Муниципальный этап исследовательских работ учащихся
Исследовательский проект на тему:
«Учитель - это звучит гордо!»
Выполнили: Митюкова Юлия,
Тимофеева Дарья
ученицы 7 класса
МКОУ Юголукская СОШ
Руководитель: Лямичева Лидия Александровна,
учитель иностранного языка,
МКОУ Юголукская СОШ
с. Юголок 2023 г.
Содержание:
I. Введение……………………………………………………………….........3-4
I. Основная часть
1.История зарождения профессии учитель…………………………… 5-8
2. Роль учителя в современном мире……………………
3. Плюсы и минусы работы учителя………………………...……. . 13-14
II. Практическая часть……………………………………………………..... 14
III. Выводы о проделанной работе……………………………………………15
IV .Заключение ……………………………………………………..… 16
V. Аннотация 17
VI. Список литературы 18
VII. Приложение 19
Введение
Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника. (Виссарион Григорьевич Белинский
Профессию учителя называют вечной. В этом есть доля истины – ещё в первобытную эпоху старшие делились с младшими накопленным опытом. С возникновением первых государств в Египте и Междуречье появились первые школы, возникло учительство как профессия. На Древнем Востоке существовали школы, готовившие жрецов и государственных чиновников. Учительская профессия по своей сути – самая ответственная и благородная, самая сложная и интересная.
Человечество копило и передавало знания и технологии тысячелетиями. Чем сложнее и многограннее они были, тем точнее и предметнее становилось обучение.
Эти слова великого человека, как нельзя показывают, что профессия учителя самая важная в нашей жизни. Он не только воспитывает, но и помогает ребенку развить талант или способности.
Поэтому мы выбрали данную тему для того, чтобы рассмотреть профессию учителя, как многогранную и разностороннюю. Во все времена человек тянулся к знаниям, тем самым стали возникать первые школы и преподаватели.
Перед тем, как написать данную работу, мы поставили перед собой
цель: пропаганда учительской профессии, воспитание у молодежи чувства гордости за исторический вклад педагогов, упрочения авторитета учителя в обществе.
Также мы выполняли следующие задачи:
Исследовать исторический материал по данной теме проекта.
Узнать происхождение слова учитель.
Рассмотреть историю зарождения профессии учитель.
Осветить особенности профессии учитель.
Выяснить популярность профессии учитель среди своих сверстников.
Представить проект и сделать выводы о проделанной работе в ходе проекта.
Актуальность: Важна ли профессия учителя сегодня? В нашем стремительно развивающимся мире, в суете больших мегаполисов, где жизнь несется в бешеном ритме, где люди стремятся, прежде всего, выстроить карьеру. Где так много неполных семей, в которых естественно первостепенной задачей становится материальное благополучие. Где общество с каждым годом предъявляет все больше и жестче свои требования. Профессия педагога только увеличила свою актуальность.
Гипотеза: Учитель — это уникальная профессия вне времени, моды и географии.
Методы исследования:
Сбор информации;
Интервьюирование, анкетирование;
Обработка информации.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (сбор материала, анализ и систематизация полученных сведений).
Подготовка мультимедийной презентации.
Защита проекта.
I.Основная часть
Кто и как учил в древности?
Педагог в переводе с греческого языка – «ведущий ребенка». Из истории известно, что так называли раба. Ему поручали уход за мальчиком с шестилетнего возраста. В обязанности педагога входило охрана воспитанника, а до поступления мальчика в школу – элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нем во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью. В педагоги избирали обыкновенно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому.
Учителями с самых древних пор были уважаемые и умудренные опытом представители человеческого рода. Их обязанностью была передача опыта, подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни. В первобытнообщинном строе это были старейшины племени, уважаемые и знающие люди… Роль учителя могли выполнять и родители или даже руководители государств, как, например, в Киевской Руси Владимир Мономах. В древней Руси учителей чтили, уважали и называли мастерами.
В самый ранний период духовный мир человека определялся той средой,
в которой жили люди. Взаимоотношения окружающей среды и человека, его
место в природном мире многое объясняют в психологии людей и помогают
увидеть истоки некоторых черт характера даже современного человека.
