Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мегетская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательский проект по филологии
Энциклопедия одного слова.
Счастье
Работу выполнила:
Рычкова Юлия,
ученица 5«А» класса.
Руководитель:
Гетманская Н.А.,
учитель русского языка
и литературы.
Мегет, 2017 год.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Лингвистический анализ слова «счастье».
Лексическое значение слова……………………………………….….......4
Синонимы и антонимы………………………………………………....….4
Этимология слова………………………………………………….…..…..4
Фонетический анализ слова……………….………………………...…….5
Орфоэпический анализ……………………………………………...……..5
Морфемный анализ……………………………………………………...…6
Морфологические признаки…………………………………………...….6
Синтаксическая роль…………………………………………………...….6
Однокоренные слова……………………………………………………….6
Словообразовательное гнездо……………………………………...…..7
Формы слова……………………………………………………………..7
Фразеологизмы со словом «счастье»…………………………………..8
Глава 2. Слово «счастье» в литературе.
2.1 Счастье в русском фольклоре…………………………………………...…..9
2.2 Слово «счастье» в названиях произведений…………………………...…..10
2.3 Счастье в притчах……………………………………………………………11
Глава 3. Опрос сверстников по значению слова «счастья»…………………..12
Заключение………………………………………………………………............13
Список использованных источников и литературы……………………….....14
Приложение 1. Результаты анкетирования в диаграммах.
Приложение 2. Притчи о счастье.
Введение
Что такое счастье? Я полагаю, этот вопрос волновал человечество со времен его возникновения. Возможно, нет единого ответа на данный вопрос, поскольку время накладывает свой отпечаток на общество и на каждого человека в отдельности, меняя приоритеты, цели, ценности, но желание быть счастливым остаётся неизменным. Поэтому данная тема на самом деле является актуальной.
Другой вопрос в том, какие явления приносят нам счастье, и все ли мы умеем быть счастливыми? Попробую разобраться в этих вопросах.
Над определением счастья я задумалась, когда в очередной раз, готовясь к празднику, подбирала поздравления. Почти в каждом встречалось данное понятие. Такое загадочное и не совсем объяснимое, трудное с точки зрения правописания и интересное с точки зрения изучения.
Проблема счастья поднимается и во множестве литературных произведений.
Я решила разобраться в тайне данного слова с точки зрения лингвистики и литературы с целью создания его энциклопедии, а также определить понимание слова «счастье» сверстниками.
Для этого необходимо выполнение следующих задач:
-проведение полного лингвистического анализа слова «счастье»;
-изучение понятия «счастье» в литературном контексте;
-исследование понимания счастья сверстниками.
Объектом исследования становятся лингвистика и литература, предметом - слово «счастье».
Гипотеза: возможно, единого понимания слова «счастье» нет и не может быть, поскольку каждый человек индивидуален.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
-метод изучения специальной и художественной литературы;
-метод теоретического анализа;
-метод опроса.
Глава 1. Лингвистический анализ слова «счастье».
Лексическое значение слова.
Для того, чтобы узнать, что такое счастье, я обратилась к различным словарям. В Толковом словаре С.И. представлено 2 значения данного понятия:
«1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное счастье.
Успех, удача. Ему во всём счастье». [2]
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля читаем: «со-частье, доля, пай, ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь. | Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле, не по рассчету, счасть, счастки, ж. мн. сев. вост. зап. и счаски, пск. счас.». [3]
Можно сделать вывод, что слово «счастье» многозначное и связано с чувством полного удовлетворения и удачей, успехом, долей,
1.2.Синонимы и антонимы.
а) Синонимы.
1."Счастье" в значении "фортуна": успех, судьба, удача, удачливость, фортуна, везение, фарт, лафа.
2."Счастье" в значении "благополучие": благосостояние, благополучие, богатство, благоденствие.
3."Счастье" в значении "наслаждение": удовольствие, наслаждение, блаженство, кайф. [4]
б) Антонимы: несчастье, горе, беда, нищета, злосчастье, трагедия, катастрофа, удар, неприятность, испытание, крах. [5]
1.3. Этимология слова.
