СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Жанры детского фольклора" (презентация)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Жанры русского фольклора". Цель работы: повысить уровень творческого и речевого развития школьников средствами фольклора, показать ценность произведений устного народного творчества, воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Жанры детского фольклора" (презентация)»

Исследовательская работа  «Жанры детского фольклора» Тестова Н.М.

Исследовательская работа «Жанры детского фольклора»

Тестова Н.М.

                         Цель работы:      - повысить уровень творческого и речевого развития школьников средствами фольклора;  - показать ценность произведений устного народного творчества;  - воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

                        Цель работы:

- повысить уровень творческого и речевого развития школьников средствами фольклора;

- показать ценность произведений устного народного творчества;

- воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

Задачи:   дать определение термину «фольклор», «детский фольклор», рассмотреть жанры детского фольклора; собрать образцы детского фольклора и определить их жанровую принадлежность.  Объект исследования: детский фольклор.

Задачи:

дать определение термину «фольклор», «детский фольклор», рассмотреть жанры детского фольклора;

собрать образцы детского фольклора и определить их жанровую принадлежность.

Объект исследования: детский фольклор.

Методы исследования :  изучение и анализ литературных источников, систематизация.   Проблемные вопросы: Что относится к малым жанрам фольклора? Учебные вопросы: Что такое фольклор? Какие жанры устного народного творчества нам известны?

Методы исследования : изучение и анализ литературных источников, систематизация.

Проблемные вопросы:

Что относится к малым жанрам фольклора?

Учебные вопросы:

Что такое фольклор?

Какие жанры устного народного творчества нам известны?

Актуальность: тема фольклора актуальна в настоящее время как культурная память народа, существовавшая и создававшаяся всегда. Гипотеза: устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство.

Актуальность:

тема фольклора актуальна в настоящее время как культурная память народа, существовавшая и создававшаяся всегда.

Гипотеза:

устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство.

.  Фольклор –  коллективное устное народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.   Малые жанры фольклора –  это небольшие по размеру фольклорные произведения.  Иначе говоря – «детский фольклор».

. Фольклор – коллективное устное народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Малые жанры фольклора –

это небольшие по размеру фольклорные произведения. Иначе говоря – «детский фольклор».

  Детский фольклор –     одно из направлений устного народного творчества. К детскому фольклору относят творчество самих детей (игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни) и произведения, написанные взрослыми для малышей (колыбельные, потешки, пестушки, сказки).  Итак, словесное творчество народа, созданное для ребёнка или самим ребёнком, передаваемое из уст в уста, называется детским фольклором.

Детский фольклор –

одно из направлений устного народного творчества. К детскому фольклору относят творчество самих детей (игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни) и произведения, написанные взрослыми для малышей (колыбельные, потешки, пестушки, сказки). Итак, словесное творчество народа, созданное для ребёнка или самим ребёнком, передаваемое из уст в уста, называется детским фольклором.

Колыбельная  песня –  песня, которой убаюкивают ребёнка.    Колыбельной песней навевают ребёнку крепкий и спокойный сон, обещают счастье и богатство, предсказывают будущее. Пение зависит от покачивания колыбели, от её ритмического движения. Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьём, Зипун сошьём, Боронить сошлём В чистые поля, В зелёные луга.

Колыбельная песня – песня, которой убаюкивают ребёнка.

Колыбельной песней навевают ребёнку крепкий и спокойный сон, обещают счастье и богатство, предсказывают будущее. Пение зависит от покачивания колыбели, от её ритмического движения.

Спи, посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьём,

Зипун сошьём,

Боронить сошлём

В чистые поля,

В зелёные луга.

Пестушка – короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют ребёнка.  Пестушкой сопровождают движения, действия, в которых участвует ребёнок в первые месяцы жизни.                           Каждому своё:  Печке – полено,  Корове – сено,  Трава – телёнку,  Вода – ягнёнку,  А тебе, сыночек,  Сахару кусочек.

Пестушка –

короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют ребёнка. Пестушкой сопровождают движения, действия, в которых участвует ребёнок в первые месяцы жизни.

                       

Каждому своё: Печке – полено, Корове – сено, Трава – телёнку, Вода – ягнёнку, А тебе, сыночек, Сахару кусочек.

Потешка –     песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка.  Потешки сопровождают рост и развитие детей.   - Ладушки, ладушки! - Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. - Кого били? - Машку.

Потешка –

песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка. Потешки сопровождают рост и развитие детей.

- Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

- Кого били?

- Машку.

                                       стихотворение, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребёнку. Прибаутка похожа на короткую сказку.    Прибаутка –   Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела.

                                  стихотворение, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребёнку. Прибаутка похожа на короткую сказку.

Прибаутка –

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

                      короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Закличка - Солнышко, покажись!   Красное, снарядись!   Чтобы год от года   Давала нам погода:   Тёплое летечко,   Грибы в берестечко,   Ягоды в лукошко,   Зелёного горошка.

                  короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.

Закличка -

Солнышко, покажись!  Красное, снарядись!  Чтобы год от года  Давала нам погода:  Тёплое летечко,  Грибы в берестечко,  Ягоды в лукошко,  Зелёного горошка.

    Приговорка –  короткое стихотворение, обращение к живым существам.      Улитка, улитка,   Выпусти рога!   Дам пирога,   Масленого,   Перемасленного!

Приговорка – короткое стихотворение, обращение к живым существам.

Улитка, улитка,  Выпусти рога!  Дам пирога,  Масленого,  Перемасленного!

    Считалка –  это короткие рифмованные стихи, как правило, весёлые и смешные. Считалочки дети передают друг другу из уст в уста во время игр. Иногда дети сами их придумывают.    Сидел петух на лавочке, Считал свои булавочки. Раз, два, три - Это будешь ты.

Считалка – это короткие рифмованные стихи, как правило, весёлые и смешные. Считалочки дети передают друг другу из уст в уста во время игр. Иногда дети сами их придумывают.

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

Раз, два, три -

Это будешь ты.

Скороговорка -   стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. Ехал грека через реку, Видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, Рак за руку грека - цап.

Скороговорка -

стихотворение, в котором специально собраны

труднопроизносимые слова.

Ехал грека через реку,

Видит грека – в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку грека - цап.

Загадка –  выражение, которое нуждается в разгадке .    Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке .

Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах.

Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

Заключение   Таким образом, малые жанры русского фольклора до сих пор не утратили своей актуальности. Фольклор доставляет ребёнку особую радость. Это выразительный, меткий язык пословиц, поговорок, потешек и пестушек, загадок… А взрослые должны заложить в детях любовь и уважение к фольклору и русскому слову.

Заключение

Таким образом, малые жанры русского фольклора до сих пор не утратили своей актуальности. Фольклор доставляет ребёнку особую радость. Это выразительный, меткий язык пословиц, поговорок, потешек и пестушек, загадок… А взрослые должны заложить в детях любовь и уважение к фольклору и русскому слову.

Список источников:   Википедия – Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фольклор  https://www.booksite.ru/fulltext/russnarod/text.pdf http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki0.php Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Список источников:

Википедия – Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фольклор

https://www.booksite.ru/fulltext/russnarod/text.pdf

http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki0.php

Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я. Коровина и др.

Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!