СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Определение витаминов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученическкий исследовательский проект

Проект

 

Определение содержания витамина С

в свежих и замороженных фруктах, ягодах, соках и нектарах

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Определение витаминов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа».











Проект


Определение содержания витамина С

в свежих и замороженных фруктах, ягодах, соках и нектарах.


Тип проекта: исследовательский

Предметная область: биология








Выполнила: Стрекалова Виктория, ученица 8 класса

Руководитель: Полякова Т.А.

учитель биологии












2019 г.



Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

Определение содержания витамина С в свежих и замороженных фруктах, ягодах, соках и нектарах.

Аннотация к проекту

Данный проект направлен на расширение знаний по теме витамин С и его свойства. На основе данных, полученных в результате работы, я узнала, в каких овощах и фруктах находиться витамин С.

Цель проекта

Определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина С в отдельных продуктах питания.

Задачи проекта

1. Изучить литературу и собрать необходимую информацию.

2. Проанализировать собранную информацию.

3. Провести экспериментальную работу

4.Оформить проектную работу.

5. Презентовать свою работу.

Целевая аудитория

Учащиеся среднего звена

Этапы работы над проектом

1. Подготовка к проекту:

-постановка проблемы, формулировка цели, задач, обзор информации по теме.

2. Деятельность

-планирование работы;

-выстраивание изученной информации в логической последовательности;

-проведения экспериментов;

-оформление работы;

-анализ и оценка работы.

3. Презентация работы

Методы работы

-поиск и отбор информации по теме;

-метод описания;

-сопоставление, сравнение, анализ, синтез;

-классификация;

-оформление.

Необходимое оборудование

Пробирки , штатив , продукты (свежие фрукты, замороженные ягоды,соки, нектары), пипетка , держатель, химические стаканы, мерный цилиндр, ступа

Продукт проекта

Таблицы, результаты экспериментов










Оглавление


1. Введение с.4

2. Теоретическая часть с.5-8

2. 1. История открытия витаминов

2.2. Классификация витаминов

2.3. Физиологическая роль витамина С

2.4. Биохимические свойства витамина С

2.5. Источники содержания витамина С

2.6. Суточная потребность в витамине С

3. Экспериментальная часть с.9-10

4.Опрос-анкета с.10-11

5.Заключение с.11

6. Библиография с.12

7. Приложение с.13-15




















Введение

Актуальность проблемы. Мы живем в северном крае. Иммунная система защищает нас от воздействия внешних неблагоприятных факторов, это своего рода "линия обороны" против агрессивного действия бактерий, грибков, вирусов и т.д. Без здоровой и эффективно работающей иммунной системы организм ослабевает и чаще страдает от вирусных и бактериальных инфекций. Иммунная система защищает организм от его собственных клеток, у которых нарушена организация и которые утратили свои нормальные характеристики и функции. Она находит и уничтожает такие клетки, являющиеся потенциальными источниками рака. Давно известно, что витамины необходимы для образования иммунных клеток, антител и сигнальных веществ, участвующих в иммунном ответе. Суточная потребность в витаминах может быть небольшой, но именно от обеспеченности витаминами зависит нормальная работа иммунной системы и энергетический обмен.

Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о весьма тревожной ситуации, сложившейся в последние годы в России. Отмечаются крайне недостаточное потребление и все более нарастающий дефицит витаминов.

Так, дефицит витамина С выявился у 70-90% обследуемых. При этом витаминный дефицит носит сочетательный характер и обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне-осенний период. Общую ситуацию можно рассматривать как массовый круглогодичный гиповитаминоз С. Именно поэтому моя цель определить наличие витамина С в отдельных продуктах питания и наиболее богатые рекомендовать для регулярного употребления.

Цель: определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина С в отдельных продуктах питания.

Задачи:

1.Выяснить значение витамина С в образовании ферментов, веществ антиоксидантов, уничтожающих перекисные соединения в организме, повышающие иммунитет.

2. Рассмотреть физиологическое значение витамина С.

3. Ознакомиться с биохимическими свойствами витамина С.

4. Методом йодометрии, выяснить в каких именно овощах и фруктах содержится наибольшее количество витамина С и, сравнив содержание витамина С в готовых и свежеприготовленных соках, а также в замороженных ягодах, рекомендовать их для употребления.

