Научно – практическая конференция школьников.
Направление: ОБЖ и здоровье человека.
Доклад на тему:
«Влияет ли тяжёлый ранец на здоровье ребёнка?»
Содержание
Введение. С.3 Глава 1. История школьного портфеля. С. 4 - 5 Глава 2. Что выбрать портфель, рюкзак или ранец? С. 5 Глава 3. 11 признаков хорошего школьного ранца. С. 6 - 7 Глава 4. Сколько килограммов «знаний» ежедневно таскает в своём ранце школьник? С. 7 - 8 Глава 5. Влияет ли ранец на осанку ребёнка? С. 8 - 10 Заключение. С.10 –11 Приложение.
Литература: 1 «В школу с чемоданом» http://forum.na-svyazi.ru/?showtopic=107368&st=30 2. «Как правильно выбрать ранец первокласснику?» http://www.bummir.ru/Article_4_kak_pravilno_vybrat_ranec_pervoklassniku.htm 3. Александр Лосото «Пятерка весом два кило. Утвержденные Геннадием Онищенко санитарные нормы обязательны и для родителей, и для школы» « Российская газета» - Федеральный выпуск № 3558 от 25.08.2004г. http://www.rg.ru/2004/08/25/sannormy.html 4. Анфиса Чеботарева «Тяжел ли ранец школьника?» http://www.s-cool.ru/article644.html 5. «Школьный ранец: Легче - не значит лучше!»http://gekonbag.ru/index.php?show_aux_page=11 6. Дария Дубницкая «Чтобы у ребенка не было проблем с позвоночником, покупайте ранец... с неудобной ручкой» http://dubnitskaya.at.ua/publ/15-1-0-59 7. «История школьного портфеля» http://muzei.uni-dubna.ru/shkprinadl_portfel.htm
Введение.
Каждый день, провожая меня в школу, мама помогает надеть мне ранец и с тревогой в голосе говорит, что он у меня неподъёмный, что это плохо влияет на формирование осанки. Причём здесь ранец? С этим вопросом я обратился к своему учителю Кузнецовой Ирине Константиновне. Она предложила мне провести исследования по данному вопросу. По совету учителя сначала я обратился к медицинскому работнику нашей школы, чтобы узнать, как формируется опорно-двигательная система. А также есть ли отклонения в формировании осанки у ребят нашего класса. От неё я узнал, что по статистике примерно у 15% школьников к концу младших классов врачи обнаруживают сколиоз, а у старшеклассников эта цифра переваливает за 80%. В нашем классе проблем с формированием осанки нет. Правильная осанка формируется впервые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. С вопросами: «Что выбрать портфель, рюкзак или ранец? На что надо обратить внимание при покупке ранца? В чём причина, что ранцы год от года становятся тяжелее?» Я обратился к своим одноклассникам и их родителям, предложив им ответить на вопросы анкеты. ( Приложение 1) Одновременно, я изучал материл о том, что лучше портфель, ранец или рюкзак, как правильно выбрать ранец, какие гигиенические требования предъявляются к изданиям учебников, влияет ли ранец на формирование осанки. Чтобы узнать соответствуют ли гигиеническим нормам учебные пособия и ранцы моих одноклассников, я провёл несколько практических работ. Я считаю свою работу исследовательско – просветительской и думаю, что её полезность не вызывает сомнений. Результаты анкетирования показали: из 14 родителей – 10 человек отдают предпочтение ранцу, при этом только 6 человек смогли сформулировать по три требования, предъявляемые к ранцу. 13 родителей сошлись во мнении, что ранец влияет на формирование осанки. ( Приложение 2) Моя работа знакомит с правилами выбора ранца и отвечает на главный вопрос: « Влияет ли ранец на формирование осанки?» С результатами своей работы я познакомил своих одноклассников и их родителей. Были составлены рекомендации для производителей ранцев, учеников, родителей и учителей.
Глава 1.
История школьного портфеля
Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает, Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель Со мной шагает мой портфель.
В. Берестов
Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
Так как кожаный портфель стоит достаточно дорого, для школьников стали шить портфели из винила и коленкора. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами.
Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец.
Ранец - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников — для книг и учебных принадлежностей, в армии — как часть походного снаряжения). В семидесятые годы им уже пользовались. Изготавливали портфели и ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными. Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным.
Однако в 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо.
Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80–х обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета. Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов.
На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.
С конца 90–х и по настоящее время школьники носят ранцы, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.
Преимущества такого подхода очевидны - руки свободны, относительная "грузоподъемность" достаточно высока, а нагрузка практически не чувствуется. Несмотря на все очевидные достоинства, существуют возможности улучшения, что и было сделано. Новый ранец является жестким, что в некоторых случаях очень даже необходимо.
Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак».
Так изменился школьный портфель за последние пятьдесят лет.
Глава 2.
Что выбрать портфель, рюкзак или ранец?
Большинство детей тратят на дорогу от 20 до 50 минут, а потом ещё приходится, не заходя домой, лететь на тренировку, в музыкальную школу или какой – нибудь кружок. Так что, если ребёнок будет всё это проделывать с портфелем наперевес, набитым учебниками, то вскоре точно пополнит печальную статистику. Ортопеды, между прочим, считают, что самый лучший для здоровья способ переноски тяжестей - на голове. Этот вариант, конечно, здорово понравится детям, но вряд ли придется по сердцу педагогам. Еще один способ - двумя руками в двух портфелях. Но видеть школьника с двумя портфелями...
Вообще от школьных портфелей отказываются не зря: переноска тяжелых вещей в одной руке (или на одном плече) опасна для здоровья ребенка и грозит сколиозом. Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. Ранец – это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, максимально приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Первое и основное отличие ранца от рюкзаков: ортопедическая задняя стенка. Это гарантия здоровья спины ребёнка даже при условии большой нагрузки учебниками. Ортопедическая спинка позволяет оптимально распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.
Рюкзак - не лучший выбор для ученика начальной школы, поскольку у него мягкая спинка, этот вариант больше подойдет для старших школьников. А вот модный же фасон в виде "сумки почтальона" крайне нежелателен - он является одной из главных причин искривления осанки и может пережать мышцы шеи. Поэтому лучший вариант ранец с ортопедической спинкой.
В нашем классе у 20 человек ортопедические ранцы и лишь у одного сумка – почтальона ( Приложение 3)
Глава 3.
11 признаков хорошего школьного ранца.
Школьный ранец, на первый взгляд, предмет простой. И выбрать его нетрудно - лишь бы был легкий и ребенку нравился. Однако ранец для школьника должен отвечать многочисленным требованиям качества и безопасности, иначе под угрозой окажется безопасность и даже здоровье самого ребенка. Сделать правильный выбор нам помогут 11 признаков качественного школьного ранца.
1. Вес ранца. По действующему ГОСТу масса пустого ранца не должна превышать 1 кг.
2.Ортопедическая спинка. Ортопедическая спинка – спинка, которая участвует в формировании осанки ребенка. Она повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор — небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка. Сама спинка — должна быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец.
3. Материал. В основном в производстве качественных ранцев используется экологически чистый полиэстер, который обладает высокой прочностью на разрыв и растяжение за счет высокого суммарного количества нитей в квадратном дюйме ткани. На ткань наносится специальная водоотталкивающая пропитка. При наличии такой пропитки, капли воды скатываются с ткани, а не впитываются, что улучшает ее водонепроницаемость.
4. Лямки. У лямок должна быть мягкая подкладка, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине (это требование прописано в ГОСТе) и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить ранец на спине. Оптимальная ширина лямок — 4-5 см. Они должны быть надежно прикреплены к ранцу, что исключает их отрыв.
5. Светоотражающие элементы. Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами», которые обеспечат безопасность ребёнка при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
6. Жесткий корпус. Корпус хорошего ранца защищает и свое содержимое, и спину ребенка. Все стенки корпуса должны быть жесткие. Только в ранце с жесткими стенками можно правильно расположить учебники, тетради и другие школьные принадлежности: тяжелые вещи кладутся ближе к спине, легкие - к передней стенке ранца. Левая и правая стороны ранца при этом должны быть нагружены одинаково.
