Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Радуга»,
структурное подразделение детский сад «Солнышко»
Творческо-исследовательский проект
«
Маленькие герои большой войны»
Работу выполнили: учитель-логопед Зорихина Наталья Викторовна, воспитатель Дурновцева Юлия Владимировна, воспитанница подготовительной группы Зверева Кристина, 6 лет
2020 год
«Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна!
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!».
Олег Хромушин
Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети не могут представить себе, каково расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов – таким запомнилось детство тем, кто вырос на оккупированной фашистами территории. А тем, кто жил в тылу, запомнились воздушная тревога, письма и «похоронки» с фронта. Многие дети тогда потеряли своих пап, а иногда даже мам и других близких людей на войне.
Тысячи наших маленьких соотечественников были заточены в концентрационные лагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, а кто и поодиночке. Они несли свой тяжелый крест — ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры — детства. Тяжелым катком прошлась Великая Отечественная война по маленьким, незащищенным душам. И они — последние свидетели той страшной войны, что унесла 27 миллионов человеческих жизней. Мы, молодое поколение, должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины.
Проект «Маленькие герои большой войны» - дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны.
Цель проекта: исследовать историю одной семьи в военное время, осветить судьбу малолетних героев в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи проекта:
Побудить интерес и расширить знания воспитанников о событиях Великой Отечественной войны.
Повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности дошкольников.
Собрать информацию об истории одной семьи в годы войны.
Познакомить воспитанников с судьбой детей – героев Войны.
Продолжать формировать у воспитанников навыки работы с дополнительным материалом и историческими документами с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления.
Проанализировать полученную информацию и систематизировать ее.
Оформить альбом "Маленькие герои большой войны" со стихами и рисунками о детях войны.
Изготовить куклы-самокрутки - как символ военного детства.
Рассказать об одной истории из семейного архива и о детях войны на открытом мероприятии "Мы помним, гордимся, благодарим".
Презентовать альбом рисунков и куклы-самокрутки на творческом вечере «По страницам военного детства».
Участники проекта: правнучка участника войны и воспитанники детского сада «Солнышко».
Партнеры проекта: Родители, родственники, учитель-логопед и воспитатели подготовительных групп детского сада «Солнышко».
Целевая группа проекта:
Проект адресован педагогам и детям старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: Творческий, информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта:1 месяц.
Методы исследования: метод опроса, бесед, источниковедческий анализ.
Этапы и механизм реализации проекта:
Подготовительный этап.
а) Проблемный вопрос: «Могут ли дети быть героями войны».
б) Подборка художественной и познавательной литературы, фото и видеоматериалов по теме, музыкальных произведений.
в) Работа с семейным архивом и родителями по их привлечению к реализации проекта.
Организационно-практический этап.
а) Цикл бесед с детьми «Что я знаю о войне», «Кто такие дети-герои войны».
б) Посещение музея, выставки, посвященной 75-летию великой Победы.
в) Исследование материалов о детях времен Великой Отечественной войны, о том, как жили и что делали дети и подростки во время войны.
г) Пополнение предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию.
Заключительный (результативный) этап.
а) Презентация исследованного материала.
б) Оформление выставок рисунков и мини-музея «Помним, гордимся…».
Предполагаемый результат проекта:
Приобретение навыков поисково-исследовательской работы.
Усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
Расширение знаний о Великой Отечественной войне.
Сохранение памяти о суровых годах жизни детей-героев войны.
Формирование уважительного отношения к участникам войны.
Актуальность проекта.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., что позволяет еще раз обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине.
Война стала биографией целого поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба в этой войне. И сегодняшние дети обязательно должны знать о подвигах детей, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям.
ДЕТЯМ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ,
ИХ ВНУКАМ И ПРАВНУКАМ
ПОСВЯЩАЕТСЯ
Знаю, помните вы, не забыли
Хату детства и небо над ней,
Как в войну нас фашисты губили
За оградами концлагерей.
Все мы видели, все испытали
Голод, холод, побои и страх,
К голым нарам порой примерзали
Малыши с сединой на висках.
В синяках все избитое тело,
Ужас боли в потухших глазах
За грехи, что начальство имело
Нас фашисты сжигали в печах.
Вместе все, мол, намного смелее,
Нас так мало осталось в живых,
Самых дружных должны быть дружнее
И родней даже самых родных.
