СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Люблю берёзку русскую"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип проекта: исследовательский. Главная воспитательная цель проекта: воспитание гуманного, бережного отношения к окружающей среде.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект Люблю берёзку русскую»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Суторминская основная школа









ПРОЕКТ

«Люблю берёзку русскую»

выполнили учащиеся 2 и 4 класса

под руководством

учителя начальных классов

Жаровой Ирины Анатольевны









2017г.



Учебные дисциплины: окружающий мир, литература, ИЗО, технология, ИКТ

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8-10 лет

Авторы проекта: учащиеся 2 и 4 классов

Тип проекта: исследовательский 

Основополагающий вопрос: «Почему берёза так любима русским человеком?»

Проблемные вопросы:

Почему берёза мила русскому человеку?

Почему у берёзы белый ствол?

В чём польза берёзы?

Есть ли праздники, посвящённые берёзе?

Задачи проекта:

Развивающие:

  • Развивать умение отбирать необходимый материал

  • Развивать коммуникативные навыки

  • Развитие связной устной речи учащихся

  • Выработка навыков выразительного чтения поэтического произведения, его эстетического восприятия

  • Развивать навыки работы с компьютерной техникой

Обучающие:

  • Расширить знания учащихся о берёзе

  • Выяснить, что означает слово «берёза», в чём польза берёзы

Воспитательные:

  • Воспитывать гуманное и бережное отношение к окружающей природе.

Практические

  • Создать электронные презентации, книжки-малышки, сборник стихов о берёзе, музыкальный видеоролик, коллективное панно «В берёзовой роще», выставка картин учащихся «Лесная красавица»

  • Провести презентацию проекта с приглашением ребят из начальной школы и родителей.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы.

2. Поиск информации в Интернете, в сельской и школьной библиотеках.

3. Наблюдение, сравнение.

4. Исследовательская беседа.

5. Экскурсия в природу.

Результат проекта (продукт): электронные презентации, книжки-малышки, сборник стихов, загадок, пословиц и примет о берёзе, музыкальный видеоролик, коллективное панно «В берёзовой роще», выставка картин учащихся «Лесная красавица»

Этапы реализации проекта

I этап - организационно- подготовительный- определяем направления работы и разбиваем класс на группы;

направление

ответственные

предполагаемый продукт

Откуда пошло название «берёза».

Антонов Егор

собранная информация

Песни, стихи, загадки, пословицы, старинный праздник.

Махиня Егор

сборник

Народная медицина. Лечение болезней народными средствами.

Костерев Денис

Электронная презентация

Музыкальный видеоролик к песне «Отчего так в России берёзы шумят»

Антонов Павел

видеоролик

Что такое береста и что из неё можно сделать?

Филиппов Серёжа

Электронная презентация

Картины художников

Хабарова Варя

Электронная презентация

Творческая мастерская

Весь класс

коллективное панно «В берёзовой роще»

Мы художники

Весь класс

Картины учащихся «Лесная красавица»




II (информационный) этап

Содержание деятельности

Форма
организации

Промежуточный продукт

1

Изучение литературы

Открытие работы над проектом.
Работа в библиотеке и поиск информации в Интернете

материалы к презентации проекта



III(практико-ориентированный) этап

Содержание деятельности

Форма
организации

Промежуточный продукт

1

Создание рисунков по теме «Лесная красавица»

Творческая лаборатория
по ИЗО

Рисунки


2

Создание коллективного панно «В берёзовой роще»,

Творческая лаборатория
по технологии

панно

3

Выпуск сборника «Стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки о берёзе»

Творческая лаборатория
по русскому языку и литературе

сборник

4

Создание книжки-малышки «Загадки, стихи о березе»

Творческая лаборатория
по русскому языку

Книжка-малышка

5

Написание стихов (синквейна) о берёзе (сочинения родителей)

Творческая лаборатория
по русскому языку и литературе

Литературный альманах

6

Создание презентации «Вопросы от Почемучки»

Творческая лаборатория
по окружающему миру

Электронная презентация

7

Создание музыкального видеоролика к песне «Отчего так в России берёзы шумят»

Творческая лаборатория по ИКТ

Музыкальный клип


8

Изделия из бересты

Творческая лаборатория
по технологии

Электронная презентация


9

Картины художников

Творческая лаборатория
по ИЗО

Электронная презентация




IV этап. Презентация результатов

Содержание деятельности

Форма
организации

Промежуточный продукт

1

Презентация проекта в виде представления всех продуктов проекта, с приглашением учащихся из параллельных классов

Закрытие проекта

Творческий отчёт





1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие гости. Я приветствую вас на презентации нашего проекта, посвященном, дереву символу нашей Родины. Наш проект мы назвали «Люблю берёзку русскую».

