СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние классической музыки на сознание человека"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни людей музыказанимает огромное место. Но не каждый задумывается, что музыка обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние классической музыки на сознание человека"»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №160»

Тайгинского городского округа






«Влияние классической музыки

на сознание человека»



Работа на городской конкурс

исследовательских работ и творческих проектов

учащихся 5-7 классов «Я исследователь»


Секция Литературоведение и языковедение








Автор: Уйманова Карина,

ученица 7Б класса

Руководитель:

Петрова Лариса Валерьевна,

учитель музыки




Тайга 2018


Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………3

  2. Основная часть

  1. Музыка в окружающем мире, в мифах и легендах………....4

  2. Высказывания философов и ученых о влиянии музыки

на сознание человека ………………………………………….6

  1. Слуховой путь…………………………………………………..7

  2. Исследование влияния музыки

на эмоциональный мир подростка……………………………...11

  1. Заключение………………………………………………………...13

  2. Список используемой литературы…………………………15

  3. Приложения………………………………………………………...16






























Введение


Музыка – это стенография чувств.

Л. Н. Толстой

Музыка в жизни людей занимает огромное место. С самого раннего детства я очень любила и сейчас люблю петь, танцевать и слушать музыку. Это мое самое любимое занятие. Я люблю слушать разную музыку. С восьми лет я посещаю музыкальную школу, обучаюсь игре на фортепиано. А также я учусь пению в музыкальной школе и на уроках музыки в своей родной школе.

В нашем мире музыка окружает нас со всех сторон. Музыка звучит с экранов телевизоров, радиоприемников и т. д. Слушая разные мелодии, я отметила, что одни мелодии приятно слушать, от них поднимается настроение, хочется много сделать. А другие, наоборот, раздражают, от них ухудшается самочувствие. Значит, музыка влияет на человека, влияет на поведение, сознание человека. Даже, находясь на уроках в музыкальной школе, отмечаю, что разная музыка, которую я проигрываю на фортепиано, по-разному отражается на моем состоянии. И я решила выяснить, как же музыка, а особенно классическая, потому что мне это близко и интересно, влияет на человека, на его сознание.

Мало кто отдает себе отчет в том, что музыка предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

Цель: исследование влияния классической музыки на сознание человека.

Задачи: изучить историю появления музыки, проанализировать выссказывания философов и ученых о влиянии музыки на человека; рассмотреть стилевое разнообразие музыки 20 века; провести исследование и наблюдение с учащимися моего класса.

Гипотеза: благоприятное эмоциональное состояние подростков зависит от музыки, которую он слушает.

Музыка в окружающем мире, мифах и легендах

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Уже с незапамятных времен человека окружали они. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание … Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и зверей. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.

Звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Но звуки сами по себе - еще не музыка. Человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса.

Музыка – удивительное явление нашей жизни. Со звука началось творение мира. Современная наука синергетика ( научное направление, исследующее процессы самоорганизации в природных, социальных системах) утверждает, что наибольшее влияние на мир оказывают слабые воздействия. К таким слабым воздействиям относится музыка. Музыка очень тонко воздействует на нас – на наше сознание и подсознание. В связи с этим можно вспомнить слова великого китайского философа Лао – Цзы о том, что слабое побеждает сильное, а также побеждает громкое. Качество музыки является очень важным фактором, от которого без преувеличения зависит дальнейший ход эволюции. Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, оказывает влияние на уровень нашего сознания.

Музыкальное искусство зародилось в глубокой древности и сопровождало человека всю его жизнь. Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыка испокон веков была окружена всевозможными преданиями и мифами, потому что люди наделяли ее мистическими способностями. Они верили в ее волшебную силу, которая способна творить самые настоящие чудеса и слагали множество легенд о великих певцах, композиторах, исполнителях и их инструментах. С древних времен с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного. Например в мифе об Арионе (Приложение №1)

Музыка является даром с небес, это известно из старых мифов и легенд многих культур. В далеком прошлом она роднилась с магией, люди использовали ее, чтобы беседовать с богами, праздновали победу и слушали музыку для храбрости перед боем.

