ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗЕЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ
у
л. Народная 21, город Зея, Амурская область, 676246, тел.: 2-40-64
Выполнила:
ученица10А класса
Маркович Юлия
Руководитель:
Тарасова Ирина
Викторовна, учитель,
руководитель
школьного музея
г.Зея,
2009-2010
Содержание
Введение. Война 1941 – 1945 г. глазами детей
Основная часть. «Дети войны»
План «ОСТ»
Война глазами детей. Воспоминания земляков о ВОВ
Митюшкина Надежда Васильевна
Руденко Таисия Антоновна
Бржинская Ульяна Дмитриевна
Нечипоренко Иван Васильевич
Письмо 15летней девочки Кати Сусаниной
Друзья из Германии
Заключение. Воспоминания – живые свидетельства истории
Список литературы
Введение
Дети – это самое главное, что есть у страны. Это будущее нации, её промышленный, научный и творческий потенциал. Это её национальная безопасность. Истинные жизненные ценности и приоритеты тоже родом из детства.
Распад Советского Союза привёл к смене государственного строя в нашей стране. Культ денег, ориентация на американский образ жизни породили новые жизненные приоритеты. В погоне за прибылью забываются и обесцениваются уроки прошлого, что ведёт к утрате бдительности и угрозе национальной безопасности.
Засилье бездуховной литературы, боевиков уводит от насущных проблем, обезличивает такие понятия как долг, честь, любовь к родине. Человеческая жизнь становится разменной монетой.
Старшее поколение, пережившее войну, воспринимается как ненужный балласт, раздражающий своими нравоучениями. Но именно эти люди являются носителями той мудрости, которая научила их ценить жизнь. «Дети войны» дорого заплатили за такую науку.
За время исследования было проведёно анкетирование учащихся в возрасте 15-17 лет. Вопрос анкеты: как бы мы сейчас жили, если бы в Великую Отечественную войну победила Германия? 30% из опрошенных считают, что мы бы жили хорошо в цивилизованной Германии.
Следовательно, эта социально-значимая проблема особенно актуальна сегодня, потому что всё дальше от нас война 1941 – 1945г., всё меньше мы знаем об опасности, которую она несёт.
А забывая уроки прошлого, плачем над погибшими детьми сегодня, ведь именно дети – самая беззащитная категория населения во все времена.
Поэтому цель моего исследования – увидеть Великую Отечественную войну глазами детей военного поколения, доказать реальную угрозу нацистской идеологии для населения нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
В связи с этим поставила задачи:
1. Изучить специальную литературу
2. Найти земляков – детей военного поколения и записать их воспоминания
3. Сравнить полученные сведения с историческими материалами
4. Написать сообщение и выступить с ним в печат
Основная часть
2. « Дети войны»
Более 60 лет отделяют нас от страшной трагедии, которую пришлось пережить нашим бабушкам и дедушкам, их родным и близким. Имя её - война.
1418 дней и ночей продолжалась эта жестокая бойня, в течение которой Советский Союз потерял более 27 миллионов своих граждан.
Самыми незащищенными из них были дети. Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки...
Стать взрослыми им пришлось очень рано. Вот только несколько воспоминаний из средств массовой информации:
«Немцы наступали очень быстро. И уже в сентябре из-под Ленинграда уходили деревни. Понурые люди с узелками уходили с нажитых мест и гнали коров, овец. Весь скот — выл. И было какое-то ужасное состояние души. И еще, еще дымом пахло. И войной…»
«А потом у нас вымерзла и вымерла вся квартира. Умерших людей не убирали, и это было страшно. Мы боялись выходить из комнаты. А однажды в коридоре, я запомнила это, умирал татарин. Он хрипел, кричал, кашлял, а мы ничего не могли поделать. Просто сжались втроем в комочек… Было очень страшно и жутко».
И.Виноградова (прил. №1)
2.1 План «ОСТ» (прил. №2)
Откуда эти страшные факты? Не будем теряться в догадках. Ответ есть. Это план «ОСТ», генеральный план немецко-фашистской колонизации и германизации Восточной Европы. Он предусматривал уничтожение, выселение, онемечивание советского населения. По этому плану гитлеровцы хотели уничтожить Советское государство, лишить нашу страну какой бы то ни было организации, захватить территорию до Урала и сделать её германской.