Опять о них, кудрявых и белёсых...
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси!

2.Клип на песню О.Осиповой «Ах ты русская берёзка».

3. Думаю вы согласитесь, что берёзка по праву стала символом России. У писателя Д. Кайгородова есть замечательный рассказ «Нет дерева прекраснее берёзы!». Он очень короткий, но ёмкий. В нём столько любви, нежности к этому дереву.


Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего

солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остро-

конечные душистые блестящие листочки!

А летом? Сколько красоты в покрытых листьями берёзах! Длинные тонкие ветви,

словно зелёные гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то

торжественно-печальный вид.

Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом, и берёза «жёл-

тою резьбой блестит в лазури голубой».

И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с берёзой, когда она стоит изу-

крашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громад-

ный фонтан, брызги которого оледенели и повисли в воздухе.



4. Наш выбор темы проекта не случаен. Разве можно пройти мимо такой красавицы? Так и появилась идея создать проект. Вот с чего мы начинали.

Рассказ о проекте и этапах работы над ним.

Мы определили фронт работы, разбились на группы. Работая над проектом, мы побывали в разной роли. Были клипмейкерами, художниками, мастерами, литераторами, аниматорами, словесниками.

Много информации мы взяли из Интернета.

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную,её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах! Стихотворение «Берёза»Сергея Есенина с детства хорошо знакомо всем.

5.Первые работы это были наши книжки-малышки о берёзе.

6. Выставка картин «Лесная красавица»

6.Показ сборника стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет, сказок.

7.Дети читают стихи о берёзе. Чтение сопровождается показом видеоролика «Фото берёз».

8.Презентация «Почемучкины вопросы» (см.приложение)

9.Презентация «Поделки из бересты»

10.Творческая страничка. Творчество родителей. Стих о берёзе и картины из бересты.

11.Презентация «Берёза на картинах художников»

12.Музыкальный клип «Отчего так в России берёзы шумят»

13.Подарки всем гостям. Сувениры «Берёзка».

ЗАГАДКА

Стоит дерево кудряво,
На этом дереве пять угодьев:
Первое угодье —
Хворому здоровье,
Другое угодье-
Разбитому крепость,
Третье угодье –
Заперто море,
Четвёртое угодье-
Малому угроза,
Пятое угодье –
Ночной свет.
(Банный веник, береста для связывания разбитого горшка, посуда из бересты, прут для наказания, лучина.)

Физкультминутка.

Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),

И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).

Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).

Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),

Кружась, листочки улетают (покружиться).

А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).

Приложение 1

Материал к презентации «Почемучкины вопросы»

Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «Бер», что значит «светлый, ясный, белый…», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии – берёза.


Берёза – самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется прежде всего белым цветом своей коры.

Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин.

Бетулин и придаёт коре белый цвет.

Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички. Через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.


Медицина издавна использует почки берёзы, листья и сок.

  • Берёзовые почки обладают мочегонным, отхаркивающим действием.

  • Настой из молодых листьев используют при расстройстве нервной системы и как витаминное средство.

  • Очень полезен берёзовый сок. Он содержит железо и много сахара. Применяют его при малокровии и ангине. Так же его можно использовать для укрепления волос.

  • Банный веник из веток берёзы является традиционным средством от профилактики заболеваний



Приложение 2

Стихи к фотографиям Троица в с. Семьинское

Улыбаются девчушки..
Праздник празднуют они..
На Душе у них комфортно..
До чего же хороши..

В желтых платьицах с каймою..
Словно солнце в небесах..
Под березками танцуют..
Радость светится в глазах..!!!



В нарядах девушки прекрасны..
Вышли к нам сюда из сказки..
Песни звонкие поют..
Доброту нам в Мир несут..

Сарафаны расписные..
И кокошники златые..
Кружева на рукавах..
Все артистки: супер-АХ..

Просмотр содержимого презентации
«почемучки - берёзка»

Презентация выполнена  учащимися 2 и 4 классов  МКОУ Суторминской ОШ под руководством учителя  Жаровой И.А.

Презентация выполнена учащимися 2 и 4 классов МКОУ Суторминской ОШ

под руководством учителя

Жаровой И.А.

ВОПРОСЫ ОТ ПОЧЕМУЧКИ 1. Как появилось слово «БЕРЁЗА»? 2. Почему ствол у берёзы белого цвета? 3. Символом какого праздника считается берёза? 4. В чём польза берёзы?