Из всего этого множества вымышленных и правдивых историй мы видим, что в восприятии людей музыка предстает как сказочная фея и чародейка, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас и поддерживает, украшает нашу жизнь. Как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для общих дел и для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под ее воздействием невзгоды отступают и терпят поражение, как когда – то потерпели поражение сладкоголосые сирены, погибшие только от того, что музыка Орфея оказалась более могущественной, чем их собственная.

Высказывания философов и ученых

о влиянии музыки на сознание человека

Важнейший фактор влияния на сознание человека – это музыка. Нужно очень тщательно подходить к выбору музыки, которая сопровождает нашу жизнь. Древние обладали знаниями о том, как музыка влияет на сознание человека и народов. Тайные знания сохранялись жрецами в храмах. До нас дошли лишь некоторые секреты воздействия музыки.

Так, древнегреческий философ Платон писал: « Музыкальное воспитание – более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души… Нужно избегать введения нового рода музыки – это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области».

Пифагор считал музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры. Аристотель утверждал, что музыка обладает силой формировать характер, и что при помощи музыки человек может развить в себе правильные чувства.

Конфуций утверждал: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки, народ обречен на вырождение».

В глубокой древности люди понимали: нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу и разрушает тело человека, его отношения с окружающим миром. В Древнем Китае композитора, который писал музыку, нарушающую гармонию, - казнили!

Именно музыка определяет основные черты характера, присущие представителям разных цивилизаций.

Изучая теоретические источники по теме, я пришла к выводу, что вопрос о влиянии музыки на человека изучается учеными давно. Ученые подтвердили факт влияния музыки на человека, его активность и жизнедеятельность. Мелодия может оказывать как положительное влияние, вдохновляя человека, так и негативно сказываться на общем состоянии, будоража психику.

Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.

Слуховой путь

В настоящее время наши представления о музыке значительно расширяются и изменяются. В 20 в. возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки (Приложение №2).

В психологии существует такой термин как "Слуховой путь". Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути.

Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, двигаться или хотя бы двигать ногой или рукой в такт музыке. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечно - сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.

Похоронный марш имеет совершенно другой слуховой путь. Проникая в мозг, звук раздражает центр сердечной деятельности, возбуждает память о раннее пережитых днях, действует на клетки мозга, отвечающие за слезовыделение, человек может заплакать, расстроиться, он чувствует сердечную боль и т.д.

Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют росту растений, улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен.

Таким образом, каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность.

Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.

В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок - обработке с одновременным миганием света, погибла и всплыла на поверхность водоема. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому.

В конце 80-х годов было убедительно показано, что прослушивание классической музыки помидорной рассадой ускоряет ее рост приблизительно на тридцать процентов. А также повышает ее (рассады) устойчивость к различным заболеваниям!

Ритмические реакции на музыку доставляют удовольствие всем людям. На дискотеках совместное телесное переживание ритма вызывает у подростков «стадное» чувство, приобщающее к понятию «мы», позволяет выплеснуть напряжения и переживания. По мнению одного «рокера», современная рок - и поп-музыка – это музыка ответов. Там почти все фразы утвердительные, они даются как установка. Классическая же музыка, напротив, ставит только вопросы, на которые порой нет ответов, она заставляет мыслить, задумываться, к чему многие подростки не готовы. Эту музыку нельзя слушать отрешенно, процесс восприятия серьезной музыки требует большой отдачи умственных и эмоциональных сил. В связи с этим можно отметить противоположность воздействия на подрастающее поколение классической музыки. Достаточно сложно научить детей слушать музыку так, чтобы процесс восприятия при этом был активным. Так же, классическая музыка может оказывать лечебное воздействие на подростка и развивать различные его качества. Например, вот такое влияние может оказывать музыка В.А. Моцарта:

  • произведения Моцарта полезно слушать перед экзаменами/тестами, где требуется творческое мышление, поиск нестандартных решений для этого лучше всего подготовят произведения этого великого композитора;

  • произведения Моцарта несут в себе очень мощный энергетический заряд, заряжают мозг, словно «будят» его и пробуждают смекалку и креативность, Лучше всего это выполняют симфонии и концерты для скрипок;

  • мажорные тона настраивают и заставляют стремиться к победе;

  • даёт прилив творческих сил.