Принятие Русью христианства благоприятствовало приобщению Киевской
Руси к мировой цивилизации. Обучение детей вначале вели пришлые греки,
потом выучившиеся у них русские священники и впоследствии перенявшие у
священников учительскую науку дьячки и миряне – «мастера» грамоты.
Таким образом, на Руси постепенно сформировался особый, отличный от
западноевропейского, образ учителя, который характеризовался своими
взглядами на воспитание и образование, своими отношениями к
общечеловеческим ценностям, способами передачи их от поколения к
поколению. Во время правления Ярослава Мудрого открывались школы
«учения книжного» не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII веку
школы существовали уже во многих городах Руси.
Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси
играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры
образования того времени. В XIV – XVI веках на Руси подготовка ребенка к
взрослой, самостоятельной жизни осуществлялось посредством овладения
трудовыми навыками. Учителями становились светские лица – мелкие
служители канцелярии, приказные лица, а также представители низшего
духовенства – певчие, чтецы, диаконы. За религиозное воспитание детей
отвечала церковь. Связь между образованием и церковью все более
укреплялась. При этом, как отмечал известный историк П.Р. Каптерев, три
черты были свойственны русскому обучению в то время:
«продолжительность, многий труд и битье». Физические наказания
использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным и не
соответствовало особенностям и возможностям детского возраста, поэтому
оно не могло обходиться без насилия. Таким образом, учителем этой эпохи
был священнослужитель, который обучал детей исключительно своему делу,
это был человек строгий, презирающий светские науки и считающий, что
знания детям можно дать только посредством жестокого обращения к ним.
Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего
учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при
монастырях и церквях. В обязанность учителя входило посоветовать ученику
в соответствии с его летами, наклонностями и способностями, какими
науками ему следует заниматься. За непослушание учитель наказывал детей,
но не по тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам. Если же учитель
допускал проступки, то он не мог быть не только учителем, но и жить в
братстве.
В XVI веке, в период правления Ивана Грозного, террор, крестьянские
волнения, разруха фактически приостановили экономическое и культурно-
образовательное развитие страны. В 1687 году в Москве было открыто
первое высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии
Славяно-греко-латинская академия, где серьезно изучалось не только
богословие, но и светские науки. Здесь учитель выступал в образе
наставника, но наставника жестокосердного, который следовал тем же
канонам воспитания, что и в предыдущие времена. В России XVII века
появились образовательные учреждения нового типа, при организации
которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ, но
учителя были сами недостаточно образованными, поэтому не могли дать
детям нужный объем знаний. Жестокое обращение все еще имело место в
процессе воспитания и обучения.
Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40 – 60-
х годов XVIII века неразрывно связано с именем Михаила Васильевича
Ломоносова (1711 – 1765) – ученого-энциклопедиста, художника и поэта,
поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения. С начала 60-х
годов XIX века началась подготовка новой школьной реформы, одним из
первых документов которой стало «Положение о женских училищах
ведомства министерства народного просвещения».
К.Д. Ушинский, применительно к России выделил три основных
принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Он
сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного
психического развития ребенка и его воспитания.
Для подготовки учителей нужна была новая система педагогического
образования, и К.Д. Ушинский предложил создать в каждом университете
педагогический факультет, где изучался бы человек во всех проявлениях его
природы и эти знания прилагались бы к искусству воспитания.
Главным типом средней школы в России конца XIX – начале XX века
была, как и раньше, классическая гимназия. Целью ее было воспитание
социальной элиты, людей, которые могли бы занимать должности в
государственном аппарате. В начале ХХ века в отечественной педагогике
был выдвинут ряд более или менее развитых педагогических концепций,
ориентированных на поиски новых путей образования и воспитания ребенка.
Как нам известно, из уроков истории, первые школы появились в Древнем Египте. Школы в древнем Египте были доступны не всем, учиться могли только благородные юноши из знатных семей. Это, прежде всего, дети фараона, жрецов и высокопоставленных чиновников. Девочки тогда не учились. Они должны были только уметь вести домашнее хозяйство. Школа тогда была совсем не такой, как сейчас. Тетрадей и учебников тогда не было. Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, на котором они писали. При поступлении в школу и при её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время. Учителями в Древнем Египте, как правило, были мужчины. Учителя в этих школах должны были быть строгими и знавшими своё «ремесло».
