СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Межнациональные отношения между учащимися 8-х классов в моей школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа , поможет ученикам и учителям ,как с выбом темы , так и с самого проекта для защиты

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Межнациональные отношения между учащимися 8-х классов в моей школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение школа №91 г.о.Самара



Исследовательский проект по обществознанию на тему: "Межнациональные отношения между учащимися 8-х классов в моей школе"






Выполнила:

ученица 8 "Б" класса Тошич Милана

руководитель: Трифона Ирина

Викторовна, учитель музыки и искусства





Самара,2022

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3



Глава 1. Развитие межнациональных отношений

1.1 Межнациональные отношения в советский период………………………….....................................................................5

1.2 Современные межнациональные отношения…………………………………..................................................6

1.3 Межнациональные отношения на примере моей семьи…………………………………………………….............................8

Глава 2. Практическое исследование отношения учащихся моего класса к людям других национальностей

2.1.Анкета «Межнациональные отношения учащихся 8 "Б" класса......10

Заключение...................................................................................................12

Список литературы.......................................................................................14

Приложение 1................................................................................................15

Приложение 2................................................................................................16

Приложение 3................................................................................................17

Приложение 4................................................................................................18

Приложение 5................................................................................................19

Приложение 6................................................................................................20









Введение

Межнациональные отношения - это взаимоотношение и взаимодействие различных народов мира. Это могут быть как личные отношения двух людей, так и взаимодействие в социальной и других сферах общественной жизни. На протяжение длительного исторического периода Россия складывалась как многонациональная страна. На территории современной России проживает более 100 наций, народностей и этнических групп, обладающих своим языком, обычаями, традициями, культурой.

Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Пётр Аркадьевич Столыпин говорил:"Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы". Знания о своём народе, нации, религии и традиции в первую очередь закладываются в семье. С самого рождения родители прививают детям любовь к Родине и своей нации, воспитывают так, как положено согласно правилам и традициям их народа. На протяжении всей жизни человек познаёт другие народы их традиции и культуру, тем самым учится жить с ними в одном мире не оскорбляя их чувства и веру. Именно знания о других народах и уважение к их культуре позволяет нам жить в мире и взаимопонимании.

Актуальность работы связана с тем, что внимание мировой общественности к проблеме терпимости и взаимопонимания людей разных культур, национальностей приковано на протяжении последних десятилетий. С момента окончания холодной войны в мире постоянно растет число социальных, национальных, этнических конфликтов. Большее их количество перерастает в вооруженные столкновения. Под угрозой оказываются человеческие жизни. Переход на рыночную экономику усилил миграционные процессы, а состав учащихся школ постепенно стал многонациональным. Не всегда отношения в коллективе складываются гладко. Столкновения различных ценностей в одном пространстве порождает нарушение дисциплины на уроках, психологического климата в классе. Еще не найден путь устранения подобных негативных явлений, идеи толерантности приживаются тяжело. В поиске решения проблемы заинтересованы учителя, ученики и их родители.

Новизна работы связана с тем, что в нашей школе проблема межнациональных отношений ранее не изучалась, несмотря на то, что учениками являются дети разных этнических групп.

Объект исследования: ученики 8-х классов МБОУ Школа №91г.о. Самара.

Предмет исследования: межнациональные отношения.

Цель исследования: исследование межнационального общения в Самарской области, городе, школе.

Гипотеза исследования: если мы научим детей любить и уважать друг друга с детства, не смотря на их внешние различия, тогда со временем вопрос межнациональных отношений будет решен положительно.



Задачи исследования:

1. Сплочение и дружба детей разных национальностей, формирование знаний о национальных особенностях культур разных народов.

2. Знакомство с историей своего края, историей страны.

3. Выявить особенности формирования этнической культуры старших классов.

4. Знакомство с культурными ценностями разных народов и популяризации самобытных традиций разных национальностей, проживающих на территории Самарской области.

5. Обеспечение условий для сохранения и развития национальных культур и культурного наследия.

Методы исследования.

-поиск и анализ литературы;

-наблюдение;

-анкетирование;

-беседа;

-эксперимент;

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, чтобы обосновать важность межнациональных отношений и рассказать об индивидуальных особенностях других народов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в целях пропаганды улучшения межнациональных отношений среди учеников 8 класса. Результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть использованы на уроках обществознания, во внеурочной деятельности, а так же на классных часах и будут интересны учащимся, родителям, а так же тем, кого интересуют люди различных национальностей.

База исследования: исследование проводилось на базе 8 класса МБОУ "Школа №91 г.о.Самара".