Японцы, проведя забавный эксперимент, выяснили: когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее!

В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.

Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.

Монахи из монастыря Британии обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.

Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей, то под воздействием рэпа оно резко снижается.

Если рок-музыка замедляет рост пшеницы, то классическая музыка наоборот.

В одной из клиник штата Теннеси (США) новорожденные слушают арфу, колыбельные мелодии, мелодии из мультиков Диснея, классику. Младенцы становятся спокойнее, лучше спят и быстрее выздоравливают.

Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость, музыка Шостаковича – держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность). Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение к окружающему миру более позитивным и радостным.

Таким образом, наиболее полезной музыкой по праву можно считать классическую. Она влияет на эмоциональное состояние человека, на его сознание. Она может успокаивать, смягчать, вызывать воспоминания, утешать боль. Она влияет на человека, придавая жизненных сил, стойкости, понижает тревожность, вероятность депрессии, раздражительность, способствует усвоению знаний. Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или психологами. Дальнейшие исследования в этой области, дадут дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека в целом.

Исследование влияния музыки

на эмоциональный мир подростка

Одним из методов моего исследования являлось анкетирование среди одноклассников. Цель анкетирования заключалась в том, чтобы узнать музыкальные предпочтения подростков от 12 до 14 лет на сегодняшний день. В опросе принимали участие 18 человек. (Приложение №3) На первый вопрос: «Любите ли вы музыку?»- положительно ответили 100% человек. 80% человек на вопрос: «Часто ли вы слушаете музыку?» - ответили положительно, 20% отрицательно. Третьим являлся вопрос: «Где вы слушаете музыку?» - 30% ответили, что дома, 70% ответили, что слушают музыку «везде». На вопрос: «Какая музыка вам нравится?» - 42% ответили «разная»; реп слушают 18 человек, а 5% приходится на поп и рок музыку. На 5 вопрос (Как вы думаете, правда ли, что музыка влияет на организм и сознание человека?) да – ответили 100% опрашиваемых. В вопросе № 6 интересовались мнением о том, какая музыка оказывает больше пользы на организм, 75% ответили что классическая.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены музыкальные предпочтения подростков. В основном подростки слушают музыку разных стилей. Это объясняется тем, что подростки подвластны своему настроению, и они не имеют определенной направленности в стилях музыки. Эти результаты позволили сделать вывод, что у подростков классическая музыка не занимает последнего места, но она и не близка и к первому. Поэтому наши наставники, да и сами подростки должны развивать в себе способности умения слушать и воспринимать классику для дальнейшего правильного мышления, осознавать ситуацию и всегда уметь находить выход из сложившейся ситуации.

Вместе с анкетированием проводился эксперимент. Одноклассникам, для прослушивания, была предложена различная музыка: Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер-гюнт»; В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»; П.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»; Черный кофе «Герой»; Дети Олимпиады «Хардкор». Во время прослушивания каждого произведения нужно было посчитать пульс и понаблюдать за самочувствием.

Результат показал, что у многих ребят после прослушивания классической музыки пульс был в норме, самочувствие не изменилось, но при этом снизилась физическая активность. После прослушивания предложенной рок музыки, я заметила, что у большинства испытуемых пульс повысился, очень значительно выросла активность, ухудшилось самочувствие.

В результате эксперимента было установлено, что классическая музыка благоприятно влияет на самочувствие школьников. У них снижается активность, но при этом повышается настроение. Такая музыка благоприятна для деятельности учеников. У большинства одноклассников после прослушивания рок-музыки ухудшилось настроение, но при этом повысилась активность. Такая музыка «возбуждает» детей, мешает сосредоточиться на учебной деятельности. Приложение №4

Заключение

Изучив и проанализировав материалы по теме исследования, я сделала следующие выводы.

Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания.

Музыка - это величайшее из всего, что придумал человек. Она помогает нам, успокаивает, веселит, бодрит, придает уверенности в себе и даже является источником памяти и носителем истории.

