СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект на тему: «Развитие внимания школьников»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни человека внимание имеет большое значение, это необходимое психологическое состояние. Чем сложнее и ответственнее умственная и физическая работа, тем более устойчиво должно быть внимание. Внимание влияет на все сферы жизни. Благодаря вниманию учебная деятельность достигает  успеха. В бытовых условиях внимательное использование электрических, газовых и других приборов предотвращает возникновение опасных ситуаций.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект на тему: «Развитие внимания школьников»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лучинская средняя школа» Ярославского муниципального района








Исследовательский проект на тему:

«Развитие внимания школьников»


Работу выполнила ученица 6 класса

Виктория К.

Научный руководитель: Дубинина С.В.














с. Лучинское

2023

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………….4

1.1. Что такое внимание…………..…………………………................................4

1.2. Функции и виды внимания………………………………..………………....4

1.3. Свойства внимания…………………………………………………………..5

1.4. Развитие зрительного внимания…………………………………………….7

1.5. Развитие слухового внимания………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….10 Список литературы………………………………………………………………11

Приложение 1…………………………………………………………………….12





























Введение.

Есть внимательность, будет и талант,

который замечает и воплощает.



В жизни человека внимание имеет большое значение, это необходимое психологическое состояние. Чем сложнее и ответственнее умственная и физическая работа, тем более устойчиво должно быть внимание. Внимание влияет на все сферы жизни. Благодаря вниманию учебная деятельность достигает успеха. В бытовых условиях внимательное использование электрических, газовых и других приборов предотвращает возникновение опасных ситуаций. Что обусловливает актуальность моего проекта.

Проблема: для успешного обучения в школе внимание требует развития.

Цель:  собрать информацию о способах развития внимания.

Объект: методы и приемы развития свойств внимания.

Предмет исследования: приемы для развития внимания.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить информацию о такой высшей психической функции как внимание.

  2. Изучить приемы развития свойств внимания.

  3. Подготовить презентацию для демонстрации своим одноклассникам.

Методы исследования: в течение своего исследования я буду применять так методы изучения как поиск и анализ.

Продукт исследования: продуктом работы станет выполнения нами презентация.







1.1.Что такое внимание.

Внимание — психический процесс, основная задача которого – оградить сознание от лишней информации, сосредоточившись на актуальной, полезной и интересной.

1.2.Функции и виды внимания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

По активности человека в организации различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию.

Послепроизвольное внимание - тип психического процесса, который формируется из произвольного внимания и объединяет качества и основные характеристики предыдущих двух видов. Это происходит на этапе, когда воспитанник полностью увлекается игровым элементом или заинтересовавшим его заданием. Ребенок не прилагает особых стараний, усилий, чтобы сосредоточиться на процессе выполнения. Таким образом, у ребенка проявляется послепроизвольное внимание.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой.

По участию анализаторов выделяют:

Слуховое внимание  - умение сосредотачиваться на звуке, очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Зрительное внимание - сосредоточенность зрения на каком-либо объекте, направленность взгляда на что-либо.

1.3. Свойства внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

1. Концентрация. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним.

2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности, чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.

4. Объем — показатель количества одинаковых стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида.

5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.

Успех переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности, чем интереснее предшествующая деятельность и менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение.

Большое значение имеет переключение внимания и в учебном процессе. Необходимость переключения внимания учащихся обусловлена особенностями самого процесса: сменой различных предметов в течение дня, последовательностью этапов изучения материала на занятиях, что предполагает смену видов и форм деятельности.

Многие современные профессии (ткачихи, механики, менеджеры, операторы и др.), где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют высокие требования к способности переключать внимание.

6Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания.

В сложных современных видах труда деятельность может складываться из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, ткачиха, работающая на станке, должна осуществлять многочисленные операции контроля и управления. Это характерно и для деятельности швей, водителей, операторов и других профессий. Во всех таких деятельностях рабочему необходимо распределять внимание, т.е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах). Исключительную роль играет способность к распределению внимания и в деятельности преподавателя.

Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизирован.

Свойства внимания развиваются посредством развития зрительного и слухового анализаторов.

1.4. Развитие зрительного внимания.

Для того чтобы бегло читать, школьник должен удерживать взглядом порядок букв в слове, затем — строку, абзац; следить глазами за главным в тексте, отвлекаясь от второстепенного. Для грамотного письма ребёнок должен чётко различать графический образ букв. Для этого и нужно развивать устойчивое произвольное зрительное внимание.

Данные упражнения помогают профилактике нарушений чтения, развитию устойчивого произвольного внимания, синтеза трёх-, четырёх-, пятибуквенных слов. Графические упражнения способствуют закреплению зрительного образа букв и формированию выносливости мышц кисти.

Упражнения:

  1. Путаница (анаграммы)

Напиши буквы в клеточках, проследив линию, и прочти получившееся слово.

  1. Бусы

Проследи глазами по ниточке и собери слова из бусинок.

  1. Фотограф

Внимательно посмотри и запомни, какие буквы и где написаны в левом квадрате. Закрой его и напиши так же в правом квадрате.

  1. Волшебные точки

Соедини точки по порядку. Какие буквы у тебя получились?

  1. Корректурные пробы (тест Бурдона)

Задания на поиск, исправление, корректировку информации (буквы, цифры, фигуры).

  1. Определение границ слов и предложений.


1.5 Развитие слухового внимания.

1. Повернись к столу спиной. Внимательно слушай и, не глядя, рассказывай о том, что я буду делать.

  • Мять бумагу.

  • Переливать воду.

  • Стучать ложкой по чашке.

  • Резать картон ножницами.

  • Стучать вилкой о ложку.

  • Рвать бумагу.

2. Хлопни в ладоши над головой, если будет названо маленькое и живое.

Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.

3.Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.

Слон – волк – жук - кот, утка – лебедь – ворона – воробей, вишня – слива – ананас – арбуз, кит – дельфин – щука – ерш, океан – пруд – море – лужа, трасса – дорога – тропинка – шоссе.

4.Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.

Картошка, ложка, окрошка. Апельсин, блин, мандарин. Конфета, котлета, ракета. Миска, сосиска, ириска. Банан, диван, барабан. Пироги, сапоги, утюги. Лимон, вагон, бульон. Мёд, компот, плот. Виноград, мармелад, фотоаппарат. Пирожок, творожок, горшок. Солянка, полянка, склянка. Булочка, будочка, дудочка. Кабачок, крючок, значок. Ананас, квас, контрабас. Салат, халат, мармелад. Калач, кулич, циркач. Торты, шорты, корты. Пломбир, кефир, сыр. Жакет, букет, пакет. Суп, зуб, дуб.

  1. Назови слово правильно.

Мегемот, бегебот, дигимот, бегемот, гибидот, бигетот.

Контета, конфета, фонфета, накфета, конкета, танфета.

Медмеди, медведи, недмеди, меддеди, невмеди, ведмеди.

Митанин, витамин, витанин, нитавин, митавин, фитамин.

































Таким образом, в ходе проделанной работы были выполнены все задачи и достигнута цель. Мы изучили и обобщили информацию о таком психическом процессе как внимание; создали презентацию, посвященную развитию зрительного и слухового внимания. Все это позволило больше узнать себя, улучшить свои школьные результаты. Я считаю, что тема моего проекта будет актуальна всегда, потому что обучение в школе составляет важную часть моей жизни. Собранный нами материал позволяет развить концентрацию, переключение внимания, правильнее и чище выполнять писать слова. 































Список литературы.

  1. https://psychojournal.ru

  2. https://logoped18.ru

  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2015/04/20/uprazhneniya-na-razvitie

  4. https://education.yandex















































Приложение 1

  1. Путаницы (анаграммы)

  1. Бусы

  1. Фотограф

  1. Волшебные точки

  1. Корректурные пробы

А)

Б)

В)

  1. Определение границы слов и предложений.



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!