ГЛАВА I РАЗВИТИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1.Межнациональные отношения в советский период

На территории России издавна проживали различные народности. Совместное переживание сложных времен и радость побед (Ледовое побоище, Куликовская битва, Сталинградская битва, Вторая мировая война, Отечественная война 1812 года и другие исторические события) объединяли людей.

25 октября (7 ноября) 1917 года образовалась Республика Советов, в которой проживали люди различных национальностей.

В 1922 году на карте появилось новое государство - Союз Советских Социалистических Республик. Со временем в состав СССР вошло 15 союзных республик.

Сформировалось многонациональное государство, в котором каждый уважал себя и других, не обращая внимания на внешние и культурные различия.

Великая Отечественная война показала сплоченность народов Советского Союза. Немецкие военачальники рассчитывали на возникновение национальных конфликтов в СССР, но их план с треском провалился.

Содружество и сплочённость народов СССР способствовало слаженной работе тыла. На Урале, в Поволжье, Сибири, на Кавказе, в Средней Азии, Узбекистане и Казахстане были созданы новые мощные военно-промышленные базы. Общие проблемы, заботы, тяготы, неустроенность быта, страдания, боль за потери родных и близких, вера в победу укрепляли в глубоком тылу чувства единения и подлинного братства у людей разных национальностей.

"Общие невзгоды переносятся с большим терпением, чем отдельные",-говорил Никколо Макиавелли.

С первых дней войны страна превратилась в единый боевой лагерь. Все союзные и автономные республики, области, национальные регионы материально и морально поддерживали фронт, армию, участвовали в движении Сопротивления, помогали населению освобожденных от оккупации районов. [11]

Другим ярким доказательством дружбы народов может служить освоение целинных земель. "Весной 1954 года началась целинная эпопея. За ее первые два года в Казахстан приехали 18 тысяч молодых посланцев Москвы и Ленинграда, всех республик страны. Встретили их "по-братски". Миллионы гектаров новых земель могли покориться только людям сильным духом, выносливым и физически крепким. Это дело было по плечу молодым. И неважно, какой национальности работали люди в бригаде. Всех их объединило одно дело – освоение целинных и залежных земель".[8, 20]

Дружба народов выдержала великие испытания, благодаря взаимопониманию, взаимоуважению, основанных на общности судеб, на единстве целей. Каким бы сильным ни был народ, он не может жить в одиночестве, в изоляции от соседей. Человек ищет себе не только друга, а единомышленника, верного товарища в дни бедствия и часы радости.

Согласно переписи 1998 года в России проживали 128 народов! Это подтверждает то, что наша страна является многонациональным государством.

Чтобы показать единство взглядов и мыслей разных людей обратимся к истокам определения «народной мудрости». Народная мудрость – явление интернациональное, и у разных народов мы находим одинаковые пословицы и поговорки.

В пословицах и поговорках разных народов говорится о дружбе, о Родине, о труде, о человеческих качествах, то есть о тех незыблемых истинах, которые проповедуются в любом обществе, в любой религии. Например, такое качество, как взаимопонимание. Взаимопонимание-это умение слушать, слышать и понимать друг друга. Взаимопонимание достигается в искреннем общении, при внимательном и уважительном отношении друг к другу. Без этого качества мир бы уже давно охватил хаос и бесконечные войны. Невозможно жить в мире, где каждый думает только о себе, своих интересах, чувствах и проблемах. В таком мире, без взаимопонимания, люди постепенно отдаляются друг друга.

"Осознание и знание того, что на Земле ещё есть человек, с которым у тебя есть взаимопонимание, даже несмотря на разную форму обрамления мыслей, способно превратить жизнь на Земле в Рай".

(Иоганн Вольфганг фон Гёте)

1.2.Современные межнациональные отношения

Жизнь не стоит на месте. Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране, - великое достижение народов, которое было построено на протяжении многих лет, и его нужно всячески беречь и укреплять.

"Во второй половине 80-х годов в некоторых районах нашей страны произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Они выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия привели к всеобщей беде". [12]

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека и мира в целом. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Все права и свободы гражданина России записаны в Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г.: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». [7, 3]

Средства массовой информации (радио, телевидение, пресса, интернет) регулярно сообщают шокирующие факты: осквернены могилы на национальных кладбищах; на памятниках появилась свастика; стали нападать на людей, чей облик отличается от привычного.

В России начались националистические беспорядки после убийства болельщика «Спартака» в Москве - Егора Свиридова – 06 декабря 2010 года.

