Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
МДК 04.02. Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Исследовательская работа, выполненная от имени ученика
Выполнила:
студентка 4 курса группы «Б»
___________ Лямкина А.Д.
Проверил:
преподаватель
______________ Рашитова Р.Х.
Астрахань, 2022
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3 1. Теоретическая часть работы …………………………………………………..5
1. 1 История лимона ………………………………………………………….…..5
1.2 Лимон … Что же это такое? ………………………………………………....6
2. Практическая часть работы……………………………………………………7
2.1Экскурсии в местный цветочный магазин и в Детскую поликлинику №15.7
2.2 Использование лимона в хозяйстве………………………………………….8
2.3 Проведение эксперимента ……………………………………….…………10
2.3.1 Результаты анкетирования………………………………………………..10
2.3.2 Познавательные опыты………………………………………………..…13
3. Результаты исследования……………………………………………………..17
Выводы по работе………………………………………………………………..18
Список использованной литературы …………………………………………..19
Введение
Актуальность темы исследования. Уже несколько зим подряд в нашем городе ходит эпидемия гриппа. А в морозную погоду даже отменяют занятия в учебных заведениях. Поэтому родители с раннего детства дают детям разноцветные шарики, которые называются витаминами. Они вкусные и приятные. Нам постоянно говорят, что мы должны есть те продукты, в которых больше всего витаминов, необходимых нашему организму. Тогда мы будем здоровы.
Вся наша семья в зимний период употребляет в больших количествах продукты, которые содержат витамин С. Этим витамином, особенно богаты цитрусовые - апельсины, лимоны, мандарины. Среди всех цитрусовых хорошим профилактическим средством являются лимоны. Только лимоны не теряют своих полезных свойств в течение долгой зимы и содержат довольно много витамина С. Аскорбиновая кислота (витамин С) не только благотворно влияет на наш организм, но и поддерживает защитные способности организма в рабочем режиме.
Мы задались вопросом эти фрукты можно только кушать? Оказалось, что это не так. И свои исследования мы решили посвятить загадочному кислому лимону.
Целью исследования: познакомиться с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства, недостатки и волшебные особенности.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу, направленную на изучение истории лимона, полезных свойств лимона и о составе веществ, содержащихся в его плодах;
- узнать употребление лимона приносит пользу или вред человеку;
- доказать важность применения лимонов в жизни;
- провести серию опытов по изучению свойств лимона и взаимодействия его с отдельными веществами;
- где можно использовать лимонный сок и кожуру лимона.
Гипотеза: предположим, что лимон – это красивый желтый фрукт, с кислым вкусом, который обладает не только целебными свойствами, но имеет и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами.
Объект исследования: лимон
Предмет исследования: влияние лимонного сока.
Методы исследования:
сбор и анализ информации по данной теме;
экскурсия в цветочный магазин;
анкетирование среди учеников;
интервью с врачами;
проведение эксперимента;
Теоретическая часть работы
1.1 История лимона
Началом нашей работы было, как можно больше узнать о лимоне из различных литературных источников.
На 1 этапе наших исследований, мы узнали, что впервые о лимоне (приблизительно 300 лет до н.э.) написал древнегреческий философ Теофраста.
Он писал, что душистый плод совершенно не употребляли в пищу, а использовали только для борьбы с молью. Ароматные кусочки лимона прятали в складки одежды. Но уже позднее о лимоне заговорили по-другому.
Нас удивило то, что до сих пор ученые спорят о родине лимона. Некоторые предполагают, что родина лимона - это Индия, а именно подножие Гималаев. Известно, что это войска Александра Македонского привезли лимоны из Индии в Грецию и Палестину. Тогда лимон называли «индийское яблоко» или «цитрон». В ХІІІ веке крестоносцы привезли лимоны в Италию, а оттуда фрукт попал во Францию.
Другие источники уверяют, что родина лимона - это тропические острова в Тихом океане. Как оно было на самом деле никто не скажет наверняка.
Еще одна загадка - в дикорастущем состоянии лимон неизвестен. Широко культивируется во многих странах с субтропическим климатом: на Кавказе, на Черноморском побережье, в Средней Азии. Распространен в комнатной и оранжерейной культуре.
В Россию лимон попал лишь во времена Петра I. Его деревца впервые завезли из Голландии в Москву и посадили в кремлевских «оранжерейных палатах». В начале XVIII в. в помещичьих усадьбах быстро распространилась «мода» на выращивание лимона с целью получения плодов.
1.2 Лимон… Что же это такое?