Песен правды о нас не сложили,
Не слагали правдивых стихов,
И дороги к вершинам закрыли
Малышам, не имевшим грехов.
Окружной Леонид Иванович
Узник №65468 концлагеря Дахау.
Основной (организационно-практический) этап проекта.
Глава 1. Мой прадед – Чернобровкин Федор Васильевич (04.06.1924 – 17.12.2000гг.)
В ходе работы над проектом педагоги и воспитанники детского сада изучали литературу о Великой Отечественной войне. Огромное потрясение оказывали некоторые исторические факты, свидетельствующие о том, насколько жестокой и кровопролитной была война. Так впервые один из авторов узнала, что война напрямую касается и их семьи. Прадед Чернобровкин Федор Васильевич был участником Великой Отечественной войны. Вместе с семьей автор проекта с интересом рассматривала фотографии прадеда, военный билет, удостоверение участника Великой Отечественной войны, орденскую книжку, а самое главное, медали, их у прадеда было 8 и один орден участника ВОВ второй степени. Родные делились друг с другом своими впечатлениями.
Семнадцатилетним юношей Федор поступил в военное училище, и началась война, о которой спустя много лет прадед предпочитал ничего не говорить. Только лишь одно добавил, что было очень страшно и голодно. Жили одной мечтой, чтобы встретить победу и вернуться домой. В 1945 году наступила долгожданная Победа, но сразу вернуться домой у Федора Васильевича не получилось. Командованием он был направлен 09.08.1945г. на войну с Японией, где провоевал до 03.09.1945г. в составе с 716 стрелкового полка 157 стрелковой дивизии в должности пулеметчика. Каждый год Федора Васильевича в честь дня Победы 9 мая поздравляли с праздником и награждали медалью за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны (см.приложение с фотоматериалами). Сейчас уже прадеда нет в живых, но его вклад в великую Победу семья никогда не забудет и будет всегда им гордиться.
Письма Федора Васильевича с войны, к сожалению, не сохранились. Интересуясь фронтовыми письмами, как они выглядят, кто их писал, доставлял до адресата, мы решили обратиться к музейным архивам. Вместе с родителями автор посетила Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал", в частности выставку, посвященную 75 годовщине победы в Великой Отечественной войн
е. На выставке нами было просмотрено много экспонатов, касающихся тех страшных лет. Оружие, ножи, каски и солдатские ложки, знамя и многое другое. Но два экспоната произвели на автора огромное впечатление – это «Дети войны» и «Письма с фронта». Они передали все тяготы войны. Солдатские письма – отсветшие, с рваными краями листочки, когда-то свернутые в треугольники, отражали душевную солдатскую боль от расставания с родным домом и надеждой на скорую встречу, от раздирающей боли пулевого р
анения и гибели товарища. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности. А сколько сыновей, дочерей не вернулось с войны!
Каждое такое письмо имело особую ценность, особый смысл. Они, эти письма, удесятеряли силы бойцов, укрепляли их веру в грядущую Победу. «Никогда не подниму руки вверх перед немчурой и не опущу руки вниз перед трудностями войны…» - пишет домой с фронта старшина военфельдшер 3-ей роты 271 стрелкового полка Т.С. Свалова, которая добровольцем ушла на фронт в 1941 году и погибла в боях под Сталинградом.
В этих письмах все: смертный бой и фронтовой быт, любовь и ненависть, боль и радость, горе и счастье. А если одним словом – в этих письмах жизнь! Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его.
Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину. «Папочка, ты любишь читать, как мы рассправляемся с врагами, так я напишу тебе один случай. Однажды мы получили боевую задачу разведать село К. Нас отправилось 12 бойцов. Не дойдя до села, мы увидели идущую колонну немцев, за ней еще одну, всего насчитали 153 немца. Наш старший сержант сказал: «Товарищи бойцы, перед нами открылась новая задача – во что бы то ни стало не допустить немца в село, потому что они будут издеваться над мирными жителями». И так мы поспешили защищать село….»
Были письма, в которых сообщалось о трагической смерти бойцов, похоронки, извещения о ранении. «…нашему подразделению была поручена боевая задача. И ваш сын выполнил эту боевую задачу. Он храбро сражался против немецких гадов. Он двигался вперед и расстреливал немцев. Но немецкая пуля нашла смельчака и пробила его левый бок около левой лопатки. И когда к нему подбежал его товарищ, он уже захлебывался кровью…»
Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое. О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя. И НИКОГДА не унывать и не сдаваться, а ВЕРИТЬ…!
