Муниципальное образовательное учреждение
Лучинская средняя школа
Ярославского муниципального района
Исследовательский проект
Тема «Как улучшить свой почерк»
Авторы работы:
Обучающиеся 2А класса
МОУ Лучинская СШ
Ф.И. О.руководителя:
Волкова Наталья Николаевна
с. Лучинское, 2022
Содержание
Введение……………………………………………………………….3-4
1. Глава Ι Обзор литературы…………………………………………...5
1.1.Почерк – это основа нашей жизни…………………………………5
1.2. Полезная традиция письма……………………………....................6
2. Глава ΙΙ Объект и методы исследования……………………………7-8
Результаты исследования . …………………………………………....7-8
3.Заключение.…………………………………………………………..9
4.Список используемой литературы…………………………………10
5.Приложение………………………………………………………….11-18
Введение
Слово «почерк» я услышал, когда мой старший брат пошел в школу, и у него появились
трудности в написании букв.
Теперь я - ученик 4 класса. Мне кажется, что я пишу хорошо. Но часто учитель указывает
ребятам нашего класса, и мне тоже, на небрежный или неразборчивый почерк. Моя мама
тоже бывает недовольна моим почерком. Мне стало интересно, почему в наш
компьютерный век учителя и родители хотят, чтобы дети писали аккуратно и разборчиво?
Почему в классе учитель учит писать одинаково, а почерк у всех разный?
Слово «почерк» я услышал, когда мой старший брат пошел в школу, и у него появились
трудности в написании букв.
Теперь я - ученик 4 класса. Мне кажется, что я пишу хорошо. Но часто учитель указывает
ребятам нашего класса, и мне тоже, на небрежный или неразборчивый почерк. Моя мама
тоже бывает недовольна моим почерком. Мне стало интересно, почему в наш
компьютерный век учителя и родители хотят, чтобы дети писали аккуратно и разборчиво?
Почему в классе учитель учит писать одинаково, а почерк у всех разный?
Никто не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают, а потом этот процесс становится автоматическим. В процессе письма человек не задумывается о том, как он пишет. Все его мысли направлены на то, что он пишет.
Слово «почерк» мы услышали, когда пришли в школу и стали учиться писать буквы, слова и предложения. Все мы пишем по- разному, у нас разный почерк.
Актуальность темы:
Часто учитель указывает ребятам нашего класса на небрежный или неразборчивый почерк. Родители бывают не довольны почерком, ругают нас. Нам стало интересно, почему в наш компьютерный век учителя и родители требуют, чтобы дети писали красиво и аккуратно?
Актуальность выбранной темы:
Слово «почерк» я услышал, когда мой старший брат пошел в школу, и у него появились
трудности в написании букв.
Теперь я - ученик 4 класса. Мне кажется, что я пишу хорошо. Но часто учитель указывает
ребятам нашего класса, и мне тоже, на небрежный или неразборчивый почерк. Моя мама
тоже бывает недовольна моим почерком. Мне стало интересно, почему в наш
компьютерный век учителя и родители хотят, чтобы дети писали аккуратно и разборчиво?
Почему в классе учитель учит писать одинаково, а почерк у всех разный?
Цель исследования: выяснить, нужен ли в современной жизни аккуратный и
разборчивый почерк, определить причину различия почерка у людей.
Задачи исследования:
Гипотеза:
Мы предположили, что если мы будем регулярно выполнять упражнения по улучшению почерка, то писать мы будем лучше.
Цель: создать памятку, которая поможет улучшить почерк.
Задачи :
1.Изучить литературу по данной теме, узнать, что такое почерк;
2. Узнать, какая наука изучает почерк;
3. Подобрать упражнения, которые помогут улучшить почерк;
4. Оформить памятку «Секреты красивого письма»;
Методы исследования: анкетирование, сбор информации, наблюдение, опрос, сравнительный анализ.
Ход исследования:
1. Опрос учителей Лучинской СШ.
2. Анкетирование среди обучающихся 2 А класса Лучинской СШ.
3. Изучение литературы по данной теме.
4.Выбор упражнений по улучшению почерка.
5. Обобщение собранной информации , выводы.
Объект исследования: Обучающиеся 2 А класса.
Предмет исследования: Почерк обучающихся 2 А класса.
Практическая значимость проекта:
Материалы нашего проекта могут быть использованы на уроках русского языка (минутки чистописания), математики, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, во внеурочной деятельности, а так же в самостоятельной работе над почерком дома.
Материалы о почерке, об упражнениях по его улучшению будут полезными и познавательными для нас.
Портфолио проекта станет для кого-то новым увлечением или хобби.
Продукт проекта: Памятка «Секреты красивого почерка».
Глава 1. Обзор литературы
1.1.Почерк – это основа нашей жизни.
С тех пор как люди изобрели письмо, они стремились совершенствовать его в двух направлениях: научиться писать красивее и быстрее.
