СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект как средство формирования метапредметных умений естественнонаучной грамотности учащихся.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной исследовательской работе приводится структура проекта, даны разные способы и методы работы с разными источниками информации естественнонаучного направления.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект как средство формирования метапредметных умений естественнонаучной грамотности учащихся.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №34»













Научно - исследовательский проект по теме

Снег школьного двора, как индикатор переноса частиц и формирования полей загрязнения, обусловленного природными и техногенными атмосферными выбросами, при циркуляции атмосферы города Ульяновска в снеговой период.

Естественнонаучное направление









Автор: Алексеева Милена Сергеевна

Класс: 8 Д

Научный руководитель: Колодина Ирина Сергеевна

учитель географии и биологии высшей категории







Ульяновск, 2024 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………… 3

  1. Актуальность…………………………………………………………… 3

  2. Анкета ……………………………………………………………………5

  3. Теоретическая часть……………………………….…………………… 7

3.1 Циркуляция атмосферы и снежный покров ……………………… 7

3.2 Свойства снега ……………………………………………………… 7

3.3 Что может влиять на состав атмосферных осадков? ……………...9

3.4 Методы и средства защиты атмосферы..…………………………...10

3.5 Стандартные методы выявления загрязнения снега………………11

4. Практическая часть……………………………………………………….17

4.1 Территориальная и внешняя оценка факторов загрязнения…….. 17

4.2 Физико-химическая оценка качества воды из снега ………….… 23

Заключение……………………………………………………..………. 27

Источники информации………………………………………..……… 29


























Введение

Каждый год я вижу за окном снеговой покров, который постепенно накапливает на поверхности земли и образует интересный объект для изучения – сугроб. Сугроб образуется из осадков, которые выпадают из облаков, и в своем составе содержат практически все вещества, поступающие в атмосферу. Снег образуется в результате атмосферного движения воздуха над земной поверхностью и захватывает большие территориальные факторы, влияющие на экологию школы. В следствии этого, на снег школьного участка могли бы повлиять те факторы, которые располагаются как в непосредственной близости, так и в удалении, в зависимости от направления ветра. Так ли это и насколько эти осадки могут быть безопасны, это меня и заинтересовало в теме моего исследования.

  1. Актуальность

Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделятся одна - ухудшение качества среды обитания человека. Как бы это не казалось удивительным, но снег играет огромную роль в экологической составляющей нашей планеты. В повседневной жизни, снег для людей, в большинстве своем, чаще всего становится источником жизни. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный индикатор чистоты воздуха, что делает эту тему достаточно актуальной. Многих не интересует глобальные проблемы загрязнения, людям интересно узнать, в какой среде живут непосредственно они, и сильно ли загрязнена окружающая природа.

Гипотеза- состав снега школьного участка указывает на отсутствие поля загрязнения при воздействии циркуляции атмосферы города Ульяновска в зимний период.

Цель - изучить экологическое состояние снежного покрова на территории школы с точки зрения формирования атмосферных осадков при циркуляции атмосферного воздуха над городом, что является обуславливающим фактором в формировании полей загрязнения подстилающей поверхности.

Объект исследования: снег, взятый на школьном участке.

Предмет исследования: влияние циркуляции атмосферы над городом на экологическое состояние школьного участка.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу, касающуюся физического и химического состава образующего снега

  2. Исследовать качество снега на наличие в ней механических и химических загрязнителей .

  3. Определить, какие факторы влияют на качество снега.

  4. Обобщить собранный материал, полученный в результате исследования.

  5. Выявить, что пространственно–неоднородное поле ветра, изменяющееся не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении, является обуславливающим фактором в формировании поля загрязнения подстилающей поверхности.

  6. Сделать вывод о степени общей токсичности атмосферного снега на участке гимназии.

Методы:

  1. Теоретический

  • Изучение литературы.

  • Изучение материалов Интернет-сайтов.

  1. Опытно-экспериментальный

  • Отбор пробы снега.