Что такое счастье? Русское слово счастье имеет тот же корень, что слова часть. Счастье - это выпавшая человеку хорошая доля, часть, благоприятный жребий. В славянской мифологии воплощением счастья выступала Доля. Иногда в фольклоре упоминается и Недоля, которая, наоборот, лишает человека удачи.
А что же значит приставка с-? На этот вопрос помогает ответить древнеиндийский язык санскрит, который, как и русский, произошел от индоевропейского праязыка. В санскрите есть приставка su - «хороший». Если kavi - «поэт», то su-kavi - «хороший поэт», pati - «супруг», а su-pati - «хороший супруг». В славянских языках санскритскому u соответствовал краткий гласный, который потом исчез, и su превратилось в с. Так что структура слова счастье отражает его значение - «хорошая часть».[6]
1.4. Фонетический анализ слова.
Счастье [ щ’аʹ- с' т' j' э ]-2 слога.
[щ']-согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный, шипящий;
[аʹ]-гласный, ударный;
[ с' ]-согласный , глухой/парный[з'], мягкий/парный [с] ;
[т']-согласный, глухой/парный [д'] , мягкий/парный [т];
[j ']-согласный , звонкий/непарный ,мягкий/непарный, сонорный;
[э]-гласный , безударный.
___________________________________________________________
7 букв, 6 звуков.
В слове «счастье» количество букв и звуков не совпадает, так как сочетание букв «сч» даёт один звук [щ'], Ь звука не обозначает, а буква «е» после него даёт два звука.
1.5. Орфоэпический анализ.
Согласные с, з перед шипящими ж, ш, ч должны произноситься как шипящие долгие [Жжечь], [Жжаром], [беЖЖизненный], а пишется сжечь, с-жаром, безжизненный. В начале некоторых слов счзвучит как щ[Щастье], [Щет], [Щитать], а пишется — счастье, счет, считать. [8]
Кроме того, в слове представлена ассимиляция по мягкости: звук, обозначенный буквой «с», уподобляется мягкому звуку [т’].
1.6. Морфемный анализ.
Части слова «счастье»: счасть/е
Состав слова: счасть — корень, е — окончание, счасть — основа слова.
Итак, слово состоит из двух частей: корня и окончания.[7]
1.7. Морфологические признаки.
1.Счастье - это имя существительное, обозначает предмет или отвлечённое понятие.
2.Начальная форма - счастье.
3.Постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р, 2-е скл.
4.Непостоянные морфологические признаки: ед.ч., И.п./ В.п.
1.8. Синтаксическая роль в предложении.
К плохим людям счастье не придёт.
Я читаю книгу о счастье.
Сама жизнь - это уже счастье.
======
В данных предложения слово «счастье» выполняет роль подлежащего, сказуемого и дополнения. Я не нашла примеров, где слово являлось бы обстоятельством или определением.
1.9. Однокоренные слова.
Счастливый, наисчастливейший, счастливее, счастливейший, счастливенький, несчастный, несчастливый, осчастливить, счастливец, несчастливец, счастливо, бессчастный, счастливчик.
Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова, поскольку первые различаются основами, а вторые - окончаниями.
1.10. Словообразовательное гнездо.
Иерархия однокоренных слов представлена в словообразовательном гнезде, где мы видим не просто пары, но и словообразовательные цепочки.
| счастлив о | | счастлив иц а | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | счастлив ец → | | счастливч ик1 |
| | | счаст лив(ый) → | | | | | | | | | | | | | (черед.ц–ч) |
| | | счастлив чик2 | | |
| | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | несчастлив о |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | не счастлив(ый) → | несчастлив ец → |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | → несчастливиц а |
счастье → | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | пре счастливый | | | |
| | | | о счастлив и ть → |
| | | | | | → осчастливл ива ть |
| | | | | | (черед.в–вл) | | | |
| | | | | | по счастливи ться |
| | | не счастье → • несчастн(ый) I,прил. → |
| | | | | | | | | → | | несчастн ый II,сущ. |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | несчастн еньк ий [1] |
В словообразовательном гнезде представлено 18 слов. Родственные слова образуются определённым набором приставок и суффиксов. От них следует отличать формы одного и того же слова.