Лимон обыкновенный (CITRUS LIMON BURM) - относится к семейству Рутовых. Лимон вечнозеленое растение высотой до 5 м.
Мякоть плодов содержит значительное количество органических кислот. Сок лимона содержит много калия и самое большое количество цитрина. Интересным для нас было узнать то, что лимоны сами не опадают и если их не срезать до зимы желтыми, то они снова начинают зеленеть весной. Летом их кожура очень утолщается, осенью она снова желтеет, как бы поспевает вторично. Но двухлетние плоды, несмотря на величину, имеют меньше вкусовых и лечебных качеств, то есть содержат меньше витаминов, кислот. Поэтому можно из этого сделать вывод, что покупать толстокожие плоды не стоит, они могут быть "старыми".
Мы узнали, что лимоны можно выращивать и в домашних условиях. Комнатный лимон начали выращивать в г. Павлово более 100 лет назад. Павловские старожилы утверждают, что несколько черенков были завезены в г. Павлово местным купцом И. С. Карачистовым из Турции в 1860 г. По душе пришлись жителям г. Павлова лимонные деревца с золотистыми плодами [3].Они стали выращиваться лимоны почти в каждом доме. Павловский лимон растет в виде небольшого куста высотой 1—1,5метра. С каждого деревца, которое растёт в кадке можно получить 10-30 плодов (Приложение 1). Известны случаи, когда одно дерево, растущее в кадке, ежегодно приносило 180—200 плодов. Плоды этих комнатных лимонов отличаются хорошим качеством и размером, не уступая лучшим южным сортам.
Практическая часть работы
2.1 Экскурсии в местный цветочный магазин и в Детскую поликлинику №15
Итак, начинается очень интересная часть нашей исследовательской работы – практическая.
2 этап исследований. Для того чтобы увидеть как растет лимон в домашних условиях, мы отправились на экскурсию в цветочный магазин (Приложение 2). Флорист магазина рассказала нам о том, как выращивают лимон в домашних условиях. Оказалось, это не так и просто. Разведение комнатных лимонов — это отнюдь не пустое занятие. Лимон - растение капризное и требует очень большого ухода. Применяя правильный уход, можно ежегодно снимать большое количество крупных ароматных плодов.
3 этап исследований. В литературных источниках много говорится о полезности лимона. Для того чтобы подтвердить эту информацию мы решили пойти в Детскую поликлинику №15 на собеседование к врачу (Приложение 3). Наш участковый педиатр с удовольствием рассказала нам о лимоне следующее. Ни одно растительное средство не может соперничать по своим антисептическим и бактерицидным свойствам с лимоном. Плоды лимона богаты щелочными элементами, содержат органические кислоты, азотистые и минеральные вещества, витамины A, B, B2, P, C и фитонциды (табл.1).
Анализируя данные таблицы 1, заметим, что лимон — накопитель витамина С (40 мг). Витамин С относится к так называемым антиоксидантам — он защищает клетки от свободных радикалов и расщепляет холестерин. Также витамин С необходим нам для образования белка коллагена, который скрепляет клетки сосудов, костной ткани, кожи и способствует заживлению ран.
Таблица 1 - Химический состав лимона
пищевая ценность | витамины | минералы |
86 г воды | 40 мг витамина С | 40 мг кальция |
1,1 г белка | 2,9 мг витамина А | 22 мг фосфора |
0,3 г жира | 0,04 г витамина В1 | 12 мг магния |
3 г углеводов | 0,02 мг витамина В2 | 11 мг натрия |
5,7 г органические кислоты | 0,2 мг витамина В5 | 10 мг сера |
2 г пищевые волокна | 0,06 мг витамина В6 | 5 мг хлор |
3 г сахариды | 0,2 мг витамина Р | 0,04 мг марганец |
Педиатр подтвердила, что сегодня этот субтропический фрукт занял прочное место не только в медицине, но и в кулинарии и в косметике. Она порекомендовала нам полезные рецепты и дала практические советы
2.2 Использование лимона в хозяйстве
Мы были очень удивлены, когда прочитав статью в одном из журналов, о том, что лимон можно использовать не только для здоровья и красоты (Приложение 5). Расскажем об этом.
Чтобы избавиться от пятна на одежде от фломастера нужно: лимонный сок и мелкую соль нанести на пятно, потереть, а затем постирать одежду.
Чтобы вернуть блеск металлическим кастрюлям, нужно потереть их кожурой лимона, на которой осталось мякоть, а затем ополоснуть водой. Поверхность кастрюль станет как зеркало!