5. Провести опрос-анкету учащихся, как часто они употребляют продукты питания, содержащие витамин С.

Гипотеза: если выяснить, в каких продуктах содержится наибольшее количество витамина С, то эти продукты можно рекомендовать для регулярного употребления.

Объект исследования: продукты (апельсин, замороженные ягоды красной и черной смородины, соки, нектары).

Предмет исследования: витамин С.

Методы исследования: метод эксперимента основан на свойстве витамина С обесцвечивать йод.

способности; анкетирование (в котором принимало участие 19человек).

Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер, так как изучались научные данные о свойствах и физиологическом воздействии витамина С на организм человека; экспериментальным путём доказано наличие витамина С в отдельных продуктах, даны рекомендации при выборе продуктов.

Обзор литературы. На уроках биологии мы изучали тему «Витамины»-параграф 37,я познакомилась с методом определения витамина С по обесцвечиванию йода, по которому провела эксперименты по определению содержания витамина С в продуктах.

Книга «Анатомия и физиология человека» С.И. Гальперина помогла узнать основные симптомы дефицита витамина С.

Справочники и учебники по химии и биологии рассказали о классификации витаминов по растворимости в воде и жире.

Теоретическая часть


История открытия витаминов

Русский ученый Н.И. Лунин в 1880 году опубликовал данные опытов на мышах. Если белых мышей вскармливать цельным молоком, то они развиваются и растут нормально. Но если мышей кормить пищей, состоящей из основных частей молока: казеина, молочного жира, сахарозы и дистиллированной воды, то они быстро гибнут. Из этого Лунин сделал вывод, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся ещё и другие вещества, незаменимые для питания.

Позже накопилось много данных о связи некоторых болезней с недостатком в пище каких-то специфических веществ. В 1912 году польский учёный К. Функ назвал существующие в продуктах питания жизненно важные вещества витаминами(от лат. vita – «жизнь»).

Классификация витаминов

Действие витаминов было установлено до выяснения их строения и послужило основой при их классификации. Первоначально была введена буквенная классификация и, несмотря на то что она не отражает ни биологической, ни физической сущности витаминов, ею широко пользуются. В настоящее время открыто несколько десятков витаминов. Для удобства изучения их классифицируют по физическим свойствам: витамины, растворимые в жирах и витамины, растворимые в воде.

Жирорастворимые витамины: А,D, Е, К.

Водорастворимые витамины: С, группа В, РР.

Так же как вода и минеральные соли, витамины являются источниками энергии, их значение для организма чрезвычайно велико. Большинство людей испытывает дефицит в витамине С.

Физиологическая роль витамина С

Физиологическое значение витамина С теснейшим образом связано с его окислительно-восстановительными свойствами. Возможно, что этим следует объяснить и изменения в углеводном обмене при скорбуте (заболевание, обусловленное недостатком в организме человека витаминов С и Р, то же что и цинга), заключающемся в постепенном исчезновении гликогена из печени и вначале повышенном, а затем пониженном содержании сахара в крови. По-видимому, в результате расстройства углеводного обмена при экспериментальном скорбуте наблюдается усиление процесса распада мышечного белка и появление креатина в моче. Большое значение имеет витамин С для образования коллаген (фибриллярный белок, составляющий основу соединительной ткани животных и обеспечивающий ее прочность) и функции соединительной ткани. Витамин С играет роль в гидроксилировании и окисления гормонов коры надпочечников. Нарушение в превращениях тирозина, наблюдаемое при цинге, также указывает на важную роль витамина С в окислительных процессах.

Недостаточное поступление витамина Сс пищей проявляется в форме авитаминоза (цинги). Основные симптомы С-витаминной недостаточности в порядке их развития следующие: снижение мочевой экскреции аскорбиновой кислоты, уменьшение концентрации аскорбиновой кислоты в плазме крови и лейкоцитах, повышенная ломкость кровеносных капилляров, общая слабость, апатия, повышенная утомляемость, снижение аппетита, задержка роста, повышенная восприимчивость к инфекциям, болезненность дёсен, их отечность, разрыхленность, кровоточивость при чистке зубов.

