Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа».
Проект
Определение содержания витамина С
в свежих и замороженных фруктах, ягодах, соках и нектарах.
Тип проекта: исследовательский
Предметная область: биология
Выполнила: Стрекалова Виктория, ученица 8 класса
Руководитель: Полякова Т.А.
учитель биологии
2019 г.
Паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | Определение содержания витамина С в свежих и замороженных фруктах, ягодах, соках и нектарах. |
Аннотация к проекту | Данный проект направлен на расширение знаний по теме витамин С и его свойства. На основе данных, полученных в результате работы, я узнала, в каких овощах и фруктах находиться витамин С. |
Цель проекта | Определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина С в отдельных продуктах питания. |
Задачи проекта | 1. Изучить литературу и собрать необходимую информацию. 2. Проанализировать собранную информацию. 3. Провести экспериментальную работу 4.Оформить проектную работу. 5. Презентовать свою работу. |
Целевая аудитория | Учащиеся среднего звена |
Этапы работы над проектом | 1. Подготовка к проекту: -постановка проблемы, формулировка цели, задач, обзор информации по теме. 2. Деятельность -планирование работы; -выстраивание изученной информации в логической последовательности; -проведения экспериментов; -оформление работы; -анализ и оценка работы. 3. Презентация работы |
Методы работы | -поиск и отбор информации по теме; -метод описания; -сопоставление, сравнение, анализ, синтез; -классификация; -оформление. |
Необходимое оборудование | Пробирки , штатив , продукты (свежие фрукты, замороженные ягоды,соки, нектары), пипетка , держатель, химические стаканы, мерный цилиндр, ступа |
Продукт проекта | Таблицы, результаты экспериментов |
Оглавление
1. Введение с.4
2. Теоретическая часть с.5-8
2. 1. История открытия витаминов
2.2. Классификация витаминов
2.3. Физиологическая роль витамина С
2.4. Биохимические свойства витамина С
2.5. Источники содержания витамина С
2.6. Суточная потребность в витамине С
3. Экспериментальная часть с.9-10
4.Опрос-анкета с.10-11
5.Заключение с.11
6. Библиография с.12
7. Приложение с.13-15
Введение
Актуальность проблемы. Мы живем в северном крае. Иммунная система защищает нас от воздействия внешних неблагоприятных факторов, это своего рода "линия обороны" против агрессивного действия бактерий, грибков, вирусов и т.д. Без здоровой и эффективно работающей иммунной системы организм ослабевает и чаще страдает от вирусных и бактериальных инфекций. Иммунная система защищает организм от его собственных клеток, у которых нарушена организация и которые утратили свои нормальные характеристики и функции. Она находит и уничтожает такие клетки, являющиеся потенциальными источниками рака. Давно известно, что витамины необходимы для образования иммунных клеток, антител и сигнальных веществ, участвующих в иммунном ответе. Суточная потребность в витаминах может быть небольшой, но именно от обеспеченности витаминами зависит нормальная работа иммунной системы и энергетический обмен.
Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о весьма тревожной ситуации, сложившейся в последние годы в России. Отмечаются крайне недостаточное потребление и все более нарастающий дефицит витаминов.
Так, дефицит витамина С выявился у 70-90% обследуемых. При этом витаминный дефицит носит сочетательный характер и обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне-осенний период. Общую ситуацию можно рассматривать как массовый круглогодичный гиповитаминоз С. Именно поэтому моя цель определить наличие витамина С в отдельных продуктах питания и наиболее богатые рекомендовать для регулярного употребления.
Цель: определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина С в отдельных продуктах питания.
Задачи:
1.Выяснить значение витамина С в образовании ферментов, веществ антиоксидантов, уничтожающих перекисные соединения в организме, повышающие иммунитет.
2. Рассмотреть физиологическое значение витамина С.
3. Ознакомиться с биохимическими свойствами витамина С.
4. Методом йодометрии, выяснить в каких именно овощах и фруктах содержится наибольшее количество витамина С и, сравнив содержание витамина С в готовых и свежеприготовленных соках, а также в замороженных ягодах, рекомендовать их для употребления.
5. Провести опрос-анкету учащихся, как часто они употребляют продукты питания, содержащие витамин С.
Гипотеза: если выяснить, в каких продуктах содержится наибольшее количество витамина С, то эти продукты можно рекомендовать для регулярного употребления.