Предполагалось в течение 30 лет выселить в западную Сибирь около 31 миллиона человек с территории Польши и западных районов СССР (80-85% польского населения, 65% населения Западной Украины, 75% населения Белоруссии, часть населения Латвии, Литвы, Эстонии) и поселить на эти земли 10 миллионов немцев. Оставшееся население подлежало онемечиванию. Задумано уничтожить ещё до начала выселения на оккупированных территориях 5-6 миллионов евреев. Предполагалось истребить 30 миллионов русских. Гитлеровцы хотели истребить русский народ, а часть превратить в послушных рабов. Рабы должны были знать счёт не более, чем до 500, уметь расписываться и всё. Для физического истребления людей предусматривалось техническое оснащение: газовые камеры, печи крематориев в концлагерях.
Продовольствие на оккупированных территориях предназначалось только для немцев. Считалось недопустимым тратить эти запасы на питание русских, так как всё равно большая часть русского населения подлежала физическому уничтожению, а освободившаяся территория должна была стать территорией Германии.
Война глазами детей.
Воспоминания земляков о ВОВ
Митюшкина Надежда Васильевна.
( родилась 9 сентября 1928 года в Рязанской области.)
Войну встретила в деревне Малый Студенец Сасовской области. Их населённый пункт немцы не оккупировали, но в 15 лет Надя поняла: война – это смерть, кровь, страдания. С 12 лет каждое утро они с матерью ходила за 30 км от своей деревни в госпиталь помогать раненым. Особенно тяжело было стирать телогрейки. На одного человека выдавалось 30 штук. С телогреек дети на пруду отстирывали пятна крови. Так продолжалось все 4 года войны и зимой, и летом.
Пока шла война, нужно было думать о том, как помочь бойцам и выжить самим. Голодали все. Чтобы добыть хоть немного хлеба, взрослые ставили детей на всю ночь в очередь возле ларька, где продавали водку, а потом меняли её на хлеб у солдат.
А ещё было страшно, очень страшно, что немцы прорвут оборону, тогда конец всем. Поэтому дети стойко переносили все тяготы, наравне с взрослыми, стараясь внести свой вклад в общую победу.
2.3 Руденко Таисия Антоновна
( родилась 1 января 1931 года в Курской области, Львовском районе село Кром-Быки.)
Едва Тасе исполнилось 10 лет, началась война. Мужчины ушли на фронт, в деревне остались старики, женщины и дети.Немцы два раза оккупировали их село. По-хозяйски заходили в дома. Не спрашивая разрешения, выгоняли из хлева скот, тут же забивали и требовали готовить себе обед. Неподчинение означало смерть. Перепуганная насмерть Тася смотрела на бледное лицо матери и недетским умом понимала: враги не шутят.
Никогда она не забудет, как соседний хутор Масикино оккупировали немцы. Сначала они облили бензином и подожгли дома. Пламя перекидывалось на соседние дома, огонь бешено пожирал строения. Люди бросались спасать своё имущество, надрывный крик стоял над селом. Немцы хохотали, им весело было видеть доведённых до отчаяния людей.
Ночью всех жителей хутора загнали в сарай и подожгли. Люди молили о пощаде. Матери просили пожалеть детей. Но всё напрасно. Густой едкий дым повалил от сарая, раздались пронзительные крики, проклятия.
Наутро вся округа знала о случившемся. . Долго ещё будет вскрикивать по ночам девочка, возвращаясь во сне к этому сараю. Долго её будет преследовать страх смерти. Ведь если фашисты не пощадили женщин и детей этого хутора, значит следующей жертвой может стать она, Тася, и вся её семья. Потрясённые дети и взрослые собрали прах погибших и похоронили.
Линия фронта проходила совсем рядом с их населённым пунктом. С замиранием сердца слушали они звуки канонады. А когда наступало затишье, ребятишки села Кром-Были копали окопы, собирали посылки на фронт: вязали тёплые рукавицы, кисеты под махорку. Они готовы были всё отдать, только бы Красная Армия победила.
2.4 Бржинская Ульяна Дмитриевна
(родилась 1 июня 1927 года в Черниговской области Щорского района, с. Елино)
В начале войны в их село ворвались немцы. Отца Ульяны взяли в плен, там он и погиб. Схватили племянника Ульяны, которому было всего 4 года. Но ему повезло. Соседка во время следования вывела его
из колоны, толкнув в кусты. Всего из их деревни немцы угнали 380 человек, в основном мужчин. Фашисты беспощадно рушили дома, жгли сараи, отбирали пищу, убивали скот. Поэтому люди уходили в лес.