В ходе поисково-исследовательской работы автор проекта убедилась, что о воевавших на войне детях мало кто знает. Поэтому в своем проекте решили рассказать о пяти героях войны, героях Советского Союза. Начали исследовать это направление и решили вначале узнать какая судьба детей, живших совсем неподалеку от нашего города.
Глава 2. Дети Нижнего Тагила – фронту!
Т
ысячи наших маленьких соотечественников, земляков были заточены в концентрационные лагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, а кто и поодиночке. Они несли свой тяжелый крест — ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры — детства. Непосильный труд и болезни, голод и холод были спутниками детей. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. У них отнимали самое святое — родных, Родину, будущее. Это невозможно забыть и невозможно простить.
Война — всенародная беда. И это общеизвестная истина. Но если ее так понимают взрослые, то дети... У детей свое восприятие мира: чувственно-цветное. Радость — это мягкие добрые руки мамы, тепло солнца, зелень травы. У беды совсем другие цвета — серо-черные, холодные и голодные, и постоянное ощущение страха, боли, которые таятся в глазах. Чисто детское желание убежать, спрятаться, закрыть глаза. Только разве убежишь от памяти, от сегодняшней жизни? Память горькая, страшная всплывает в ночи. Говорят, что с годами к человеку вновь приходит детство: казалось, многое забылось, стерлось, но потом по каким-то неясным законам психики реальные события д
етских лет всплывают в представлении так четко, ясно и правдиво, словно на киноэкране прокручивается заново твоя жизнь. Порой эти воспоминания так навязчивы и остры, что словно заново переживаешь все то, что было в детстве.
Побывав в краеведческом музее г. Нижний Тагил особое внимание автора привлек экспонат о детях-тагильчанах, детство которых пришлось на годы войны. Несколько слов хотелось бы сказать о жизни детей в годы Великой Отечественной войны. Даже несмотря на свой юный возраст, дети не оставались в стороне от взрослых проблем. Подростки п
ришли на заводы и наравне со взрослыми работали на производстве. Никто не делал им скидок на возраст, не уменьшал им дневные нормы. Голодные подростки даже спали на работе, чтобы не тратить время на дорогу домой.
Дети помладше не оставались в стороне. В городе в зданиях ряда школ были открыты госпитали. За ранеными был нужен уход, младшего медицинского персонала не хватало – многие медики ушли на фронт. Школьники после уроков приходили в госпитали, помогали ухаживать за ранеными, писали письма родным тех, кто не мог это делать самостоятельно. Малыши вместе со с
таршими ребятами готовили концерты для раненых, показывали представления. Для солдат, находящихся далеко от родных, тоскующих по семьям, страдающих от ранений такие встречи с детьми были радостью, тем, что поддерживало в трудную минуту.
Летом, во время каникул школьники не проводили время праздно. Районы земледелия были захвачены врагом, поэтому деревни и села Урала стали еще и центром рискованного земледелия. Лето для школьников становилось жаркой порой. Ребята помогали на прополке, ухаживали за урожаем, помогали на уборке. В стране не хватало хлеба, и каждый колосок был на вес золота. Именно дети после уборки урожая выходили «на колоски»: собирали в поле те колоски, которые оставались после уборки сельхозтехникой. Вот что пишет в своих воспоминаниях молодая учительница Серова Валентина Дмитриевна:
«У учителей отпусков не было. Летом вместе с учащимися работали на торфянике, не менее 5 часов в день. Ходили до торфяника пешком семь километров… Мужество детей военного времени было неповторимо трогательно! Кроме работы на торфянике мы работали и в совхозе. Девочки помогали ухаживать за животными, а мальчики чистили помещения. Стойкость, трудолюбие детей военного времени до сих пор восхищают меня».
Помогали дети на заготовке дров, сена для скота. Делали все, что было необходимо делать в то сложное для всей страны время. Старались и фронту помогать. Вязали специальные варежки с отдельным указательным пальцем, ч
тобы бойцам было удобно стрелять. Вязали теплые носки, чтобы бойцы не мерзли. Шили кисеты для табака. Собирали теплые вещи, подарки, сделанные своими руками, гостинцы, писали письма и отправляли на фронт. Конечно, бойцам были очень дороги такие детские подарки, сделанные от души, они напоминали об оставленных дома семьях.