Объект исследования: продукты (апельсин, замороженные ягоды красной и черной смородины, соки, нектары).
Предмет исследования: витамин С.
Методы исследования: метод эксперимента основан на свойстве витамина С обесцвечивать йод.
способности; анкетирование (в котором принимало участие 19человек).
Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер, так как изучались научные данные о свойствах и физиологическом воздействии витамина С на организм человека; экспериментальным путём доказано наличие витамина С в отдельных продуктах, даны рекомендации при выборе продуктов.
Обзор литературы. На уроках биологии мы изучали тему «Витамины»-параграф 37,я познакомилась с методом определения витамина С по обесцвечиванию йода, по которому провела эксперименты по определению содержания витамина С в продуктах.
Книга «Анатомия и физиология человека» С.И. Гальперина помогла узнать основные симптомы дефицита витамина С.
Справочники и учебники по химии и биологии рассказали о классификации витаминов по растворимости в воде и жире.
Теоретическая часть
История открытия витаминов
Русский ученый Н.И. Лунин в 1880 году опубликовал данные опытов на мышах. Если белых мышей вскармливать цельным молоком, то они развиваются и растут нормально. Но если мышей кормить пищей, состоящей из основных частей молока: казеина, молочного жира, сахарозы и дистиллированной воды, то они быстро гибнут. Из этого Лунин сделал вывод, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся ещё и другие вещества, незаменимые для питания.
Позже накопилось много данных о связи некоторых болезней с недостатком в пище каких-то специфических веществ. В 1912 году польский учёный К. Функ назвал существующие в продуктах питания жизненно важные вещества витаминами(от лат. vita – «жизнь»).
Классификация витаминов
Действие витаминов было установлено до выяснения их строения и послужило основой при их классификации. Первоначально была введена буквенная классификация и, несмотря на то что она не отражает ни биологической, ни физической сущности витаминов, ею широко пользуются. В настоящее время открыто несколько десятков витаминов. Для удобства изучения их классифицируют по физическим свойствам: витамины, растворимые в жирах и витамины, растворимые в воде.
Жирорастворимые витамины: А,D, Е, К.
Водорастворимые витамины: С, группа В, РР.
Так же как вода и минеральные соли, витамины являются источниками энергии, их значение для организма чрезвычайно велико. Большинство людей испытывает дефицит в витамине С.
Физиологическая роль витамина С
Физиологическое значение витамина С теснейшим образом связано с его окислительно-восстановительными свойствами. Возможно, что этим следует объяснить и изменения в углеводном обмене при скорбуте (заболевание, обусловленное недостатком в организме человека витаминов С и Р, то же что и цинга), заключающемся в постепенном исчезновении гликогена из печени и вначале повышенном, а затем пониженном содержании сахара в крови. По-видимому, в результате расстройства углеводного обмена при экспериментальном скорбуте наблюдается усиление процесса распада мышечного белка и появление креатина в моче. Большое значение имеет витамин С для образования коллаген (фибриллярный белок, составляющий основу соединительной ткани животных и обеспечивающий ее прочность) и функции соединительной ткани. Витамин С играет роль в гидроксилировании и окисления гормонов коры надпочечников. Нарушение в превращениях тирозина, наблюдаемое при цинге, также указывает на важную роль витамина С в окислительных процессах.
Недостаточное поступление витамина Сс пищей проявляется в форме авитаминоза (цинги). Основные симптомы С-витаминной недостаточности в порядке их развития следующие: снижение мочевой экскреции аскорбиновой кислоты, уменьшение концентрации аскорбиновой кислоты в плазме крови и лейкоцитах, повышенная ломкость кровеносных капилляров, общая слабость, апатия, повышенная утомляемость, снижение аппетита, задержка роста, повышенная восприимчивость к инфекциям, болезненность дёсен, их отечность, разрыхленность, кровоточивость при чистке зубов.
Наиболее часто встречаются С-гиповитаминозные состояния. При этом часто имеются лишь субъективные признаки, которые выражаются в понижении общего тонуса организма. Люди с гиповитаминозом С более подвержены заболеваниям, причем эти заболевания протекают, как правило, длительно и тяжело.
