СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект: "Факторы влияющие на зрение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект: "Факторы влияющие на зрение", 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект: "Факторы влияющие на зрение"»

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа»

Русско-Полянского муниципального района

Омской области










ПРОЕКТ на тему «Факторы влияющие на зрение»

(биология)

















Выполнил: Жумадилов Аслан Жасланович,

ученик 9 класса



Руководитель проекта: Кенжибаев Идаят Амангельдинович, учитель биологии








2018 г.

Содержание



1. Введение 2


2. Основная часть 3


3. Тестирование 6


4. Рекомендации по гигиене 8


5. Заключение 9


6. Список литературы 10


7. Приложение 11
































Введение


На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей. Однако не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза.


Цель моей работы:


∙ выявить факторы, отрицательно влияющие на зрение и определить основные правила, которые помогут сберечь зрение.


Гипотеза:

∙ я предполагаю выявить факторы, отрицательно влияющие на зрение к выполнению простых правил по соблюдению гигиены зрения и сохранению нормального зрения.


Задачи:


  • Изучить теоретические основы данной проблемы.

  • Исследовать строение и функции органа зрения.

  • Познакомиться с известными методиками профилактических мероприятий по сохранению зрения.

  • Дать рекомендации по гигиене зрения.


Методы исследования:


  • поиск информации

  • собеседование

  • тестирование

  • статистическая обработка данных




Основная часть



Зрение – один из важнейших способов восприятия действительности, данных человеку природой. Как известно, посредством оптической системы глаз мы воспринимаем до 90% информации об окружающем мире.

Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки, радиационные излучения приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.

Чаще всего в школьные годы развивается близорукость (миопия), что связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения, и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину.

В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко. К сожалению, начиная от младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания. Первые признаки близорукости также нередко отмечаются после некоторых инфекционных болезней (коры, скарлатина, дифтерия, тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп). Часто встречается близорукость у детей с хроническими заболеваниями (ревматизм, заболевания почек, туберкулез).

Заметив увеличение процента числа учащихся своей школы с отклонениями зрения, я решила провести анкетирование среди сверстников, так как заметила ухудшение у многих моих друзей. Я думаю, что это, в первую очередь, связано с нагрузкой учебного процесса, которую испытывают школьники в среднем звене.

Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4-5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. Объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5-7 ч в день (30-42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста — 8-10 ч в день (48-60 ч в неделю).

Нарушения зрения


  • Глаукома

  • Близорукость

  • Дальнозоркость

  • Астигматизм

  • Косоглазие

  • Астенопия


Первые признаки нарушения зрения:


  • покраснение глаз

  • снижение остроты зрения

  • двоение предметов

  • боли в области глазниц и лба

  • чувство жжения в глазах


Важно заметить первые признаки ухудшения зрения, чтобы приостановить или замедлить его дальнейшее развитие. В качестве оптической системы глаз не является совершенным. Для коррекции миопии (близорукости) используются очки с рассеивающими стеклами. Коррекция гиперметропии (дальнозоркости) производится выпуклыми стеклами.


Причины динамики ослабления зрения школьников

  • Перегруженные школьные программы

  • Увеличение интенсивности зрительных нагрузок

  • Доступность электронных средств обучения

  • Несоблюдение гигиены зрения

  • Недостаточная профилактика


Профилактика — лучший способ сохранить зрение. Если вы работаете за компьютером, много читаете, часто смотрите телевизор, то знайте — ваше зрение постепенно теряет четкость и яркость.

















Тестирование


Для решения данной проблемы и реализации поставленных задач, я провел опрос среди учащихся 5-9 классов и выяснил, что за последнее время процент школьников, имеющих проблемы со зрением, увеличился.

Статистические данные приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Класс

2017-2018

2018-2019

5

0

0

6

1

2

7

0

0

8

0

0

9

2

3


Диаграмма нарушения зрения у школьников

5-9 классов

за период с 2017 по 2018 гг.
























Я провел анкетирование, в которую включил вопросы, наиболее значимые для моего исследования.


Диаграмма ответов учащихся 9 класса














































Рекомендации по гигиене










Заключение


Поставленные задачи выполнены.

В своей работе я постарался раскрыть самое основное от строения глаза до правил гигиены зрения. Подобрал основные правила и рекомендации, которые помогут в этом.

Таким образом, мое исследование показало, что основными причинами ухудшения зрения у детей являются: несоблюдение гигиенических правил при чтении, работе на компьютере.

Знания, которые я получил при выполнении данной работы, помогут сохранить зрение не только мне, но и всем учащимся в дальнейшем.

Я приготовил буклеты для учащихся и родителей нашего класса по гигиене зрения, а также комплексы гимнастики для глаз.
































Список используемой литературы:

  1. А.Ю. Буянова «Я познаю мир» 2000 г.

  2. А.Ликум «Все обо всем», г.Москва 1995 г.

  3. «Большая книга знаний» Ю. Блажко, В.В Лисецкий, А.В. Мухина

  4. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010г. (CD)

  5. http://www.vitaminov.net

  6. http://prokal.org/pitanie-dlya-zreniya

  7. http://all-gigiena.ru/


































ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Упражнения для глаз

1. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием!

Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.

Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!

2. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

3. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.

Правила

1. Телевизор

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана.

То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше.

2. Компьютер

Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.

Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.

3. Учебные нагрузки

Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.

В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.

4. Чтение

При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).

5. Бедное полезными веществами питание

Фаворит - морковь. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.

















Приложение 2




















Приложение 3


Санитарные требования к размерам школьной мебели



Рост ребенка, мм

Высота парты (стола), мм

Высота стула, мм

1000-1150

460

260

1150-1300

520

300

1300-1450

580

340

1450-1600

640

380

1600-1750

700

420

Свыше 1750

760

460









Приложение 4


Памятка родителям для улучшения зрения ребенка








Приложение 5


Памятка учителям для улучшения зрения ученика


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!