1.11. Формы слова.
И.п. счастье
Р.п. счастья
Д.п. счастью
В.п. счастье
Т.п. счастьем
П.п. о счастье
В слове «счастье» совпадают формы И.п., В.п. и П.п.
Исследуемое слово обозначает отвлечённое понятие, не поддающее счёту, поэтому я предполагала отсутствие у него формы множественного числа. Но в Викисловаре формы множественного числа представлены, хотя примеров их употребления нет.
Фразеологизмы со словом счастье.
Попытать счастья – предпринять попытку осуществления планов;
счастья полные штаны – о человеке, который по-детски непосредственно переживает неожиданную удачу;
Кузнец своего счастья – счастье зависит от самого человека. [9]
Есть фразеологизмы, которые не имеют в составе слова «счастье», но говорят именно о нём:
- быть на седьмом небе – находиться в состоянии безграничного счастья;
- душа поёт – состояние радости, счастья.
Итак, лингвистический анализ слова «счастье» выполнен. В процессе работы я узнала много нового по данному понятию, а результаты моей работы могут быть полезны ученикам школы при выполнении любого из видов разбора, а также учителям при подготовке материала к уроку.
Глава 2. Слово «счастье» в литературе.
«Счастье» в русском фольклоре.
Пословицы:
Счастье не палка: в руки не возьмешь.
Легко найти счастье, а потерять и того легче.
Всякому свое счастье — в чужое не заедешь.
Кому счастье, у того и петух несется.
Счастью не вовсе верь.
Новое счастье ищи, а старого не теряй.
Счастье, что волк: обманет да в лес уйдет.
Не отведав горя, не познаешь и счастья.[10]
В данных пословицах говорится, что счастье зыбко и его можно легко потерять, что обладать счастьем не каждому дано, что понимание счастья у каждого своё, что счастье нераздельно связано с благополучием и, наконец, что истинное счастье ценится только в сравнении с горем.
Смелость — половина счастья.
Счастье лучше богатства.
На счастье нет закона.
Не в деньгах счастье.
Счастье знает, кого ищет.
Счастье в воздухе не вьется — оно трудом дается.
Счастье не в богатстве, а в труде.
Без дружбы нет счастья.
Счастье не птица, само не прилетит.
У дурака и счастье глупое.
Кто терпелив, тот счастлив.
Деньги — это проблемы. Большие деньги — большие проблемы. Из -за волнения о судьбе денег, здоровье не становится лучше, а счастье не прибавляется. [11]
Счастьем может обладать лишь смелый, способный покорять вершины, человек, его нужно заработать через труд, терпение, верную дружбу.
Загадки.
Мама, папа и братишка,
Озорной котёнок Тишка.
Сегодня мы все дома вместе:
Котёнок выпачкался в тесте,
Братишка в кубики играет,
Наш папа что-то там читает,
Мамуля вяжет на диване,
А я звоню подружке Ане.
И пусть на улице ненастье,
Побыть с родными – это … (СЧАСТЬЕ).
Можно сделать вывод, что понятие «счастье» имеет историческое значение. О счастье люди задумывались давно и однозначного ответа не давали, связывая его то с темой труда, то дружбы, то показывали его зыбкость и призрачность, а главное, указывали отсутствие его связи с материальной составляющей.
2.2 Слово «счастье» в названиях произведений.
Пьеса А.Островского "Правда хорошо, а счастье лучше".
Иннокентий Анненский "Что счастье?..", стихотворение.
Н.Г. Помяловский "Мещанское счастье", повесть.
Л. А. Чарская "Заслуженное счастье", повесть.
Ги де Мопассан "Счастье".
Лев Толстой "Семейное счастье".
Александр Куприн "Собачье счастье".
Олег Рой "Украденное счастье".
Фрида Вигдорова "Семейное счастье".
Валерий Попов "Русское счастье".
Олег Зайончковский "Счастье возможно".
Виктория Токарева "Птица счастья".