7. Водонепроницаемое дно. Желательно, чтобы дно было с прорезиненной основой с ножками или с пластиковыми ножками по углам.
8. Удобные замки и молнии. Молнии и замки качественного ранца открываются и закрываются без лишних усилий. Молнии у хорошего ранца закрыты клапанами, защищающими его содержимое от дождя и снега.
9. Внутренние отделения. В хорошем ранце несколько карманов и удобные внутренние отделения, позволяющие аккуратно разместить все, что необходимо школьнику.
10. Ручка. Парадоксально, но рюкзаки с удобной ручкой могут быть вредны для позвоночника. Лучше выбирать такую модель, чтобы у малыша не возникало желания носить тяжести в руках.
11. Дизайн. Задача родителей в том, чтобы определить, соответствует ли ранец девяти предыдущим признакам, а вот последнее слово должно остаться за ребенком. Не забывайте, что это ему, а не вам предстоит каждый день ходить в школу.
Надо забыть про варианты «ранец нам в подарок купит бабушка» или «закажем какой-нибудь по интернету». Так же, как и школьную форму, ранец нужно выбирать путем долгих и тщательных примерок.
В Приложении 4 представлены результаты взвешивания пустых ранцев моих одноклассников. Вес пустых ранцев у всех не более 1 кг Как, оказалось, выбрать ранец, который соответствовал всем нормам довольно трудно. Из 20 ранцев соответствуют всем нормам 4 ранца. Использование пластмасса и плотных материалов делают ранцы тяжёлыми.
Глава 4.
Сколько килограммов «знаний» ежедневно таскает в своём ранце школьник?
В нашей стране вес портфеля школьника регламентируют Санитарные правила и нормативы, утвержденные главным государственным санитарным врачом Геннадием Онищенко 7 октября 2002 года. Они вступили в силу в феврале 2003 года и с тех пор не менялись. Вот предлагаемые врачами допустимые нормы. Общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров: 1-2-й классы: 1,5-2 кг ; 3-4-й классы: 2-2,3 кг; 5-6-й классы: 2,3-3кг ; 7-8-й классы: 3-3,5кг ; 9-11-й (12-й) классы: 3,5-4,5кг
Вес учебной литературы также должен соответствовать СанПиНам "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования " от 2003 года. Согласно им, вес каждого учебника не должен превышать: для 1-2-х классов -300 граммов, 3-4-х классов -350 граммов, 5-6-х классов -450 граммов, 7-10-х классов - 500 граммов, 11-12-х классов - 600 граммов.
В ходе практической работы я установил, что вес учебных пособий, необходимых по программе, соответствует гигиеническим требованиям ( Приложение 5)
Также на протяжении всей недели я наблюдал за изменением веса ранцев у моих одноклассников и отмечал результаты в контрольном листе ( Приложение 6) Выяснилось : самым тяжёлым содержимое ранца бывает в понедельник, среду, четверг. А в понедельник и в среду он должен быть менее нагруженным. Самым лёгким ранец оказался в пятницу и субботу. Проверяя содержимое ранцев и взвешивая отдельные школьные принадлежности, я вместе с одноклассниками сделал выводы, что:
1) каждый день надо проверять содержимое ранца, не носить лишних вещей; 2) отказаться от папок, пеналов, вес которых утяжеляет содержимое ранца; 3) провести соревнование по рядам «Говорящий портфель» Соответствие реального веса ранца его правильному весу я показал в диаграмме. ( Приложение 7)
Глава 5.
Влияет ли ранец на осанку ребёнка?
Наступило время ответить на этот вопрос? Ведь именно с него началась моя исследовательская работа.
В ходе исследования я познакомился с различными мнениями.