Классическая музыка – это музыка, которая свободна от терминологии, «образцовая», правильная музыка. Классическую музыку можно назвать бессмертной, потому что уже на протяжении долгого времени ее используют в театрах, операх и даже в образовательной сфере.

Имея знания о воздействии музыки на нас и окружающий мир, мы можем осознанно применять эти знания и реально изменить нашу жизнь!

Гипотеза подтвердилась! Чем больше подросток слушает классическую музыку, тем положительнее его эмоциональное состояние. Музыка является спутником жизни всех людей и оказывает разностороннее воздействие. Влияние музыки на мировоззрение, на характер, на сознание, на личностные качества подростков дает ориентиры на дальнейшее будущее.

Музыка – это бесценный дар, дарованный нам только предельно талантливыми людьми. Слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение. Не упускайте шанс сделать свою жизнь счастливее и здоровее уже сегодня. Поверьте, классическая музыка творит настоящие чудеса!























Список используемой литературы

  1. Близ, О.С., Все о музыке [Текст]/ О.С. Близ.– Балашиха: Музыка,2000.- 328 с.

  2. Шушарджан, С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма [Текст] /С.В. Шушарджан. - М.:1998.-78 с.

  3. Булучевский, Ю., Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. Булучевский, В.Фомин.- Л.: Музыка:1997.- 436 с.

  4. Погружение в классику [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1 (05.11.17)

  5. Как музыка влияет на человека [Электронный ресурс].- Режим доступа: gopsy.ru \ psihologija\ kak muzyka – vlijaet – na – cheloveka. html(05.11.17)

  6. [Электронный ресурс].- Режим доступа: www. mislife.ru \ raznoe. \ klassicheskaya – muzyka. Html (11.11.17)

  7. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https : \\ books. google. Ru (15.11.17)

  8. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https : \\ ru. wikipedia. Org (17.11.17)

  9. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https: \ \ lifehacker. Ru (20.11.17)





















Приложение №1

Миф об Арионе

Жил – был музыкант по имени Арион, который нажил с помощью своего таланта огромное состояние. Однажды, съездив на Сицилию, где он участвовал в музыкальном состязании, привлекшем много знаменитых исполнителей со всего мира, он решил вернуться домой морем.

К несчастью, команда судна, на котором он плыл, состояла из алчных пиратов, которые, прослышав о богатствах певца, решили завладеть ими и убить его. Ему велели приготовиться к смерти, но, когда моряки собирались уже выбросить Ариона за борт, он попросил у них позволения сыграть в последний раз на лире. Пираты согласились. Чистые звуки его лиры полились над морем, и к кораблю приплыли дельфины, которые принялись играть в волнах. Пираты поразились, какую власть имеет его музыка, и, опасаясь, что их сердца растают, быстро схватили Ариона и бросили в море, где он упал прямо на широкую спину дельфина, который живым и невредимым донес его до ближайшего берега.

Чтобы сохранить память об этом чуде, боги превратили лиру Ариона и дельфина, спасшего ему жизнь, в созвездие.

Приложение №2

Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века;

Популярная – массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.

Внеевропейская (неевропейская) – музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации (Запада

Этническая (и традиционная) – фольклорные (и устно -профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.

Эстрадная (или легкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

Джаз – подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.

Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь – гитар.

Авангардная (экспериментальная) – общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в.

Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки

Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т.д. А также – по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.; по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная, сонорная, серийная и т.п.

Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард – в классической музыке; рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул – в джазе; арт, фолк, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж – в рок-музыке и т.п.

Приложение №3











Приложение №4

Прослушивание,

время звучания

Пульс в среднем

Самочувствие

До эксперимента

65 ударов в минуту

В норме

Э. Григ «Утро»

(3 мин.)

62 удара в минуту

В норме

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (2 мин.)

65 ударов в минуту

В норме

П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» (2 мин.)

68 ударов в минуту

В норме

Чёрный кофе «Герой» (3 мин.)

100 ударов в минуту

Возбуждение, повышенная активность

Дети олимпиады «Хардкор» (1 мин)

95 ударов в минуту

Ухудшение



Приложение №5

Я со своей учительницей Кореневой Ириной Николаевной

в музыкальной школе:







12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс