СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект дошкольников на тему "Краски в нашей жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект дошкольников на тему "Краски в нашей жизни"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение:

«Детский сад №29» г. Краснотурьинск







Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

на тему

«Краски в нашей жизни»





Участник:

Коньшин Захар,

подготовительная к школе группа

Научный руководитель:

Бирюкова Александра Илларионовна,

воспитатель МА ДОУ 29





Краснотурьинск

2022г

Содержание:


Введение………………………………………………………………………

1 Теоретическое исследование проблемы………………………………….

I. 1 Какие у природы краски?...........................................................................

  • Эксперимент 1. «Способность растений окрашивать предметы»

  • Эксперимент 2. «Возможность создать картину, используя красящие способности растений» …………………………………….

I.2 Краски. Исторические сведения………………………………………….

  1. Краска. Красить. Окрашивать

  2. Натуральные пищевые красители……………………………..............

II. Получение безопасных красок

  • Опыт № 1. «Изготовление красок для рисования» ………………….

  • Опыт №2 «Удивительные рисунки»

  • Опыт №3 «Изготовление закладки для книги».

  • Опыт №4 «Приготовление «волшебных красок» и рисование ими…

  • Заключение………………………………………………...................

Список литературы и источников…………………………………………


Приложения……………………………………………………………







3

4

4



5

6


6


7



8


10

11


12














Введение

Актуальность выбранной темы исследования. Сколько раз в детском саду на занятиях рисования мы сталкивались с красками? Наверняка многие помнят свои первые акварельные краски – с круглыми цветами и лохматой кисточкой. И название у них не обычное – «Акварельно- медовые».

И каждый раз, можно было увидеть, что некоторые дети пытались акварель съесть, и почти у всех была привычка облизать кисточку. А между тем, акварель далеко не так съедобна, хотя и в самом деле содержит мед. Немногие знают о том, что все краски: акварельные, масляные, гуашевые – изготавливают на одной основе на протяжении тысячелетий.

Основа всех красок – пигмент и связующее вещество:

Пигмент - сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т. д. Связующее, (вязкое) вещество - вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность. От того, на чем замешивают краски, и зависит получится она акварельной или масляной. А пигмент у всех красок один.

Краски существуют так давно, что невозможно сказать, когда и кем они были изобретены. Чем рисовали художники сотни лет назад? Почему их полотна сохранились до наших дней? Из чего они изготавливали свои краски? Можно ли сегодня самостоятельно в лабораторных или даже домашних условиях получить краски, и использовать их по назначению? Именно эти вопросы легли в основу выбора темы нашего исследования и обозначили проблему нашей работы.

Краски – это цветные красящие вещества, предназначенные для непосредственного использования в той или иной сфере быта. Краски могут быть органические и минеральные, а также природные и синтетические.

Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Как же прекрасен наш мир, все что нас окружает имеет свой цвет – игрушки, одежда, стены наших домов, книги, предметы. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

Проблема наше проекта: из чего можно в домашних условиях приготовить безопасные краски?

Гипотеза: если мы узнаем, из чего можно получить краски, то сможем сами сделать краску, расскажем другим и будем использовать при рисовании в своих рисунках.

Цель исследования: выявление красящих способностей различных растений, возможностей получения растительных красок в домашних условиях и рисования этими красками.


Задачи исследования:

• проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования;

• расширить представления о разнообразии и способов использования природных красок;

• попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях;

• создать коллекцию колера природных красок;

• нарисовать рисунки, используя природные краски;

• провести для дошкольников мастер-класс по рисованию картин красками, изготовленными из природных компонентов.

Методы исследования:

  • подумать самому, что знаю о красках;

  • провести опрос среди взрослых на тему: из чего делают краски, где их применяют, можно ли самому сделать краску и из чего?

  • найти информацию о краске, её составе в книгах, энциклопедии, Интернете, спросить у взрослых;

  • провести эксперимент «Из чего делают краски»

  • провести эксперимент «Что случается с краской от долгого хранения?»;

  • выбрать из получившихся красок: самую яркую

  • узнать из личного опыта, можно ли узнать цвет с помощью запаха, вкуса, зрительного восприятия;

  • составить рассказы, сказки о растении, какой получился цвет.

Начиная исследование, у нас возникли вопросы?

    1. Если, растения имеют насыщенную окраску своей надземной части, то могут ли они окрашивать предметы в разные цвета (имеют ли способность окрашивать)?

    2. Если растения могут окрашивать предметы, то из них можно сделать краску и рисовать ею?

    3. Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?

Перспектива исследования:

- Проверить, долговечны ли картины, созданные при помощи природных красителей. Если нет, то найти способы продления «жизни» этим картинам.

- Узнать, много ли красок вокруг нас в повседневной жизни?

Для проверки первых двух гипотез, гуляя по городу и за городом, бывая на дачном участке или дома у себя в огороде, стали подмечать какие разные цвета у растений (стеблей, листьев, плодов, ягод).

Наблюдать за красотой природы одно удовольствие, но мне хотелось скорее узнать, какие цвета подарят моему рисунку все эти растения. И я стал экспериментировать.

Эксперимент 1.

Цель – выяснить, все ли растения имеют способность окрашивать, в какие цвета окрашивают растения бумагу и ткань.

Ход. Взял лист бумаги и отправился в путешествие. Для проведения эксперимента отщипывал (отрезал) кусочки растений, плодов или ягод и проводил ими по белому листу бумаги и белому кусочку ткани. Смотрел, окрашиваются ли они, в какой цвет.

Вывод: не все растения имеют способность окрашивать. На основе проведённого эксперимента составили таблицу.

Эксперимент 2.

Цель – выяснить возможность создать картину, используя красящие способности растений.

Ход. Попробовал рисовать частями тех растений, которые давали самые яркие цвета при проведении эксперимента.

Вывод. Получилось! Рисовать можно, но не удобно. И как ни старался, а руки и одежду всё-таки испачкал и долго не мог отмыть. Поэтому, прежде чем приступить к рисованию, нужно надеть перчатки, фартук и нарукавники, чтобы не испачкаться

Вывод: растениями, которые имеют яркую окраску сока, можно рисовать.

Чтобы проверить третью гипотезу, нужно сначала узнать, что же такое краска?

















II. Теоретическая часть. История возникновения красок.

Появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Некоторые из них существовали задолго до наших дней. Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий.

Самыми первыми красками были разноцветные глины: красная, белая, жёлтая и голубая. Древние художники высекали на скалах рисунок, а потом уже втирали глину, смешанную с жиром в углубления. Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя, охотников с копьями.

Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были так же химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков - от светло-жёлтого до ярко-оранжевого, и марганец (металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной).

Немного позже краски стали делать из минералов лазурит, малахит, киноварь и растений. Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения - жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику.

Так же узнал, что пурпурную краску делали из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски.

Мама мне рассказала, что она ездила по путёвке в Индию, видела кустарник «Индиго», из него делают тёмно-синюю краску. Сейчас этой краской красят джинсы. С древних времен использование красок сохранились и в наше время. Например, красить яйца шелухой лука. Из энциклопедии я узнал, что занавес в Большом театре в Москве выкрашен краской, которую сделали из отвара корней травы зверобоя, по-старинному рецепту. Это не чудо!

Опыт 1. Изготовление красок для рисования.

Морковь, свёклу, петрушку, ягоды смородины измельчили на тёрке и отжали сок. Взяли чайную заварку, навели крепкий кофе.



Оранжевый зелёный светло-коричневый

Опыт 2. Удивительные рисунки.

Наши краски из овощей и ягод получились нежными, прозрачными. Их можно сравнить с акварелью. Рисование – процесс удивительный и увлекательный, тем более, если рисовать красками, сотворёнными своими руками из того, что можно есть. Пищевые краски можно два дня хранить в холодильнике и нарисовать много удивительных рисунков.

Вывод: Краски нужно хранить в холодильнике.

Опыт 3. Изготовление закладки для книги.

Теперь проверю, как наши краски окрашивают ткань.

Для начала я нарисовал на белой ткани геометрические фигуры. Вырезал их и подготовил к окрашиванию.


Затем опустил в краску фигурки, ждал 30 минут. После окрашивания хорошенько просушил. Синюю краску я получить не смог, поэтому решил развести пищевой краситель. Готовые фигурки получились яркие, хорошо окрасились, я наклеил их на бумажную полоску и закрепил скотчем.

Вывод: Некоторые цвета получились недостаточно яркие такие как: желтый, коричневый, зеленый. А из клюквы, смородины и моркови получились яркими.

Оказывается, краски можно сделать не только из самих овощей и ягод, а еще из их отваров (луковая шелуха, листья свеклы) и отваров трав (аптечной ромашки, зверобоя, крапивы).

Опыт № 4. Получение безопасных красок

1. Попробовал получить краску из собранных летом и замороженных разных ягод: рябину красную и черную, калину, облепиху, малину

2. При помощи соковыжималки выжал сок из этих ягод. Несмотря на то, что они были замороженными до этого, краска получилась очень яркая, поэтому ткань окрасилась в яркие цвета, бумага окрасилась, но сильно размокла.

.






Вывод: Ткань легко окрашивается соком, а на бумаге нужно рисовать


3. Попросил маму помочь приготовить мне отвар из луковой шелухи. (золотистый лук и фиолетовый). Когда чистил шелуху фиолетового лука, то руки стали тёмно-синего цвета. Покрасили яйцо, получился красивый цвет (коричневый и фиолетовый).

Вывод. Самыми популярными красящими растениями, растущими в нашей местности, с давних пор считались: зверобой, береза, ноготки, чистотел.

Краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на основе природных компонентов и ими можно рисовать как на бумаге, так и на ткани.

Но самое интересное было то, что раньше краски можно было готовить из мёда. Это рассказала мне моя бабушка, им мама делала краски, используя мёд, сливочное масло, соки овощей и фруктов. Мы немедленно изготовили такие вкусные краски и попробовали рисовать ими вместе с друзьями.

































Заключение

В начале моего эксперимента я предполагал, что:

  • Если растения имеют разную окраску своей надземной части, то они могут окрашивать предметы в разные цвета.

  • Если растения могут окрашивать предметы, то ими можно рисовать.

  • Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?

В ходе исследования выяснил, краски везде вокруг нас! Стоит только приглядеться повнимательнее. Среди растений нашего города есть красящие и из них можно сделать краски, но это очень хлопотно, можно получить совершенно не тот цвет, какой хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. Они необходимы ещё и для того, чтобы жила природная красота вокруг нас, чтобы не губить растения.

А натуральные, самодельные краски нужны для художественного вдохновения, для любования природой и просто для красоты! К тому же они совершенно безопасны для здоровья, в отличие от синтетических красок.

Я доволен своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому что понял, в природе много тайн, которые она открывает только любознательным! А еще она нас учит, было бы желание учиться.

Практическая значимость работы

За время работы над темой исследования

  • узнал много нового о красках, которые таят в себе растения;

  • учился наблюдать и замечать красоту окружающей нас природы;

  • составил таблицу растений нашего города, которые имеют красящие способности;

  • научился получать краски разными способами (составил палитру природных красок);

  • познакомился с нетрадиционными техниками рисования, выбрал наиболее удобные для творчества;

  • создал свою картинную галерею из рисунков, выполненных натуральными красками;

  • познакомился с интересными и творческими людьми, живущими в нашем городе;

  • научился брать интервью.

А самое главное - воспитывал в себе терпение и наблюдение при общении с такой хрупкой красотой - под названием «Природа».





Перспектива исследования. Все это очень интересно! Мне захотелось:

- проверить, долговечны ли картины, созданные при помощи природных красителей. Если нет, то найти способы продления «жизни» этим картинам.

Больше узнать, а много ли красок вокруг нас в повседневной жизни?

Научиться самому делать краски по безопасному рецепту.



































Список литературы:

  1. Всё обо всём» популярная энциклопедия для детей. – М., 1995;

  2. Википедия – общедоступная многоязычная универсальная интернет – энциклопедия;

  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 224 с.

