства, который формирует из человека личность.

Я думаю, что сегодня роль библиотек остаётся огромной, но утрачивается стремление людей к чтению. И я считаю эту проблему очень актуальной, так как ни что не может заменить человеку живого чтения.

Я решила изучить эту проблему на примере своей родной библиотеки, которая находится в моём городе.

В своём исследовании на тему «Библиотека в моём городе» я поставила следующие цели:

  • Узнать историю Порховской районной библиотеки.

  • Выяснить современное положение с посещением библиотеки.

Для достижения этих целей я определила задачи:

  • Собрать необходимую информацию по истории библиотеки

  • Составить и провести интервью с работниками библиотеки.

  • Создать презентацию по итогам исследования

Я пользовалась следующими методами:

  • Сбор и систематизация печатной информации

  • Анализ устных источников

  • Фотографирование

Гипотеза. Я предположила, что:

Порховская районная библиотека была и остаётся центром культуры, духовного развития личности и формирования гражданственности, но поддержка со стороны государства и популярность среди населения её падает.

II. Основная часть.

1. Первые библиотеки.

Первые библиотеки в городе Порхове появились в XIX при Духовном училище, при попечительском комитете, при земской управе. А городская общественная библиотека и читальня были открыты 6 февраля 1906 г. После Октябрьской революции библиотека в городе «существовала до Великой Отечественной войны с 1919 года» (Из Паспорта Государственной массовой библиотеки, заполненного в 1949 г.).

Из воспоминаний Галины Васильевны Проскуряковой: «Кирпичный дом Зацкого к 1920 году превратился в один из главных культурных центров города и уезда. В третьем, верхнем его этаже разместилась библиотека: входивший в неё оказывался в большой комнате, где из многочисленных, очень красивых шкафов шла выдача книг. Этим занимались несколько библиотекарей высокой квалификации… Там же устраивались выставки книг и журналов. Влево от этого помещения был читальный зал: высокие окна выходили на берега Шелони, прямо на крепость; в хорошую погоду была открыта дверь на балкон, и можно было читать там. Оба зала – и выдачи, и читальный – были обставлены массивной, красивой, дорогой мебелью… Привезённые из имения Волышово, она была прекрасной сохранности. И у работников библиотеки, и у читателей поднималось настроение, когда они входили в новую Порховскую библиотеку… К чести работников, а вернее государства, нужно заметить, что в библиотеку уже в те трудные, голодные годы гражданской войны поступало много новых советских изданий… Вскоре число библиотекарей в Порхове было сокращено, но новые библиотеки и избы-читальни продолжали открываться». (Г. В. Проскурякова Порховская старина// Псков №13 – 2000 – с. 11-12).

2. Порховская библиотека во время Великой Отечественной войны.

Во время фашистской оккупации библиотека была уничтожена, всё самое ценное вывезено в Германию. В июне 1944 г. библиотека возобновила свою работу. Обслуживала 230 читателей, фонд насчитывал около 2 тысяч книг.

3. Библиотека Порхова после Великой Отечественной войны.

А в 1948 г. для библиотеки выделено приспособленное помещение площадью 102 кв. м. с абонементом и читальным залом в доме купца Жукова и обслуживала уже 2,5 тысячи читателей.

После войны под библиотеку было выделено здание бывшего дома фабриканта Жукова. В это время она становится районной. Ведётся активная работа с населением. Фонды пополняются новой литературой. Места в библиотеке становится недостаточно.

Детская библиотека после войны находилась на ул. Пушкина. В 70- е гг. она переехала на проспект Ленина, дом 45. Где и обслуживала маленьких читателей до октября 1981 года.

17 октября 1981 г. библиотека переехала в новое, специально построенное двухэтажное здание. С 1996 г. по 2013 г. закрыты 25 сельских библиотек, почти все переведены на режим неполного рабочего времени.

В сентябре 2011 г. первый этаж, где располагалась детская библиотека, был передан детской школе искусств, а районная и детская библиотека разместились на втором этаже. Я думаю, это стало возможным из-за сокращения фонда.

В настоящее время в Порховской ЦБС работает 9 библиотек-филиалов и районная библиотека.

