СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние режима дня на современного школьника"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: выяснить, как режим дня помогает современному школьнику.Цель работы: выяснить, как режим дня помогает современному школьнику.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние режима дня на современного школьника"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»

Лискинского района Воронежской области







Учебно – исследовательская работа

«Влияние режима дня на жизнь современного школьника»

(на примере учащихся VI класса МКОУ «Бодеевская СОШ»)







Выполнил:

учащаяся VI класса

Гунькова Александра

Руководитель:

учитель физики

Милосердова

Ирина Борисовна




Бодеевка

2020

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

1

Понятие режима дня

4

2

Исследования по теме «Влияние режима дня на жизнь современного школьника»

5

2.1.

Анкетирование «Мой режим дня»

5

2.2.

Анкетирование «Время выполнения домашнего задания»

5

2.3.

Анкетирование «Умею ли я учиться?»

7

2.4.

Анкетирование «Мое свободное время»

8

3

Результаты исследования по теме «Влияние режима дня на жизнь современного школьника»

8


Заключение

9


Список использованных источников

10




















Введение

В сентябре 2019 года я пошла в 6 класс. У нас увеличилось число изучаемых предметов, появились новые кружки, спортивные секции, занятия в музыкальной школе. Хотелось успеть всё и везде, и я столкнулась с проблемой: мне не хватало на все времени. Я не успевала делать уроки, отдыхать, ложиться вовремя спать. И поэтому решила составить себе режим дня. Выполняя его, я поняла, как важно правильно спланировать свой день. Появилась уверенность в себе, я стала лучше учиться. Благодаря режиму, день стал более организованным, у меня появилось время для своих увлечений. И еще нахожу время, чтобы отдыхать, общаться. Сейчас я привыкла к графику и соблюдаю его автоматически. Своим результатом я решила поделиться с одноклассниками, и для этого решила выполнить исследование по теме «Влияние режима дня на жизнь современного школьника».

Цель работы: выяснить, как режим дня помогает современному школьнику.

Для достижения цели надо решить задачи:

- изучить теоретический материал по теме;

- выяснить, сколько времени учащиеся тратят на выполнение домашнего задания;

- провести опросы и анкетирование среди учащихся по темам «Мой режим дня», «Мое планирование деятельности на неделю», «Умею ли я учиться?», «Мое свободное время»;

- сделать вывод о влиянии режима дня на успеваемость школьника;

- ответить на вопрос о том, как влияет режим дня на жизнь школьника.

Гипотеза: можно предположить, что режим дня помогает школьнику планировать свой день и положительно влияет на успеваемость.

Объект исследования: влияние режима дня на жизнь школьника.

Предмет исследования: режим дня.

Методы исследования: анкетирование, счет, сравнение (методы эмпирического уровня), анализ, беседа (методы теоретического уровня).

1. Понятие режима дня

Режим дня - это определённый распорядок, которого необходимо придерживаться для улучшения жизнедеятельности организма, это грамотное распределение времени, где учитываются время на занятия и отдых в течение суток. [4] Часто режим дня понимают как строгое и четкое выполнение определенного расписания. Это неверно. Он носит рекомендательный характер и помогает человеку распределять своё личное время, а также помогает организму получать больше пользы от обычных действий. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Режим дня обязательно должен включать труд, отдых, саморазвитие, а также приёмы пищи и время на личную гигиену. Некоторые пункты время от времени могут выпадать из этого списка. Но исключение отдыха, пищи и гигиены из распорядка дня может принести вред здоровью.[2]

Польза режима дня:

- улучшение функционирования организма: затрачивается меньше энергии, органы меньше изнашиваются, укрепляется иммунитет;

- оказание благоприятного влияния на нервную систему (из-за нормализации распорядка дня и появления определённости);

- способствует развитию самодисциплины, делает детей спокойнее и увереннее;

- появление большего количества свободного времени. [3]

Таким образом, режим дня - это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех потребностей ребенка. Распорядок дня должен быть составлен таким образом, чтобы не противоречить биологическим ритмам человека. При этом необходимо уделять достаточно времени и труду, и отдыху, и саморазвитию.




2. Исследования по теме

«Влияние режима дня на жизнь современного школьника»

2.1. Анкетирование «Мой режим дня»

Изучив теоретический материал по теме «Режим дня», я провела анкетирования, чтобы выяснить, у кого из моих одноклассников режим есть, как они его соблюдают. Оказалось, что из 17 человек только 8 придерживаются определенного распорядка. Причем режим дня в учебные и выходные дни разный. 9 человек ответили, что режима у них нет. Но в устной беседе я выяснила, что эти учащиеся думают, что режим дня – это строгое выполнение всех его пунктов, а они могут менять местами время отдыха и время выполнения домашних заданий. Но список действий в течение дня практически не меняется: занятия в школе, отдых, выполнение домашнего задания, отдых. Второй причиной, которую назвали те учащиеся, у кого нет режима, стало мнение, что режим дня соблюдают малыши, а у взрослых его нет. Из этого анкетирования я сделала вывод, что не все мои одноклассники понимают, что такое режим дня.

