Управление образования, по делам молодежи и спорта
Администрации Сеченовского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхне-Талызинская средняя школа
Исследовательская работа
«Войлоковаляние: традиции и современность»
Выполнила:
Новикова Ольга, 8 лет
Руководитель:
Учитель технологии,
Новикова Елена Александровна
с. Верхнее Талызино, 2018
Содержание
| Стр. |
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретическая часть | 4 |
Глава 2. Практическая часть | 7 |
Заключение | 11 |
Литература | 12 |
| |
Введение
Культура, особая ценность человечества, которая создается на протяжении всей его истории. Все поколения людей вносят в нее свои ценности. Беречь, осваивать и развивать культуру – необходимое условие дальнейшего развития общества.
Чтобы человек не создавал, каким бы делом не занимался, врождённое стремление к красоте и гармонии побуждали его создавать изделия не просто необходимые, но и красивые.
Войлок - один из самых древних видов полотен. Красивый. Теплый. На протяжении нескольких тысячелетий он согревает, оберегает и даже лечит человека.
Тема моего проекта: «Войлоковаляние: традиции и современность».
Объект исследования: войлок, история возникновения и развития, современное применение и использование войлока.
Целью моей работы является: теоретически обосновать и практически доказать, что валяние - это не только традиционное ремесло, но и вид современное искусство.
Задачи:
1) изучить и проанализировать материалы по истории возникновения и развития валяния войлока;2) овладеть навыками работы с войлоком;
3) выполнить поделки из войлока.
Методы исследования в проекте:
1) подбор и анализ литературных источников; 2) посещение музеев;
3) участие в мастер-классе по валянию войлока; 4) эксперимент по изготовлению поделок в технике «Шерстяная акварель»; 5) социологический опрос.
Я считаю, что обращение к теме войлоковаляния приобретает в наши дни особую актуальность в связи с ростом национального самосознания и стремлением сохранить культурное наследие. Культовый материал кочевых народов – войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных.
Глава I. Теоретическая часть
История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. Для многих народов, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.
История войлока началась в 5 тыс. до н.э., когда были одомашнены овца, лошадь, собака – первый помощник в выпасе овец. Это дало возможность разводить большие отары овец. Шерсть домашней овцы является лучшим сырьём для войлока, чем шерсть дикой овцы, которая не обладала свойствами сваливаться.
Достоверно известно, что войлоковалянием занимались в основном кочевые народы Кавказа, Алтая, Передней Азии.
Прижилось войлоковаляние и в России. Самый распространенный продукт из овечьей шерсти – валенки, в холодные и морозные зимы пользовались большой популярностью. В результате своего исследования я узнала, что первые валенки, в том виде как мы их знаем, были изготовлены в Семеновском уезде Нижегородской губернии в конце 18 века. А до этого валенки сшивали из двух частей: башмака и голенища.
Навыки и секреты ремесленного производства валенок передавались из поколения в поколение. Сначала мастерские были небольшие, с численностью рабочих от 6 до 25 человек.
Постепенно на валяльных предприятиях начали появляться паровые машины и паровые двигатели для облегчения работы. В период Первой мировой войны на нижегородской земле действовало уже более двадцати заводов с числом рабочих до 250 человек.
Валенки были дорогим удовольствием. Мастера, которые их делали, становились состоятельными и уважаемыми людьми.
Процесс изготовления валенок, как 200 лет назад, так и сегодня, - занятие длительное и очень трудоемкое. Даже сегодня, когда производство максимально машинизировано, примерно половина операций по превращению шерсти в валенок производится вручную.
Сейчас в Нижегородской области действует два крупных предприятия, где изготавливают волок и валенки: Борская и Арзамасская войлочные фабрики.
В Сеченовском районе мастерских по производству валенок не было, и нет. Но известно, что жители села Красное занимались войлоковалянием и делали валенки.
На сегодняшний день, как и раньше, больше всего ценятся валенки самовалки, сделанные в ручную с сохранением традиционных методов обработки шерсти.
При исследовании литературы я узнала, что сто лет назад одна пара валенок стоила 2 рубля, то сейчас цены на валенки доходят до 2500 тысяч за пару.
В России на фабриках производят примерно 11мл. 520 тысяч валенок в год. И это доказывает, что спрос на валенки растет. Валенки по-прежнему престижны и актуальны, как обувь.
Такая обувь действительно оказывают благотворное воздействие на здоровье человека. Шерсть валенок хорошо сохраняет тепло ног даже в сильнейшие морозы.
На сегодняшний день из шерсти для валяния создаются не только валенки. Мастера научились изготавливать картины - панно, декоративные элементы, объемные игрушки, предметы одежды, обуви и аксессуары. И это направление назвали – фелтингом (от анг.Felt – что переводиться, как войлок).
Существует 2 техники обработки шерсти: сухое и мокрое валяние.
Сухое валяние – выполняется специальной иглой. В технике сухого валяния создаются изделия, которые имеют объем и должны хорошо сохранять форму: бижутерии, игрушек или по готовому изделию наносят рисунок из шерсти. Разновидностью сухого валяния является «шерстяная акварель». Это аппликация из прядей разноцветной шерсти, ни чем не скрепленная, она прекрасно хранится под стеклом, неся красоту и радость творчества.
Мокрое валяние выполняется с помощью раствора – специального, обычного мыльного или готового жидкого мыла. При этой технике на плоской поверхности сперва из шерсти выкладывается будущее изделие, затем шерсть увлажняется раствором, а далее производят сваливание путем поглаживания, надавливания и трения мокрой шерсти, в результате чего образуется нетканое полотно. Очевидно, что эта техника может использоваться для изделий плоских, для изготовления которых обычно применяется полотно: одежда, картины, панно, обувь, ковры.