Особенно часто С-гиповитаминозные состояния возникают в период повышенной потребности организма в витамине С при беременности, кормлении, усиленной физической и умственной работе, при инфекционных заболеваниях. Чаще гиповитаминоз можно наблюдать в весенние месяцы, когда, с одной стороны, уменьшается употребление овощей, а с другой – содержание в них витаминов вследствие длительного хранения.
Биохимические свойства витамина С
Поскольку цепи питания существуют не одну сотню лет, некоторые биологически активные вещества не вырабатываются в организме, а берутся из пищи в готовом виде. К ним относится и витамин С.
Аскорбиновая кислота - это белый кристаллический порошок кислого вкуса. Легко растворим в воде (1:3,5), с образованием кислых растворов, растворим в спирте. Растворы для инъекций готовят с добавлением натрия гидрокарбоната и стабилизаторов.
Аскорбиновая кислота, особенно ее дегидроформа, является весьма неустойчивым соединением. Превращение в дикетоулоновую кислоту, не обладающую витаминной активностью, является необратимым процессом, который заканчивается обычно окислительным распадом. Наиболее быстро витамин С разрушается в присутствии окислителей в нейтральной или щелочной среде при нагревании.
Организм человека не способен сам синтезировать витамин С, и в нем нет сколько-нибудь значительных резервов витамина С, поэтому необходимо систематическое ежедневное поступление этого витамина с пищей. Недостаток или отсутствие его приводят к развитию гипо- или авитаминоза (цинги).
Источники содержания витамина С
Аскорбиновая кислота является одним из наиболее широко распространенных в природе витаминов. Она синтезируется растениями и подавляющим большинством животных. Животные продукты в общем более бедны витамином С, хотя отдельные органы содержат относительно высокие концентрации. С другой стороны, семена и зерна высших растений лишены витамина С. Однако с первых дней прорастания в них появляется аскорбиновая кислота. Богаты витамином С листья, плоды, несколько беднее корнеплоды. По богатству витамином С выделяются плоды шиповника, дающие экстракты хорошего вкуса. Синтез и накапливание аскорбиновой кислоты в одном и том же виде растений варьируют в зависимости от многих условий: почвы, агротехники, удобрений, освещенности, водного режима, температуры и др. Растения изменяются в онтогенезе. Для некоторых культур сортовые колебания очень велики. Так концентрация аскорбиновой кислоты в разных сортах черной смородины колеблется от 69 до 250 мг, а в яблоках – от 1 до 30мг. В картофеле, капусте, а также в женском молоке часть витамина С находится в связанной форме, которая не выявляется обычными методами определения.
Содержание витамина С в некоторых пищевых продуктах (в мг на 100 г)
(подробно в приложении 1)
Пищевые продукты (фрукты, овощи) | Содержание витамина С |
Перец красный | 250 |
Шиповник сушеный | до 1500 |
Перец желтый сладкий | 125 |
Смородина черная | 250 |
Капуста цветная | 75 |
Апельсины | 50 |
Редис | 50 |
Яблоки | 20 |
Я изучила содержание витамина С из состава, указанного на этикетках
Исследуемые образцы продуктов питания на содержание витамина С
Продукт | Состав, указанный на упаковке |
Углеводы | Минеральные вещества и др. витамины | Витамин С |
Сок апельсиновый «Сады Придонья». | 11,5 г | калий—130-190 мг | 20 мг |
Сок апельсиновый «Золотая Русь» | 11,5 г | калий—130-190 мг | 20мг |
Сок апельсиновый «Услада» | 9г | | 20 мг |
Сок апельсиновый «Фруктовы сад» | 11,7г | калий -146 мг | 20 мг |
Сок апельсиновый «J7» | 10г | калий -170мг, Mg-10мг, Ca-9мг | 20 мг |
Нектар апельсиновый «Мой» | 10 мг | калий-50 мг, железо-0,7 мг | 10 мг |
Апельсин | | витамин Н- 2мг | 50 мг |
Черная смородина | | В1, Co | 250 мг |
Таким образом, мы выяснили, что самые богатые витамином С являются фрукты: апельсины, смородина черная, шиповник и овощи: перец, капуста.
Суточная потребность в витамине С
Суточная потребность человека в витамине С зависит от ряда причин:
возраста, пола, выполняемой работы, состояния беременности или кормления грудью, климатических условий, вредных привычек.