Затем я проанализировала успеваемость двух групп учащихся (таблица 1).

Таблица 1. Успеваемость учащихся

Показатели для сравнения

Есть режим дня

(8 человек)

Нет режима дня

(9 человек)

Регулярное выполнение домашнего задания

регулярно

нерегулярно

Участие в олимпиадах

регулярно

нерегулярно

Участие во внеурочной деятельности

регулярно

регулярно

Увлечения

Есть увлечения, на которые ежедневно выделяется время

Есть увлечения, но не всегда хватает на них времени

По результатам анализа я сделала вывод, что учащиеся, имеющие режим дня, учатся ответственно, им хватает времени на все запланированные дела. Те, кто не имеют режима, часто жалуются на нехватку времени, на отсутствие свободного времени, часто забывают что-либо сделать.

2.2. Анкетирование «Время выполнения домашнего задания»

Домашнее задание школьника является одним из обязательных пунктов режима дня. В 6 классе у нас пятидневная неделя, в течение которой проходит 30 уроков. В расписании у нас 13 предметов.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, с учетом требований по безопасности для здоровья, для учащихся 6 класса рекомендуется тратить не более 2,5 часов в день на подготовку к занятиям дома.  [1]

Я выяснила, сколько времени тратят мои одноклассники на выполнение домашнего задания. Результаты приведены в таблицах 2,3.

Таблица 2. Время выполнения домашнего задания по предметам

Предмет

Время минимальное

Время максимальное

Русский язык

7 мин

45 мин

Литература

4 мин

1 час

Английский язык

10 мин

47 мин

Математика

11 мин

45 мин

История

13 мин

1ч 30 мин

Обществознание

30 мин

1 ч 40 мин

Биология

15 мин

2 ч 30 мин

География

9 мин

40 мин

Музыка

31 мин

40 мин

Технология


20 мин

ИЗО

15 мин

30 мин


Таблица 3. Время выполнения учащимися домашнего задания

Учащийся

Время минимальное

Время максимальное

1

2 ч

4 ч 30 мин

2

1 ч 15 мин

2 ч

3

1ч 20 мин

2 ч 40 мин

4

1 ч 30 мин

2 ч 44 мин

5

30 мин

4 ч

6

1 ч

2 ч 20 мин

7

1 ч 35 мин

4 ч

8

1 ч 10 мин

2 ч

9

1 ч

2 ч

10

1 ч 15 мин

1 ч 45 мин

11

55 мин

2 ч 05 мин

12

1 ч 21 мин

2 ч 30 мин


В среднем, домашнее задание выполняется каждый день по 5-6 предметам. Значит, на выполнение одного задания должно уходить не более 30 минут.

Проанализировав таблицу 2, мы видим, что почти по всем предметам максимальное время выполнения заданий по предметам превышено. По результатам анализа таблицы 3 выяснили, что 6 человек иногда выполняют домашнее задание более чем 2,5 часа. Основными причинами превышения времени являются темперамент школьника и задания, которые обычно бывают перед контрольными работами, когда надо повторить большой объем материала. В результате переутомления школьник чувствует себя плохо на следующий день: усталость, головная боль, апатия. Также, превышение времени на выполнение домашнего задания часто является причиной того, что школьник не выполняет всю домашнюю работу и появляются пробелы в знаниях, плохие оценки, конфликты с учителями и родителями.

С результатами данного исследования я ознакомила педагогов.

2.3. Анкетирование ««Умею ли я учиться?»

Со временем, которое учащиеся тратят на выполнение домашнего задания, напрямую связано их умение организовать свой учебный процесс дома и в школе. Я провела анкетирование «Умею ли я учиться?» среди 13 учащихся своего класса (таблица 4).

Таблица 4. Анкетирование «Умею ли я учиться?»

Дома

+

У меня есть постоянное место для занятий (письменный стол, удобный стул, шкаф, настольная лампа)

13

Я всегда содержу в порядке свое рабочее место и учебные принадлежности

6

Умею создать рабочую атмосферу, не отвлекаться, когда учу уроки

8

Никогда не занимаюсь перед включенным телевизором

5

Не выкладываю на стол все учебники сразу, а лишь тот, по которому занимаюсь в данное время.

8

Готовлю уроки в одно и то же время

7

Готовлюсь к каждому уроку

6

Занимаюсь по предмету, даже если нет домашнего задания, повторяю материал

3

Пользуюсь словарями, справочниками, интернетом

7

В школе, на уроке


Всегда внимательно слушаю объяснение учителя на уроке

5

Записываю в дневник домашнее задание

12

Посещаю библиотеку

2

Аккуратно веду свой дневник

11


Результаты показывают, что правильно организовать процесс обучения удается не всем, примерно половина опрошенных не умеет полноценно учиться. Из беседы с учащимися я выяснила, что основными причинами такого поведения являются лень, сложность домашнего задания, неумение правильно распределить время, непонимание важности образования в настоящее время.

2.4. Анкетирование «Мое свободное время»

Одним из важных и обязательных пунктов режима дня является отдых. Я выяснила, чем занимаются мои одноклассники в свободное время (диагр.1).

Диаграмма 1. Мое свободное время

Результаты анкетирования говорят, что мои одноклассники в свободное время предпочитают смотреть телевизор и играть в компьютер. К сожалению, очень мало времени уделяется занятию спортом и прогулкам.

3. Результаты исследования по теме

«Влияние режима дня на жизнь современного школьника»

Исследования по теме проводились в течение второй четверти 2019/2020 учебного года в 6 классе среди 17 учащихся. Я знакомила одноклассников с результатом каждого анкетирования. Мы анализировали, делились мнениями и делали выводы. В конце второй четверти я еще раз провела анкетирование «Мой режим дня» чтобы понять, изменилась ли ситуация с планированием своего времени и в какую сторону. Результат оказался положительным. Из 17 человек 13 составили режим дня. 16 человек приняли участие в олимпиаде по математике «Briсsmath» на портале Учи.ру. Все 17 человек выделили время на решение карточек по предметам на том же портале. Весь класс принимал участие в подготовке внеклассных мероприятий «Посвящение в искрята» и «Зеленая тропа». По-мнению педагогов, практически все учащиеся стали выполнять всю домашнюю работу.

После подведения итогов выполнения работы, я попросила составить план деятельности на неделю (диагр.2). Было опрошено 12 человек.

Диаграмма 2. План деятельности на неделю

Заключение

Изучив теоретический материал и проведя исследование по теме «Влияние режима дня на жизнь современного школьника» я пришла к выводу, что правильно составленный распорядок дня может приносить пользу, особенно если он составлен с учётом особенностей организма человека. На классном часе, я познакомила одноклассников с результатами работы. Режим дня стали использовать 13 учащихся (в начале исследования было 8 человек).

С результатами исследования по времени выполнения домашнего задания я познакомила педагогов на еженедельной планерке.

Во время обсуждения анкетирования «Мое свободное время» выяснили, что свободного времени в течение рабочей недели немного, и появляется оно в темное время суток. Поэтому все предпочитают спокойный домашний отдых, то есть смотреть телевизор и компьютер. В выходные дни и во время каникул решили проводить на улице не менее двух часов и по возможности заниматься спортом.

Анкетирование ««Умею ли я учиться?» показало, что не все учащиеся ответственно относятся к учебе, выяснили причины такого отношения. Чтобы справиться с этой проблемой, решили ввести рейтингование, которое будет учитывать ответственное отношение к учебе.

Анкетирование «Мое планирование деятельности на неделю» помогло задуматься о том, что планирование на неделю позволяет сделать жизнь насыщеннее, потому что планируешь интересные мероприятия заранее и успеваешь в них участвовать.

Таким образом, проанализировав выполненную работу, могу сказать, что режим дня положительно влияет на жизнь современного школьника.

Список использованных источников

    1. Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

    2. Распорядок дня для здорового образа жизни. [Электронный ресурс]. - Информационный сайт «Мы знаем все о решении ваших проблем!». - URL:http://msch100.ru/blog/den-zdorovogo-cheloveka/ (дата обращения 31.10.2019).

3. Распорядок дня для здорового образа жизни. [Электронный ресурс]. - Интернет-портал «Перелом». - URL:https://momentpereloma.ru/dieta/rasporyadok (дата обращения 01.11.2019).

4. Режим дня ребенка: для чего нужен и как правильно его организовать? [Электронный ресурс]. - Интернет-портал «Комсомольская правда». - URL: https://www.omsk.kp.ru/daily/26702.5/3727266/ (дата обращения 30.10.2019). 5. Советы по соблюдению режима дня. [Электронный ресурс]. - Интернет-портал «Природа мира». - URL: https://naturae.ru/zdorovyi-obraz-zhizni/rezhim-dnya.html (дата обращения 30.10.2019).