II. Роль учителя в современном мире
Известно, что все начинается с учителя… Учитель стоит у порога
самостоятельной жизни каждого человека. Учитель осуществляет связь
времен между старшими и младшими поколениями, способствует
воспитанию, образованию и развитию человека, помогает постигать тайны
природы, достижения культуры, познавать жизнь и найти свое место в ней.
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую
огромную роль играет он в нашей жизни. Трудно представить наше общество
без школы, без Учителя…
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его
усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Каким должен быть
современный учитель? Какова его роль в обществе?
Есть замечательные строки: «Учитель - это незримый луч добра и
света…». Считается, что профессия учителя - древнейшая на земле и вечная.
По своей сути это самая ответственная и благородная, самая сложная,
интересная и творческая профессия. Учитель во все времена был уважаемым
человеком в обществе. Когда-то он был чуть ли не единственным
образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция - основным
источником знаний.
Но в современном мире отношение к представителям данной профессии
стало более критичным. Во всевозможных телевизионных ток-шоу, газетных
публикациях можно встретиться с разными оценками учительского труда, в
том числе и негативными. Задав некоторые вопросы друзьям и родителям по
этой теме, выявили, что многие считают профессию «учитель»
непрестижной, «в ней нет никакого служебного роста», «низкая заработная
плата» и т.д. Нам захотелось разобраться, действительно ли падает престиж
учителя и выявить причины, если это так.
Сегодня книги, журналы, телевидение и интернет стали важнейшими
источниками информации, оттеснив учителя, лишив его данного приоритета.
И поэтому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее
информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей,
так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет. Из-за
этого также последние несколько лет существует тенденция, приводящая к
снижению роли и значимости учителя в современной жизни, все больше
уступающего своё место новым компьютерным технологиям и
зарождающемуся искусственному интеллекту.
II. 1. Каким же должен быть современный учитель?
Мы думаем, учитель XXI века – это начитанный, добрый и одновременно
строгий человек, ведь мы не всегда ведем себя, как подобает ученикам
школы. Учитель должен уметь объяснить ученику то, что тот не понимает,
помочь ученику, у которого что-то случилось, учитель должен выслушать и
посоветовать, как поступить в той или иной ситуации. Он просто должен
быть Человеком, другом. И если ученики – это будущее России, то учителя –
это пророки, которые еще смогут изменить будущее в лучшую сторону,
изменить нас. Ведь каждый из нас может стать таким человеком, выбрав ту
или иную профессию, который принесет пользу государству.
Это наше мнение, а вот что думают участники образовательного
процесса, среди которых был проведен опрос «Каким должен быть
современный учитель?»:
II.2 Практическая часть
Каким же должен быть современный учитель?
Учитель должен быть способен к различным стилям общения. Очень важно, чтобы он смог стать настоящим другом для своих учеников, человеком, который заслуживает доверия. Разумеется, чтобы заслужить подобную репутацию от учителя потребуется немало усилий. Однако, это того стоит. Не стоит забывать, что для освоения этой профессии недостаточно просто желания или каких-то навыков, необходимо призвание. Не стоит также пренебрегать возможностью идти в ногу со временем. Для этого преподавателю необходимы такие качества, как любознательность и желание учиться. Кроме того, от учителя может потребоваться умение признать тот факт, что далеко не на каждый вопрос он знает ответ. Именно это качество позволит ему завоевать авторитет и доверие учеников.
В своей школе мы провели анкетирование, интервьюирование среди педагогов. Одно дело – знать об этой профессии из литературы, и другое – когда тебе о ней расскажут сами учителя.
В своём интервью мы предложили учителям ответить на 10 вопросов о выбранной ими профессии, о положительных и отрицательных сторонах учительского дела, о важности правильно сделанного выбора.