  4. Детская энциклопедия издательства «Аванта»

  5. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008.

6.Интернет-ресурсы: Поисковая система "Google".

7.Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город», 2002. – 215 с.

8.Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова – Москва: "Росмэн", 1997. – 117 с.



























Приложение.

Растения, имеющие способность окрашивать предметы

Название растения

Источник красителя

Цвет окраски

на бумаге

на ткани

1.

морковь

корнеплод

ярко оранжевый

бледно оранжевый

2.

свёкла

корнеплод, листья

бордовый

бордово-фиолетовый

3.

горох

плод, семена (свежие)

бледно-зелёный

след почти не виден

4.

тыква

плод

бледно-жёлтый

слабый бледно-желтоватый след

5.

огурец

плод

-

Слабый зеленоватый след, при высыхании практически не виден

6.

томат

стебли, листья

зелёный

зелёный

плоды

бледно розовый, при высыхании еле виден

красный

7.

облепиха

ягоды

оранжевый

оранжевый

8.

чёрная смородина

ягоды

синий

синий

9.

красная смородина

ягоды

красный

красный

10.

малина

ягоды

красный

красный

11.

земляника садовая

ягоды

розовый

розовый

12


берёза

листья

зелёный цвет всех оттенков

зелёный цвет всех оттенков

13.

почки

жёлто-коричневый

коричневый

14.

лук

луковая шелуха

жёлтая

коричневая, при стирке серая

15.

календула

лепестки

жёлтый

жёлтый

16.

Кора дуба

отвар

жёлтый

коричневый

Анкетирование.

Мы провели анкетирование, рисуют ли наши друзья дома такими красками.

В группе нас 22 ребёнка. На вопрос «Пробовали ли вы делать краски самостоятельно из растений?» 9 детей дали положительный ответ.

А на вопросы:

  • Пробовали ли вы красить или рисовать растительными красками?

  • Наблюдали ли вы за работой взрослого при окрашивании? Если да, то какой предмет окрашивался?

  • Делали ли вы разноцветный сладкий морс?

  • Как вы думаете, нужны ли самодельные краски?

Все дети ответили положительно.

Также мы провели анкетирование среди родителей.

На вопрос: «Какой краской вы пользуетесь для окрашивания волос: натуральной или синтетической?» 11 человек ответили, что синтетической, 10 - что не окрашивает волосы, а 3– натуральной (используют хну).

На вопрос: «Какой краской вы пользуетесь при окраске яиц на пасху, 14 человек ответили, что синтетической, а все остальные ответили, что натуральной.

Вывод. Результаты анкетирования показали, что многие стараются использовать натуральные краски в личных целях.
























Рисунки, выполненные безопасными красками



















Рецепт дешевых и безопасных красок для детей

Рецепт приготовления красок известен давно.

Название "Волшебные краски" - самое подходящее для этого маленького чуда. Оно принадлежит автору книги "Путь к волшебству" Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой. "Процесс создания "волшебных красок" никого не оставляет равнодушным. Немного муки, соли, масла и клея, побольше Души и Фантазии - и краски готовы." Этот рецепт дан в книге.

Для приготовления 5-6 цветов (для одного ребенка) необходимо:

1 кружка муки,

1-2 ст. ложки соли,

1-2 ст. ложки растительного масла (любого),

1,5 ст. ложки клея ПВА.

Муку смешать с солью и наливать воду тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы не образовывались комочки. Затем добавить соль и масло. Масса готовится погуще, чем тесто на блины... Но густота - это дело "вкуса"... Смотря для какой цели вы хотите приготовить краски. Для детей, например, лучше сделать немного пожиже.

Чтобы придать краскам приятный запах можно использовать эфирные масла (если у детей нет аллергии).







К огда основа готова, наступает самый интересный момент - это "окрашивание". Для этого можно лучше использовать в работе пищевые красители, иногда хочется всё попробовать на вкус!!!








Хранить готовые краски в холодильнике в плотно закрывающихся контейнерах. При необходимости разбавлять немного водой. Перед тем, как поставить в холодильник, сверху залить тонким слоем воды, смешанной с растительным маслом.

23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!