Иоанна Хмелевская "Слепое счастье".[15]
Видим, что тема счастья поднимается или затрагивается в произведениях разных жанров в разное время, что свидетельствует об актуальности данной темы. Одни авторы задаются вопросом, что такое счастье, другие рассматривают разные виды счастья, такие как «мещанское счастье», «собачье счастье», третьи считают, что счастье возможно, его только нужно заслужить.
Счастье в притчах.
В притче о счастье№1 рассказывается о нищем, возвращавшемся к себе домой, проклинавшем свою судьбу и встретившемся со Счастьем, и проводится мысль о том, что жадный человек никогда не сможет испытать счастье, так как ему постоянно будет всего мало; говорится о том, что счастье не приходит само, его нужно добиваться, к нему нужно стремиться.[12]
В притче о счастье №2 приводится диалог человека с Богом, где первый просит из остатков глины слепить ему счастье, Бог вкладывает глину в его руки.
Данная притча показывает, что человек - сам кузнец своего счастья, от него самого зависит, будет ли он счастливым.[13]
Притча №3 о счастье, сидящем в яме, и трёх братьях, делающих выбор, встретившись с ним, проводится идея, что настоящее счастье появляется только тогда, когда ты совершаешь хороший поступок, от которого счастлив и другой человек.
Ещё одна притча о счастье№4 устами мастера даёт ответ ученику на вопрос, являются ли счастьем деньги. Счастливым ты не будешь с помощью денег, счастье приходит, когда этот момент тебе по душе и ты радостен.[14]
Притчи дают разное понимание слова «счастье», но связывают его с личностью самого человека, умением видеть хорошее, поступать порядочно и радоваться тому, что имеешь.
Глава 3. Опрос сверстников по значению слова «счастье».
Однозначного ответа на вопрос, что такое счастье, я не получила ни в лингвистике, ни в литературе и решила исследовать, как мои сверстники смогут представить данное понятие, и провела письменный опрос учащихся 5-х классов. В опросе приняло участие 72 ученика, ответивших на 5 вопросов.
Первый вопрос был связан с определением слова. 47,16 % из 100% сверстников считают, что счастье – это хорошее настроение, 34,52%- что это семья. Для 12,36 % пятиклассников счастье является приятным моментом. Но есть и такие ученики, которые не знают, что такое счастье, их 5,96%.
Второй вопрос о том, от чего ребята испытывают счастье. Большинству, а именно 42% из 100% учеников, счастье приносят улыбки близких и друзей. 19,72% школьников видит счастье в радости, везении, 12,36%- в школьных моментах. Но есть и такие ученики, 12,36 %, которые не испытывали счастье. Небольшая часть пятиклассников, 4,12%, видит счастье в компьютерных играх, 6,68%- в уважении людей. Есть и такие ученики, которым счастье приносят деньги, таких учеников 1,28%.
Третье задание было связано с употреблением слова в устойчивых выражениях. 88,64 % из 100 не знают ни одного устойчивого выражения о счастье. Малая часть учеников знает такие выражения, как «счастья полные штаны» (4,12 % из 100 %), 5,4 % из 100 %- «Не в деньгах счастье», 1,84 % из 100 %-«Сделай дело, гуляй смело».
Следующий вопрос проверял, считают ли ребята себя счастлтвыми.73,44 % из 100% учеников считают себя счастливыми, остальные разделись на несчастливых ребят, 12,36 % из 100 %, и тех, которые испытывают счастье иногда,14,2 % из 100 %.
Последний вопрос уточнял, связывают ли дети понятие «счастье» с материальным благополучием. 81,68 % из 100 % учеников считают, что счастье не в деньгах.
Анализируя мнения ребят, я снова столкнулась с различным пониманием счастья, что позволяет слелать вывод об отсутствии единого взгляда на данное понятие, о том, что время, возраст, настроение оказывают своё влияние.
Заключение.
Проделав работу, я выяснила, что счастье - это важнейшая часть нашей жизни, которая волновала людей в разные времена и актуальна сейчас, поэтому ни одно пожелание не обходится без него. Само понимание этого слова меняется в зависимости от возраста, настроения, воспитания, миропонимания. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла своё полное подтверждение.