Очень голодали, ели крапиву, цветки растений, листья деревьев и кустарников. Когда над ними пролетали истребители, прятались под огромными елками. Однажды немцы их заметили. Люди спрятались в болоте, прикрывшись ветками деревьев. Так они сидели полтора дня. Когда опасность миновала, они выбрались из болота. С Ульяной был тот самый племянник, которого спасла пожилая женщина. У ребёнка высокая температура, он не может двигаться. Женщина попробовала накормить мальчика лесными ягодами, но тот не стал есть и потерял сознание. Развели костер, а чтобы немцы не увидели дым, накрыли его байковым одеялом. Но и это не спасло замученного ребёнка. Он умер на руках у своей тети Ульяны, которой на тот момент было всего 13 лет. Девочка нашла в окопе корытце, завернула в одеяло тело своего мертвого маленького племянника и похоронила.
Помимо Ульяны была еще беременная женщина, которая родила зимой мальчика. Младенец очень кричал. Многие испугались, что их могут услышать немцы, и предложили бедной девушке задушить своего только что родившегося сына. Но вовремя вмешались добрые люди, которые пожалели молодую маму и отговорили убивать ребенка.
Дядю Ульяны, как и ее отца тоже взяли в плен. Но ему удалось бежать, спрыгнув с движущегося поезда. Русский предатель выдал его немцам. Ульяна с мамой, узнав об этом, нашли тело, но оно так сильно примерзло к земле, что его трудно было поднять. Они сорвали толстую ветку и с трудом оторвали останки от земли. Слёзы катились по щекам, в виски стучала глухая ненависть. Всё, что осталось от дяди, похоронили в одеяле. Однажды возле озера Ульяна нашла телогрейку, из кармана которой торчал пистолет. Она решила отомстить и, вооружившись пистолетом, направилась в деревню. Но местный старик отобрал у нее оружие и отправил обратно в лес. Лес спас девочке жизнь, но был бессилен укрыть от страшной боли потерь и утрат.
2.5 Нечипоренко Иван Васильевич
(родился 2 сентября 1925 года в деревне Дубнячки Серышевского района Амурской области) (прил. № 6)
Войну встретил на Украине. 5 февраля 1942 года полицаи Дмитрий Назаренко и Федор Гай по приказу немцев собрали группу молодежи, посадили в машину и отправили через Польшу в Германию, в рабство.
Но Ивану с товарищем удалось сбежать. Они проголодались и зашли в польский дом попросить у хозяев еды. Поляк продал русских подростков гестаповцам. Так вместо Германии Иван попал в Норвегию, в концентрационный лагерь «Ардольштангель», где пробыл с конца 1942 года до конца 1944 года.
Колючая проволока, вышки с автоматчиками, собаки и каторжная работа. Подростки вместе с взрослыми работали на погрузке т разгрузке барж, в графитной шахте. С раннего утра до поздней ночи глотали графитную пыль. Она оседала на легкие, люди болели, умирали. Изнемогали от тяжелой работы и от голода.
Утром заключенным давали баланду (вода с добавлением муки из рыбных костей). Немцы практичный народ, у них все шло в ход, даже отходы от рыбы. В обед опять баланду, маленький кусочек рыбы, кусок брюквы и пару горошин картошки. Вечером баланду и брюкву. И так каждый день. Спали в холодных бараках, на соломе, в антисанитарных условиях, до корост на спине заедали вши.
Мертвых складывали прямо на улице штабелями, весной трупы начинали разлагаться, стояла невыносимая вонь. Их обливали соляркой и сжигали. Чтобы сломить дух русского человека, фашисты в 6 часов утра палками выгоняли пленных слушать радио предателя Власова. Находились люди, которые добровольно шли на сотрудничество с гитлеровцами. Но были и другие. Именно благодаря им были спасены многие жизни. Норвежцы тайком от немцев подкармливали русских пленных, за что их жестоко наказывали. Тогда они посылали детей на велосипедах, и те разбрасывали завернутые в бумагу бутерброды. А пленные по дороге на работу подбирали их.