Болезни, стрессы, лихорадка и подверженность токсическим воздействиям (таким, как сигаретный дым) увеличивают потребность в витамине С.
В условиях жаркого климата и на Крайнем Севере потребность в витамине С повышается на 30-50 процентов. Молодой организм лучше усваивает витамин С, чем пожилой, поэтому у лиц пожилого возраста потребность в витамине С несколько повышается.
Средневзвешенная норма физиологических потребностей составляет 60-100 мг в день. Обычная терапевтическая доза составляет 500-1500 мг ежедневно.
Рекомендуемая суточная потребность в витамине С
Категория | Возраст (лет) | Витамин С (мг) |
Грудные дети | 0 – 0,5 0,5 – 1 | 30 35 |
Дети | 1 – 3 4 – 6 7 – 10 | 40 45 45 |
Лица мужского пола | 11 – 14 15 – 18 19 – 24 25 – 50 51 и старше | 50 60 60 60 60 |
Лица женского пола | 11 – 14 15 – 18 19 – 24 25 – 50 51 и старше В период беременности В период лактации | 50 60 60 60 60 70 95 |
Так как организм человека не способен самостоятельно вырабатывать витамин С, мы должны поставлять витамины в организм при помощи употребляемых нами продуктов.
Для исследования я взяла свежий фрукт-апельсин, а также апельсиновый сок и замороженную смородину(красную и черную).и использовала метод исследования, основанный на свойстве витамина С обесцвечивать йод.
Экспериментальная часть
“Определение витамина С”:
1. Спиртовой раствор йода развести с водой до цвета крепкого чая.
2. Добавить в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
3. Взять свежий фрукт или овощ и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдать за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
Чем меньше капель мы добавляем в раствор йода с крахмалом, тем больше аскорбиновой кислоты содержится в исследуемом продукте.
Соки | Количество капель |
Свежевыжатый апельсиновый | 20 |
Апельсиновый нектар | 25 |
Определение витамина С в замороженных ягодах.
1.Берем замороженный продукт массой 50гр. Помещаем в ступку и растираем в течении 10 минут до получения однородной массы.
2.Оставляем на 5 минут для отстаивания.
3.Отфильтровываем через бумажный фильтр.
4.Полученный раствор анализируем сразу же.
Замороженная ягода | Количество капель |
Черная смородина | 15 |
Красная смородина | 15 |
На основании полученных данных я пришла к следующим выводам:
-
содержание витамина С в некоторых ягодах при замораживании может увеличиваться (черная смородина – 15 капель, красная смородина-15 капель).
2) наиболее оптимальным способом сохранения витамина С в овощах и ягодах является «шоковая» заморозка.
После проделанной исследовательской работы меня заинтересовал вопрос: «Чему отдают свое предпочтение мои одноклассники: свежим фруктам или сокам промышленного производства»?
Опрос-анкета
Приняли участие 19 учащихся 8 класса(данные на слайде)
1. Что я предпочитаю: фрукты или сок из этих фруктов?
Фрукты – 14 чел.
Соки – 5 чел.
2. Предпочтение отдаю:
Апельсинам – 10 чел.
Яблокам – 2 чел.
Мандаринам – 3 чел.
Грушам – 0 чел.
Бананам – 3 чел.
Грейпфрутам – 0 чел.
Киви – 1 чел.
3. Как часто ты употребляешь свежие фрукты?
Каждый день – 3 чел.
2-3 раза в неделю – 14 чел.
Очень редко – 2 чел.
Вывод:для пополнения витаминов, которые быстро расходуются, дети предпочитают ежедневно употреблять в пищу свежие фрукты, причем наиболее любимым является апельсин, что является положительным моментом, т.к. именно в апельсине содержится наибольшее количество витамина С, чем в других фруктах предложенных в анкете.
Заключение
На основании полученных данных исследования, можно сделать вывод, что наиболее богатые витамином С являются свежие фрукты и овощи (черная смородина 250мг, красный перец – 250мг, цветная капуста – 75мг, апельсин – 50мг, яблоко – 20мг). Но по разным причинам (материальным, сезонным, объективным) мы не всегда можем употреблять в пищу круглый год свежие фрукты и овощи, в этом случае можно заменить данные продукты замороженными, а также соками и нектарами. Проводя эксперименты, доказывая наличие витамина С в продуктах, я подтвердила выдвинутую мною гипотезу и могу порекомендовать:
Ввиду того, что смородина (черная и красная) наиболее богата витамином С, предлагаю употреблять её в свежем и замороженном виде, в соках, в морсах и в компотах. Также употреблять апельсины и соки, в основе которых содержится этот фрукт. В нашем рационе должны присутствовать сладкий красный перец и цветная капуста,
Используя данные исследования, я провела беседу для учащихся 8 классов, выступала на школьной конференции, планирую рассказать о здоровом образе жизни родителям.