Наиболее часто встречаются С-гиповитаминозные состояния. При этом часто имеются лишь субъективные признаки, которые выражаются в понижении общего тонуса организма. Люди с гиповитаминозом С более подвержены заболеваниям, причем эти заболевания протекают, как правило, длительно и тяжело.

Особенно часто С-гиповитаминозные состояния возникают в период повышенной потребности организма в витамине С при беременности, кормлении, усиленной физической и умственной работе, при инфекционных заболеваниях. Чаще гиповитаминоз можно наблюдать в весенние месяцы, когда, с одной стороны, уменьшается употребление овощей, а с другой – содержание в них витаминов вследствие длительного хранения.


Биохимические свойства витамина С

Поскольку цепи питания существуют не одну сотню лет, некоторые биологически активные вещества не вырабатываются в организме, а берутся из пищи в готовом виде. К ним относится и витамин С.

Аскорбиновая кислота - это белый кристаллический порошок кислого вкуса. Легко растворим в воде (1:3,5), с образованием кислых растворов, растворим в спирте. Растворы для инъекций готовят с добавлением натрия гидрокарбоната и стабилизаторов.

Аскорбиновая кислота, особенно ее дегидроформа, является весьма неустойчивым соединением. Превращение в дикетоулоновую кислоту, не обладающую витаминной активностью, является необратимым процессом, который заканчивается обычно окислительным распадом. Наиболее быстро витамин С разрушается в присутствии окислителей в нейтральной или щелочной среде при нагревании.

Организм человека не способен сам синтезировать витамин С, и в нем нет сколько-нибудь значительных резервов витамина С, поэтому необходимо систематическое ежедневное поступление этого витамина с пищей. Недостаток или отсутствие его приводят к развитию гипо- или авитаминоза (цинги).


Источники содержания витамина С

Аскорбиновая кислота является одним из наиболее широко распространенных в природе витаминов. Она синтезируется растениями и подавляющим большинством животных. Животные продукты в общем более бедны витамином С, хотя отдельные органы содержат относительно высокие концентрации. С другой стороны, семена и зерна высших растений лишены витамина С. Однако с первых дней прорастания в них появляется аскорбиновая кислота. Богаты витамином С листья, плоды, несколько беднее корнеплоды. По богатству витамином С выделяются плоды шиповника, дающие экстракты хорошего вкуса. Синтез и накапливание аскорбиновой кислоты в одном и том же виде растений варьируют в зависимости от многих условий: почвы, агротехники, удобрений, освещенности, водного режима, температуры и др. Растения изменяются в онтогенезе. Для некоторых культур сортовые колебания очень велики. Так концентрация аскорбиновой кислоты в разных сортах черной смородины колеблется от 69 до 250 мг, а в яблоках – от 1 до 30мг. В картофеле, капусте, а также в женском молоке часть витамина С находится в связанной форме, которая не выявляется обычными методами определения.


Содержание витамина С в некоторых пищевых продуктах (в мг на 100 г)

(подробно в приложении 1)


Пищевые продукты (фрукты, овощи)

Содержание витамина С

Перец красный

250

Шиповник сушеный

до 1500

Перец желтый сладкий

125

Смородина черная

250

Капуста цветная

75

Апельсины

50

Редис

50

Яблоки

20




Я изучила содержание витамина С из состава, указанного на этикетках

Исследуемые образцы продуктов питания на содержание витамина С



Продукт

Состав, указанный на упаковке

Углеводы

Минеральные вещества и др. витамины

Витамин С

Сок апельсиновый «Сады Придонья».


11,5 г

калий—130-190 мг

20 мг

Сок апельсиновый «Золотая Русь»

11,5 г

калий—130-190 мг

20мг

Сок апельсиновый «Услада»


20 мг

Сок апельсиновый «Фруктовы сад»

11,7г

калий -146 мг

20 мг

Сок апельсиновый «J7»

10г

калий -170мг, Mg-10мг, Ca-9мг

20 мг

Нектар апельсиновый «Мой»

10 мг

калий-50 мг, железо-0,7 мг

10 мг

Апельсин


витамин Н- 2мг

50 мг

Черная смородина


В1, Co

250 мг


Таким образом, мы выяснили, что самые богатые витамином С являются фрукты: апельсины, смородина черная, шиповник и овощи: перец, капуста.