Мы хотим сказать, что результаты интервьюирования нас порадовали. Оказывается, профессия педагога многими учителями была выбрана не случайно. Практически все опрошенные учителя мечтали о ней с детства. Многие пошли по стопам своих родителей, бабушек, дедушек.
А также мы выяснили все положительные и отрицательные стороны этой профессии. Положительные стороны – это творческое развитие, общение с молодежью, окружение и любовь детей, причастность к формированию детских судеб. Но, как и в любой другой сфере деятельности, профессия педагога имеет свои минусы. Это эмоциональная нестабильность, неблагодарность труда, низкая заработная плата, колоссальный ежедневный труд. И, несмотря на всё это, наши учителя гордятся своей профессией и ни за что на свете не променяли бы её на другую.
Выяснили мы также, какими качествами личности должен обладать педагог. Это, прежде всего, любовь к детям, терпение, интерес к профессии, стремление к саморазвитию. А так же эрудиция, коммуникабельность, доброта, строгость, трудолюбие и ответственность. Немаловажными качествами являются оптимизм и жизнерадостность. (Приложение - таблица: Результаты анкетирования учеников школы )
Среди отрицательных качеств, которыми учитель не должен обладать,
учащиеся назвали: «злость» - 18(47%), «равнодушие» - 8%, «придирчивость»
- 5%. Вывод: для учащихся основным качеством современного учителя
является доброта, у учителей – умение находить подход к каждому ребенку,
у родителей на первом месте – знание своего предмета, т.е.
профессионализм. Следует отметить, что в некоторых качествах мнения
участников образовательного процесса совпадают – современному учителю
должны быть присущи доброта, любовь к детям, умение понять каждого,
профессионализм.
И мы надеямся на то, что те ребята, которые в будущем выберут для себя
профессию учителя, будут именно такими, как они хотели бы видеть своих
учителей.
II.3 Плюсы и минусы работы учителем.
Плюсы:
Работать учителем - это значит быть постоянно включенным в жизнь учеников, в их успехи. Главные плюсы профессии учитель - развивать и развиваться самому. Того, кто, выбрал эту профессию ждет:
Работа с людьми;
Возможность постоянного профессионального роста;
Простор для творчества в процессе обучения;
Возможность развертывать собственные программы и методики;
эмоциональная отдача от учеников и их близких.
Одним из плюсов профессии учителя можно назвать то, что благодаря его работе возможно формирование личности, настоящего человека. В конечном пути, учитель обязан не только донести информацию, а научить ребенка самостоятельно её искать, осваивать и делать выводы. То есть помочь ему приобрести навыки, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни. И именно учитель должен уметь разглядеть заложенный в ребенке потенциал.
Минусы:
Быть включенным в жизнь других - это не только радость и отдача. Это еще и огромная эмоциональная и физическая нагрузка, которая может превратиться в профессиональное выгорание, если не принять меры.
Почему нам нравится работа учителя?
В наше время от многообразия профессий голова идет кругом. Поэтому найти свое призвание в жизни становится еще сложнее. При таком стремительном развитии общества многие профессии перестают существовать, надобность в них исчезает. В то же время появляется множество новых. Для меня важно выбрать такую профессию, которая останется востребованной во все времена.
По нашему мнению никогда не потеряет свою актуальность профессия учителя. Без учителей мы не можем представить существования человечества. Ведь это именно тот человек, который воспитывает, учит, наставляет будущее поколение.
Быть учителем это огромная ответственность, ведь им доверяют самое ценное - детей. Он должен дать знания, подготовить детей к взрослой жизни, постараться найти подход к каждому ребенку. Нам очень повезло, что в нашей жизни встречаются только лучшие учителя, на которых хочется равняться. Хороший педагог должен не только уметь преподать знания свои ученикам, но и заинтересовать их в получении этих знаний.
III. Выводы о проделанной работе:
Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит разносторонность знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Профессия учителя является уникальной в своем роде.