  • Подготовка талой воды к анализу.

  • Проведение анализов.

  1. Эмпирический

  • Наблюдение

  • Описание

  • Сравнение

  • Анализ


2. Анкета для 5-х классов.

1. Едите ли вы снег зимой?

а)да б)нет









2. Как вы считаете насколько опасен снег?

а) 0%-30% б) 30%-60% в) 60%-100%









3. Как вы считаете, падают ли из атмосферы частицы, загрязняющие снег?

а) да б) нет











4. Читали ли вы о опасностях снега?

а) да б) нет









5. Придаете ли вы значение опасностям снега?

а) да б) нет









Вывод: Анализ ответов на вопросы о снеге показал, что учащиеся 5-х классов читали про возможные опасности выпадения загрязняющих веществ через осадки, и считают, что снег может быть опасен для человека, и его не стоит есть. Из беседы с учащимися, я определила, что им интересно было бы узнать о состоянии экологии на территории нашей школы, в которой они проводят большую часть дня.





  1. Теоретическая часть

Атмосфера представляет собой сложную динамическую систему, в которой протекают различные динамические и физико-химические процессы. Эти процессы обусловлены как атмосферной циркуляцией, так и трансформацией газовых и аэрозольных примесей.

3.1 Циркуляция атмосферы и снежный покров.

Под качеством атмосферы понимают совокупность ее свойств, определяющих степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Качество атмосферы зависит от ее загрязненности, причем сами загрязнения могут попадать в нее от природных и антропогенных источников.

Под загрязнением атмосферы понимают привнесение в нее примесей, которые не содержатся в природном воздухе или изменяют соотношение между ингредиентами природного состава воздуха. Загрязнение атмосферного воздуха может быть естественным (природным) и антропогенным.

Снег-это форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристалликов льда. Относится к обложным осадкам, выпадающих на земную поверхность.

Снег образуется в атмосфере при понижении температуры воздуха до нуля или отрицательных показателей. В этом случае микроскопические частички водяного пара, находящихся в облаках, притягиваются к пылевым частичкам и замерзают. Поначалу их размеры не превышают 0.1 мм, однако по мере движения в воздушных потоках они обрастают новыми кристалликами льда, в результате чего получаются многогранные снежинки разных форм и размеров.

Снежный покров-это слой снега на поверхности земли, образующийся в результате выпадения твердых осадков, в результате снегопадов и метелей.

3.2 Свойства снега.

На 95 процентов снежинка состоит из воздуха. Свою сложную, тончайшую форму она обретает постепенно: простейшие кристаллы вырастают и меняют свой внешний вид в зависимости от влажности и температуры.

Свойства снега делятся на физические и химические.

  • Основными физическими свойства снега являются плотность, температура, влажность, структура и текстура.

Плотность снега-это масса единицы объема снега, зависит она от многих факторов. Может находится в пределах от 0.01 до 0.7 г/см3.С повышением температуры плотность увеличивается.

Перепады температуры между верхними слоями снега может достигать значительных величин. При этом температура верхних слоев снега соответствует температуре окружающего воздуха, а температура снега у земли редко опускается ниже -5 градусов.

Влажность снега можно определить как отношение массы воды в снеге к массе его сухой составляющей. Признаки появления воды в снеге бывают при температуре -4 градуса. Увеличение влажности приводит к увеличению плотности снега.

  • Химические свойства снега. Снег содержит довольно высокие концентрации многих элементов, включая тяжелые металлы, которые могут оказывать влияние на состав речного стока в период таяния. Также в снегу отмечается довольно высокое содержание коллоидных форм элементов, которое может составлять от 30 до 80 процентов.

Слоистость сугроба

Сугроб - это отложение снега во время метелей и снегопадов, возникающее на подветренной стороне препятствия в результате местного снижения скорости ветра и выпадения излишков снега из снеговетренного потока.

Сугроб состоит из слоев. Цвет их не одинаковый, так как промежутки времени между снегопадами различны и снег может накопить пыль и мусор. Очень хорошо заметны следы оттепелей.