Чтобы избавиться от ржавчины, попробуйте
такой способ: нанесите на вещь лимонный сок и посыпьте крупной солью. Затем положите предмет на солнце, на несколько часов.
Чтобы избавиться от известкового налета,
также помогает лимонный сок. Его нужно нанести на поверхность и через какое-то время смыть водой.
Если в вазу с фруктами положить лимон, то
он поможет сохранить их свежесть – фрукты не испортятся раньше времени. Но если лимон положить к недозревшим бананам, то они «дозреют».
Чистит клетку. Если в вашем доме живут кролики или
хомяки, то вы знаете, как непросто порой отмыть их клетку. С помощью лимонного сока дело пойдет быстрее – выжмите его в те места, который ваш питомец использует в качестве туалета, и оставьте на время (зверек при этом не должен находиться в клетке), затем потрите щеткой и смойте водой. Это эффективное и безопасное для зверьков средство.
Чтобы вернуть пожелтевшей ткани белый
цвет, опустите ее в кипящую воду, в которую добавлен лимонный сок.
Лимон избавляет от запахов. Вы только что чистили лук, чеснок,
разделывали рыбу? Вымойте руки лимоном, и неприятный запах не будет вас беспокоить.
Чтобы избавиться от запаха в микроволновке, положите несколько долек лимона в чашку с водой и отправьте в микроволновку на две минуты, включив полную мощность. Затем
эту лимонную воду можно остудить и отправить в холодильник – таким образом вы «освежите» и его.
Если в вашем доме завелись муравьи, не паникуйте! Смажьте лимонным соком их «любимые места» и муравьи в буквальном смысле забудут дорогу в ваш дом.
11. С лимонным соком, цедрой пекут пироги, кексы, делают вкусные кисели.
Прочитав литературу, мы узнали, что еще можно сделать из лимона. С лимонным соком делают мыло, сушат корочки и добавляют для аромата в чай. Можно сделать свечи с добавлением лимонных корочек самим или купить в магазине, когда зажжете её ваша комната, наполнится приятным ароматом.
2.3 Проведение эксперимента
2.3.1 Результаты анкетирования
Чтобы узнать какую роль играет лимон в жизни человека, мы провели анкетирование во 2 б классе МАОУ «Гимназия № 87» (Приложение 6). Это был 4 этап наших исследований. В анкетировании участвовали 22 ученика.
На первый вопрос: «Как часто вы едите лимоны?» - большинство учеников ответило 1-2 раза в неделю. 5 человек из класса вообще не любят лимоны. (рис.1)
Рис. 1 - Столбиковые гистограммы ответов на вопрос: «Как часто вы едите лимоны?»
Второй вопрос анкеты был: «В каком виде вы употребляете лимоны?». Мы также построили гистограммы ответов (рис.2).
Рис.2 - Столбиковые гистограммы ответов на вопрос: «В каком виде вы употребляете лимоны?»
Наблюдаем, что лимоны большинство употребляет с чаем – 13 человек.
На третий вопрос анкеты почти все ученики, а именно 21 человек ответили правильно (рис. 3)
Рис. 3 - Столбиковые гистограммы ответов на вопрос: «Какого витамина больше в лимоне?»
Из литературных источников мы узнали, что у лимона все части целебны и решили спросить об этом учеников. Оказалось, об этом знают 82% - молодцы (рис.4).
Рис. 4 - Круговая диаграмма ответов на вопрос: «У лимона все части целебны?»
К сожалению, лимон в домашних условиях никто из 2 «б» класса не выращивает (рис.5)
Рис. 5 - Круговая диаграмма ответов на вопрос: «Выращиваете вы лимон дома?»
2.3. 2 Познавательные опыты
В начале нашей работы мы предположили (гипотеза), что лимон – это красивый желтый фрукт, с кислым вкусом, который обладает не только целебными свойствами, но имеет и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами. На вторую часть гипотезы мы ответили, когда провели серию познавательных опытов, о которых почитали в научных книгах [9,10,14]. Это последний 5 этап нашей исследовательской работы.
Опыт №1 « Лимонный чай» (Приложение 7).
Мы взяли два стакана и в каждый из них налили свежезаваренный чай. Затем в один из стаканов стали выдавливать лимонный сок из половинки лимона. Далее чай, в который выжали лимонный сок, помешаем маленькой ложкой.
Наблюдаем: цвет чая изменился.
Вывод: Своим коричневым цветом чай обязан танинам и катехинам. Эти вещества являются индикаторами, то есть в кислой среде они светлеют. Но это не означает, что чай стал менее крепким. Добавление лимона сделало чай питательным и целебным.