Нынешние библиотеки в Порхове также сохраняют и предоставляют информацию, поступающую на современных накопителях. Осуществляют работу по предоставлению своих библиографических услуг пользователям, заинтересованным в их получении.

Структура библиотеки в Порхове состоит из центрального учреждения и районных отделений. Также каждое городское учреждение образования имеет собственные библиотеки, предоставляющие свои профориентационные услуги. Центральная библиотека обладает самым большим фондом печатных изданий. В ней сконцентрирована наиболее полная книжная информационная база прошлых столетий и нынешнего времени. Районные библиотеки в основном обладают фондом для широкого пользования. Это художественная, документальная и научная литература прошлого века и современные издания книг.

Основная деятельность библиотек Порхова состоит в предоставление читателям книг на временное пользование. Редкие экземпляры, которых можно прочесть в их читальных залах. Сопутствующие услуги библиотек платные. К ним относиться тиражирование информации из носителей посредством сканирования, копирования или печати. Предоставление для пользования ПК. Поиск информации библиотечными сотрудниками по запросу читателя, подборка и доставка информации из других библиотечных фондов. Также библиотеки организуют выставки, мастер-классы, тематические семинары в соответствии с профдеятельностью.



III. Заключение

Работая над исследованием, я сделала следующие выводы:

  • Нашей библиотеке пришлось пережить много трудностей, но она выжила

  • Библиотечная система переживает кризис

  • ЦРБ продолжает пользоваться популярностью у порховичей, но уже не так как раньше

  • Работники библиотеки и газета «Порховский вестник» делают всё, чтобы сохранить интерес к библиотеке.

  • Наша библиотека имеет долгую историю


Источники:

  • http://portal.pskovlib.ru/

  • Интервью с библиотекарем









































Приложение 1. (фото)


Духовное училище в Порхове, где располагалась первая библиотека.



Бывший дом Зацкого П. П. (сейчас почта)

Зацкой Пётр Петрович


Современная районная библиотека г. Порхова



В читальном зале библиотеки


Библиотеке - 110 лет.



Выставка по краеведению


Наши библиотекари отдают душу своей работе.


В детской библиотеке можно найти литературу на любой вкус.



Знаменательные дни всегда в центре внимания в нашей библиотеке.



















Приложение 2 (интервью)

1. В этом году нашей библиотеке исполнилось 110 лет. Как библиотека отметила эту дату? Какими мероприятиями?

- Было много мероприятий. Они были расписаны в течении месяца. Эти мероприятия прошли не только у нас, но и в сельских библиотеках нашего района. Это были выставки, Круглый стол, знакомство с библиотекой для садиков и школьников и многое другое.

2. По какой необходимости люди обращаются в читальный зал?

- Приходят студенты, им нужна информация для учёбы: будущие педагоги, юристы, врачи. Очень многие приходят по краеведению – спрашивают об истории Псковского края; бабушки и дедушки – почитать прессу.

3. Знают ли читатели о существовании каталогов и пользуются ли ими?

- Да, они не только знают, но и пользуются.

4. Хорошо ли пополняется библиотека?

- Не очень хорошо. Хотелось бы больше, очень мало поступлений.

5. Какой сейчас фонд?

- В детской библиотеке – 13 500; Взрослая – 51 981 книга; Всего – 65 481

6. Сколько читателей обслуживается?

- У нас около 2200 читателей.

7. Изменилось ли количество читателей, и их активность, за последние 25 лет?

- Конечно. Количество читателей изменилось в худшую сторону.

8. В чём вы видите причины этого?

- В развитии технологий. У всех планшеты, телефоны, электронные книги, а также из-за того, что нет новых книг.

9. Как вы относитесь к закрытию библиотек в сельской местности?

- Отрицательно. Но закрывали из-за того, что не было финансирования – вынужденная мера. Но мы против этого – пропадает много книг.

10. Как сохранить библиотеки в век технологий?

- Я думаю, надо прививать любовь к чтению с детства. Всё равно нужно читать, надо подержать в руках книгу. Чем больше люди будут читать, тем будет лучше общество.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!