Вот мнение российских врачей – ортопедов:
« У 90 процентов детей семи-восьми лет при осмотре мы находим нарушения осанки. Даже у деток, у которых в шесть лет этой проблемы не было. Это связано и с неудобными рюкзаками, и с образом жизни современных детей, которые мало двигаются и почти все время проводят за компьютером или телевизором. В результате мышечный корсет, который должен быть выработан к этому возрасту, остается недоразвит, поэтому страдает позвоночник. Очень часто недостает физиологической стимуляции развития позвоночного столба, например, прыжков, скачков, или балансирования, которые способствуют здоровому развитию детской осанки и двигательного аппарата. Вследствие этого спина становится восприимчивой к нагрузкам. Неправильно выбранные и тяжелые школьные ранцы усиливают эти симптомы, и это может привести к постоянным нарушениям осанки; особенно если учесть, что около 80% всех школьников носят слишком тяжелые школьные ранцы. Однако от неподходящих школьных ранцев страдает не только осанка. Наблюдается также негативное воздействие на моторику и координацию движений. Оно сначала формируется у первоклассников, и со временем развивается. Из-за слишком тяжелого, или неправильно расположенного ранца у ребенка нарушается равновесие, тем самым снижается его устойчивость. Как следствие – повышенная опасность несчастных случаев. Вследствие чего, хотя бы до 12 лет школьный ранец необходимо носить на спине.
И, конечно, надо научить малыша правильно надевать рюкзак. Его нужно поставить на парту и надеть обе лямки одновременно. Также следует время от времени делать расслабляющие упражнения для спины.
С рюкзаком школьник не расстается большую часть дня: после уроков зачастую остается на "продленку", занимается на факультативах. Поэтому ортопедические требования к школьному ранцу должны быть очень строгие. Также надо следить и за содержанием портфелей».
Обслуживающий медицинский персонал в школах Цюриха и Базеля также акцентирует внимание на данной проблеме и призывает всех школьников брать с собой только необходимые вещи. А медицинская служба школы города Базель-Штадт уже на протяжении нескольких лет выпускает инструкции, согласно которым школьники освобождаются от обязанности быть «вьючными животными».
Специалисты по детской ортопедии призывают пользоваться только ортопедическими ранцами. По результатам исследований было выявлено, что ношение ортопедических ранцев снижает нагрузку на позвоночник на 30 % по сравнению с обычными ранцами. Это предотвращает риск появления искривлений позвоночника различного характера и укрепляет мускулатуру позвоночника за счет идеального распределения нагрузки.
Немецкие специалисты в своих исследованиях полностью отвергают мнение о том, что максимальный вес заполненного ранца не должен превышать 10-12 % от веса тела ребёнка.
« Это утверждение родилось в годы, предшествующие Первой Мировой войне. Тогда было необходимо выяснить, насколько тяжелым может быть ранец новобранца для того, чтобы при длительных нагрузках избежать чрезмерной усталости мышц. При этом под длительными нагрузками понимался походный марш свыше 20 км с полной боевой выкладкой. Применять такой подход к ранцу школьника абсолютно нереально. Кроме того, не существует ни одного документального подтверждения или доказательства того, что более тяжелый школьный ранец наносит вред спине ребёнка при ношении».
Результаты исследований показали, что даже более тяжелый ранец не принесет вреда позвоночнику здорового ребёнка, поскольку нагрузка на спину действует слишком короткий промежуток времени. Это не должно вызывать опасений, если ребёнок в целом обладает хорошим здоровьем и нагрузка действует лишь кратковременно.
Использование более тяжелого ранца в течение короткого промежутка времени даже могло бы послужить для тренировки мускулатуры тела у малоподвижных детей.
Заявление о том, что вес школьного ранца может составлять только не более 10 % веса тела ребенка - это всего лишь приблизительная оценка. Его не следует воспринимать как доказанный научный факт.
«Но сегодня зачастую гораздо более современным считается всячески оберегать детей от малейших нагрузок, вместо того, чтобы постепенно приучать организм ребёнка к разумным и соответствующим его возрасту тренировкам, что позволило бы ребёнку наращивать силу, а в конечном итоге – укрепить его здоровье» - считают немецкие специалисты.
Заключение.