3.3 Что может влиять на состав атмосферных осадков?

С земли поднимается испаряющаяся влага. Вместе с собой высоко в небо она поднимет и вредные примеси, и частички пыли. Наверху вода конденсируется и в зависимости от температуры образуются капли или снежинки. Какими бы ни выросли капли и снежинки, падая вниз, они вновь собирают атмосферные загрязнения. Кроме того, во время полета она, как и капля дождя, собирает различные примеси, содержащиеся в атмосфере. Так что ее химический состав зависит от степени загрязнения воздуха. Состав коктейля, который окажется на наших головах, зависит от состояния экологии на данной территории. Какие же основные источники загрязнений атмосферы?

Естественное загрязнение происходит в результате природных явлений:

-извержение вулканов

-испарение морской воды

-выветривание горных пород

-выдувание почвы

-лесные и степные пожары

Антропогенное  загрязнение происходит в результате практической деятельности человека:

-промышленные и транспортные предприятия;

-сельско­хозяйственные и строительные организации;

- коммунально-бытовые объекты.


1. Отрасли промышленности городов: энергетика, предприятия черной и цветной металлургии, химической и нехимической промышленности, а так же автомобильный и авиационный транспорт.

2. Соединения серы, азота, фосфора, галогенов и фенолов.

3. Промышленные пыли в зависимости от механизма их образова­ния подразделяют на следующие 4 класса:

механическая пыль - образуется в результате измельчения про­дукта в ходе технологического процесса;

возгоны - образуются в результате объемной конденсации па­ров веществ при охлаждении газа;

летучая зола - содержащийся в дымовом газе во взвешенном состоянии несгораемый остаток топлива, образуется из его мине­ральных примесей при горении;

промышленная сажа - твердый высокодисперсный углерод, образуется при не­полном сгорании или термическом разложении углеводородов.



Степень загрязнения атмосферы зависит от количества выбросов вредных веществ и их химического состава, от высоты, на которой осуществляются выбросы, от климатических условий, определяющих перенос и рассеивание веществ, от средств защиты атмосферы.

Примеси поступают в атмосферу в виде газов, паров, жидких и твердых частиц. Газы и пары образуют с воздухом смеси, а жидкие и твердые частицы - аэрозоли (дисперсные системы), которые подразделяют на пыль (размеры частиц более 1 мкм), дым (разме­ры твердых частиц менее 1 мкм) и туман (размер жидких частиц менее 10 мкм). Из-за высокой подвижности воздушных масс подобная кислотность может наблюдаться на значительном удалении от источника техногенных выбросов.

3.4 Методы и средства защиты атмосферы

Все методы и средства защиты атмосферы можно объединить в три группы.

В первую группу входят мероприятия, направленные на сни­жение мощности выбросов, т. е. уменьшение количества выбра­сываемого вещества в единицу времени. Во вторую группу входят мероприятия, направленные на защиту атмосферы путем обра­ботки и нейтрализации вредных выбросов специальными системами очистки. В третью группу входят мероприятия по нормированию выбросов как на отдельных предприятиях и устройст­вах, так и в регионе в целом.

Системы и методы очистки воздуха

От пылей

От туманов

От газопарообразных примесей

- сухие пылеуловители (циклоны)

- мокрые пылеуловители (форсу­ночные скрубберы и трубы Вентури)

- электрофильтры

- рукавные и пористые фильтры


-туманоуловители (волокнистые фильтры)

абсорбционные (поглощение газового компонента жидкостью)

- адсорбционные (поглощение газового компонента твердым сорбентом)

- хемосорбционные (поглощение газов и паров твердыми или жидкими поглотителями с образованием химиче­ских соединений)

- термические (высокотемпературное дожигание)

- каталитические (использование катализатора - платина, оксид меди, марганца)

3.5 Стандартные методы выявления загрязнения снега

1. Физические методы.