Ситуации обострения взаимоотношений наблюдаются изо дня в день. Таким примером может быть: положение на Украине, поток беженцев, теракт на самолёте из Египта. Обострение политических и экономических связей между странами является доказательством усиления межнациональных конфликтов. В связи с этим остро встаёт вопрос о принятии необходимых мер по их устранению.

Проанализировав полученный объем информации, можно выделить основные причины межнациональной розни:

  • недостаток внутренней культуры у людей;

  • пропаганда насилия, потоки крови, которые льются с телеэкранов;

  • систематическое ущемление прав этнической группы граждан по признаку её национальности или расы, а также пропаганда нацизма;

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. [12]

В условиях глобализации актуализируются проблемы межнациональных отношений, которые требуют пристального внимания со стороны государства и общества. Несвоевременное реагирование на эти проблемы и негативные настроения в обществе в отношении мигрантов имеют тенденцию перерасти в националистические, которые чреваты уже более тяжкими последствиями. Для решения имеющихся проблем представляется верной увеличить интенсивность деятельности местных органов власти, выработка и реализация мер, направленных на формирование толерантного сознания в обществе, создание дружественной атмосферы со стороны местного населения по отношению к людям разных национальностей.

1.3.Межнациональные отношения на примере моей семьи

Моя семья является очень многонациональной. В ней смешано большое количество различных наций, культур, вер и традиций. Различия в культуре и религии не являются проблемой в нашей семье, каждый уважает друг друга, мировоззрение, культуру, обычаи и традиции. Моя мать является дагестанкой и исповедует ислам, а мой отец серб и является христианином. Различия в национальности и религии не мешают им жить в любви вот уже 20 с лишним лет.

Родственники со стороны матери имеют различные корни. В их роде были турки, иранцы, русские и многие другие. Потомки моего отца были римляне.

Большое количество различных наций не мешает нам соблюдать традиции каждой из них. Каждый год мы празднуем такие праздники как, пасха, ураза-байрам, новруз байрам, курбан байрам, масленица, рождество, сочельник.

К каждому из праздников мы готовимся с большим удовольствием. Например, Ураза-байрам - это мусульманский пост. Он начинается с 1 апреля и до первого дня следующего месяца. Каждый день человек, соблюдающий этот пост не может есть и пить с восхода солнца и до момента пока месяц на небе не станет виден. Открытие поста тоже является очень ответственной частью для членов нашей семьи. Мама накрывает стол, после чего семья садится за стол. Пост открывается глотком воды. В честь окончания поста в месяц Рамадан устраивается большой праздник, на котором все наши родственники собираются за одним большим столом.

Умение понимать друг друга и уважать традиции других является основой хороших взаимоотношений. "Уважение к человеку - условие, без которого нет для нас движения вперед."- утверждал Антуан де Сент-Экзюпери.


























ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МОЕГО КЛАССА К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

2.1.Анкета «Межнациональные отношения учащихся 8 "Б" класса»

Невозможно нравиться всем и любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у всех разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но все могут жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать человека таким, какой он есть, то есть проявлять уважение к людям не похожих на нас. Ученики нашей школы приветливы, доброжелательны, внимательны друг к другу, отзывчивы. В школе сложился благоприятный климат для развития дружеских межнациональных отношений.

На нашей планете живут многочисленные народы разных национальностей. Все достаточно различны между собой. Но есть какие-то общие человеческие черты, которые можно найти у представителя любого народа.

Исследования проблемы межнациональных отношений в школе – это прекрасная возможность увидеть достоинства ребят, то, что они ценят в дружбе, в других людях. Мне стало интересно, что думают мои одноклассники о людях другой национальности и о ситуации в нашей стране, в плане межнациональных отношений. Я провела анкетирование между мальчиками и девочками, раздав им лист с 6-ю вопросами.

Вопросы анкетирования:

  1. Все люди на земле должны быть одинаковы?

  2. Есть ли отличия между людьми разных национальностей?

  3. Много ли людей разных национальностей живет в нашей стране?

  4. Какие эмоции у тебя вызывают люди других национальностей?

  5. Есть ли у тебя друзья другой национальности?

  6. Возникают ли конфликты в нашей стране по поводу национальной принадлежности?

На первый вопрос ответ у всех был отрицательный. Никто из девочек не ответил на данный вопрос "да". Ответы мальчиков на этот вопрос не отличались от ответов девочек (Приложение 1).

Все ребята считают что люди не должны быть одинаковы. И это правильно, ведь каждый из нас имеет свою изюминку. На второй вопрос ответ у всех был единым: "Да". Лишь один из мальчиков ответил: "Нет" (Приложение 2).