Суточная потребность в витамине С

Суточная потребность человека в витамине С зависит от ряда причин:

возраста, пола, выполняемой работы, состояния беременности или кормления грудью, климатических условий, вредных привычек.

Болезни, стрессы, лихорадка и подверженность токсическим воздействиям (таким, как сигаретный дым) увеличивают потребность в витамине С.

В условиях жаркого климата и на Крайнем Севере потребность в витамине С повышается на 30-50 процентов. Молодой организм лучше усваивает витамин С, чем пожилой, поэтому у лиц пожилого возраста потребность в витамине С несколько повышается.

Средневзвешенная норма физиологических потребностей составляет 60-100 мг в день. Обычная терапевтическая доза составляет 500-1500 мг ежедневно.

Рекомендуемая суточная потребность в витамине С


Категория

Возраст (лет)

Витамин С (мг)

Грудные дети

0 – 0,5

0,5 – 1

30

35

Дети

1 – 3

4 – 6

7 – 10

40

45

45

Лица мужского пола

11 – 14

15 – 18

19 – 24

25 – 50

51 и старше

50

60

60

60

60

Лица женского пола

11 – 14

15 – 18

19 – 24

25 – 50

51 и старше

В период беременности

В период лактации

50

60

60

60

60

70

95


Так как организм человека не способен самостоятельно вырабатывать витамин С, мы должны поставлять витамины в организм при помощи употребляемых нами продуктов.


Для исследования я взяла свежий фрукт-апельсин, а также апельсиновый сок и замороженную смородину(красную и черную).и использовала метод исследования, основанный на свойстве витамина С обесцвечивать йод.

Экспериментальная часть



Определение витамина С”:

1. Спиртовой раствор йода развести с водой до цвета крепкого чая.

2. Добавить в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3. Взять свежий фрукт или овощ и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдать за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

Чем меньше капель мы добавляем в раствор йода с крахмалом, тем больше аскорбиновой кислоты содержится в исследуемом продукте.


Соки

Количество капель

Свежевыжатый апельсиновый

20

Апельсиновый нектар

25




Определение витамина С в замороженных ягодах.

1.Берем замороженный продукт массой 50гр. Помещаем в ступку и растираем в течении 10 минут до получения однородной массы.
2.Оставляем на 5 минут для отстаивания.
3.Отфильтровываем через бумажный фильтр.

4.Полученный раствор анализируем сразу же.



Замороженная ягода

Количество капель

Черная смородина

15

Красная смородина

15



На основании полученных данных я пришла к следующим выводам:

  1. содержание витамина С в некоторых ягодах при замораживании может увеличиваться (черная смородина – 15 капель, красная смородина-15 капель).

2) наиболее оптимальным способом сохранения витамина С в овощах и ягодах является «шоковая» заморозка.



После проделанной исследовательской работы меня заинтересовал вопрос: «Чему отдают свое предпочтение мои одноклассники: свежим фруктам или сокам промышленного производства»?


Опрос-анкета

Приняли участие 19 учащихся 8 класса(данные на слайде)


1. Что я предпочитаю: фрукты или сок из этих фруктов?

Фрукты – 14 чел.

Соки – 5 чел.

2. Предпочтение отдаю:

Апельсинам – 10 чел.

Яблокам – 2 чел.

Мандаринам – 3 чел.

Грушам – 0 чел.

Бананам – 3 чел.

Грейпфрутам – 0 чел.

Киви – 1 чел.

3. Как часто ты употребляешь свежие фрукты?

Каждый день – 3 чел.

2-3 раза в неделю – 14 чел.

Очень редко – 2 чел.


Вывод:для пополнения витаминов, которые быстро расходуются, дети предпочитают ежедневно употреблять в пищу свежие фрукты, причем наиболее любимым является апельсин, что является положительным моментом, т.к. именно в апельсине содержится наибольшее количество витамина С, чем в других фруктах предложенных в анкете.