а) определение прозрачности

Оборудование и реактивы: -колба 250мл с исследуемой водой.

Рекомендации:

Для оценки прозрачности используйте следующие характеристики :

– прозрачная вода;

– слабо “опалесцирующая” вода (от слова “опал”– молочно-белый минерал с радужным оттенком, здесь имеется в виду именно этот отлив);

– слабо мутная;

– мутная;

– очень мутная.

б) определение цвета воды.

Оборудование:

– 2 стеклянных цилиндра высотой 25см,

– бумажный фильтр с воронкой химической;

– линейка;

– дистиллированная и исследуемая вода;

– лист белой бумаги.

Рекомендации:

Профильтруйте через бумажный фильтр исследуемую воду.

Налейте её в цилиндр.

В другой цилиндр налейте дистиллированную воду.

Сравните цилиндры над белой бумагой. Определите цвет исследуемой воды по сравнению с дистиллированной.

Если окраска при сравнении отсутствует при высоте воды более 20 см ,то вода пригодна для питья.

Если окраска видна уже до 10 см, то воду можно применять только в технических целях.

в) определение запаха воды.

Оборудование:

– колба 150-200мл;

– стекло для накрытия колбы;

– горелка;

– шкала интенсивности запаха.

Определите характер и интенсивность запаха воды при 20 градусах. В питьевой воде при 20 градусах допустимо наличие запаха не более 2 баллов.

Для определения запаха при 60 градусах 100мл исследуемой воды налейте в колбу 200мл,закройте стеклом и нагрейте до 50-60 градусов.

После этого колбу встряхните, воду перемешайте вращательными движениями, снимите стекло и определите характер и интенсивность запаха по шкале.

Шкала интенсивности запаха.

Интенсивность (баллы)

Характер запаха

Отсутствие запаха

0

Запах не ощущается

Очень слабый

1

Запах обнаруживается только опытным наблюдателем, а вы его не чувствуете

Слабый

2

Запах обнаруживается только тогда, когда на него кто-нибудь обратит ваше внимание

Заметный

3

Запах, который вы сразу же замечаете

Отчетливый

4

Запах, обращающий на себя внимание, заставляющий отказаться от питья

Очень сильный

5

Запах настолько сильный, что вода вызывает отвращение

г) определение вида загрязняющих веществ по запаху воды.

Запах воды

Вещества, загрязняющие воду

Химический

Промышленные сточные воды, хим. обработка воды

Хлорный

Свободный хлор

Углеводородный(нефтяной)

Стоки нефти, бензина

Затхлый

Органические вещества

Лекарственный

Фенолы

Неприятный

Сероводород– показатель сильного загрязнения воды гниющими животными остатками.

Гнилостный

Застоявшиеся сточные воды

Землистый

Сырая земля

г) фильтрование воды

В прозрачную ёмкость наливается определённое количество воды, полученная из снега, через которую просматривается печатный текст. Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения. Пробу нужно сравнить с питьевой или дистиллированной водой и определить степень загрязнения снега.

д) Определение содержания сажи.

Главным загрязнителем снега и воздуха является сажа. Для определения содержания сажи нужно полученную из снега воду профильтровать через бумажный фильтр. Предварительно фильтры взвешивают. После фильтрования фильтры высушивают и снова взвешивают. О разности масс фильтра с сажей и без определяют степень загрязнения.

2. Химические свойства.

а) определение водородного показателя.

Воду, полученную из снега фильтруют на pH тесте. Величина pH снега обусловлена не только попаданием твёрдых частиц из атмосферы, но и газообразных загрязняющих веществ: сернистый газ, оксид углерода, оксид газов и т. д. Чистый снег имеет рН = 5,6, как и вода. Если в воздухе много оксидов газа, сернистого газа, кислотных оксидов, то снег будет иметь величину рН 5,6, то он щелочной и загрязнен оксидами металлов.