На третий вопрос все без исключения ответили одинаково. Все ребята считают, что в нашей стране живет большое количество людей разных национальностей. И это правильно, ведь в нашей стране действительно проживает большое количество людей с разной верой, традициями, обычаями и другими национальными особенностями (Приложение 3).

Ответы на 4-ый вопрос меня очень порадовали. Все девочки ответили на этот довольно дружелюбно. А вот ответы мальчиков оказались не такими "радужными" как у девочек. Мальчики оказались куда более холодными к людям других национальностей. Один из ребят даже ответил, что люди других национальностей вызывают у него отвращение (Приложение 4). Этот ответ очень расстроил меня, ведь мы же живем в огромной стране и ради мира над головой мы должны уважать как себя, так и других.

Как оказалось по ответам на 5-йы вопрос не у всех девочек есть друзья другой национальности. У мальчиков в отличие от девочек друзей других национальностей оказалось больше (Приложение 5). Это меня немного удивило, ведь по результатам прошлого вопроса отношение мальчиков к другим национальностям было не очень дружелюбное.

Отвечая на шестой вопрос большинство девочек считают, что нашей стране не происходит межнациональных конфликтов, но к большому сожалению это не так. А вот все мальчики ответили в точности наоборот (Приложение 6). Звучит грустно, но это до сих пор является правдой в нашем мире.





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня многие психологи и педагоги отмечают, что современное молодое поколение может не ощущать «той острой неприязни и нетерпимости к людям других национальностей, которые порой возникают у взрослого поколения "дети больше и чаще забывают о национальности своих друзей, с которыми играют и учатся". [11, 4]

Нашу школу можно назвать одной дружной многонациональной семьей. Доказательством этому служит тот факт, что за все время существования в ней не было зарегистрировано ни одного факта возникновения конфликта на национальной почве. Традиции школы («День Знаний», «День Семьи», «Новогодний марафон», «Последний звонок», туристические походы, акции милосердия «Подари детям радость» и др.) направлены на сплочение школьного коллектива, на воспитание дружеских взаимоотношений, на умение ценить друг друга, то есть быть толерантными. Я горжусь тем, что живу в Самарской области. Горжусь тем, что учусь в Доме Дружбы – школе № 91, где уважают друг друга, ценят, готовы прийти на помощь в трудную минуту.

«Исследования современных авторов в области педагогики показывают, что учет настроений молодежи, грамотно организованная работа по пропаганде культуры межнациональных отношений, по формированию толерантного сознания способна обеспечить гармоничное развитие многонационального государства. Для решения проблемы межнациональных отношений необходимо больше времени уделять изучению мировой художественной литературы, культуры, музыки, живописи. Важно, чтобы дети учились уважать чужую культуру, религию; учились слушать и слышать друг друга, уважительно относиться к иному мнению». [11, 6]. Нужно учить бесконфликтному конструктивному общению, учить не оценивать людей, а ценить их.

Еврейская притча гласит: «Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким,- самого себя».

Многое зависит от каждого человека: от его умения быть добрым и терпимым по отношению к окружающим. Действительно, иногда достаточно просто улыбнуться, чтобы помириться, чтобы подружиться, чтобы кому-то поднять настроение и стать ближе друг к другу.

Таким образом, анализируя обстановку в школе, городе и регионе, пришли к выводу, что межнациональные отношения существуют и у нас, но чтобы они поддерживались необходимо уважать культуру разных народов и соблюдать правила поведения в общении с представителями других национальностей. Если с первого класса научить детей любить и уважать друг друга, несмотря на их внешние различия, тогда со временем вопрос межнациональных отношений будет решен положительно.













































Список литературы

  1. Абэлян В.Х. Социально-педагогические аспекты становления культуры межнациональных отношений. Автореферат. дис. канд. пед. наук – Майкоп, 1998.

  2. Газета «Правда Севера» от 15.07.2006.

  3. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 2 т. Т.1. - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2002. с.140.

  4. Ильченко Л.П., Некрасова Е.А. Учимся толерантности. Учебное пособие. Новочеркасск, 2003.

  5. Интернет-газета «Православие на Северной земле», 2007.

  6. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. – 96 с.

  7. Поликультурное образование в многонациональной школе. Под ред. З.Ф. Мубиновой, Уфа, 2003.

  8. Толерантное сознание: проблемы формирования и воспитания. – М., 2003.-с.6.





































Приложение 1

Девочки



Мальчики











Приложение 2

Девочки



Мальчики







Приложение 3

Девочки

Мальчики

































Приложение 4

Девочки

Мальчики













Приложение 5

Девочки





Мальчики















Приложение 6

Девочки

Мальчики