СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа " Влияние литературы на нравственное воспитание подрастающего поколения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Влияние литературы на нравственное воспитание подрастающего поколения"»

ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Силютин Иван Викторович, Денисов Илья Сергеевич,

I курс ГБПОУ СПО ИО «Братский промышленный техникум», г. Братск

Руководитель Зверева И.В.

Какой русский не любит провести вечер в приятной компании? Правда, лишь немногие – точнее, около 30% населения нашей страны, как показывают последние соцопросы, - рассматривают, да и то иногда, в качестве такой «компании» книгу.

Введение

Падение грамотности, массовая потеря интереса к чтению художественной литературы заставили нас провести исследовательскую работу по выявлению причин катастрофического падения читаемости. Мы провели ряд исследований, которые помогли отобразить целостную картину создавшейся нравственной ситуации в молодёжной среде. Мы выяснили читательские приоритеты, и это помогло лучше понять интересы молодёжи, одновременно обнаружили ряд проблем, которые существуют в реальности и способствуют массовой деградации подрастающего поколения. Особое внимание мы обратили на культуру речи современной молодёжи, и выявили закономерность, чем подростки старше, тем больше в своей речи они используют тавтологию, молодёжный сленг, жаргонизмы, нецензурную лексику, что является прямым доказательством скудной, бедной речи и мышления молодых людей. Да, и откуда взяться правильной грамотной речи, если подростки перестали читать классику?

Лучшие писатели-классики в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости, гуманности, порядочности, счастья, веры, любви и надежды.

Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни. Проблемы героев классических произведений актуальны в современном обществе.

Отражение проблем нравственного и духовного развития молодёжи в современном обществе в литературе

Зачем надо читать? В первую очередь мы это делаем для себя. Мы открываем новое, неизведанное ранее, расширяем границы самосознания и просто изучаем события прошлого. Отталкиваясь от этого, человеку легче жить. Читающие люди - люди в большинстве своем грамотные, умеющие выстроить и высказать свою мысль, доказать и развить ее. Это очень важно было, есть и будет во все времена, но особенно в мире, который мы выстраиваем вокруг себя.

Несомненно, без знаний классической и современной литературы внутренний мир человека никогда не будет целостным и гармоничным. Без научной и художественной литературы невозможно понимать мир, окружающих людей, эмоции.

Сегодня интернет облегчил поиск информации, но эта информация не всегда бывает достоверной. Ни один блогер не сможет заменить знаний, полученных при самостоятельном прочтении книги. В отличие от литературы интернет никого ничему не учит, он просто легко и быстро выдает готовые ответы. Литература же учит нас жизни, учит понимать, наблюдать, фантазировать, мечтать, искать и думать. При чтении художественной литературы развивается воображение, логическое мышление. Не секрет, что читающий человек – это грамотный, коммуникабельный, интересный собеседник. Отказ от чтения - путь к трудностям с письменной речью, а затем и с устной. Речь не читающего человека – это речь бедная, скудная, без выразительных средств. И на сегодняшний день это настоящая проблема современного общества.

Катастрофическое падение читаемости происходило с 1991 года. А когда в 91-ом объявили, что разрешено всё, что не запрещено юридическим законом, что такая свобода и есть, оказывается, главное условие для счастья, то надо быть неразумным, чтобы после этого читать классику.

Сейчас современные подростки могут даже и не догадываться кто такой А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.С. Тургенев и прочие писатели.

Книги, подобно папирусам, понемногу уходят из нашей жизни, и, кажется, что в дальнейшем они могут исчезнуть вовсе. Электронные носители удобны, и большинство людей это устраивает. Время покажет.

Поколение «NEXT» не привыкло оглядываться назад, современная молодёжь живёт сегодняшним днём, не интересуясь проблемами общества. Темп жизни возрос по сравнению с 19 и 20 веком, а именно в то время жили и писали классики.

Современная молодёжь перестала уделять внимание развитию духовных начал личности. Подростки просто перестали читать художественную литературу. Всё больше молодых людей в России, которые доверяют больше СМИ, чем старым, добрым книгам. Сегодня СМИ – это нравственный законодатель, где активно проповедуется идеология гедонизма, что счастье зависит от успешности, богатства, красоты тела, в общем, «конкурентоспособности на рынке человеческого капитала». [1] Как видно, пропасть между классикой и нашей жизнью растёт. В многочисленной информационной мозаике современному молодому человеку трудно разобраться, что нужно читать? Ответ очевиден: читать надо классику! Классические произведения способны привить правильное мировоззрение, развить хороший вкус, научат отличать истинное от подделки и пародии. Можно приводить много примеров нашей современной оторванности от классиков. Причина лежит на поверхности: мы идём в разные стороны. Ф.М. Достоевский, например, пошёл в сторону веры народа, в сторону евангельских истин, а мы сегодня – в противоположную сторону, отсюда такие ляпсусы общероссийского масштаба. Необходимо привести в соответствие нашу жизнь с мировосприятием Пушкина, Некрасова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова.

Находясь на дистанционном обучении и общаясь в основном в соцсетях, нам удалось провести анкетирование среди студентов 1 курса, в котором приняли 100 человек. Из проведенного опроса мы выяснили, что участники смогли назвать имена лишь тех писателей, с творчеством которых они познакомились на уроках литературы. Студенты нашего техникума предпочитают такие жанры, как: фэнтэзи, детективные романы, исторические романы, триллеры, техническую литературу и лирические произведения. И лишь несколько человек вспомнили Джеймса Хедли Чейза, Эдгара-Аллана По, Агату Кристи, Леонида Филатова, М. Ремарка. С трудом вспомнили имена писателей Иркутской области. А ведь авторы эти позабыты не случайно, ведь их герои были бесхитростными, учили добру, дружбе, милосердию. Они совершенно не вписываются в наше современное общество, которое благодаря влиянию СМИ определило для себя иные ценности: материальные блага, карьеризм, приоритет виртуального общения, тщеславие. Настало время серьёзно задуматься над приоритетами подрастающего поколения.

Заключение

Хочется сказать окружающим нас людям: «Читайте книги, потому что чтение книг имеет множество преимуществ. Они расслабляют, развивают внимательность, дарят знания и ощущение хорошо проведенного времени.

При чтении книги мы запоминаем героев, их происхождение, личность, сюжет и многое другое.
Чтение снимает стресс и успокаивает. Чтение формирует характер. Книги углубляют знания и эрудицию. Книги обогащают словарный запас. Книги развивают эмпатию, которая так необходима в наше время». Хочется надеется, что мы ещё станем свидетелями настоящего всплеска интереса к великой русской литературе!



Список литературы:

  1. http://danefae.org/lib/vvv/prolit/vii.htm

  2. http://lib.rus.ec/b/390778

  3. http://lit-orator.ru/problemy-sovremennoi-russkoi-literatury/


«NEXT» не привыкло оглядываться назад, современная молодёжь живёт сегодняшним


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!