Министерство образования и науки РБ
Кабанский район
МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Районная научно-практическая
конференция учащихся начальных классов
«Умка-2017»
Номинация _ исследовательский проект
Тема МОЙ прадед - мой Герой
Автор : Труднев Артем учащийся 3 А класса,
пгт Селенгинск , мкрн Березовый,44-50
Руководитель: Тугарина Татьяна Юрьевна ,
учитель начальных классов
89503871792
пгт. Селенгинск
2017 год
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………… ……3
Основная часть………………………………………………………………………4-5
2.1.Мой прадед – мой Герой ………………………………………………… 5
2.2. Награды и подвиги моего прадеда……………………………………………………...5
Заключение, выводы ……………………………………………………… ……….5-6
Источники ………………………………………………………………………….. …7
Приложение ……………………………………………………………………
Введение
. . . И каждого задело за живое
То время, что настигло нас тогда,
И встали предки на защиту,
Ведь Родина у нас одна!
Близится значимый для всех нас праздник День Победы, его встречает каждая семья, потому-то у всех есть свои герои. Каждая история, которую слышишь от своих предков, оставила значимый отпечаток в истории нашей страны, а главное, в победе над фашисткой Германией.
Когда я был маленький, моя прабабушка часто рассказывала мне о своих прожитых годах. В её рассказах были и истории о Великой Отечественной войне.
Когда началась война, её отца забрали на фронт. Она тогда была маленькой девочкой, но запомнила этот день надолго. Я начал расспрашивать её о том времени и узнал, что мой прадед Пронин Иван Антипович был сапером-подрывником в звании ефрейтор. Еще в моей семье есть такие герои Чеберяк Владимир Алифонтович, командир отделения грузовых автомашин, и Мартынов Николай Федорович. Бабушка показывала фотографии моих дедов. На них они были в военной форме. На одной фотографии я увидел медаль, которая была пристегнута к пиджаку, это был Орден Красной Звезды! Мне очень захотелось узнать побольше о наградах, подвигах моего прадедушки Мартынова Николая Федоровича. Так и возникла тема моего исследовательского проекта «Мой прадед - мой Герой». И тут я столкнулся с проблемой: документы о наградах у бабушки не сохранились, были только фотографии и воспоминания, а это так мало, чтобы узнать о героических поступках моего прадеда. Тогда я решил заняться поиском документальных данных о боевом пути, наградах и создать книгу памяти Героев Великой Отечественной войны нашей семьи (авторский проект), чтобы передавать ее из поколения в поколение.
Б
3
ыли намечены следующие
этапы работы: 1 этап – Погружение в проект. Актуальность темы исследования.( 1 неделя)
2 этап – Осуществление деятельности. Разработка проектных заданий.(2 недели)
3 этап – Оформление результатов проектных заданий (презентации, буклет) ( 1 неделя)
4 этап – Представление полученных результатов.
1 этап. Погружение в проект. Актуальность темы исследования 3
3
Приходит поколение ребят, которое станет последним поколением, успевшим увидеть ветеранов Великой Отечественной войны. Пройдут годы, и все больше людей станет забывать своих героев, станет забывать подвиг наших солдат.
Моим прадедушкам судьба преподнесла нелегкую участь стать защитниками своей Родины. На их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Узнать и рассказать другим о мужественном подвиге моих дедов, значит отдать должное памяти моих предков. Герои живы, пока живы их подвиги в сердцах народа. Эту работу я посвящаю 72-ой годовщине Победы над фашистской Германией.
Определение цели проекта
Цель исследовательского проекта: изучить личный вклад в дело Великой Победы моего прадедушки – Мартынова Николая Федоровича, сохранить историческую память для будущих поколений: создать книгу памяти Героев Великой Отечественной войны нашей семьи (авторский проект)
В своем исследовании я поставил задачи:
Собрать сведения об участнике Великой Отечественной войны, изучить боевой путь моего прадедушки Мартынова Николая Федоровича
Ознакомиться с найденными документами, сопоставить найденные факты с историей тех лет, провести опрос родственников.
Проанализировать найденные материалы с помощью интернета и специального сайта «Подвиг народа», дающего сведения о моих родственниках.
Гипотеза исследования: Возможно, мои прадедушка был Героем войны. Защищая свою Родину и не боясь погибнуть, он сделал немало, чтобы приблизиться к Великой Победе.
Методы исследования: изучение музейного архива п.Селенгинск, изучение семейного архива (семейный альбом), беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ собранной информации.
Объект исследования: семейные архивы, документы, электронный банк «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Предмет исследования: Вклад прадеда в победу над фашисткой Германией.
Основная часть
2
4
этап – Осуществление деятельности. Сбор информации.