Разновидностью мокрого валяния является «нунофелтинг», когда шерсть сочетается с разными текстильными материалами натурального происхождения.
Глава 2. Практическая часть
Для того чтобы узнать, какое значение придается валянию шерсти и изделиям, выполненным в данной технике современными людьми, я провела опрос.
Мною были разработаны вопросы, на которые предложено было ответить учащимся и учителям нашей школы:
Для того чтобы узнать насколько много людей в настоящее время владеют техникой валяния был предложен вопрос:
«Умеете ли вы валять из шерсти?». На который из 15 опрошенных взрослых только один ответил утвердительно. Из 35 опрошенных учащихся начальных классов все ответили отрицательно.
Цель второго вопроса - определить, насколько распространен данный вид творчества:
«Знаете ли вы людей, умеющих валять из шерсти?». –5% от всего количества опрошенных ответили утвердительно. Правда, большинство взрослых призналось, что этих людей уже нет в живых.
Третий вопрос направлен на выяснение потребности в организации мастер-классов по данной теме. И 90% опрошенных ответили, что они хотели бы научиться валять из шерсти.
Четвертый вопрос выяснил спрос на изделия, выполненные в технике валяния шерсти. 60 % опрошенных на вопрос «Хотели бы вы носить валенки, варежки, иметь сумочку или какой - нибудь аксессуар, выполненный в технике валяния шерсти? Считаете ли вы это модным и стильным? 100% опрошенных ответили утвердительно.
Проведенный мною опрос позволяет сделать следующие выводы:
1. Среди современных людей, как взрослых, так и детей, почти никто не владеет этим видом ремесла.
2. Большинство людей, владеющих техникой валяния шерсти либо живут где-то далеко, либо уже умерли. В нашем селе умельцев войлоковаляния, работающих по старинным технологиям обнаружить не удалось.
3. Среди опрошенных нашлось много желающих научиться валять из шерсти.
4. Много людей желают носить изделия, выполненные в технике валяния шерсти и считают это модным и стильным.
Так как по результатам опроса в нашей школе нашлось много желающих научиться делать разные красивые вещи из шерсти. Я попросила свою мама Новикову Елену Александровну, учителя технологии нашей школы, провести небольшой мастер - класс по валянию для учащихся 2 класса.
На мастер–классе мы освоили технику мокрого валяния. Небольшой кусочек шерсти я мочила в мыльной воде и очень долго катала в ладонях, пока он не принимал нужную плотность. У нас у каждого получилась своя шерстяная бусина. А некоторые ребята даже сделали красивые войлочные салфетки в подарок мамам к 8 марта.
Я убедилась, что валяние - это доступный досуг! Работать с войлоком могут и взрослые и дети.
У меня дома есть много картин, которые я делала своими руками. И мне захотелось пополнить коллекцию картиной в технике «Шерстяная акварель».
Я решила сделать «Тюльпан»
Можно нарисовать эскиз или подобрать понравившееся изображение цветка.
Инструменты и материалы, необходимые для рисования шерстью:
шерсть разных цветов (подбирается под конкретный сюжет), а также волокна шелка, вискозы, акрила и др.;
ножницы;
пинцет;
фоторамка, желательно, чтобы задник был жестким;
флизелин.
Флизелин нужно приклеить к заднику рамки. Он будет основой картины.
Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены (на самом деле под весом стекла шерсть оседает, уплотняется и слои достаточно крепко держатся друг за друга, но всё же это не валяние). Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон – стекло и задник.
Я подобрала шерсть необходимых цветов и оттенков. Нужно вытягивать тоненькие пряди шерсти и выкладывать фон. Снизу картины вертикальными мазками выкладываем траву шерстью зеленого цвета разного оттенка.
Фон готов.
Поверх фона выкладываем стебель и листья прядью зеленого цвета разного оттенка.
Для цветка я выбрала оттенки желтого, красного и оранжевого. Выкладывать цветок нужно с желтого цвета в форме тюльпана. Понемногу добавлять красного цвета, как на рисунке.

Выкладываю бутон на стебель. И картина готова.
Готовую картину накрываем стеклом. Лишнюю шерсть срезаем. И вставляем ее в рамку.
Заключение
Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков, активно используя творческие наработки многих поколений. Войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он экологичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло рук.
Я на личном опыте убедилась, что сегодня один из самых старых, традиционных материалов – войлок вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло - валяние из шерсти возрождается и перерастает в декоративно – прикладное искусство.
Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания модных и практичных предметов, головных уборов, обуви, оригинальных аксессуаров и предметов одежды. Валяные игрушки радуют и детей.
Помимо всего вышесказанного, валяние – это доступный досуг. Работать с войлоком могут и дети, и взрослые. Оно знакомит нас с законами цветоведения, развивает внимание, терпение и усердие.
Войлок сегодня выставляется не только в этнографических музеях, но и в галереях современного искусства.
Я считаю, что изделия из войлока могут стать оригинальным сувениром.
Литература
Абрамов Д. Специфическое дело. Монитор-неделя/ Н.Новгород, 2002.
Детская энциклопедия «Расти здоровым», М.; физкультура и спорт, 1992.
Ожегов С.И.; Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.,2003.
Д. Осипов. Журнал «Наука и жизнь» №12 2007
Справочник школьника., О.Л.Соболева., Москва, 2004.
http://wwwmurlika.msk.ru // Все о валенках
http://master-raduga.nnov.ru/valenki-chast3-hudzhestvennaya