Г
лава 3. Маленькие герои большой войны
Сколько их маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине…В тылу, в деревне, на заводе девочки и мальчики выращивали хлеб, собирали урожай, стояли у станка. Мальчики и девочки шли на фронт в военные части, становились сыновьями и дочерями полков. Война стала биографией целого поколения детей. У каждого ребенка своя судьба в этой войне. Маленькие герои большой войны, они сражались повсюду.
…И кажется, снова в борьбе и в походе
Сегодня в рядах своих верных друзей
Голиков Леня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зверев, Казей…
Зина Портнова, Лариса Михеенко…
На море сражался Боря Кулешин,
А в небе Аркаша Каманин….
Для того, чтобы узнать поближе их детскую судьбу, мы обратились в библиотечный фонд Муниципальной городской библиотеки, где в читальном зале мы рассматривали иллюстрации, на которых отображены события тех лет и детские судьбы. Чтение произведений (Льва Кассиля «Главное войско», Сергея Алексеева «Последний штурм», Александра Екимцева «Брянский лес», Евгения Воробьева «Незабудка», Юрия Королькова «Салют, пионерия») погрузило нас в те горестные дни, когда человеческие жизни ничего не значили.
БоряЦариков
Боря был разведчиком и подрывником. 30 октября 1943г. Боре Царикову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Но когда это радостное известие пришло в часть, юного героя уже не было в живых. 13 ноября 1943 года он погиб от пули снайпера, навеки оставшись бессмертным в памяти юных пионеров-ленинцев, всего советского народа.
М
арат Казей
Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль “За отвагу”. А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было – Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие – две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Леня Голиков
Шли напряженные дни и месяцы суровой партизанской жизни. Вместе с другими боевыми товарищами Леонид взрывал железнодорожные мосты, склады боеприпасов и продовольствия, уничтожал фашистские эшелоны. С группой партизан Голиков сопровождал большой обоз (250 подвод) с продовольствием из партизанского края для голодающего Ленинграда. Фронт он переходил ночью под прикрытием артиллерии. Операция прошла успешно. Партизаны благополучно вернулись в отряд с подводами, груженными оружием и боеприпасами. За доблесть и отвагу Леонид был награжден орденом Красного З
намени и медалью «За отвагу», он стал бригадным разведчиком. Всего он истребил 78 фашистов, подорвал два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сжег два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами»; Отдельно в характеристике отмечался подвиг, совершенный Леонидом 13 августа 1942 г.
…24 января 1943 г. в неравном бою в с. Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.
Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза
Валя Котик
Пионер, которому исполнилось 14 лет сражался наравне со взрослыми плечом к плечу, освобождая родную землю от немецких захватчиков. На его счету шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалью «Партизану Отечественной войны» второй степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его звания Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Зина Портнова
Когда в городе Оболь была организована подпольная комсомольская организация “Юные мстители”, Портнова стала ее членом. “Мстители” не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков. Зине удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. Чтобы избежать ареста, ей пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.
«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» - писал А. Твардовский. Горе, страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все эти качества, которых так не хватает нашему поколению, которые мы должны воспитывать в детях с детства.
Глава 4. Победа.
После Победы они прибавили себе по два-три года и пошли восстанавливать разрушенное войной хозяйство, поднимать из руин города и поселки, сельское хозяйство. Поэтому у наших «маленьких героев» самый большой трудовой стаж.
Годы летят стремительно. На смену свидетелей войны пришло новое поколение людей, выросших под мирным небом. Для всех поколений и для каждого конкретного человека оно оплачено страданиями миллионов и должно быть сохранено ныне живыми. В наше время, с развитием интернета появилось больше возможностей воссоздать и сохранить историю этого всенародного подвига. Воспоминания «детей войны» — уникальный источник по истории Великой Отечественной войны. Истории, воспроизведенные в книге, может быть, не безупречны по стилю изложения, в них главное – правда жизни, подлинная история человеческих судеб, переданная со всей непосредственностью и искренностью очевидцами тех страшных событий.