Изучая литературу, мы узнали, что почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер. А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. ( 1 )
Почерк — это индивидуальная устойчивая манера письма, которая проявляется специфичной формой, величиной и наклоном букв, сжатостью или растянутостью строк, расстоянием между словами. ( 1)
Для красивого письма необходимо: правильно сидеть, правильно держать ручку, соблюдать наклон. Приложение 1
При работе над рукописным письмом возникли:
Каллиграфия (от греч. «kalligraphia» - красивый почерк) – искусство красивого письма.
Скоропись - мастерство быстрого письма.
Графология – наука о почерке.
1.2 Полезная традиция письма.
Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пелёнок владеют пультом от телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, каллиграфия должна бы потерять свою актуальность. Ведь письменная работа в наше время упрощена благодаря компьютеру. С одной стороны это хорошо- упрощается жизнь современного человека, а с другой стороны- это приводит к лености и нежеланию думать.
Развитие навыка письма активизирует те отделы мозга, которые отвечают за способность планировать и контролировать, а также вырабатывает такие черты характера, как исполнительность, внимательность,аккуратность. А еще — обучаясь рукописанию, ребенок учится преобразовывать в слова и буквы то, что он видит, то есть связывать язык и визуальные образы.
При письме ребёнок учится терпению и усидчивости, умению соотносить движение руки с тем, что он видит, вырабатывает точность движений, развивается мелкая моторика, которая влияет на развитие мозга человека.
Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений и развивают выносливость к письменным нагрузкам. ( 4)
Каллиграфия заставляет мозг чувствовать правильность линий, симметрию и ритм, развивает внимательность, наблюдательность и воображение.
Китайские ученые в 2014 году доказали, что каллиграфия снимает стресс у людей разных возрастов.
В Японии дети с 3 лет занимаются каллиграфией.
Глава ΙΙ Объект и методы исследования. Результаты исследования
Исследование проводилось на базе МОУ Лучинская СШ с сентября 2021 года по март 2022 года. В исследовании приняли участие обучающиеся 2А класса - 25 человек, а так же учителя средней школы- 4 человека.
Опрос учителей.
Уточнив понятия, связанные с почерком, мы решили узнать у учителей средней школы: «Нужен ли человеку в нашей современной жизни аккуратный и разборчивый почерк?»
Опрос показал, что учителям очень трудно понять неразборчивый почерк обучающихся. Возникают неприятные и спорные ситуации, когда учитель не разобрав почерк ученика, снижает ему отметку. Даже был случай, когда выпускник школы « потерял» 1 балл из-за неразборчивого почерка на государственном экзамене. Работать над почерком необходимо с 1 класса- призывают учителя старшей школы.
Анкетирование обучающихся 2А класса
В нашем классе мы провели анкетирование. Приложение 2
В результате анкетирования мы выяснили , что не всегда дети стараются писать красиво.
На вопрос «Ты всегда стараешься писать красиво?», обучающиеся ответили
« да»- 18 чел., «нет»-4 чел, «иногда»-3чел.
На вопрос «От чего зависит твой красивый почерк?» обучающиеся ответили:
«от настроения»- 9чел., «от желания»- 6 чел « от старания»- 9 чел. « от почерка родственников»- 1 чел.
На вопрос « Нужен ли красивый почерк взрослому человеку?» все ребята ответили «да» ( из них : необходим для работы- 9 человек, для учителей- 10 человек, чтобы люди понимали мой почерк- 6 человек).
На вопрос «Хочешь ли ты работать над своим почерком?» ребята ответили:
да- 18 человек, нет- 7 человек.
На вопрос « Делают ли тебе замечания родители по поводу почерка?», 14 человек ответили – «да», 11 человек ответили « нет».
На вопрос «Работают ли родители с тобой над твоим почерком?», обучающиеся ответили «да»- 5 чел., (заставляют переписывать работу, писать буквы и предложения). «нет»- 20 человек.
Изучив литературу, мы узнали, что такие упражнения как « штриховка», « обведи буквы и слова по образцу», «массаж рук», упражнения для «мозга», « письмо в воздухе», « проведи линии», могут помочь в улучшении почерка. Приложение 3
Сравнив свой почерк в сентябре- октябре 2021 года и в апреле этого года мы видим, что у большинства обучающихся почерк улучшился. Мы собрали Портфолио.
Мы продолжили свои исследования: побеседовали с людьми разных профессий и выяснили, что почерк нам нужен в течение всей жизни.
Заключение
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Когда мы пишем чисто, красиво и правильно в школьных тетрадях и дневниках, мы более аккуратны в выполнении и других заданий ( по технологии, ИЗО), мы увереннее, нам легче найти общий язык со сверстниками. Разборчивый почерк повышает оценку учителя и, в результате, - свою самооценку.
2.Когда мы будем учиться в 9, 11 классах, мы будем сдавать государственные экзамены , где нужно писать аккуратно и разборчиво. Так как есть задания, которые выполняются рукописным текстом, и работа, написанная неразборчивым почерком, может быть оценена в «0» баллов.
3.Даже у взрослых людей из-за плохого почерка бывают проблемы - возникают трудности при чтении различных квитанций, справок, классных журналов, медицинских документов.
4. Изучив литературу, мы узнали, что развитие навыка письма активизирует те отделы мозга, которые отвечают за способность планировать и контролировать, а также вырабатывает такие черты характера, как исполнительность, внимательность,аккуратность, терпение и усидчивость.
5. При письме ребёнок учится умению соотносить движение руки с тем, что он видит, вырабатывает точность движений, развивается мелкая моторика, которая влияет на развитие мозга человека.
6.Изучив литературу, мы подобрали упражнения для выработки красивого почерка.
На основе этих упражнений создали памятку «Секреты красивого почерка», которой будем пользоваться на уроках русского языка, во время внеурочной деятельности и дома. Приложение 4
7.Мы сравнили наш почерк до использования упражнений и после.
В результате сравнения, мы сделали вывод: у большинства учеников нашего класса почерк стал лучше. Данные материалы мы собрали в портфолио
« Мой почерк».
Наша гипотеза подтвердилась. Если мы будем регулярно выполнять упражнения по улучшению почерка, то писать мы будем лучше.
Мы планируем продолжить наше исследование и узнать, что может рассказать о человеке почерк.
Список используемой литературы:
1.Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, М., 2016.
2.А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» Просвещение 2004г.
3.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах начальной школы. – М: Просвещение, 2019 г.
4.Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму//Начальная
школа. - 2000. - № 5.
5.Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме//Начальная школа. – 2020. - №8.
6.Мирхайдарова Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики//Начальная школа. – 2018. – №2.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Формирование красивого почерка.
-
Правильная посадка.
Сидеть необходимо прямо, опираясь спиной на спинку стула, ноги прямо, стопы на полу (если не достают до пола, можно поставить их на специальную подставку).
2. Правильное положение ручки во время письма.
Вот так выглядит правильный захват ручки, карандаша или любого другого пишущего инструмента:
Проверить правильность захвата, можно так:
Попросить ребенка поднять указательный палец. Карандаш должен остаться на месте.
3. Правильное положение тетради.
Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Для ребенка левши, правила те же, только в зеркальном отображении.
На тетрадь обязательно одевайте обложки (чтобы тетрадь не скользила по столу во время письма). Лучше всего подойдут классические полиэтиленовые.
4.Подготовка к письму под счёт 1, 2, 3, 4, 5.
1 – ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;
2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;
3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев
коснуться виска;
4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до
металлической части стержня – один пальчик;
5 – наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.
Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
Приложение 2
Упражнения для формирования красивого письма
Специальные упражнения
Кроме прописей помочь в борьбе за красивый почерк могут специальные упражнения, которые развивают мелкую моторику рук.
Полезные упражнения:
-
Рисование букв и цифр в воздухе. Выберите незнакомый вам шрифт или возьмите в качестве образца написание букв в прописи и постарайтесь несколько раз повторить его в воздухе. Когда станет легко, переносите все на бумагу.
-
Письмо чернильной ручкой. Проведите свою обычную тренировку с прописями, используя не шариковую ручку, а чернила. Это самый простой способ научиться писать красиво, его часто используют в занятиях каллиграфией для начинающих, потому что так не получится торопиться — потребуется время и аккуратность.
-
Точечные фигуры. Забавный и на первый взгляд несложный, но очень полезный тренажер мелкой моторики. Можно распечатать и двигаться от самых простых к более объемным, с большим количеством линий и точек.
Упражнения для красивого письма:
-
массаж рук;
-
штриховка;
-
развитие мозга:
Упражнение 1
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Упражнение 2
Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.
Упражнение 3
На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.
Упражнение 4
Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 5
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Приложение 3
Анкетирование обучающихся. Результаты анкетирования.
Сводная ведомость.
Анкета: |
1.Ты всегда стараешься писать красиво? | |
2.От чего зависит твой красивый почерк? | |
3.Нужен ли красивый почерк взрослому человеку? | |
4.Хочешь ли ты работать над своим почерком? | |
5.Делают ли тебе замечания родители по поводу почерка? | |
6.Работают ли родители с тобой над твоим почерком? | |
Сводная ведомость анкетирования обучающихся.
1.Ты всегда стараешься писать красиво? | Да- 18 чел. Нет- 4 чел. Иногда- 3 чел. |
2.От чего зависит твой красивый почерк? | От желания – 6 чел. От старания –9чел. От настроения- 9 чел. «от родственников»- 1 чел. |
3.Нужен ли красивый почерк взрослому человеку? | Да –25 чел. Нет- 0 чел. ( Для работы в будущем- 9 чел. Для учителей в школе – 10 чел. Для понимания почерка-2 чел. |
4.Хочешь ли ты работать над своим почерком? | Да –18 чел. Нет-7 чел. |
5.Делают ли тебе замечания родители по поводу почерка? | Да –14 чел. Нет- 11 чел. |
6.Работают ли родители с тобой над твоим почерком? | Да –5 чел.( заставляют писать буквы, слова и предложения; заставляют переписывать работу;) Нет- 20 чел. |
Приложение 4
Почерк известных людей
19