Многие специалисты считают: ранец будущего - это миниатюрный компьютер. В Тайване уже продаются электронные школьные ранцы, которые весят чуть больше килограмма. В их память легко умещаются тексты и иллюстрации из всех учебников, что избавляет ученика от необходимости таскать книги в школу. Учитель же может посылать сразу всем учащимся учебные материалы и домашние задания, а потом автоматически проверять их. Но пока это только мечты. Нам нужно заботиться о своём здоровье сейчас.
Анализируя выше изложенный материал и результаты практических работ, я могу сделать вывод, что ранец не будет оказывать губительного воздействия на формирование осанки, если соблюдать следующие правила.
Для производителей:
- выпускать только ортопедические ранцы, которые соответствуют основным требованиям, но их вес был бы меньше 1 кг;
- для производства ранцев использовать облегчённые материалы.
Для учащихся:
- для переноса школьных принадлежностей использовать только ортопедический ранец, который соответствует перечисленным ранее требованиям;
- не носить лишнего в ранцах (для решения этой проблемы в классе надо организовать соревнование « Говорящий портфель», каждый день проверять содержимое ранцев у всех учащихся, записывать результаты, а в конце недели подводить итоги);
- правильно надевать ранец;
- заниматься физкультурой и спортом.
Для учителей:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
- найти возможность использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома).
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
- организовать хранение сменной обуви, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы.
Для родителей:
- не экономить на покупке ранца;
- научить ребёнка следить за содержимым ранца;
- научить ребёнка правильно надевать ранец;
- ребёнка нужно также научить выполнять простые упражнения, развивающие мышцы спины и брюшного пресса. Разминку необходимо проводить хотя бы три раза в неделю. Включать" свои мышцы нужно учиться с детства, чтобы привычка держать спину прямо осталась на всю жизнь.
Если мы все вместе будем соблюдать эти правила, то вопрос: « Влияет ли ранец на здоровье ребёнка?» перестанет возникать.
Приложение 1.
Анкета для родителей.
Что Вы выбираете для своего ребёнка: портфель, ранец, рюкзак?
На что Вы обращаете внимание при выборе предмета, в котором Ваш ребёнок будет носить учебные принадлежности?
Следите ли Вы каждый день за тем, что Ваш ребёнок носит в школу.
Как Вы думаете, влияет ли «ноша» ученика на формирование осанки?
Приложение 2.
Результаты анкетирования родителей.
Что Вы выбираете для своего ребёнка: портфель, ранец, рюкзак?
![]()
Знание родителями норм, предъявляемых к ранцу.
![]()
Приложение 3.
В нашем классе предпочитают ранцы!
![]()
Приложение 4.
Вес ранца без школьных принадлежностей не должен превышать 1000 г
Использование пластмасса и плотных материалов делают ранцы тяжёлыми.
![]()
Приложение 5.
Вес учебных пособий, необходимых по программе, их сравнение с гигиеническими нормами.
Мы работаем по программе « Начальная школа XXI века» Все учебники и дополнительные тетради соответствуют норме.
«Русский язык» – 300 г
Тетрадь « Пишем грамотно» – 100 г
Тетрадь « Учусь писать без ошибок» – 100 г
«Математика» – 300 г
Тетрадь «Математика» – 100 г
Тетрадь « дружим с математикой2 – 100 г
«Литературное чтение» - 300 г
Тетрадь «Литературное чтение» – 100 г
«Окружающий мир» - 300 г
Тетрадь «Окружающий мир» – 100 г
«Английский язык» - 300 г Дополнительная тетрадь – 100 г
Приложение 6.
Контрольный лист
Ф.И.ученика_____________________________________________
В чём ты носишь школьные принадлежности__________________________________________
Вес пустого ранца_________________________________________
Контроль за весом ранца в течении недели.
День недели | Вес | Соответствует норме 2-2,3 кг; без массы портфеля или ранца |
Понедельник | | |
Вторник | | |
Среда | | |
Четверг | | |
Пятница | | |
Суббота | | |
Приложение 7.
Соответствует ли реальный вес содержимого ранца в течение недели его «правильному» весу.
Правильный вес содержимого ранца 2 – 2,3 кг
![]()