б) определение серо-водорода с помощью прибора

в) определение сероводорода химическими методами

Оборудование:

– спиртовой р-р йода;

Рекомендации:

Наличие в воде сероводорода можно определить при помощи реакции:

J2 + H2S = 2НJ + S

К 50мл исследуемой воды прибавляем по каплям р-р йода.

Если в испытуемой воде есть сероводород, то жидкость не окрасится от прибавления йода в коричневый цвет, а начнёт мутнеть от появляющихся частиц серы.

г) определение органических соединений в воде

Оборудование и реактивы:

– горелка;

– КмnO4 (перманганат калия);

Рекомендации:

В пробирку с испытуемой водой приливаем немного перманганата калия и нагреваем до кипения. При наличии органических веществ в воде появится коричневый осадок МnO2.

г) определение ионов железа в воде

А. Определение ионов Fe(3+):

Реактивы: 5% р-р “жёлтой кровяной соли”, К4(Fe(CN)6).

Рекомендации:

5% р-р “жёлтой кровяной соли” по каплям приливают к испытуемой воде.

Появление синей окраски берлинской лазури указывает на присутствие солей Fe(+3)

Б. Определение ионов Fe(2+):

Реактивы: р-р “красной кровяной соли”, К3(Fe(CN)6).

Рекомендации:

Р-р “красной кровяной соли” по каплям приливаем к испытуемой воде.

Появление синего осадка турнбуленовой сини указывает на присутствие солей Fe(+2)

Вывод: Процессы циркуляции воздуха над городом могут усугубить экологическую среду не только тех районов, где и так понятная роль производственных и транспортных факторов, но и в удаленных «экологических» зонах города. На примере физическо-химической оценки состава воды сугроба моего школьного участка, хочется определить, как влияет циркуляция воздуха на экологию, можно ли сказать- что «я учусь в экологической безопасности».

















4. Практическая часть

Внешне снег везде выглядит одинаково – белым и абсолютно чистым. Но так ли это на самом деле? Посмотрим, что расскажет снег, выпавший этой зимой на территорию моей школы. Потому что именно первые минут 15–20 дождя или снега изымают, во всяком случае в городской среде, из атмосферы основное накопленное количество загрязнений. Именно эти загрязнения являются самыми опасными.

4.1. Территориальная и внешняя оценка факторов загрязнения

Я решила проанализировать территориальное расположение факторов возможного загрязнения атмосферы в районе моей школы, насколько сильно влияние могут оказывать данные объекты, находящиеся рядом. 

    1. Моя гимназия расположена в Дальнем Засвияжье города Ульяновска, в районе парка Молодежного, в бассейне реки Свияги.

Школа расположена в удалении от крупных автотранспортных магистралей, улица Рябикова имеет пиковую нагрузку утром и вечером, в остальное время проходная способность автомобильного транспорта низкая. В 8 километрах находится аэропорт Ульяновск, его влияние на атмосферу так же может быть небольшим, так как интенсивность полетов небольшая. Поэтому соединения серы, азота, фосфора, галогенов и фенолов в воздухе не должны быть высокими.

Используя перечень производственных предприятий города, можно спрогнозировать возможные источники загрязнения атмосферных осадков в период накопления снега, с конца октября до середины марта. В Ульяновске нет крупных предприятий энергетики, черной и цветной металлургии, а так же химической промышленности. Возможно влияние предприятия по производству строительных материалов (УКСМ), в процессе производства которого могут выделяться частицы пыли и мелкие взвеси.


Естественных источников загрязнения: бури, вулканы, лесные пожары, разложение земных организмов, за зимний период не наблюдалось.

2. Исходя из анализа оценки показателей Ульяновского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», можно определить основные виды загрязнения города Ульяновска и формирование циркуляции атмосферы в период ноябрь 2023-март 2024 год.

а) основные виды загрязнения атмосферы в разных районах города:















Загрязнение районов по количеству загрязнений- примерно одинаковое, по качеству загрязнений-более опасные вещества в воздухе (аммиак и тяжелые металлы) содержит атмосфера Железнодорожного района и Нижней террасы. Данные показатели указывают на опасность Железнодорожного района на участок моей школы, как возможность переноса частиц и формирования полей загрязнения ветрами с данного направления.