Я считаю, что поставленная цель достигнута, ведь мне удалось представить полную энциклопедию слова «счастье». Работа может быть полезна каждому человеку: ученику, ищущему, как и я, ответы на вопросы, связанные с тайной данного слова, учителю, обучающему разным видам анализа слова или готовящемуся к уроку по литературе.
В ходе работы я научилась выполнять полный лингвистический и частичный литературный анализ, узнала разницу между объектом и предметом исследования, познакомилась с некоторыми методами исследования, научилась обрабатывать данные опроса и высчитывать проценты.
Самым трудным в работе показалось составление диаграмм, ведь у нас нет уроков информатики и я не являюсь продвинутым пользователем компьютера.
Список литературы
Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А.Н. Тихонов. – Москва: АСТ, 2014, с 472.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М., 2007 г.
http://dal.slovaronline.com/С/СЧ/39982-SCHASTE
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1105943-kakie-est-sinonimy-i-antonimy-k-slovu-schaste.html
http://antonymonline.ru/%D0%A1/%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5
http://min-li.livejournal.com/97544.html
http://morphemeonline.ru/%D0%A1/%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5
http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/20
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/28/proekt-slova-schaste
http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-schaste/ ещё больше пословиц
http://joys-of-life.ru/ne-v-dengah-schaste/#ixzz4b7K34oQA
https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-o-schaste-nishhij-i-schaste
13. https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-schaste/
14. https://timeforwoman.ru/pd/stories/pritcha_ne_v_dengah_schastie.html
15. http: //otvet.mail.ru/question/97084
16. https://ru.wiktionary.org/wiki/счастье
Приложение 1. Диаграммы с результатами опроса.
Приложение 2. Притчи о счастье.
Притча 1.
Однажды вечером нищий возвращался к себе домой. Проклиная свою судьбу, он горько жаловался: — Счастье… Где оно, Счастье? Будь проклято это Счастье! Судьба захотела, чтобы Счастье откликнулось и пришло послушать его жалобы и стенания. И вот, едва лишь нищий произнес эти слова, Счастье схватило его за руку и сказало: — Иди ко мне. Не бойся. Я — твое Счастье. Счастье подняло его в воздух и унесло далеко-далеко; потом оно опустило его у входа в пещеру и промолвило: — Там, внутри пещеры, скрыты все сокровища мира. Спустись и возьми себе, что захочешь. Но не бери слишком много. Пусть твоя ноша будет легкой, чтобы ты смог дотащить ее до дому. Дорога предстоит длинная и трудная, и ты пойдешь один, без попутчика. Если уронишь ношу на землю, навсегда потеряешь ее. Будь благоразумным и не жадничай. — Сказало Счастье и скрылось. Нищий спустился в пещеру, и у него разбежались глаза от множества сокровищ и драгоценных камней. Он начал хватать самые красивые и наполнять ими свой мешок. Через час он вышел из пещеры, неся на плечах тяжелую ношу. Сделав несколько шагов со своим мешком, нищий задохнулся от усталости; обильный пот выступил на его лице, покрыл все тело. Он почувствовал, что силы его иссякли и он не может дальше тащить свой груз. «А что если я опущу мешок на землю и покачу его? — подумал он.- Не может быть, чтобы я не докатил его домой целым». Так он и сделал. Торжествуя и предвкушая радость от обладания богатством, покатил нищий набитый мешок. Но почти у самого дома он разогнул спину — и мешок вдруг исчез. Руки бедняка сжимали воздух. Он огляделся вокруг, стал кричать и плакать, проклиная свою несчастную долю. И в тот же миг снова появилось Счастье. Гневно посмотрело оно на него и сказало: — Ты преступник перед своим счастьем и самим собой. Тебя ничто не удовлетворяет, тебе не хватает никакого богатства. Тебе было дано много, и ты должен был взять столько, сколько мог унести. Но ты пожадничал и взвалил на себя непосильную ношу.
Притча 2.
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Притча 3.
Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошел к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушел счастливый. Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья. Третий брат наклонился над ямой: — Что тебе нужно? – спросило Счастье — А тебе что нужно? – спросил брат. — Вытащи меня отсюда, – попросило Счастье. Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошел прочь. А Счастье пошло за ним следом.
Притча 4.
Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.