ВОПРОСЫ ОТ ПОЧЕМУЧКИ

1. Как появилось слово «БЕРЁЗА»?

2. Почему ствол у берёзы белого цвета?

3. Символом какого праздника считается берёза?

4. В чём польза берёзы?

1. Как появилось слово «БЕРЁЗА»?

1. Как появилось слово «БЕРЁЗА»?

Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой – невестой. Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «Бер», что значит «светлый, ясный, белый…», от которого и образовалось сначала берза , а впоследствии – берёза .

Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой – невестой.

Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «Бер», что значит «светлый, ясный, белый…», от которого и образовалось сначала берза , а впоследствии – берёза .

2. Почему ствол у берёзы белого цвета?

2. Почему ствол у берёзы белого цвета?

Берёза – самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется прежде всего белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин.
  • Берёза – самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется прежде всего белым цветом своей коры.
  • Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин.

Бетулин и придаёт коре белый цвет.

Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички . Через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.
  • Поверх белого ствола вытянуты темные горизонтальные полосы. Это чечевички .
  • Через рыхлую ткань чечевичек внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.
3. Символом какого праздника считается берёза?

3. Символом какого праздника считается берёза?

«ТРОИЦА» – праздник русской берёзки В русской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. За два дня до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи праздновали Семик, поэтому вся неделя перед Троицей называлась семицкой или троицкой. Её символом стала молодая берёзка. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие. Берёзовыми ветвями украшали дом внутри и снаружи, втыкали их за иконы, зеркала, за оконные наличники. Праздник Троицы был особенно любим девушками.

«ТРОИЦА» – праздник русской берёзки

В русской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. За два дня до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи праздновали Семик, поэтому вся неделя перед Троицей называлась семицкой или троицкой.

Её символом стала молодая берёзка. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие.

Берёзовыми ветвями украшали дом внутри и снаружи, втыкали их за иконы, зеркала, за оконные наличники.

Праздник Троицы был особенно любим девушками.

В берёзовой роще девушки пели заклички, завивали в виде арки вершины или ветви берёз, водили хороводы и проводили обряд кумления: (форма молодёжного союза) две подружки на пару проходили под берёзовой аркой, целовались, обменивались подарками (колечками, лентами и др.) и называли друг друга кумой. При этом говорили: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться».  В традициях было ходить по деревне с наряженной берёзкой, а потом её топили в реке. Считалось, что в этом случае березка отдает всю свою силу первым всходам на полях, способствует урожаю, а также благополучию людей.

В берёзовой роще девушки пели заклички, завивали в виде арки вершины или ветви берёз, водили хороводы и проводили обряд кумления: (форма молодёжного союза) две подружки на пару проходили под берёзовой аркой, целовались, обменивались подарками (колечками, лентами и др.) и называли друг друга кумой. При этом говорили: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться».

В традициях было ходить по деревне с наряженной берёзкой, а потом её топили в реке. Считалось, что в этом случае березка отдает всю свою силу первым всходам на полях, способствует урожаю, а также благополучию людей.

Праздник Троицы в нашем селе

Праздник Троицы в нашем селе

  • Улыбаются девчушки.. Праздник празднуют они.. На душе у них комфортно.. До чего же хороши.. В жёлтых платьицах с каймою.. Словно солнце в небесах.. Под берёзками танцуют.. Радость светится в глазах..!!!
4.В чём польза берёзы?

4.В чём польза берёзы?

  • Давайте узнаем какие болезни лечит красавица – берёзка.
Берёза не только лесная красавица, но она и лесная целительница. Для многого она пригодна, но самое главное — лечила и лечит людей от многих заболеваний.

Берёза не только лесная красавица, но она и

лесная целительница.

Для многого она пригодна, но самое главное — лечила и лечит людей от многих заболеваний.

Медицина издавна использует почки берёзы, листья и сок.

Медицина издавна использует почки берёзы, листья и сок.

  • Берёзовые почки обладают мочегонным, отхаркивающим действием.
  • Настой из молодых листьев используют при расстройстве нервной системы и как витаминное средство.
  • Очень полезен берёзовый сок. Он содержит железо и много сахара. Применяют его при малокровии и ангине. Так же его можно использовать для укрепления волос.
В бане веник дороже денег! Банный веник из веток берёзы является традиционным средством от профилактики заболеваний.

В бане веник дороже денег!

Банный веник из веток берёзы является традиционным средством от профилактики заболеваний.