Библиография
1.ГальперинС.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1984.- 468 с.
2. Общая химия. 20-е издание, испр. Л., «Химия», 1978. 720 с.
3. Организация лечебного питания детей в стационарах/Под ред. Баранова А.А., Ладодо К.С. - М.: "Эвита-Проф". 2001.- с.81.
4. Ольгин О. Опыты без взрывов. Изд. 2-е, переработанное.- М.: Химия, 1986.-192с.
5. Строганова Л.А., Александрова Н.И. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста.- Санкт-Петербург: СПбМАПО, 1996.- 62 с.
6. Тутельян В.А. Витамины: 99 вопросов и ответов.- М.- 2000.- 47 с.
7. Учебник: Биология. 8 класс. Д.В.Колесов, Р.Д. Маш.,И.Н.беляев – М.: Дрофа, 2018 г.
8. Энциклопедия для детей том 17, Химия, -М.:Аванта+, 2000.-640с.
Приложение
Содержание витамина С в различных продуктах
Овощи и бахчевые | Содержание витамин С, мг |
Перец красный сладкий | 250 |
Петрушка (зелень) | 150 |
Редис | 25 |
Салат | 15 |
Свекла | 10 |
Томаты грунтовые | 25 |
Укроп | 100 |
Чеснок | 10 |
Капуста белокочанная ранняя | 60 |
Капуста белокочанная поздняя | 45 |
Картофель | 20 |
Лук-перо | 30 |
Лук репчатый | 10 |
Морковь | 5 |
Огурцы грунтовые | 10 |
Арбуз | 7 |
Таблица 1
Таблица 2
Фрукты | Содержание витамина С, мг |
Вишня | 15 |
Слива | 10 |
Яблоки летние | 10 |
Яблоки зимние | 16 |
Лимон | 40 |
Виноград | 6 |
Земляника садовая | 60 |
Крыжовник | 30 |
Малина | 25 |
Смородина черная | 200 |
Шиповник свежий | 650 |
Таблица 3
Овощные консервы | Содержание витамина С , мг |
Горошек зеленый | 10 |
Томаты с кожицей | 15 |
Консервы овощные закусочные | 7,0 |
Томат-паста | 45 |
Щи из свежей капусты | 6 |
Таблица 4
Соки | Содержание витамина С , мг |
Абрикосовый | 4 |
Апельсиновый | 40 |
Виноградный | 2 |
Вишневый | 7,4 |
Гранатовый | 4 |
Лимонный | 36,1 |
Сливовый | 4 |
Черносмородиновый | 85 |
Шиповниковый | 400 |
Яблочный | 2 |
Таблица 5
Варенья и компоты | Содержание витамина С , мг |
Варенье из клубники | 8,4 |
Варенье из груш | 1,1 |
Варенье из малины | 7,4 |
Варенье из мандаринов | 3,7 |
Варенье из сливы | 3,0 |
Варенье из черноплодной рябины | 5,0 |
Варенье из яблок | 1,4 |
Джем из абрикосов | 2,4 |
Джем из мандаринов | 10,0 |
Джем из черной смородины | 40,0 |
Повидло яблочное | 0,54 |
Компот из абрикосов | 4,07 |
Компот из вишни | 2,0 |
Компот из черешни | 3,0 |
Компот из яблок | 1,8 |
Яблоки в сиропе | 1.4 |
Таблица 6
Молочные продукты | Содержание витамина С, мг |
Молоко пастеризованное, 3,25 % -жирности | 1,3 |
Молоко пастеризованное, 2,5 % -жирности | 1,3 |
Молоко обезжиренное | 0,4 |
Сливки 20%-ной жирности | 0,3 |
Сметана 25%-ной жирности | 0,3 |
Творог жирный | 0,5 |
Творожная масса | 0,5 |
Сливочное масло | 0 |
19