б) в Ульяновске средняя почасовая скорость ветра за многолетние наблюдения испытывает значительные сезонные колебания в течение года. Более ветреная часть года длится 8,1 месяца, с 14 сентября по 16 мая, со средней скоростью ветра более 16,7 километра в час. Самый ветреный месяц в году в Ульяновск - февраль со среднечасовой скоростью ветра 19,2 километра в час. Более спокойное время года длится 3,9 месяца, с 16 мая по 14 сентября. Самый спокойный месяц в году в Ульяновск - июль со среднечасовой скоростью ветра 14,3 километра в час.











Это указывает на возможность покрытия загрязняющими веществами больших полей поверхности города в осенние, весенние и особенно в зимние месяцы.

в) преобладающее среднечасовое направление ветра, за многолетние наблюдения в Ульяновске, меняется в течение года. Западный ветер дует весь год, но чаще всего весной и осенью. Южный и юго-восточный ветер чаще всего дует с ноября до апреля. Северный ветер чаще всего дует в летние месяцы. Его влияние больше всего ограничено в городе.

Определение направлений ветра указывает на основные факторы возможного неблагоприятного воздействия на школьный участок с этих сторон.

г) «Роза ветров» Ульяновска в снеговой период 2023-2024 года.

Движение потоков циркуляции атмосферы в зимний период этого учебного года больше был связан с юго-восточным и южным направлениями.

3.Процесс накопления осадков в этом снеговом сезоне проходил очень

интенсивно, с конца октября и до середины марта, сугробы достигали 50 см. Поэтому оценка экологии атмосферных осадков имела достаточный лабораторный материал.

При определение структуры сугроба на школьном участке, четких слоев уплотнения или загрязнения снега не обнаружилось, что указывает на отсутствие длительных оттепелей и крупных осадков с загрязняющими элементами.





Вывод: при анализе данных о географическом расположении участка относительно направления переноса частиц и формирования полей загрязнения, обусловленного природными и техногенными атмосферными выбросами, при циркуляции атмосферы Ульяновска в снеговой период 2023-2024 года, я выделяю опасность возможного влияния на школьный участок: близость к крупной транспортной магистрали ул. Рябикова- по западному переносу воздуха, Железнодорожного района – юго-восточного направления переноса, и УКСМ – южной циркуляции воздушных потоков.


4.2. Физико-химическая оценка качества воды из снега школьного участка.

Стеклянную емкость наполнили снегом со всего среза сугроба в глубину, для полного учета всех этапов формирования снега за осенне-зимний период . Таким образом взяли на анализ атмосферные осадки за весь период их выпадения, что дает возможность учесть все возможные изменения атмосферы под воздействием факторов загрязнения. Контейнер с образцом снега я отнесла в лабораторию для дальнейшего мониторинга окружающей среды, с помощью физических и химических методов анализа оттаявшей воды снега школьного сугроба.


1.Физические методы.

а) Определение прозрачности

Вывод: вода из снега дала слабо-мутные характеристики по прозрачности.





б) Определение цвета воды.

Вывод: на высоте 10 см оттаявший снег показал слабо-желтоватый, что говорит об использовании снега только в технических целях.




в) Определение запаха воды.

г) Определение вида загрязняющих веществ по запаху воды.

Вывод: при 20 градусах резкий запах отсутствовал, при нагревании до 50-60 градусов чувствовался запах отчетливый. При нагревании появился запах сырой земли и лягушек. Запах не характерен для питьевой воды.

г) фильтрование воды через бумажный фильтр

Вывод: при фильтровании воды через бумажный фильтр исследуемой воды отмечалось большое количество взвесей, на дне цилиндра с оттаявшим снегом наблюдалось скопление частичек и взвесей. Это механическая пыль, которая образуется в результате измельчения продукта в ходе технологического процесса;

2. Химические свойства.

