Исследовательский проект
на тему: Орфография в названиях конфет»
Выполнил: ученик 1 «Д» класса Голубев Никита
Руководитель: Мачулина Н.В.
Актуальность исследования
В прошлом году темой моего исследования был алфавит. В этом году, при изучении русского языка я встретился с проблемой: чтобы грамотно писать, нужно учить правила русского языка!
Я очень люблю сладкое. У меня возник вопрос: «Можно ли на фантиках от конфет найти орфограммы русского языка?».
Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?
Цель исследования: выявить возможность изучения орфографии русского языка по обёрткам от конфет.
Объект исследования: фантики от конфет с русскими названиями.
Предмет исследования: орфограммы русского языка.
Гипотеза: орфографию можно изучать не только на уроках русского языка, но и по обёрткам от конфет.
Методы исследования:
изучение информации по данной теме;
изучение оберток от конфет;
классификация;
выводы.
История фантика
Оказывается, великий изобретатель Томас Эдисон, изобрёл не только пишущую машинку, телеграф, лампочку, но и в 1872 году еще придумал и парафинированную бумагу, в которую заворачивали конфеты.
В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет. Фантики для конфет и шоколадных плиток были очень красивыми. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике.
В наше время, каких только обёрток не встретишь. Глаза разбегаются от разнообразия и выдумки производителей.
В народе обёртку от конфет называют фантик (от слова «фант») — народное название конфетной обертки, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции.
Изучив историю происхождения фантика, я решил освежить свои знания об изученных уроках русского языка орфограммах. Для этого я работал с учебником (Русский язык, 1 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий). Я выписал все орфограммы русского языка за 1 класс.
Список орфограмм:
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Непроверяемые написания (словарные слова).
Заглавная буква в именах собственных.
Написание буквосочетаний.
Орфограммы с Ь.
После повторения правил началась самая интересная часть исследования - это поиск орфограмм на фантиках от конфет и классификация названий конфет по орфограммам. Вот что у нас получилось:
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
(Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением).
Холодок – холод |
Медунок – мёд |
Сливки-ленивки – лень |
Золотой ключик – золото |
Марсианка – Марс |
Река молока – реки |
Непроверяемые написания (словарные слова).
(Правописание безударных гласных в некоторых словах нужно запомнить).
Ореховая роща |
Ромашка |
Коровка |
Москвичка |
Лимон |
Ананасные |
Заглавная буква в именах собственных.
Золушка |
Буратино |
Москва (вечерняя) |
Красная Шапочка |
Мама Женя |
Миндаль Иванович |
Написание буквосочетаний (чк, чн). Написание гласных после шипящих(ча-ща, чу-щу, жи-ши).
Красная Шапочка |
Рачки |
Белочка |
Москвичка |
Шипучки |
Ореховая роща |
Орфограммы с Ь.
Обозначение мягкости согласного. (Буква ь пишется для обозначения мягкости согласных, кроме ч, щ, на конце и в середине слова).
Миндаль (Иванович) |
(Лесной) олень |
Итак, подведём итоги нашей работы. Я убедился в том, что фантик является хорошим материалом для изучения орфографии. Многие ребята конфету съедают, а на название внимания не обращают. Я считают, что нужно обращать внимание на названия конфет, которые мы видим на обёртках, т.к там можно встретить орфограммы русского языка.
Моя гипотеза о том, что орфографию можно изучать не только на уроках русского языка, но и по обёрткам от конфет, подтвердилась.