Разработка проектных заданий
Из рассказов моих родственников, я узнал, что участников Великой Отечественной войны, в моей семье немало (Книга Памяти см приложение), а мне хотелось бы рассказать о жизни и подвигах Мартынова Николая Федоровича, который родился 25 апреля 1923 года в селе Хасурта Бурят-Монгольской АССР в семье, состоящей из пяти человек. Николай Федорович был старшим ребенком в семье. После окончания школы был призван на фронт 1 июля 1941 года Хоринским РВК, Бурят-Монгольской АССР. Службу проходил в 694 Стрелковом Севастопольском полке, был наводчиком миномета первой минометной роты. После окончания великой Отечественной войны продолжил службы в Китае до 1950 года в звании старшего лейтенанта. Женился Николай Федорович в 1949 году на Степаниде Федоровне, имел двоих детей Надежда и Ольга 1950 и 1955 года рождения. Жил и работал в городе Улан-Удэ Республика Бурятия. Работал до пенсии в г. Улан-Удэ на авиационном заводе слесарем сборщиком летательных аппаратов. Умер Николай Федорович 24 декабря 2013 года.
Награды и подвиги моего прадеда:
Заинтересовавшись службой Николая Федоровича, я узнал, что во время войны он был награжден тремя медалями: «Орден Красной Звезды», «Орден Отечественной войны 2-ой степени» и медаль «За боевые заслуги», после окончания войны, так же был награжден юбилейными медалями, и поэтому я решил узнать, за какие подвиги наградили моего прадеда. В этом мне помог сайт Министерства обороны «Подвиг народа». (приложение 1-5)
Из приказа от 31.01.1944 года №102/н (приложение 4) я узнал, что мой прадед Николай Федорович был награжден медалью «За боевые заслуги»: за то, что он при наступлении на х.Булганак 10 января 1944 года бесперебойно подносил мины на огневые позиции роты, чем обеспечивал непрерывную работу минометов. Также приказом №036/Н 383 Стрелковой Феодосийской Краснознаменной Ордена Суворова дивизии 15 марта 1945 года был награжден орденом «Красная Звезда» (приложение 1-2), в боях за плацдарм на западном берегу реки Одер в районе г.Фюрстейнберг (Германия) с 5 по 10 февраля 1945 года находился в боевых позициях пехоты, поддерживал своим огнем её действия. При отражении 8 февраля 1945 года контратаккрупных сил противника расчет товарища Мартынова уничтожил до 20 солдат противника.
Из наградного листа от 20 мая 1944 года я узнал, что Николай Федорович в боях за мыс Херсонес огнем из своего автомата уничтожил до 15 солдат противника и взял в плен 50 солдат (приложение 2). Когда наши подразделения пошли в атаку, первым ворвался в траншеи противника, забросал гранатами одну огневую точку и тем самым дал возможность стрелкам быстро продвинутся вперед.
Удостоен правительственной награды Орден «Отечественной войны 2-ой степени». (приложение 2)
Изучив архивные документы сайта Министерства обороны, я понял, что мой прадед был смелым и решительным человеком, и его можно назвать Героем. Он гордость нашей семьи, так же как и другие мои прадеды. Своими подвигами они победили фашистскую Германию, и это я буду помнить всегда и передавать своему поколению.
3 этап – Оформление результатов проектных заданий
Книга памяти Героев моей семьи- ветеранов Великой Отечественной Войны, продукт, создавался в ходе реализации проекта. Чтобы книга жила долго, решено было выполнить ее на печатной основе, пробрушировать и передавать из поколения в поколение. Книга выполнена в цветном варианте, формат А 4.В книгу собраны материалы об трех моих прадедах, я хочу продолжить искать сведения о героях моей семьи. Продолжение следует…..
Заключение. Результаты исследования.
Наступает День Победы, я со своей семьею с гордостью встану в бессмертный полк и пронесу портреты моих прадедов по площади Победы. И я думаю, что каждый из нас, должен помнить какой ценой далась нам эта Победа. Написанная мною работа – это благодарность и дань уважения Ветеранам Великой Отечественной Войны. Гипотеза поставленная в начале работы подтвердилась, мои предки действительно защищали нашу Родину ценой собственных жизней. И они действительно своими подвигами привели нас к Великой Победе.
Практическая значимость проекта
Каждый раз, возлагая на 9 Мая цветы к памятнику Победы, я читал фамилии ветеранов Великой Отечественной войны, которые умерли поле войны и не находил там своего еще одного прадеда Чеберяк Владимира Алифонтовича , который воевал как Герой, умер в п.Селенгинск после войны. Изучая музейные архивы пгт. Селенгинск, беседуя с руководителем музея, информации о прадеде не было. Я решил сделать копию книги и подарить в музей поселка. Благодаря моему проекту фамилия моего прадеда будет внесена в список ветеранов на мемориальной доске к 9 Мая.
Выводы:
5
Занимаясь исследовательским проектом, достигая поставленные цели, я понял, что события Великой Отечественной войны, вошли в каждый дом, в каждую семью. Мой прадед, не боясь погибнуть, боролся за свободу Родины. Подтверждения тому наградные листы и приказы того времени. Печально, конечно, что я не был знаком ни с одним из прадедов. Более точный рассказ я не смог подготовить, так как при жизни прадеды не рассказывали о своих подвигах и ужасном времени, которое им пришлось пережить. Я сделал вывод, что мой прадед действительно являлся участником исторических событий того времени. Его история– это история моей страны.
Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!
6
Источники
1. http://www.podvig-naroda.ru/
2. Фотографии и газетные статьи из семейного архива
3.Фотографии и материалы музея Боевой Славы п. Селенгинска