а) определение водородного показателя

Вывод: с помощью РН-метра измерение показало, что вода пригодна для питья, так как РН=6,9, что соответствует норме (6,5-7,5), нейтральной среды.







б) определение серо-водорода с помощью прибора.

Вывод: с помощью специального прибора показало, что сероводород = 0, соответственно вода пригодна для питья

в) определение сероводорода химическим методом.

Вывод: в испытуемой воде нет сероводорода, так как жидкость окрасилась от прибавления йода в коричневый цвет, а не начала мутнеть от появляющихся частиц серы.



г) Определение органических соединений в воде.










Вывод: при нагревании(до кипения) полученного раствора с КмnO4 (перманганат калия), коричневого осадка в пробирке не наблюдалось. Это говорит об отсутствии органических соединений в оттаявшей воде.

г) Определение ионов железа в воде.

Вывод: при определении ионов Fe(3+) появлении синей окраски берлинской лазури не прослеживалось, соответственно соли железа (3+) отсутствуют.

При определении ионов Fe(2+) появлении синего осадка турнбуленовой сини не прослеживалось, соответственно соли железа(2+) отсутствуют.


Вывод: Анализ территориальных факторов влияния на загрязнение атмосферы города Ульяновска, и выпадение возможных опасных осадков на территории школьного участка, без воздействия соседних неатмосферных факторов, указывает на низкий уровень загрязнения окружающей среды. Это доказывают физико-химические исследования воды из снега.











Заключение

В результате моего исследования, я достигла цели, поставленной в начале проекта: изучила экологическое состояние снежного покрова на территории школы с точки зрения формирования атмосферных осадков при циркуляции атмосферного воздуха над городом. Были выполнены все поставленные задачи.

С помощью исследования, я подтвердила гипотезу: состав снега школьного участка указывает на отсутствие поля загрязнения при воздействии циркуляции атмосферы города Ульяновска в зимний период. Снег, на территории школьного участка является чистым, по химическим свойствам его даже можно пить. По физическим свойствам он обладает низким качеством для питья.

Моей школе повезло с экологической обстановкой, и мой участок не является полем техногенных атмосферных выбросов, при циркуляции атмосферы, что доказали исследования снега. В небольшом количестве были обнаружены частички механической пыли, которая образуется в результате измельчения продукта в ходе технологического процесса, возможно на Ульяновском комбинате строительных материалов, и принесены ветром южного направления, а также общего содержания частичек и взвесей в воздухе.

Влияние атмосферного загрязнения с запада, где отсутствуют факторы активного загрязнения, и Железнодорожного района (юго-востока), не обнаружено. Такое минимальное воздействие обусловлено применением разных способов очищения выбросов предприятиями, а так же рассеиванием этих выбросов в процессе горизонтального и вертикального перемещения воздушных потоков.

Мой проект поможет учащимся узнать много интересного о степени загрязнении школьного участка в зависимости от движения атмосферы в Ульяновске, о способах определения физических и химических свойств воды, наличии загрязнителей атмосферных осадков. Это даст стимул в дальнейших исследованиях экологического состояния нашей местности, родного края, возможностях сохранения окружающего мира ради своей здоровой среды обитания, и своих близких. Это повысит экологическую грамотность учащихся.





















Источники информации

1.https://fabricators.ru/zavody/ulyanovsk

    1. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-sneg-i-ego-fizicheskie-svoystva-1565701.html

    2. https://studfile.net/preview/7867047/page:12/

    3. https://patents.google.com/patent/RU2363939C1/ru

    4. https://school-science.ru/2/1/30293

    5. https://www.12sanepid.ru/press/publications/2861.html

    6. https://www.m24.ru/articles/pogoda/19012015/64344

    7. https://pogoda-sv.ru/media/uploads/2022/04/25/ul-2021_EiodSIc.pdf

    8. https://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/6096/1/thesis_tpu-2003-69.pdf

    9. https://ru.weatherspark.com/y/104722/