Опыт №2 «Яблоко и лимон – друзья» (Приложение 7).
Для данного опыта возьмем яблоко, лимон и нож. Разрежем яблоко пополам. На одну из половинок выжмем лимонный сок и натрем им яблоко.
Наблюдаем: через 5 минут, та половинка яблока, которая не натёрта лимонным соком начала темнеть. Через 15 минут половинка потемнела больше.
Вопрос: Почему одна половинка яблока потемнела, а другая нет?
Вывод: Половинка яблока темнеет из-за окисления крошечных частичек железа, содержащих в яблоке. Эти частички соприкасаются с кислородом воздуха и начинают темнеть. А аскорбиновая кислота, содержащаяся в лимонном соке, покрыла срез защитной пленочкой, что замедлило процесс окисления. Следовательно, если разрезанные яблоки смазать лимонным соком они будут выглядеть свежими и красивыми и не менее полезными.
Опыт №3 «Лимон – пятновыводитель» (Приложение 8).
Мы взяли: фломастер, лимонный сок, соль и белое полотенце. Нарисовали на полотенце пятнышко фломастером. А затем полили на пятно лимонный сок и насыпали соль.
Наблюдаем: пятно начало растекаться и светлеть.
Затем мы постирали наше полотенце. Пятно очень легко отстиралось.
Вывод: Лимонная кислота и соль соединились с мелкими частичками пятна, и отбели их. Мы обязательно этим советом будим пользоваться в жизни
Опыт №4 «Лимон надувает шарик» (Приложение 8).
Для проведения опыта нам понадобились:
– 1 бутылка воды (0,5 л);
– небольшая глубокая тарелка;
– воздушный шарик;
– изолента или скотч;
– 3 столовые ложки уксуса, 1 лимон, сода.
Начинаем эксперимент:
1. В бутылке воды растворили чайную ложку соды.
2. В другой мисочке смешали 3 столовые ложки уксуса с соком лимона и через воронку добавили смесь в бутылку.
3. Быстро надели шарик на горлышко бутылки и плотно закрепили его скотчем или изолентой.
Наблюдаем: Шарик надувается!
Вывод: Сода и смешанный с уксусом лимонный сок вступили в реакцию и выделили углекислый газ, который и надувает шарик.
Опыт № 5 «Засекреченное послание» (Приложение 9).
Мы выдавили в пиалу немного сока лимона, взяли белый лист бумаги и кисточку. Затем написали лимонным соком засекреченное послание. Дали рукописи высохнуть. Теперь прочитать написанное или увидеть нарисованное стало невозможно. Хорошенько нагрели лист бумаги над настольной лампой.
Наблюдаем: Надпись не заставила себя долго упрашивать и стала заметной.
Вывод: Послание стало заметно, потому что лимонный сок при нагревании темнеет.
Опыт №6 «Лимон запускает ракету» (Приложение 9).
Мы взяли: лимонный сок, соду, немного воды, бутылку, пробку и макет ракеты.
В бутылке смешали все ингредиенты, быстро заткнули пробку и поставили макет ракеты.
Наблюдаем: Ракета взлетела!
Вывод: В результате образовался углекислый газ, который вытолкнул ракету.
Опыт №6 «Батарейка из лимона» (Приложение 10).
Прочитав в книге «Юный физик», о том что, соединив провода через лимоны, может загореться маленькая лампочка в 2,5V, нас это заинтересовало [9]. Мы этот опыт провели.
Необходимо для опыта:
Лимоны (тщательно вымыли и насухо вытерли).
Медная изолированной проволоки примерно 0,2-0,5 мм толщиной.
Стальные скрепки для бумаги.
Лампочка от карманного фонарика.
Проведение опыта.
Зачистили противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2-3 см. Вставили в лимоны скрепки, прикрутили к ней конец одной из проволочек. Воткнули в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Соединили все по схеме. Взяли два свободных конца проволочек и приложил к контактам лампочки.
Наблюдаем: Лампочка загорелась!
Вывод: Не секрет что внутри любого аккумулятора содержится кислота. И лимон обладает той самой кислотностью. Вот почему он может стать батарейкой и зажечь таким способом лампочку.
Опыт №7 «Домашний лимонад» (Приложение 10).
1. Для приготовления лимонада берём лимоны, сахар, соковыжималку и кипяченую воду. 2.Лимоны хорошо помыли и выжали из них сок. 3. Разбавили водой и добавили сахар по вкусу.