Современный учитель – это человек, не просто освоивший науку об обучении – педагогику. Роль учителя в современном мире является предметом дискуссий. Кто он – «навигатор в мире информации», «эффективный менеджер» или человек, осуществляющий ответственную миссию по сохранению национальной идентичности, обеспечивающий преемственность поколений? Несомненно, темп изменений в школьной жизни продолжает ускоряться – привычными стали ОГЭ и ЕГЭ, никого уже не удивляет применение в образовании компьютеров и мультимедиа, а дистанционное обучение, введённое в российских школах весной 2020 г. под давлением непростых обстоятельств, становится всё более востребованным. Однако практика показывает, что педагога нельзя заменить никакими новейшими техническими средствами обучения, ибо никому пока не под силу искусственно воспроизвести творческое общение между учителем и учеником. Поэтому профессия учителя останется востребованной и в будущем.
IV. Заключение
В результате проделанной работы мы действительно убедились в том, что профессия учителя самая лучшая, самая интересная, самая востребованная, самая творческая и самая почётная. Ведь учитель практически создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит, какими людьми станут его ученики, как овладеют своими будущими профессиями.
Мы очень надеемся, что выбор, который мы сделаем – правильный и нам не придётся сожалеть о том, что мы выбрали именно эту профессию. И когда кто-нибудь спросит нас о нашей профессии, мы сможем с гордостью сказать: «УЧИТЕЛЬ!»
V. Аннотация Данный проект «Учитель – это звучит гордо!» выполнен нами в знак уважения и гордости за наших учителей, педагогов, наставников и в связи с тем, что 2023 год в России провозглашён Годом педагога и наставника президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Учитель — это уникальная профессия. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сегодняшний день. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. В толковом словаре Ушакова сказано, что учитель – это лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в школе. (3 слайд) Даша: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться...» - так говорил о профессии учителя педагог, философ и публицист Симон Соловейчик Список литературы: Хачатурян В.М. «История мировых цивилизаций» 10 -11 классы 1997 год издания. С. 15 Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира. С древнейших времен до конца XIX века.» 10 класс 2002 год издания. С. 67 1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167. 2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32. 5. Интернет – ресурсы: 6. https://русское - слово. РФ. 7. https://lektsii.com/3-19098.html 8. https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/uchitel/ 9. http://koi.tspu.ru/koi_books/Yarkina/istoriya.htm Приложение Вопросы для интервьюирования учителей школы: Когда вы решили стать педагогом (в детстве, юности)? Это было спонтанное или хорошо обдуманное решение? Было ли вам трудно после окончания школы? Были ли рядом люди, которые помогали устроиться в жизни или все приходилось добиваться самой? Какими качествами должен обладать педагог? Не жалеете о выбранной профессии? Как выбор профессии повлиял в дальнейшем на вашу жизнь? Как вы думаете, что самое важное в вашей профессии? Как вы считаете, вы состоялись как педагог? Что бы вы пожелали вашей выпускнице, которая решила посвятить свою жизнь профессии педагога? Анкета для учителей: ФИО____________________________________________________ Профессия, должность______________________________________ Где получили профессию_____________________________________ Любите ли вы свою профессию?________________________________ Положительные стороны вашей профессии_________________________ Отрицательные стороны профессии______________________________ Профессиональные качества личности, которыми должен обладать педагог____________________________________________________ Есть ли у вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан вами правильно? ________________________________________________________________ Результаты анкетирования учеников, родителей, учителей школы |
Учителя Учащиеся Родители | Каким должен быть учитель? | Процент опрошенных |
| Добрый | 56% |
| Умеющий находить подход к ученику | 32% |
| Быть психологом | 45 % |
| Знающий своё дело | 56% |
| Понимающий современных детей | 30 % |
| Идущий в ногу со временем, мобильный | 56 % |
| Строгий, требовательный | 38 % |
| Умный | 27% |
| Любящий детей | 28% |
| Добрый | 32 % |
| Строгий | 24% |
| Знающий свой предмет | 29% |
| Понимающий | 35 % |
| Справедливый | 23 % |
| Ответственный | 18 % |
| Порядочный | 15 % |
| Не отстающий от современной жизни | 3 % |
| Стремящийся к самосовершенствованию в своей профессии | 18 % |
| Терпеливый | 12 % |