Письмо 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги 12 марта 1943 года отцу
А вот записка девочки, которой не суждено было стать взрослой. В книге «Говорят погибшие герои» предсмертное письмо Кати Сусаниной – страшная правда о судьбе, которая была уготовлена всему советскому народу. Вот ее слова:
«Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлена прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два
раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» - так зовут немецких свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья,» - сказал он. Я
очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!...»
завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать».
Это письмо было найдено в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в белорусском городе Лиозно, вскоре после освобождения.
Друзья из Германии
За время сбора материала друзья из Германии прислали мне воспоминания Инги Брудерсен, которой в 1945 году было 5 лет. Она помнит штурм Берлина. Эта немецкая женщина, наряду с другими такими же немецкими «детьми войны» травмирована войной. Более 50 лет её терзают воспоминания. Вот раздаётся вой сирены, они с матерью бегут в бункер, но двери уже закрыты.
И когда она слышит о террористических актах, к ней возвращаются воспоминания о падающем самолёте. Так же как и у других детей, травмированных войной, у неё появились расстройства, требующие вмешательства врача-психиатра. На нервной почве появляются боли в желудке. Обследования показали, что это боли
психического, а не органического происхождения. В Германии организован клуб «Дети войны», который помогает таким как Инга преодолевать страхи прошлого.
Инга называет своё поколение «потерянным», показывая, какие последствия принесла война.
Ещё одна свидетельница трагедии – немецкая писательница Гудрун Паузеванг. В своей книге «Длинный путь», основанной на подлинных событиях, она рассказывает о судьбе двух мальчиков, братьях Вернере и Ахиме Адамексах, переживших ужас войны на территории Германии.
Вот отрывок из главы «Как падали бомбы»
«… Пассажиры осуждали войну: «Такая маленькая страна против целого мира. Это может плохо кончиться». Никто в этом вагоне не знал, что через 12 часов поезд будет разбомблён.
… в воздух летели камни, шины, сотрясался воздух. Все стали выбегать из вагона. Вторая бомба упала в двух метрах от шестого вагона. Четыре – разбиты и искорёжены. Шестой уничтожен полностью. Поздно прятаться. Третья бомба упала между платформой и первым вагоном, последняя – в центре города, уничтожив церковь и кладбище. В воздухе появился запах гари и дыма. Люди кричали, плакали, стонали. Ужас застыл на их лицах.
Ребёнок звал мать, но она не отзывалась. Когда её нашли, она уже не слышала своего сына.
Ахим задыхался: на нём лежала тяжёлая мёртвая женщина. Вернер помог ему подняться. Но тут опять началась бомбёжка. «Они возвращаются!» Услышав вой самолёта, все попадали на землю.
Вернер никогда раньше не видел, как ведут себя взрослые в такую ночь, они боятся больше детей!
Выносили раненых и мёртвых женщин, детей. Трупы людей были прикрыты газетой. Возле мёртвой женщины плакал ребёнок…»
Заключение
Воспоминания – живые свидетельства истории.
Эти воспоминания – живые свидетельства истории. Они являются обвинительным актом нацистской идеологии фашизма, по которому населению нашей страны грозила страшная участь – стать бессловесными рабами, лишиться родины, потерять даже само право называться человеком. Следовательно, угроза нацистской идеологии доказана.
А ещё – это психическая травма, нанесённая целому поколению, которая с течением времени не проходит, а напротив, обостряется, нанося непоправимый вред здоровью. В нашей стране, в отличие от Германии не проводилось специальных исследований о последствиях ужасов войны на состояние здоровья людей. Но высокая заболеваемость и смертность среди поколения «детей войны» яркое тому свидетельство.
Часто, говоря о Великой Отечественной войне, виновниками трагедии называют немцев.
Это не совсем верно. Как свидетельствуют воспоминания, трагедия коснулась и немецкого населения. Поэтому виновниками массовой гибели людей следует назвать лидеров нацистской идеологии, развязавших эту кровавую войну, нанесший непоправимый вред и своему собственному народу, и народу нашей страны.
Результатом моего исследования явилось пополнение фондов школьного музея, знакомство учащихся с подлинной угрозой, которую нёс фашизм нашему населению.
Список литературы
“Gudrun Pausewang “Auf einem langen Weg”
«Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков 1941-1945г.» - М. Издательство политической литературы 1979г., с.159 - 160
Ресурсы «Интернета»
Энциклопедия «Великая Отечественная война» - М., 1984г., с.413, 521.