Заключение


На основании полученных данных исследования, можно сделать вывод, что наиболее богатые витамином С являются свежие фрукты и овощи (черная смородина 250мг, красный перец – 250мг, цветная капуста – 75мг, апельсин – 50мг, яблоко – 20мг). Но по разным причинам (материальным, сезонным, объективным) мы не всегда можем употреблять в пищу круглый год свежие фрукты и овощи, в этом случае можно заменить данные продукты замороженными, а также соками и нектарами. Проводя эксперименты, доказывая наличие витамина С в продуктах, я подтвердила выдвинутую мною гипотезу и могу порекомендовать:

Ввиду того, что смородина (черная и красная) наиболее богата витамином С, предлагаю употреблять её в свежем и замороженном виде, в соках, в морсах и в компотах. Также употреблять апельсины и соки, в основе которых содержится этот фрукт. В нашем рационе должны присутствовать сладкий красный перец и цветная капуста,

Используя данные исследования, я провела беседу для учащихся 8 классов, выступала на школьной конференции, планирую рассказать о здоровом образе жизни родителям.











Библиография


1.ГальперинС.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1984.- 468 с.

2. Общая химия. 20-е издание, испр. Л., «Химия», 1978. 720 с.

3. Организация лечебного питания детей в стационарах/Под ред. Баранова А.А., Ладодо К.С. - М.: "Эвита-Проф". 2001.- с.81.

4. Ольгин О. Опыты без взрывов. Изд. 2-е, переработанное.- М.: Химия, 1986.-192с.

5. Строганова Л.А., Александрова Н.И. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста.- Санкт-Петербург: СПбМАПО, 1996.- 62 с.

6. Тутельян В.А. Витамины: 99 вопросов и ответов.- М.- 2000.- 47 с.

7. Учебник: Биология. 8 класс. Д.В.Колесов, Р.Д. Маш.,И.Н.беляев – М.: Дрофа, 2018 г.

8. Энциклопедия для детей том 17, Химия, -М.:Аванта+, 2000.-640с.
































Приложение




Содержание витамина С в различных продуктах

Овощи и бахчевые

Содержание витамин С, мг

Перец красный сладкий

250

Петрушка (зелень)

150

Редис

25

Салат

15

Свекла

10

Томаты грунтовые

25

Укроп

100

Чеснок

10

Капуста белокочанная ранняя

60

Капуста белокочанная поздняя

45

Картофель

20

Лук-перо

30

Лук репчатый

10

Морковь

5

Огурцы грунтовые

10

Арбуз

7

Таблица 1


Таблица 2

Фрукты

Содержание витамина С, мг

Вишня

15

Слива

10

Яблоки летние

10

Яблоки зимние

16

Лимон

40

Виноград

6

Земляника садовая

60

Крыжовник

30

Малина

25

Смородина черная

200

Шиповник свежий

650


Таблица 3

Овощные консервы

Содержание витамина С , мг

Горошек зеленый

10

Томаты с кожицей

15

Консервы овощные закусочные

7,0

Томат-паста

45

Щи из свежей капусты

6


Таблица 4

Соки

Содержание витамина С , мг

Абрикосовый

4

Апельсиновый

40

Виноградный

2

Вишневый

7,4

Гранатовый

4

Лимонный

36,1

Сливовый

4

Черносмородиновый

85

Шиповниковый

400

Яблочный

2


Таблица 5

Варенья и компоты

Содержание витамина С , мг

Варенье из клубники

8,4

Варенье из груш

1,1

Варенье из малины

7,4

Варенье из мандаринов

3,7

Варенье из сливы

3,0

Варенье из черноплодной рябины

5,0

Варенье из яблок

1,4

Джем из абрикосов

2,4

Джем из мандаринов

10,0

Джем из черной смородины

40,0

Повидло яблочное

0,54

Компот из абрикосов

4,07

Компот из вишни

2,0

Компот из черешни

3,0

Компот из яблок

1,8

Яблоки в сиропе

1.4



Таблица 6

Молочные продукты

Содержание витамина С, мг

Молоко пастеризованное,

3,25 % -жирности

1,3

Молоко пастеризованное,

2,5 % -жирности

1,3

Молоко обезжиренное

0,4

Сливки 20%-ной жирности

0,3

Сметана 25%-ной жирности

0,3

Творог жирный

0,5

Творожная масса

0,5

Сливочное масло

0









19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!