Сиротство, номер вместо имени, голод, истязания, рабский труд – таким было детство этих мальчиков и девочек, чудом выживших. Пережитые страдания не озлобили, не лишили веры в людей. Спустя много лет с чувством благодарности вспоминают они немецких граждан, проявивших элементарную человечность среди моря жестокости – будь то кусок хлеба или избавление от побоев. Освобождение, победа – ни с чем несравнимое счастье тех мгновений авторы воспоминаний пронесли через все послевоенные годы.
Заключительный этап проекта
Памяти юных – мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящается день юного героя-антифашиста 8 февраля.
Их много погибло в борьбе. Многие остались живы и встретили Победную весну 1945 года. Имена у них разные, но их судьбы похожи – все, что они делали, они делали ради освобождения своей страны от фашистских захватчиков.
Как и планировали, провели мероприятие "Мы помним, гордимся, благодарим", на котором подвели итоги работы над проектом. Представили собранный материал о Чернобровкине Федоре Васильевиче и детях-героях войны. Оформили альбом «Маленькие герои большой войны» со стихами и фотографиями детей военного времени, в альбоме так же хранятся рисунки одной из воспитанниц, олицетворяющие художественное слово.
На мероприятии ребята решили продолжить работу по созданию следующих страничек памяти. Дошкольники нарисовали вечный огонь из детских ладошек, символизирующий детскую судьбу. С воспитанниками обсудили, что скоро не останется живых свидетелей той страшной войны и в ближайшем будущем дети смогут узнать о подвиге поколения только из книг и фильмов.
В ходе работы над проектом дети получили много знаний о том, как жили и воевали дети во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 года. Для сбора материалов обращались в краеведческий музей г. Нижний Тагил, работали с семейным архивом семьи Зверевой Кристины. Посетили городскую библиотеку с целью получения информации о пионерах-героях. Чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, просмотр иллюстраций военных событий помогли запечатлеть и укрепить в памяти события тех далеких лет
В холлах детского сада оформили выставки рисунков «Есть такая профессия – Родину защищать», «Память будет вечно жива», «Вечный огонь». Провели беседы о Великой Отечественной войне как об историческом факте нашей Родины, о семье Кристины Зверевой в годы войны, о детях военных лет, собрали материалы и фотографии для мини-музея «Судьбы, опаленные войной, который будет торжественно открыт накануне 9 мая.
Данные формы работы с дошкольниками оказали огромную помощь в развитии навыков работы с историческими документами, научили детей анализировать, высказывать свое мнение, опираясь на факты истории, прониклись чувством глубокого уважения к участникам-ветеранам Великой Отечественной войны.
День Победы – один из самых важных российских праздников: 9 мая мы забываем обо всех разногласиях и вспоминаем, что мы единый народ. Этот праздник касается каждого жителя страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного. Каждый год в нашем городе проходит акция «Бессмертный полк», в этом году после проведенной работы многие дети изъявили желание вместе с родителями участвовать в ней. Это говорит о том, что память жива, жива в сердцах взрослых и детских. Эту память, как вечный огонь, надо нести на протяжении всей своей жизни, передавая из поколения в поколение.
Практическое применение, полезность выполненной работы
В результате работы над проектом воспитанники достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто пережил войну в раннем детстве;
- появился интерес к изучению истории Российского государства;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны, труда и седым детям войны;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Список литературы
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2011.
Великая Отечественная война 1941 – 1945: Словарь-справочник/ М. М. Кирьянова. – М., 1985.
Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Энциклопедия для детей. История России. Т. 5, Ч. 2, 3. – М.: Аванта, 1997.
Василий Афонин «Дети войны и дети мира», Брянск, 2003.
Большая книга для чтения «Победа будет за нами». Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне. Москва, «Оникс, 2010.
Серия книг «Пионеры-герои», Москва: Малыш,1980.
Сухачев М. Дети блокады: М.: Детская литература, 2013.
https://ru.wikipedia.org Категория: Дети и подростки-герои Великой Отечественной войны.
Материалы Нижнетагильского историко-краеведческого музея о детях и подростках войны.
Детская художественная литература:
1. В.Блинов «Хлебная карточка».
2. В.Катаев «Сын полка».
3.Л.Кассиль «Улица младшего сына».
4. В.Губарев «Рассказы о юных героях».
5. «Юные партизанки» В.К. Яковенко.
6. «Партизан Леня Голиков» Ю. Коропков.
7. «Дети герои Великой Отечественной войны! А. Печерская.
8. «Сын артиллериста» К. Симонов.
9. «Война и дети» А.Гайдар.