Вывод: получился очень полезный домашний напиток. Готовый напиток можно пить с кубиками льда и веточкой мяты.
Опыт №7 «Мы посадили лимон» (Приложение 11).
Мы взяли семечку от лимона и посадили ее. Интересно, что у нас вырастет?
Результаты исследования
Итак, наша работа проходила поэтапно. В результате проведенных исследований мы складывали постепенно пирамидку с накопленной нами информацией. Теперь ее построим и сделаем выводы (рис.6).
Рис. 6 – Схема выводов на каждом этапе исследований
На самый главный вопрос, который мы поставили перед началом исследований и назвали им тему нашей работы: Кто ты, загадочный кислый фрукт?» мы отвечаем.
Загадочный фрукт – из книг мы узнали, что у него нет родины и никто никогда не видел дикий лимон.
Полезный фрукт – нам это подтвердил врач, и мы узнали из опытов.
Волшебный фрукт – это также подтвердили проведенные нами опыты.
Кислый фрукт. Из результатов анкетирования мы узнали, что в лимоне есть один недостаток: Он кислый, поэтому не все его любят кушать.
Выводы
Итак, мы провели очень интересную на наш взгляд исследовательскую работу, на тему: «Кто ты, загадочный кислый фрукт?». Все поставленные в работе задачи мы выполнили. Той целю, которой мы задались, выполнили сполна. А предположения о гипотезе подтвердились. Действительно, лимон – это красивый желтый фрукт, с кислым вкусом, который обладает не только целебными свойствами, но имеет и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами. Мы нашли много интересных фактов (Приложение 12).
Но на этом мы свои исследования не заканчиваем. Мы посадили семечку лимона, интересно, что из него вырастет. И еще, мы узнали, что в Саратове есть лимонарий и обязательно туда пойду на экскурсию со своими одноклассниками и классным руководителем (Приложение 11).
В результате проведенных исследований, осмелимся дать советы:
- Попробуйте начинать день с чашки тёплой воды с лимонным соком, т.к. он бодрит и повышает иммунитет.
- Запах лимона способен повысить работоспособность, снизить сонливость. И если разложить кусочки лимона в классе, это окажет благоприятное воздействие на учеников.
- Соблюдая меры предосторожности и рекомендации врачей, ешьте как можно чаще лимоны. В скором времени вы забудете, что такое усталость и тоскливое настроение.
- В повседневной жизни смело пользуйтесь народными средствами и полезными советами.
-Пейте лимонад, приготовленный в домашних условиях из лимонов.
- Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы. Надёжный лекарь избавит вас от старых болезней и убережёт от новых.
Оказывается, как много пользы в этом экзотическом и таком уже привычном нам фрукте!..
Список используемой литературы
Бабин Д. М. Энциклопедия цветоводства / Д.М. Бабин – Минск: Миринда, 2000. – 480с.
Генкель П. А. Физиология растений / Генкель П. А. – М. :Просвещение, 1985. – 335с.
Дадыкин В. Цитрусовый сад на окне / Дадыкин В. В. – М.: АРТ-Пресс, 2008. – 304 с.
Ермаков А.И. Методы биохимического исследования растений. / А.И. Ермаков, В.В. Арасенович . - Л.: Агропромиздат, 1987. – 430 с.
Истомин С.В. «Я познаю мир. История русских царей» Издательство: АСТ, Астрель 2009.- 678 с.
Казьмин В.Д. Иммунитет: укрепление защитных сил организма. - Издательство: Феникс, 2005.- 160 с.
Комнатные растения (интернет ресурс) http://www.od-flowers.com/page/page466.html.
Новиков С.В. «Александр Македонский» // Большая историческая энциклопедия. — М.: Олма-Пресс, 2003.
Перельман Я.И. Для юных физиков. Опыты и развлечения. Пг., Начатки знания, 1924.-78 с.
Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. М., Детгиз, 1959.-76 с.
Растения (интернет ресурс). http://growplants.ru/Komnatnye-rasteniya/sorta-limona.html.
Лаптев Ю. П. Растения от А до Я / Ю. П. Лаптев – М. : Колос, 1992.- 538с.
Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях / Д. Г. Хессайон – М. : Кладезь-Букс, 2000. – 256с.
Шкурко Д.И. Занимательные, безопасные и простые химические опыты- Издательство: Детская литература, 1976.- 66с.
Шпаковский В. О Крестоносцы. Школьный путеводитель- Издательство: Балтийская книжная компания, 2007. -113 с.